«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО» (Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ)
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Статья- описание проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья- описание проекта26.26 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. ВЛАСОВА

А.М. РАБИНОВИЧ

Е.В. ХОРОМЕЦКАЯ

«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО»

(Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ)

ВСТУПЛЕНИЕ

В связи с переходом образовательных учреждений России на Федеральный государственный  образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) образования от 17.04.2012 3 413  особое значение  приобретает системно-деятельностный подход,, предполагающий  воспитание и развитие  качеств личности учащегося, отвечающих в том числе  требованиям информационного общества

Образовательные цели ФГОС ориентированы на становление личности человека, осознающего  себя личностью, понимающей свою ответственность  перед семьёй, обществом, государством, человечеством

Стандарт определяет как методологическую основу обучения  системно-деятельный подход, являющийся объединением  принципов системного и деятельного подходов.

Опытно-экспериментальная деятельность ГБОУ СОШ №501 Кировского района г. Санкт-Петербурга  «Интерактивные технологии как средство  социализации учащихся» позволяет создать условия для  педагогических инноваций, обеспечивающих достижение  цели образовательного стандарта, основываясь на принципах системно-деятельностного подхода.

Метод проектов  позволяет  реализовать  системно-деятельностный подход в обучении с  использованием интерактивных образовательных технологий. При его применении может быть реализовано сразу несколько современных подходов: личностно-ориентированный, коммуникативно-деятельностный и другие.

Данная статья  содержит описание проекта «Перечитывая заново» (Развитие речи и творческих способностей учащихся в процессе внеклассной работы по русскому языку и литературе с применением ИКТ», который  осуществляется учителями ГБОУ СОШ № 501 Кировского района Санкт-Петербурга Власовой Олесей Анатольевной, Рабинович Аллой Марковной и Хоромецкой Екатериной Владимировной в период с сентября 2011 года по настоящее время.

Целью проекта является:

-обучение основам декламации, развитие артистических способностей;

-повышение уровня культуры публичных выступлений;

-развитие навыков слушания;

-развитие языкового чутья;

-воспитание чувства гордости за родной язык;

-воспитание интереса к литературе других народов;

-обучение составлению партитуры чувств литературного произведения;

-установление межпредметных связей (русский язык, литература, история, МХК, музыка, география, информатика);

-выработка навыка индивидуальной работы и  работы  в малых группах.

Проект является  долгосрочным, предполагает индивидуальные и групповые  формы работы, позволяет вовлечь в систему  внеклассной работы большое количество учащихся. В реализацию проекта включены учащиеся 5-11 классов.

ОПИСАНИЕ  ПРОЕКТА

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

МЕРОПРИЯТИЕ

КЛАССЫ

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

1

Конкурс презентаций «Размышляя над страницами любимых книг» с элементами мелодекламации

7-11

Октябрь 2011 г

2

Конкурс чтецов (мелодекламация) «Не то, что мните вы, природа..» (стихотворения русских поэтов о природе)

5-10

Апрель 2012 г

3

Конкурс чтецов (мелодекламация) «Гроза 12 года»(стихотворения и проза о войне 1812 года)

5-11

Ноябрь 2012 г

4

Конкурс чтецов (мелодекламация) «Сороковые, роковые» (стихотворения и проза о Великой Отечественной войне)

5-11

Май 2013года

5

Конкурс чтецов (мелодекламация) «Поэтический глобус» (зарубежная поэзия)

5-11

Февраль 2014 г.

6

Конкурс чтецов (мелодекламация) «Никто не забыт и ничто не забыто»

5-10

Май 2014

7

Конкурс чтецов, посвящённый 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (мелодекламация)

5-11

Ноябрь 2014

8

Конкурс чтецов (мелодекламация), посвящённый 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне

5-11

Май 2015 г

9

Конкурс чтецов (мелодекламация) «Блистательный Петербург» (стихи и проза русских поэтов о Петербурге)

5-11

Ноябрь 2015 г.

10

Конкурс чтецов (мелодекламация), посвящённый Дню Победы

5-11

Май 2016 г.

На первом (подготовительном) этапе реализации  проекта составляется план по его реализации.

 Технологический   этап  реализации предусматривает работу с учащимися во внеурочное время (выбор литературного произведения, определение того, будет ли работа индивидуальной или предусматривает  работу в малой группе; распределение обязанностей, назначение ответственных за подготовку иллюстративного  материала, презентации и музыкального сопровождения; анализ партитуры чувств произведения, работу с литературоведческими и театроведческими терминами). Затем осуществляется создание презентаций и репетиции выступлений.

На  презентационном этапе  учащиеся выступают с презентациями своих проектов на школьном конкурсе чтецов.

На заключительном этапе происходит анализ результатов выступлений и составление плана работы по данному направлению на следующий учебный год.

На всех этапах реализации проекта  осуществляется интерактивное  взаимодействие между учащимися, а также между учащимися и учителем.

2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЕКТЕ.

Использование средств информатизации в проекте позволяет  добиться освоения предметной области на разных уровнях глубины и детальности  поиска и обработки информации; осуществить  сопровождение процесса  самостоятельной работы  учащихся при выполнении проекта; развивать способности к разным видам деятельности , связанными с целями и задачами проекта; выработать умения анализа и принятия решений в проблемных ситуациях..

Использование средств информатизации в проекте позволяет  подобрать иллюстративный  материал и музыкальное сопровождение, добиться наглядности, лучше структурировать материал, даёт материал для наблюдения, анализа, сравнения.

2.3. ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ  ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО»

При осуществлении проекта « Размышляя над страницами любимых книг» учащимся было предложено рассказать о своей любимой книге (автор, содержание, главные герои, художественные особенности), подобрать  иллюстрации и музыкальное сопровождение. При этом главной целью мы ставили  расширение представлений учащихся о художественной   литературе и расширение круга чтения детей.  Произведения были  выбраны самые разные: романы Дюма и Конан Дойла; Шарлотты Бронте и Оскара Уайльда, «Франкенштейн» М. Шелли, стихотворения современной поэтессы Веры Полозковой, рассказ азербайджанского писателя «Мальчик и осёл». При этом для нас было очень важно понять, что читают дети не по школьной программе, а  для себя; дать им возможность не только рассказать о любимом произведении, но и постараться, чтобы  рассказ и презентация максимально раскрыли творческие способности ребёнка, умение общаться с аудиторией, способность увлечь своим рассказом сверстников и учителей, привлечь их внимание к любимой книге.

При проведении конкурса чтецов «Не то, что  мните вы, природа…» основное внимание было направлено на раскрытие партитуры чувств стихотворений русских поэтов о родной природе, подбор иллюстративного материала и  музыкального сопровождения. В результате по-новому были осмыслены детьми и зазвучали известные  стихотворения Тютчева, Фета, Есенина, Некрасова, Пушкина.  А наряду с ними были прочитаны  стихи малоизвестных поэтов, посвящённые  «братьям нашим меньшим», найденные детьми в интернете. Конечно, по своим художественным достоинствам они вряд ли  могли быть сопоставимы с произведениями русской классики, но важно было настроение, с которым дети читали стихи,  гуманистический пафос бесхитростных стихотворений о бродячей кошке или преданной собаке.

При проведении конкурса чтецов «Гроза 12го года» мы ставили своей целью расширить приобретённые детьми на уроках истории, литературы  и МХК представления об Отечественной войне 1812 года, дать возможность услышать  живые голоса участников войны, вглядеться в их лица и понять, что многие из героев  12 года были почти ровесниками наших старшеклассников.. Так были прочитаны стихотворения  поэтов-участников войны 1812 года (Ф. Глинка, Д. Давыдов), представлен монтаж на материале писем, дневников и воспоминаний декабристов - участников войны 1812 года. По-новому зазвучали прочитанные детьми отрывки из романа Толстого «Война и мир», стихотворение Лермонтова «Бородино».  При подготовке презентаций широко использовался портретный и иллюстративный материал, театрализация, фрагменты из кинофильмов,  классическая и современная музыка, в результате чего многое презентации превратились в «мини-фильмы»

Конкурс чтецов «Поэтический глобус» позволил расширить представления учащихся о зарубежной литературе. Спектр  выбранных произведений оказался весьма широк: пятиклассники выступили с театральной композицией по стихам Д.Родари, учащиеся 7-х классов выбрали произведения Р.Бернса, восьмиклассники  читали стихи китайских  поэтов эпохи средневековья и лирику трубадуров и вагантов. Очень удачно были подобраны музыкальный и иллюстративный материал для презентаций о восточной поэзии. Стихи трубадуров  читались на фоне репродукций  портретов «прекрасных дам» художников средних веков и эпохи Возрождения, а в качестве музыкального сопровождения использовалась средневековая музыка в современной обработке.

При проведении конкурса чтецов, посвящённого 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова,  мы ставили своей целью помочь детям вчитаться в знакомые с детства строчки и открыть им новые факты биографии и творчества поэта.  Кроме презентаций отдельных стихотворений Лермонтова, были представлены выступления групп учащихся  «Лермонтов на Кавказе», «Стихотворения, посвящённые Вареньке Лопухиной», «Героини любовной лирики Лермонтова». Очень удачной оказалась представленная учащимся 10 класса видеоэкскурсия по усадьбе Тарханы (фильм -_экскурсия сопровождался современной французской песней, найденной автором презентации в интернете, а создавалось впечатление, будто дуэтом поют романс барышни лермонтовской эпохи)

Наиболее важным проектом мы считаем традиционно проводимый в мае конкурс чтецов, посвящённый Дню Победы. Чтение детьми стихов поэтов-участников  Отечественной войны и современных поэтов о войне, стихов, посвящённых блокаде Ленинграда, является важнейшим элементом патриотического воспитания детей, выработки у них гражданской позиции, осмысления истории своей Родины. Эмоциональное чтение стихов и   презентации всегда вызывают  сопереживание, сочувствие, эмоциональный отклик слушателей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, осуществление долгосрочного проекта «Перечитывая заново»  позволяет сформировать у детей  УУД (личностные, метапредметные,  регулятивные, познавательные, коммуникативные) в соответствии с требованиями нового ФГОС, а также способствует развитию личности ребёнка и повышению его самооценки, формированию навыков планирования деятельности,  осмысления текста, умения общаться, слушать других, вести диалог, критически относиться к чужому  и своему мнению. Проект позволяет развить речевую деятельность учащихся, способность представлять информацию с  помощью современных коммуникационных технологий, устанавливать соответствие между содержанием текста , видео и  звуковым образом.

Вся сумма УУД обеспечивает  достижение личностных, предметных и метапредметных  результатов  образовательной программы. Таким образом, разработанный проект, использующий интерактивные технологии в обучении, позволяет решить задачи, определённые ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.

Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к  новым условиям  учебного труда....

Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....

Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"

Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....

«Развитие математических способностей учащихся в процессе внеклассной работы по математике в начальной школе»

Использование внеклассной работы по математике способствует развитию математических способностей младших школьников....