Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Татьяна Васильевна Кудрявцева

Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к  новым условиям  учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestacionnaya_rabota_-_kopiya.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кудрявцева Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы,

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей №1 г. южно-сахалинска.

Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к  новым условиям  учебного труда.

        Лицей – это особое учебно-воспитательное  учреждение, ориентированное на работу с детьми, умеющими свободно владеть научной терминологией, давать определение сложных понятий своими словами, применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.

        Учащиеся лицея владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля, умеют самостоятельно приобретать знания, обладают  самостоятельностью суждений, стремятся получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса.

        Поэтому деятельность учителя русского языка и литературы направлена, в первую очередь, на формирование этих сложных педагогических задач.

        На протяжении последних лет наглядным показателем упорного труда учителей, администрации лицея являются результаты ЕГЭ: средний балл по русскому языку составляет 71 балл.

Конечно, учащиеся лицея, как и все дети, неодинаковы, способности их различаются как в  психическом, так и в физическом плане. Учитывая это, учителя лицея не работают на «среднего ученика», что приводит к снижению уровня знаний, затормаживанию способностей, угасанию интереса к учебе, а на основе определенных признаков (интересов, способностей) используют различные педагогические технологии.

        Особое внимание как учитель русского языка и литературы уделяю внимание организации деятельности  субъектов образовательного процесса в период адаптации, т.е. учащимся 5-х классов.

Считаю, что только при условии успешной преемственной связи между 1 и 2 ступенью обучения мы можем добиваться высоких результатов обучения и воспитания учащихся, развития их творческого потенциала, укрепления лицейских традиций, т.е. уже в 5 классе ориентировать свою работу на повышение мотивации учащихся к учебной деятельности, исследовательской деятельности, на создание коллектива, обладающего общей культурой, способного к саморазвитию и адаптации к жизни в обществе.

        При всем внимании педагогов в последнее время к вопросам преемственной связи часто возникают «несостыковки» программ и учебников 4 -5 классов.

        Незнание учителями 1 ступени обучения содержания и программ и учебников 2 ступени, по которым будут учиться впоследствии их ученики, недостаточное представление учителями основной школы об обязательном минимуме знаний за курс начальной школы приводит, с одной стороны, к повторам одного материала, а с другой – к «выпадению» каких-либо сведений.

        Это первая трудность преемственной связи.

        Вторая трудность заключается в следующем: опыт педагогов показывает, что наличие знаний само по себе определяет успешность обучения школьников в меньшей степени.

        Гораздо важнее, чтобы ребенок в начальной школе научился учиться. Не научив детей в начальной школе важнейшим способам учебной деятельности или, наоборот, если сформированные у детей компоненты учебной деятельности остаются невостребованными в среднем звене, как правило, мы получаем результаты – неумение, а  далее и нежелание учиться.

        Третья трудность преемственной связи заключается в рассогласованности методики обучения.

        Практика показывает, что учителя начальных классов и среднего звена предъявляют разный уровень требований к специальным умениям и навыкам учащихся, тем самым ставя детей в ситуацию повышенной тревожности, что является еще одной трудностью в обучении.

        Рассогласованность в выборе программ и методов обучения, психологический дискомфорт ведут к стрессовым ситуациям, потере интереса к учению, ухудшению успеваемости учащихся и составляют проблему преемственной связи между 1 и 2 ступенями обучения, проблему адаптационного периода пятиклассников.

        Кроме того, в 5-х классах объем изучаемого материала увеличивается в полтора раза, растет количество слабо осознаваемых терминов. Следует отметить, что по наблюдениям педагогов и психологов у учащихся 5-х классов уже на протяжении нескольких лет наблюдается рассеянное, неустойчивое внимание (от 20% до 30% учащихся «не в уроке»). Чтобы успешно преодолеть эти трудности, ставлю перед собой цель:

  1. обеспечение эмоционально комфортных условий для учащихся в период  адаптации в процессе уроков русского языка.

 Задачи:

> способствовать более интенсивному протеканию процесса адаптации детей в лицее;

> создать условия для знакомства детей друг с другом, с учителем, с самими собой, с новыми          требованиями, предъявляемыми школой повышенного типа;

> создать доброжелательную доверительную атмосферу в классе и за его пределами в лицее;

> способствовать самореализации детей на уроке и во внеурочное время;

> способствовать выработке конструктивных способов общения учащихся на уроках русского языка в период адаптации.

Методы:

1.Наблюдение за учебной деятельностью.

2.Анализ учебной  успешности учащихся

З.Заполнение карт наблюдения сопровождения

План-задание.

Определение уровня восстановления учебных умений и навыков  

учащихся 5-х классов.

Методологическая часть

Методическая   часть

Цель

Выявить уровень восстановления сформированных знаний, умений и навыков у учащихся 5 классов после системы повторения учебного материала.

задачи

1. Определить уровень восстановления сформированных навыков: чтения, письма.

2. Познакомиться  с системой работы учителя по восстановлению общеучебных знаний, умений и навыков.

объект исследования

Навыки чтения, письма, УУД; система работы учителя по восстановлению и формированию УУД.

предмет исследования

Факторы и условия, способствующие и препятствующие восстановлению и формированию УУД.

гипотеза

Если мы определим факторы, способствующие восстановлению и формированию УУД, то мы сможем откорректировать условия для успешного усвоения учебной программы учащихся 5-х классов и успешной адаптации их при переходе в основную школу.

методы

1. Диагностические работы  по  русскому языку.

2. Проверка техники чтения.

3. Наблюдение на уроке за деятельностью ученика.

Наблюдение на уроке.

  1. способы и принципы организации деятельности учащихся на уроке;
  2. дифференцированное обучение (практическая помощь слабоуспевающим учащимся);
  3. работа учителя по привитию интереса к изучаемому предмету;
  4. создание атмосферы коллективного индивидуального творчества;
  5. использование оценки, как стимула к учению;
  6. психологический климат на уроке.

Проверка ученических тетрадей.

  1. соблюдение единого орфографического режима;
  2. соблюдение режима проверки;
  3. уровень качества проверки и оценивания работ;
  4. соотношение содержания и объема классных и домашних работ.

  1. ежедневные заметки учителя:

С каким настроением учащиеся пришли в класс?

Что повлияло  на смену настроения ребят, атмосферу в классе?

Что обрадовало в работе детей?

Что оказалось самым неожиданным?

Почему так произошло?

Что оказалось наиболее трудным для обучающихся ? Почему?

Что оказалось наиболее трудным для меня? Почему?

  1. итоговые заметки учителя:
  1. Какие новые впечатления появились о классе в целом?

Кого из ребят увидел другими глазами (боле или менее решительным, общительным, тревожным, инициативным и т.д.).

  1. Как каждый из новичков проявил себя в классе?
  2. Что считаю своим педагогическим успехом за этот период?

     К 12 годам дети переходят в 5-й класс, с которого начинается основная школа. Этот период  представляет для детского организма почти столь же большую трудность, как и начало обучения в 1 классе. Физическая и психологическая адаптация к основной школе занимает практически всю 1 четверть учебного года. Сложность начала обучения в основной школе определяется резким изменением самой организации учебного процесса (большое количество новых предметов, новые учителя, разные требования к организации занятий, домашние задания). Эти особенности необходимо учитывать при организации учебного процесса пятиклассников. Почему?

        Обычные виды деятельности младшего школьника вызывают серьезное напряжение организма. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15-30 ударов, к увеличению систолического давления на 15-30 мм рт.ст, к изменению биохимических показателей крови.

        Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего.

        Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учащихся.

Каждый учитель знает, что 5-й класс - сложный этап не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от привычных авторитетов, будь то родители или учителя. Ребенок отвергает тех, кто до этого привычно оказывал на него влияние, и  пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я».

Внешне это отчуждение проявляется в своеобразном негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых, что, естественно, приводит к конфликтам. Кроме того, для подростков в этом возрасте характерна крайняя эмоциональная нестабильность, что объясняется рассогласованием темпов роста и развития различных функциональных систем организма, т.е.  физиологическими особенностями подросткового возраста.

Учитель не может не учитывать объективные трудности, с которыми сталкиваются 5-классники:

- новые учителя и новые требования;

- возросший темп работы;

- возросший объем работы как на уроке, так и дома;

-необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию и работать с ней, быть готовым уметь выполнять следующее:

Организация учебного труда.

