Фонетика. Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка с применением сингапурских структур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetika_alfavit.rar187.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока

 «Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи и буквы. Алфавит».

( первый урок  по теме)

Базовый учебник

В.В. Бабайцева . Русский язык. УМК для углубленного изучения.

Цель  урока: повторить и обобщить изученный материал по данным разделам лингвистики; воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи.  дать представление о смыслоразличительной роли звука, тренировать пятиклассников в умении отражать на письме звуковой облик слова

 Задачи: 

         - обучающие : 

научить распознавать  буквы и звуки,

                      отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;

         -развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных      

звуков речи, прививать интерес к предмету,  продолжать работу  над

формированием навыков грамотного письма.

-воспитательные :  воспитывать любовь к  художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания

        5. Тип урока :  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

6.Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная

Необходимое техническое оборудование 

  1.  Запись звуков природы.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Презентация.
  4.  Напечатанные задания..

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, сегодня я приглашаю вас в загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия.

III. Изучение нового материала.

На прошлом уроке мы познакомились с основными разделами науки о языке. Я предлагаю вспомнить их, выполнив задание «Верные и неверные утверждения»(если верно, ставим +, неверно ставим -).Запишите в тетрадях число, классная работа.

(слайд№3)

1.Языкознание (лингвистика) -это наука о языке.

2. «Морфология», «Синтаксис»,  «Морфемика» -это разделы  «Грамматики».

3.  «Лексикология» - словарный состав языка.

4. «Орфография» – правила произношения.

5.Правила написания слов изучает  «Орфоэпия».

6. «Фонетика» изучает звуки.

Проверка. Молодцы, с заданием справились.

- А сейчас закройте глаза.  Послушайте внимательно.  (Раздаются звуки колокольчика)   Что вы услышали?  (Услышали звуки)

-Совершенно верно.  Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков  окружает нас . Звуки  бывают разные. Какие?  (Шум, шорох, стук, приятные и неприятные).

-А как вы думаете, изучает ли эти звуки фонетика?( Подумайте.Обсудите этот вопрос с партнером по плечу в течение 30 сек.Начинает партнерА.).Участник №4 стол № 3скажите свой ответ. Участник №2 стол №1 вы согласны?(Структура  таймд-пэа-шэа)

-Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? ( Подумайте.Обсудите этот вопрос с партнером по лицу в течение 30 сек.Начинает партнерБ.).Участник №3 стол № 2 скажите свой ответ. Участник №1 стол №3 вы согласны?(Структура  таймд-пэа-шэа)

Какие звуки нам помогают общаться?( Подумайте. Обсудите этот вопрос с партнером по лицу в течение 30 сек.Начинает партнерБ.).Участник №3 стол № 2 скажите свой ответ. Участник №1 стол №3 вы согласны?(Структура  таймд-пэа-шэа)

Правильно,. разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков.  Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как  ….Запишите тему урока. Давайте сформулируем цели нашего урока.

1.Что мы должны знать?( Предмет изучения фонетики (что изучает )

2.Что должны уметь различать? (Различать звук и букву).

(слайд № 4,5)

Да, верно. Фонетика-это раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

Слово это пришло к нам из греческого языка «ФОНЕ»-звук. Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.( Каждый член команды берет 4 листочка, придумывает слово, проговаривает для всех членов команды и записывает на 1 листочке  и кладет лицевой стороной вверх в центр стола.И так 4 раза. Джот Тотс).

Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

     Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

       Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

Микрофон (прибор для усиления голоса);

Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

Фонотека (собрание звукозаписей);

Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

Патефон (граммофон с рупором)

Смартфон

Фонограф(можно от каждого стола прочитать по 4 слова. Следующий стол не повторяется).

.Встаньте, под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять.Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление.Подумайте.

-  1 вопрос. В русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).Ученики делятся со своими партнерами  по 30 сек.Начинает тот, у кого глаза темнее. Поблагодарите своего партнера А теперь на этот вопрос ответит

Звучит  музыка., под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление.

