«Классификация ошибок при проверке и оценке контрольных и творческих работ по русскому языку и литературе»
методическая разработка по русскому языку на тему

Беляева Надежда Аркадьевна

Выступление на ШМО учителей-языковедов по теме «Классификация ошибок при проверке и оценке контрольных и творческих работ по русскому языку и литературе»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа  д. Нижнеиванаево

Муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

Выступление

на ШМО учителей-языковедов по теме

«Классификация ошибок

при проверке и оценке контрольных и творческих работ

по русскому языку и литературе»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

БеляеваНадежда Аркадьевна

2017-2018 уч.г.

                            Нормы оценки письменных контрольных работ и      

                                             устных ответов учащихся.

Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 — 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

                        Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в
Содержании

С

Есть что-то лишнее.[ ]

О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение. V

Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении.

Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика. Л

Искажен факт текста. Ф

Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Оценка за сочинение снижается.

Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.

Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.

2.Речевые ошибки и недочет

Р

Употреблено не то слово.

Употреблено лишнее слово [ ]

Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). Р

Использование однообразных по структуре предложений.

Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.

Переписать данное предложение заново убрав лишнее слово.

Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно.

Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.

3.Грамматические ошибки.

Г

Неправильно образовано слова или его форма.

Неправильно образовано словосочетание.

Неправильно построено предложение.

Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.

Переписать словосочетание, исправив его.

Переписать предложение в исправленном виде.

4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно.

Сделать работу над ошибками в слове.

5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении.

Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

Формула оценки за сочинения и изложения

С — Р                            О- П — Г

                             Орфографический режим в школе

Правила ведения тетрадей и оформления работ учащимися

Общие требования к ведению тетрадей
Все записи в тетрадях учащиеся должны производить с соблюдением следующих правил:

писать аккуратным, разборчивым почерком

единообразно выполнять надписи на обложке тетради

указывать название предмета, класс, фамилию и имя

соблюдать поля и красную строку

указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 09.09.01)

указывать, где выполняется работа (классная или домашняя)

писать на отдельной строке тему урока

указывать вид выполняемой работы (план, конспект, лабораторная работа и т.д.)

выполнять задания аккуратно, подчеркивая условные обозначения карандашом или ручкой, в случае необходимости — с применением линейки

исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак аккуратно зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение — тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

Специальные требования к ведению тетрадей по отдельным предметам

Русский язык
Для выполнения всех видов работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по две рабочие тетради в 7 — 9 классах

одну тетрадь в 10 — 11 классах

одну тетрадь для контрольных работ

одну тетрадь для творческих работ

В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, первое сентября). Обозначается номер упражнения. Между датой, наименованием вида работы, заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строка не пропускается. Между заключительной строкой текста одной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы пропускаются две строки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

Иностранный язык
Для выполнения всех видов работ по иностранному языку лицеисты должны иметь:

по две тетради в 7 — 9 классах

одну тетрадь в 10 — 11 классах

одну тетрадь как словарь для записи иностранных слов в 7 — 11 классах

одну тетрадь для контрольных работ

Тетради подписываются на изучаемом языке, число и месяц записываются словами.
Поля в тетрадях по иностранному языку располагаются слева.

Примерные требования к оформлению реферативных работ
Реферативная работа учащегося оформляется следующим образом:

на титульном листе указывается название учебного заведения, название (тема) реферата, класс, автор, научный руководитель и его Ф.И.О., город и год

в оглавлении приводится перечень основных частей реферата: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, — и указываются страницы

введение должно включать в себя обоснование актуальности избранной темы, описание целей и задач, которые ставит перед собой автор

основная часть должна представлять собой целостный (сплошной) текст, разделяемый лишь на смысловые блоки (разделы)

основные положения разделов подытоживаются обязательными выводами

заключение содержит общие выводы реферата, которые не должны повторять выводы по разделам

список используемой литературы должен включать в себя не менее 5 наименований

после списка используемой литературы в реферат может быть добавлен раздел Приложения (иллюстрации, таблицы, схемы, графики и т.п.)

при дословном цитировании в тексте необходимы кавычки в начале и в конце цитаты; если автор реферата пересказывает чью-либо мысль своими словами или близко к тексту, кавычки не обязательны

при цитировании или пересказе «чужих» мыслей обязательны сноски на ту литературу (автора), откуда эта мысль, вывод, положение взяты

сноски оформляются единообразно — либо внизу каждой страницы ( нумерация на каждой странице должна начинаться с единицы), либо в конце реферата (нумерация должна начинаться с единицы и продолжаться до конца работы)

справочно-вспомогательный аппарат должен быть выполнен в соответствии с принятыми стандартами (фамилия, инициалы автора; название книги, статьи; место и год издания; номера страниц).

Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»

1.2. Виды письменных работ учащихся

Итоговые контрольные работы проводятся:

после изучения наиболее значительных тем программы;

в конце учебной четверти, полугодия.

В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

1.3. Количество итоговых контрольных работ

Предметы

Вид работы

Рекомендуемое число итоговых контрольных работ в год

по классам

     V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Русский язык

диктанты

8

8

6

5

3

-

-

изложения

2

2

2

2

-

-

-

сочинения

2

2

2

3

3

-

-

Литература

классные сочинения

4

3

2

2

3

4

4

домашние сочинения

1

2

3

3

3

3

3

Рекомендуемое количество слов в текстах контрольных работ по русскому языку:

Класс

Словарный диктант

Контрольный диктант

Изложение (подробное)

Объём ученического сочинения

V

10 – 15

(15 – 20)

90 – 100

100 – 150

0,5 – 1 стр.

VI

15 – 20

(20 – 25)

100 – 110

150 – 200

1 – 1,5 стр.

VII

25 – 30

110 – 120

200 – 250

1,5 – 2 стр.

VIII

30 – 35

120 – 140

(150)

250 – 350

2 – 3 стр.

IX

35 – 40

140 – 160

(150 – 170 )

350 — 450

3 – 4 стр.

X

до 50 слов

180 — 190

XI

до 50 слов

180 — 190

При подсчёте слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Если контрольный диктант сопровождается дополнительным заданием, то берётся текст объёмом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.

Количество проверяемых орфограмм и пунктограмм в текстах контрольных диктантов не должно превышать:

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

Количество орфограмм

12

16

20

24

24

Количество пунктограмм

2 – 3

3 – 4

4 – 5

10

15

В тексты контрольных диктантов по русскому языку могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трёх предыдущих уроках).

Слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктанте должно быть не более пяти в V классе, семи – в VI и VII классах, десяти – в VIII и IX классах.

До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Объём сочинений по литературе, независимо от источника и места работы:

Класс

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Количество страниц

1 – 1,5

1,5 – 2

2 – 2,5

2,5 – 3

3 – 4

4 – 5

5 – 7

(за 2 часа)

Объём классного сочинения по литературе зависит также от времени, отведённого на выполнение работы.

Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения.

4.Порядок проверки письменных работ учителями.

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

I. по русскому языку:

в V классе и в первом полугодии VI класса – после каждого урока у всех учеников;

во II полугодии в VI классе и в VII – IX классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

в X – XI классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

II. по литературе:

в VI – IX классах – не реже 2 раз в месяц, а в X – XI классах – не реже одного раза в месяц.

4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

контрольные диктанты в I – IX классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

изложения и сочинения в V – VIII классах – через неделю;

сочинения в IX – XI классах проверяются не более 10 дней.

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

- при проверке изложений и сочинений в V – XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетрадей учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г, орфографические ошибки – знаком I, пунктуационные – знаком V;

(* Примечание. Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения по литературе.

Любое сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В V – XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая оценка – к русскому языку.)

при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V – XI классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку в V классе – I полугодии VI класса оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В VI (начиная со второго полугодия) – XI классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

4.6. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

4.7. Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

степень самостоятельности;

этап обучения;

объём работы;

чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

5. Выведение итоговых оценок

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения отметки. Однако, для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, языковую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

                                  Оснащение кабинета русского языка и литературы.

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Филология (русский язык как государственный, русский язык как родной, литература).

Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей».

Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.

Классификация ошибок (условные обозначения).

Орфографический режим в школе.

Примерная форма оформления содержания календарно-тематического планирования по предмету

Схема конспекта урока.

Образовательные стандарты.

Проект федерального закона «Об образовании»

О преподавании русского языка в 2012-2013 учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о количестве учащихся, готовящих творческие работы по русскому языку, литературе, МХК

Информация о количестве учащихся, готовящих творческие работы по русскому языку, литературе, МХК    с 2008-2009 учебного года по 1 полугодие 2011-2012 учебного года наблюдается стабиль...

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы «Школьная газета как средство развития творческих способностей учащихся».

Статья-отчёт о работе над созданием школьной газеты для выступления на семинаре "Развитие творческих способностей учащихся"....

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....