        1. Привычно готовить рабочее место в классе.

        2. Привычно соблюдать правильную осанку.

3. Учиться выбирать наиболее рациональные способы выполнения домашнего задания.

4. Уметь работать самостоятельно, индивидуально и в группе учеников.

        

II. Работа с книгой и другими источниками информации.

        

  1. Правильно, сознательно и бегло читать научно-популярные тексты.
  2. Учиться выделять главное в текстах, работать с понятиями.
  3. Овладевать отдельными формами систематизации учебного материала:

а) составлять простой и сложный план;

б) схемы, таблицы, диаграммы.

        4. Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные                                                                             мысли.

        5. Анализировать и рецензировать ответы учеников по определенному плану.

        6. Подбирать литературу по теме, привлекать дополнительный материал на уроках.

        7. Совершенствовать вычислительные навыки.

        Темп чтения вслух – 120 слов в минуту.

III. Культура устной и письменной речи.

  1. Отвечать на вопросы различного характера.
  2. Вести диалог на материале несложных учебных тем.
  3. По плану пересказывать подробно, сжато или выборочно содержание учебных текстов.
  4. Владеть основными и осваивать новые виды письменных работ.

Темп письма – 60 знаков в минуту.

Чтобы помочь 5-классникам в период адаптации, учитель должен решить целый ряд проблем. Во-первых, обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны учителя.

Во-вторых, важно учитывать темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные дети, не умеющие быстро писать, не успевают; малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес.

Кроме того, при обязательной организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью нужно предоставить ребенку самостоятельности в учебной работе.

Самое главное, что умственная активность младших подростков велика, а способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Только успех станет стимулировать ребенка на достижения, развивать его самоконтроль, повышать самооценку.

Именно поэтому учителю необходимо  на уроке искать формы работы, которые были бы интересны ребенку, давали возможности самореализации и повышали бы его самооценку.

 Нетрадиционные элементы урока как фактор формирования положительной мотивации к обучению.

Снижение интереса к учебе и уровня знаний учащихся можно объяснять множеством объективных причин, среди которых не последнее место занимает качество уроков. Привычные формы урока часто однообразны и предсказуемы и не дают ожидаемых результатов. Но отказаться от традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей невозможно. Каждый учитель на своих уроках ищет свои способы поддержания интереса обучающихся. На наш взгляд, для активизации мыслительной деятельности учащихся необходимы нестандартные приемы. Это не замена прежней системы уроков, а их дополнение, вносящее оживление, разнообразие, повышающее интерес, способствующее совершенствованию учебного процесса.

Урок - гибкая система организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Учителя ищут разные способы для привлечения учащихся к активной работе. 5-классники не готовы к «взрослым» нетрадиционным урокам, но с удовольствием включаются в новые незнакомые формы работы. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что именно нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми  знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата на уроке  необходимо выбирать такие формы работы, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является интерес обучающихся к изучаемому предмету и свобода творчества.

Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. С их помощью можно решить проблему дифференциации обучения и организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Ученики быстрее и лучше усваивают программный материал, охотно включаются в нетрадиционные формы работы, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований. Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Обучение русскому языку должно решать целый комплекс задач, практических, воспитательных, образовательных и развивающих. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию. Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников, совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях. Воспитательные – формировать у обучающихся оценочно-эмоциональное  отношение к миру, положительное отношение к своему родному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие памяти, внимания, пространственного воображения, аналитического мышления ребенка становится одной из важнейших задач учителя. На таких уроках создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности, так как учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе обучения. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, разнообразие форм работы, тем интереснее проходят уроки, прочнее усваивается материал. 

Всем известно, что практически все дети любят рисовать. Рисование участвует в конструировании зрительных образов. Психологи и педагоги считают, что детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. Ребенок, рисуя,  как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов. Все это приводит к новому осмыслению полученных знаний. Именно поэтому, на наш взгляд, рисование – очень уместный элемент урока русского языка в 5 классе.

Известный педагог И. Дистервег считал, что «тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».  Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить усваиваемые знания, оформить и зафиксировать их.