2 вопрос. Что изучает фонетика? Звучит  музыка., под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление. Подумайте. Начинает тот, у кого. Красивее почерк... Поблагодарите своего партнера. А теперь на этот вопрос ответит…

3 вопрос. Звук и буква  в словах всегда совпадают? Звучит  музыка., под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление Начинает тот, у кого хорошее настроение. Время!!! Поблагодарите своего партнера.А теперь на этот вопрос ответит…

4 вопрос .Чем звуки речи отличаются от всех других звуков? Звучит  музыка., под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление Начинает тот, у кого Время!!! Поблагодарите своего партнера.А теперь на этот вопрос ответит…

-Хорошо, ребята, молодцы, пройдите на свои места.

Да, действительно из звуков речи образуются слова. Докажем это, выполнив следующие задания.

Задания в слайдах презентации.(№ 8,9,10).

Задание 1. Из каждого слова «выньте» по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.

Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран (Всласть-власть, Краска-каска,

Склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, Беда-еда, Экран-кран).

Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза.

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.( рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад,оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).

Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска,  галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка

( ногти-когти,  булка-будка,  лапка-лавка,  зубы-дубы, киска-миска, галка-палка, орел - осел,  норка-корка, клин-блин, тоска-доска, полено-колено, рамочка- дамочка).

-Ребята, к какому выводу мы пришли ,выполнив эту работу?(как много может сделать 1 звук, меняем один звук, получаем совсем другое слово.)каждый из звуков помогает различать слова по смыслу .Это звуки -смыслоразличители. Они и называются  красиво-фонема (н).Конечно, если бы не было звуков, мы вряд ли смогли общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи –это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. А как на письме обозначаются звуки?(при помощи квадратных скобок).Как называется запись слова при помощи звуков?(транскрипция).

-Слайд  11.Откройте учебник на стр.107,выполните упр.236,237,238,239,240 (1 упражнение 1 стол). Проверка.

- Слайд  13.У вас на столах лежат листочки, на которых написано: «Песня из 2 букв» и « Как мальчик Женя научился говорить букву Р». Откройте «Теорию» на стр.16-1,2 абзац 17 ..и опровергните или согласитесь с писателем, который так назвал свои рассказы. Объясните, почему.(Буквы петь нельзя, значит, песни из 2 букв быть не может, петь и произносить можно только звуки. Женя не выговаривал звук. Буквы мы видим и слышим,а звуки произносим).

Всегда ли(«Верно или неверно»):  буква = звук или буква =/ звук.

 - Ответить на этот вопрос нам поможет упр.241.,стр.107.Прочитайте.выполните в тетрадях. Почему эти слова рифмуются? Ведь буквы на конце разные? 

Слайд №  Где живут буквы? То. что вы видите на слайде ,можно назвать алфавитом? Почему? (конструктивный вопрос)

л

к

о

а

ъ

п

е

г

я

ш

л

э

х

ж

ы

ы

у

ю

ф

ц

и

й

т

щ

Ребята, какие трудности подстерегают нас при изучении звуков и букв? (неправильное название букв). В каких названиях букв алфавита часто встречаются ошибки?  Как вы думаете почему?

Выполните упр.256

Работа с учебником. Прочитайте  п.6.. Свяжите то, что вы знали, с тем ,что узнали сегодня.(коннект –экстэнд -челлендж).Устно.

знал

узнал

Какие трудности

или

 Давайте обобщим все,  о чем узнали на уроке, используя структуру Модель Фрейер.

Рефлексия.- Продолжите фразу

Сегодня я на уроке….

Итак, на этом, друзья, наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что вы научились отличать звук от буквы, правильно произносить  звуки и называть буквы. Я убедилась, что вы много знаете о звуках русского языка. - Спасибо за урок!

_Оцените  своих партнеров.(на листах контроля поставьте оценки).

Домашнее задание:1.составить сказку о звуках и буквах.

2.Кто затрудняется составить сказку, выполните упражнение №           по заданию учебника.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Алфавит" предназначена для учащихся 5 класса при повторении темы"Фонетика."

Данная презентация поможет учащимся раскрыть тайны возникновения письменности на Руси. Работа содержит много полезной информации о первых создателях алфавита.В ней также используется интересный краеве...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Проверочная работа для 5 класса по теме Фонетика. Графика. Алфавит.

Проверочная работа по русскому языку для 5 класса составлена для диагностирования знаний обучающихся по теме "Фонетика. Графика. Алфавит. Работа включает в...

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.

Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите....