Урок-подготовка к творческой работе по русскому языку. Подробное изложение по тексту В. Ганичева "Адмирал Ушаков"
учебно-методический материал по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Навальная Ольга Николаевна

   Подготовка к творческой работе, написанию подробного изложения с последующим написанием сочинения на одну из проблем текста В.Ганичева. в разработке используются  элементы инновационных технологий: РКМЧП, технология ИКТ, развивающее и проблемное  обучение, диалог.  Основные обучающие цели: организовать деятельность учащихся по исследованию авторского текста с целью подготовки к творческой работе; подробно излагать текст, классифицировать материал, вычленять проблемы. Данный урок разработан преподавателем для студентов I курса профессионального учебного учреждения, но урок также можно использовать для подготовки к творческой работе в старших классах (10-11 класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анапский колледж сферы услуг

      Методическая      

                    разработка

   Урок- подготовка к творческой работе по русскому языку (I курс) по теме:

Подробное изложение по тексту «Адмирал Ушаков».

( с последующим написанием сочинения на одну из проблем текста В. Ганичева)

 

                                                       Преподаватель русского языка:

                                                    Навальная Ольга Николаевна

                                                     

                                                     Анапа 2014 г.

Навальная Ольга Николаевна

Должность  (с указанием преподаваемого предмета)

Должность  (с указанием преподаваемого предмета)

Образовательное учреждение

Анапский колледж сферы услуг

Название проекта

Урок-подготовка к творческой работе

Используемая технология

Элементы РКМЧП, технология ИКТ, развивающее и проблемное  обучение, диалог

Использование здоровьесберегающих технологий

Создание комфортных условий на уроке;  формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;    

Учебный предмет

Русский язык

Группа обучающихся

Студенты 1 курса

Название темы

Подробное изложение по тексту «Адмирал Ушаков»

Вид ресурса

Презентация, выполненная преподавателем  к уроку; текстовый материал;

Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Дидактический и иллюстративный  материал к уроку, электронный тест.

Средства Microsoft Office или другое  ПО, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Office (Word, Power Point)

Цели, задачи дидактического материала

Методическая:   использование метода исследования авторского текста на уроке русского языка;

Обучающие: организовать деятельность учащихся по исследованию авторского текста с целью подготовки к творческой работе; подробно излагать текст, классифицировать материал, вычленять проблемы.

Ориентированные на развитие личности учащихся:

 создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в тексте непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;

создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательные:

воспитание и развитие личностных компетенций учащегося;

 помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. Понимать содержание художественного теста .

Уметь

говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

Межпредметные связи:

История

Основы христианства

Основы эстетки и культуры.

Оснащение материально – техническое:

Текст В.Ганичева « Адмирал Ушаков»

Мультимедийная презентация, сопровождающая урок.

Используемая литература                                                          

1. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. Современный русский язык. М., Международные отношения. 1994.

2.Л.И.Пучкова. Русский язык. Типовые тестовые задания. Экзамен. М. 2007.

3.С.И.Львова. Уроки словесности. Дрофа. М. 2000.

4. С.И.Львова. Практикум по русскому языку. Просвещение. М.2006 .

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Текстовый материал используется для подготовки к творческой работе,  обобщения и систематизации изученного материала, вычленения проблемы, объяснении нового материала и создания проблемной ситуации по теме, для этого используется иллюстративный материал.

Используемые источники информации

литература, Интернет, художественная и учебная литература

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

На всех этапах урока

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Нет

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Сегодня мы пишем подробное изложение.

- Давайте вспомним, какие требования предъявляются к такому виду работы?

Текст, взятый на изложение,   автора Ганичева не имеет заголовка. Вам предстоит придумать его самим.

Вам предлагаются ключевые слова из этого текста, возможно, какие-то вам будут непонятны. В рабочем порядке мы их разберём.

Ваша задача в ходе работы с текстом составить типологическую таблицу.

- На основании ключевых слов, спрогнозируйте о ком или о чем идет речь, о какой эпохе.

Ключевые слова подаются на слайде.

-Ну что,  у вас есть какие-либо прогнозы. Как вы думаете, о ком идёт речь. Если трудно сейчас назвать имя, то давайте пока подумаем, какой образ человека создаётся на основании эти слов. Аргументируйте свои ответы.

- Эпоха какая?

- А вас ничего не смущает? Какие слова и словосочетания нарушают логику наших рассуждений, что не вяжется с создавшимся образом.

Мы видим какое-то противоречие, интригу, конфликт.

- Заинтересовала я вас? Может быть, кто-нибудь может назвать имя этого человека?

Речь пойдёт о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове.

- Что вы о нём знаете?

Слайд №2-3-4

Слово учителя: Короткая справка о Ф.Ф. Ушакове. На экране его портрет.

Ушаков Ф.Ф. (1744-1817) – великий русский флотоводец, адмирал. Православный Святой. Канонирован русской православной церковью 5 августа 2001г. Ф.Ф.У. наш земляк. Родился в Ярославской области. Командовал русским флотом, за заслуги перед Отечеством был произведён в 1790г. В Контр-адмиралы. Ушаков – создатель новой морской тактики. Провёл сорок военных походов и ни одного не проиграл, одержал блестящие победы. Александр I, вступивший на престол  в 1801г. Не оценил великих заслуг русского адмирала. Великий полководец стал опальным.

II. Работа с текстом и составление типологической схемы.

 Чтение текста учителем. (текст на столах).

- Опережающее задание.

 1) Определить тему и основную мысль текста.

- Определите проблемы, поднимаемые автором в тексте.

4. Учитель предлагает выстроить перечисленные учащимися  проблемы по степени их значимости.

1.Составьте план и определите тип текста каждого абзаца

Вопросы по тексту. Фронтальная работа по вопросам.

-Начало и концовка перекликаются. Какой композиционный приём использует автор?

- Какой риторический приём использует автор в первом абзаце?

- В начале третьего абзаца стоит союз «но». Какова его роль?

- И заканчивается абзац предложением, начинающимся  с «но» и заканчивающимся многоточием. Почему?

- И вот четвёртый абзац очень важный. Какова его роль? Абзац заканчивается многоточием. Какова его роль?

- Обратите внимание, в двух последних абзацах нет имени собственного. Почему?

- Как вы думаете, какого стиля данный текст? Какова его коммуникативная задача?

Ученики формулируют задачу:

(Передать близко к тексту, сохраняя все особенности авторского стиля).

Слайд №1

1. Записывают  ключевые слова в таблицу.

2. Объяснить пропущенные орфограммы.

3. Какие слова вам непонятны, давайте поработаем над лексическим значением этих слов.

Эскадра – крупное соединение судов военно-морского флота.

Экипаж корабля – команда.

Кампания – 1) Военные действия против кого-нибудь (устар.).

 2) Период плавания или военных операций флота (спец.

3) Мероприятия для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи.

Легендарное имя – необыкновенный, небывалый, вызывающий восхищение.

Эполеты – в царской армии парадные погоны с шитьём.

Рейд – водное пространство у входа в порт, удобнее для стояния судов.

(Это, вероятно, выдающийся человек, командир, причём опальный, имя его легендарное, связанный с морским флотом, прошёл 40 военных кампаний, одержал много побед, флотоводец).

(Расстёгнутый воротник, потёртые эполеты, слезящиеся глаза).

Поза обучающихся чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Тема текста – рассказ и размышление о судьбе великого флотоводца, адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Основная мысль: Современники незаслуженно забывают героев своего Отечества.

2. Работа в группах.

3. Студенты высказываются

Слайд№5.

  1. Проблема старения.
  2. Проблема отношения государства к человеку и его заслугам.
  3. Проблема человеческой памяти.
  4. Отношение современников к выдающимся личностям.

5. Работа в парах.

Высказываются, обсуждают, записывают

Ответы учащихся

 (Кольцевое обрамление, чтобы заострить внимание на состоянии героя).

(С одной стороны, чтобы перейти от одной мысли к другой, этим риторическим вопросом старается привлечь внимание читателя к проблеме).

(Выражено противопоставление, то противоречие, о котором говорили в начале урока. Выдающийся человек – но забыт).

(«но» служит для усиления, чтобы подчеркнуть, что его заслуги перед Отечеством забыты, а многоточие – это приём умолчания). Автор словно размышляет над судьбами других, таких же выдающихся, но опальных. – Пример

Суворов Александр Васильевич

Кутузов Михаил Илларионович

Жуков Георгий Константинович

(Обобщение, речь не только об Ушакове, но и о других). (Позволяет продолжить мысль, либо оборвать, чтобы вернуться к прерванным размышлениям).

 (Чтобы сосредоточить внимание не на личности человека, а на его переживаниях).

(Привлечь внимание, заставить задуматься). Стиль публицистический.

Слайд №6         Типологическая схема

План

Тип текста

Опорные слова

1. Старый человек на берегу реки.

[Описание

Мундир, потёртые эп…леты, ра…стёгнутый вор…тник, сл…зящиеся глаза, од…ржал п…беды, (не)победимая эскадра, экипаж(?), император…ий дв…рец, Адмир…лтейство, центр России, опальный к…мандир сорок вое..ных к..мпаний, лег…ндарное имя, разряд чудаков, взор бр…дил по д…лёким рейдам, в..дения прошлого, бл…стящие победы.

2. Заслуги флотоводца.

[Повествование

3. Забытый властью опальный командир.

[Повествование

4. Отношение современников к гениям

[Рассуждение

5. Одинокий человек на берегу реки. –или- Одинокий адмирал

[Описание

-Какой тип речи доминирует?

- Я думаю, пришло время озаглавить текст. Но я хочу, чтобы вы подошли к этому творчески.

- Скажите, в преддверии праздника «Дня защитника Отечества» эта статья была бы актуальна?

Так представьте, что вы помещаете её в газете, придумайте заголовок яркий, бросающийся в глаза, привлекающий внимание читателя и заставляющий мгновенно её прочитать.

Подведение итогов.

Итак: текст озаглавлен, план составлен, тип текста, стиль определены, опорные слова записаны, проблемы обозначены.

-Возвращаемся к задаче урока. Нужно передать текст, сохранив особенности стиля автора.

Вывод: Доминирующий тип сложно определить, текст очень насыщенный.

Предлагают следующие варианты:

Не будьте равнодушными!

Никто не забыт, ничего не забыто! и др.

Учитель перед началом письменной работы знакомит студентов с самомассажем, целью которого является снятие напряжения шеи и рук. Упражнения могут выполняться сидя или стоя. Упражнение «Сова» Поднять вверх правое плечо и повернуть голову  вправо, одновременно делая глубокий вздох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и смотря как можно дальше за спину. То же с левым плечом и правой рукой» .

«Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать друг на друга сначала обеими кистями, затем каждой парой пальцев.

III. Последнее чтение текста.

IV. Письменная работа над изложением.

V. Д/з Элементы сочинения. Раскрыть одну из проблем на современном материале.

        

Приложение №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о количестве учащихся, готовящих творческие работы по русскому языку, литературе, МХК

Информация о количестве учащихся, готовящих творческие работы по русскому языку, литературе, МХК    с 2008-2009 учебного года по 1 полугодие 2011-2012 учебного года наблюдается стабиль...

Урок- подготовка к обязательным государственным экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ.

Урок- подготовка к обязательным государственным экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ с применением материалов регионального компонента...

«Классификация ошибок при проверке и оценке контрольных и творческих работ по русскому языку и литературе»

Выступление на ШМО учителей-языковедов по теме «Классификация ошибок при проверке и оценке контрольных и творческих работ по русскому языку и литературе»...

Практическая работа по русскому языку, 8 класс. Редактирование текста.

Основная задача в процессе редактирования - это  совершенствование содержания и формы текста. И смысл состоит в том, чтобы прийти к их единству....

конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к написанию подробного изложения. По тексту Г.А. Скребицкого

5 классПодготовка к написанию подробного изложения.По тексту Г.А. Скребицкого...

Контрольная работа по русскому языку. Тема: "Имя существительное. Текст." (5 класс ФГОС)

Данная работа позволяет осуществить контроль за усвоением темы "Имя существительное" в 5-м классе коррекционной школы по ФГОС...