Грамматические особенности причастий
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Знакомство с  типологией ошибок, связанных с употреблением причастий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.k.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФГОС ООО

ФИО педагога: Кострова Светлана Юрьевна, МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

Предмет:русский язык

Класс: 7

Общая информация о занятии

Дата:

28.10.2014

Тема: Грамматические особенности причастий

Цель:Определить типологию ошибок, связанных с употреблением причастий

Задачи:

Обучающие:

  • обозначить сферу употребления причастий
  • научить правильно употреблять причастия в речи.

Развивающие:

  • формировать познавательные учебные действия
  • развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных.
  • Воспитывающие:
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова
  • воспитывать коммуникативность, самостоятельность

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-Умение различать функциональные стили языка

-Умение применять полученные по орфографии и словообразованию причастий знания в новой ситуации

-Умение создавать разные синтаксические конструкции

Регулятивные

выбирать  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения лингвистических задач;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

-Развитие учебно-познавательного интереса к предмету;

-Понимание роли и значения знаний по русскому языку.

-Оцениваниесобственной учебной деятельности

Тип  урока:

Материально-технические средства:

Технология (авторская методика):

Урок формирования новых знаний

  1. Компьютер (по возможности с выходом в интернет), проектор, экран или интерактивная доска
  2. Презентационное сопровождение урока
  3. Раздаточный материал
  4. Энциклопедия по окружающему миру или толковый словарь.

Исследовательская деятельность

Информационно-коммуникационная

Развивающее обучение

Структурные параметры

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания,

направленные на достижение результатов  

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент Мотивация к учебной  деятельности.

Цель:проверка готовности обучающихся к работе, их настроя на работу

Проверяет готовность обучающихся к уроку:

Представление

Проверка настроения

Подготовка к уроку.:

Выбирают свой смайлик (отличное, равнодушное, плохое настроение) и показывают учителю.

Выберите из смайликов, лежащих на вашем столе, тот, который соответствует вашему настроению на данный момент

Позитивный настрой на работу

2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Выдвигает проблему.

Корректирует действия.

Уточняет, озвучивает тему и цель урока.

Решают лингвистические задачи.

Самопроверка.

Предлагают варианты формулировок темы, цели урока.

Фронтальная работа

  1. В названии картины известного русского художника Маковского пропущено слово. Восстановите его.

 «Дети,… (бегущие) от грозы»

-Какой частью речи является подобранное вами  слово?

-Определите тему нашего занятия.

  1. Представьте: вы редактор, вам принесли статью о нашем замечательном лесном массиве. Бегло просмотрев , вы её не приняли. Почему?

Текст для анализа.

Шипов лес – заповедный лесной массив,  расположеннойна правом берегу реки Осередь, на границе с рекой Битюг. Представляет собой дубраву, массивным зелёным «островом» раскинувшую среди окружающей степи.

  • Редактирование предложений
  • Самопроверка

Массив расположенный

Дубраву раскинувшуюся

- Определите цель нашего занятия

Формулировка темы, цели урока.

3.Построение проекта выхода из затруднения

Цели: выявление обучающимися новых знаний,

освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Делятся на группы.

Решают лингвистические задачи. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Каждая группа получает задания для работы.Выполнение заданий, поиск, переработка информации

  1. Сфера применения причастий (функциональные стили)

Задания для первой группы.

-Сравните описания грозы.

-Определите стиль каждого отрывка.

- Найдите примеры описания (определения) грозы в научном стиле.

-Сделайте вывод о частотности употребления и роли причастий в текстах каждого стиля.

1.        – Ну и гроза! Страшно к окну подходить.

- Да, такой грозы давно не было.

- Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…

2.        Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса…Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины … Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.

(3.Например.         Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками (молния и гром), сопровождаемых дождём и градом и бурными порывами ветра.)

  1. Морфологические нормы причастий.

Задания для второй группы.

