Открытый урок по литературе для 9 класса
план-конспект урока (9 класс) по теме

Урок-размышление, целькоторого познакомить обучающихся с понятиями жанра, с понятиями "Философия", с творчеством и темами лирики М.Лермонтова..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_2.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Философский смысл лирики М.Ю. Лермонтова

(урок-раздумье в 9 классе)

Цели: помочь учащимся услышать и понять , как в стихах Лермонтова решаются проблемы счастья  жизни и смерти, любви и ненависти ,постичь мир лирического героя Лермонтова , соотнести его с произведениями музыки и живописи.

Оборудование: плакаты с высказываниями М.Ю. Лермонтова и высказывания о нем; картины М. Врубель «№Демон», И. Левитан «Владимировка», В. Перов «Последний кабак у заставы»; грамзапись «Выхожу один я на дорогу», симфония 35 Бетховена.

                                Эпиграф к уроку: Тем я несчастлив, добрые люди,

                                                        Что звезды и небо- звезды и небо!

                                                        А я –человек…

I IОрганизационный момент. Постановка цели урока.

Вводные слова учителя.

                Сегодня мы с вами снова погружаемся  а мир поэзии М.Ю. Лермонтова, снова  будем стараться понять его лирического героя – этого странного человека : сильного и в то же время слабого, злого и доброго, любящего и ненавидящего одновременно. Вчитайтесь в тему. Не кажется ли вам ее формулировка несколько парадоксальной? (Лирика и смысл?)

                - Почему такая постановка темы оправдана , если мы говорим о лирике Лермонтова? (Всякое чувство у него проходит не только через сердце, но и через голову)

Итак, цель нашего урока  - провести небольшое исследование на материале стихотворений Лермонтова и рассмотреть философские проблемы:

  •  добро и зло
  • Жизнь и смерть;
  • Смысл человеческой жизни;
  • Счастье;
  • Любовь и ненависть;
  • Природа и человек.

Что такое философия? Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основной вопрос –что первично: материя или сознание?

-Что лежит в основе  лирики Лермонтова? Идея (душа) или что-то материальное? В чем он ищет опору?

Сравнение с эпиграфом.

II Проверка домашнего задания

Вначале надо разобраться , что же он за человек?

В.Г. Белинский сказал о поэте: «Нет, это не Пушкин, это другой»

- Почему же он не Пушкин, не  Байрон? В чем проявляется то, что он другой?

Учащиеся высказываются относительно Лермонтова – человека и поэта.

 Подведение итогов учителем.( Человек , живущий в эпоху реакции, вынужденный скрывать свои чувства и мысли , пишет стихи. Именно в них раскрывает свою душу. Что таится в ней?

Перед учащимися стояла задача : проанализировать стихотворение, попытаться проникнуть  в мир лирического героя, понять его мысли и состояние .А также учащимся предложено найти картину , наиболее близкую по духу.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова

Картина , соответствующая  настроению лирического героя произведения

«Родина»

«Пленный рыцарь»

«Я не хочу чтоб свет узнал»

«Дума»

Я не для ангелов и рая»

Выступления учащихся.

Учитель после выступления учащихся предлагает послушать музыку, в которой тоже есть душа, настроение. Есть ли сходство с произведениями Лермонтова? («На смерть поэта».)

III Работа по теме урока

1.Тема добра и зла.

Учитель: «Вы почувствовали , каким противоречивым характером обладал поэт?»

Какие стороны светлые и темные преобладают в его характере?

Основываясь на анализе стихотворений давайте определим добрым или злым является лирический герой?

-- Чтение и анализ стихотворений «Как часто пестрою толпою окружен…», « Я не для ангелов и рая»

                О, как мне хочется

                Смутить веселость их

                И дерзко бросить им  в глаза

                Железный стих, облитый горечью и злостью!

Противопоставляется раю –демон, исчадье зла. Какой он?  Демонстрация картин Врубеля.

К чему ближе лирический герой? Кто он? Идеалист? Материалист? (разбор этих слов)

Учащиеся высказывают свое мнение(обоснованное)

2 Тема жизни и смерти

Слово учителя о понятии этих значений. Ставится вопрос – Если жить , то для чего? Стоит ли жертвовать для других? Чтение стихотворения «Я жить хочу…», «Смерть», «Для чего я не родился…»

После выводов учащихся следует  рассматривание картины И. Крамского «Христос в пустыне» с комментарием.

Учитель делает вывод: по разбору картины , стихотворений , а в особенности стихотворения «Выхожу я на дорогу» четко видна душа лирического героя , которому неуютно в этом мире. Не случайно цвета красок выбраны поэтом: синий, черный, голубой…  он не жалеет ни о чем, не ждет ничего. Его путь «кремнистый. (объяснение значения слова)

 Рассказ учителя о стихотворении «Выхожу один я на дорогу. (прилагается)

Слушание романса  «Выхожу один я на дорогу». Обсуждение услышанного.

Чтение стихотворения учащимися.

IV Подведение итогов.

Кто же такой лирический герой Лермонтова?

Какое стихотворение поэта является программным, т.е. выражает всю сущность его представлений о мире?

(чтение эпиграфа)

Звезды и небо и человек – в стремлении к их единению есть смысл человеческого существования на Земле.

Главная проблема философских размышлений поэта о жизни  - его проблема вечного противостояния добра и зла.

Парус его души остался одиноким и недосягаем. Звучит стихотворение «Парус».

Учитель

Я от всей души желаю каждому из вас в этой непростой жизни найти свой парус, а в минуту жизни трудную пусть на помощь вам придет М.Ю. Лермонтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4.

Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4....

открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"

Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности;                    ...