Выполните тестовые задания ( в карточке). Объясните свой выбор.

1.В каком случае форма причастия образована неправильно? С чем это связано?

1)Закрыть - закрывший

2)Улыбаться - улыбающийся

3)Бросать - бросаемый

4)Изучать- изучивший

2. От какого глагола нельзя образовать действительное причастие настоящего времени

1) дышать

2) петь

3)бежать

4)нарисовать

3. Исправьте ошибки в предложениях.

1)На столе стоял букет цветущихся астр.

2)Мы опоздали на урок по независимым от нас причинам

3) А у меня давно уже всё убрато!

4)Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.

  1. Синтаксические нормы причастий.

Задания для третьей группы.

Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения. Свой вариант запишите во второй столбик.

Предложения с ошибками

Исправленный вариант

1.Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

2. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой

3. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

4. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

5. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.

1.Выяснять места затруднений.

2.Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

3.Строить логичные рассуждения, сопоставлять факты.

4.Первичное закрепление.

Цели: развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, отработка способов действия с информацией, подведение детей к самостоятельному выводу.

 

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности

Коррекция деятельности

Представитель  от каждой группы делится результатами наблюдения. Участники групп контролируют ответ, при необходимости внося коррективы.

Формулируются выводы, записываются всеми учениками в индивидуальный рабочий лист.

Представление результатов работы. Сформулированные выводы заносят в рабочий лист (кратко).

1 группа:

А)Художественному стилю причастия придают выразительность, образность, динамику.

Б)В научном стиле причастия помогают ёмко, точно и лаконично выразить мысль.

В) В разговорном стиле практически не используются

Запись: Причастия используются в книжных стилях речи

2 группа:

Ошибки связаны с образованием форм причастий..

Запись:Нарушение морфологической нормы

3 группа:

 Ошибки в согласовании, построении предложений

Запись:Нарушение синтаксической нормы

1.Представление информации о работе группы.

2.Формулирование выводов. 3.Определяение типа ошибок.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученными знаниями

Контролирует выполнение работы. Связывает результаты урока с его целями

Выполняют коллективно тестовое задание по типу ЕГЭ 2015 года (№6,7)

Установите  соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками . Заполните таблицу ответов.

Предложения

Грамматические ошибки

1)Одному из героев, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

А) Смешение действительного и страдательного причастия

2)Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу

Б) Некорректная синтаксическая конструкция

3)У неё было раскрасневшееся лицо от мороза.

В) Ошибка в согласовании причастия с определяемым словом

4)Передайте наилучшие

пожелания матушке. Остаюсь уважаемый Вами – Артём.

Г) Неправильное построение предложения с однородными причастиями.

Д) Нарушение порядка слов в предложении с причастным оборотом

Ответ

1

2

3

4

В

Б

Д

А

Грамотное выполнение задания. Осознание перспективы работы.

6.Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Организует рефлексию

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке

Осуществляют самооценку учебной деятельности.

Вспомните то, о чем мы вели речь на уроке и выскажите свое мнение, продолжив одно из предложений

 Мне было интересно…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Я узнал…

Я понял, что могу…

Мне понравилось…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Подведение итогов.

Самооценка и оценка деятельности учителем.

Настрой на дальнейшую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматическое значение причастия

Конспект урока по русскому языку по ОС "Школа 2100"...

Урок-обобщение по теме "Грамматические секреты причастия"

Данный урок-расследование поможет учащимся в игровой форме изучить тему "Причастие", понять - это самостоятельная часть речи или особая форма глагола. ...

Презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки причастия"

Презентация к уроку русского языка (6класс) "Грамматические признаки причастия. Типичные суффиксы" . Материал подготовлен к учебнику  С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учителя И.П....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия. (6 класс)

Данный урок разработан на основе программы "Школа2100" в технологии проблемно-диалогического обучения. Материал, представленный в конспекте, может быть использован как полностью, так и части...