 По мнению многих ученых, детское рисование, будучи важным информационным и коммуникативным каналом, участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование может включаются в урок фрагментарно или занимать целый урок, как правило, после изучения какой-либо темы, выполняя функции обучающего контроля. Так, при повторении темы «Фонетика» учащиеся получают такие задания:

- нарисуйте у себя в тетради двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только «двойняшки». На первом этаже шесть комнат займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, - его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы: б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.  Постепенно будем достраивать в доме новые комнаты и заселять и х согласными звуками, для которых есть буквы.

Предложенные варианты обсуждаются коллективно, каждый отстаивает свой проект и «строит» свой город, не забывая главных фонетических правил. На уроках обобщения знаний по морфологии ребята рисуют «Строительные блоки». Предлагаю игру:

- нарисуйте двух веселых человечков, дорогу, два домика, мостик через речку и большую лужу. А ещё  нарисуйте морфемы. Во-первых, корень ш, который обозначает движение. Во – вторых, суффикс –л-, в глаголах он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание  . А в-четвёртых, нарисуйте разные приставки, которые вы вспомните сами. Ваша задача – описать действия веселых человечков, образуя от слова шли другие слова с разными приставками. Как видите, приставки помогли вам из одного слова шли сделать целый  «дорожный рассказ».

На уроках повторения созданные рисунки служат учащимся опорным конспектом, позволяя вспомнить изученный материал. Кроме того, рисунок может быть материалом для проведения виртуальных экскурсий по «фонетическим и морфологическим городам». Такие путешествия в созданную учеником фантастическую страну прекрасно формируют навыки его устных высказываний.

Нетрадиционные формы работы создают нетрадиционную обстановку, снимающую психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. На таких уроках создается рабочая атмосфера  для максимального участия каждого обучающегося, а контроль знаний, навыков и умений учащихся проходит в «щадящем» режиме, что важно для учащихся 5-х классов. Таким образом, достигаются цели как методического, педагогического, так и психологического характера

Подобная работа стимулирует интерес к изучению своего языка и способствует

 развитию познавательного интереса обучающихся. Необычное представление уже известного теоретического материала способствует более глубокому и осознанному его восприятию. Кроме того, такая форма работы позволяет дифференцировать обучение.

Не менее важен момент определенной свободы творчества на этих уроках. Учитель задает тему, ставит задачу, а ученики ищут способы ее решения, предлагают свои варианты визуального воплощения теоретического материала, доказывают его преимущества, не боятся критики. На уроке создается атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.  Для того, чтобы понять содержание обсуждаемого рисунка, ученику необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления языкового материала.

Как правило, есть возможность отметить успехи каждого ребенка: кто-то лучше знает теорию и по ходу обсуждения сюжета рисунка объясняет ее своим одноклассникам, кто-то лучше рисует, и именно его версия имеет все шансы стать образцовой. Практически всегда возникает желание сделать работу как можно лучше, а иногда и переделать ее с учетом всех замечаний уже дома.

Лингвистические истории – еще одна возможная нетрадиционная форма работы на уроке. Это, как правило, небольшие по объему сочинения на свободную тему, в которых четко сформулировано лингвистическое задание. Вот пример одного из них.

«Наташа все еще болела. Вера ее часто навещала. Однажды Вера не могла пойти к больной подруге и написала Маше  Черновой такую записку: «Сегодня у Наташи не буду. Как к ней ни придешь, она недовольна. Сходи ты». «Наверно, Наташа и Вера поссорились,- подумала Маша.- Надо их помирить».  Но, побывав у Наташи, она поняла, что подруги и не думали ссориться. Тогда Маша рассказала Наташе о своих подозрениях и показала записку Веры.

- Ошибку сделала Вера! – сказала Наташа.

- Какую?»

Как суффикс -а- командует гласными о и а

До чего же властный характер у суффикса –а- ! Ему мало того, что во многих корнях он командует чередованием е – и. Он еще захватил власть над двумя корнями, где распоряжается тем, что писать, о или а. А нам следует помнить:

если суффикс -а- стоит за корнем, то в корне пишем а, если его нет, то в корне пишем о.

Задания для команды 5-х классов.

  1. Расставьте ударения в словах.
  2. Подберите к предложенным именам существительным по 2 имени прилагательных. Рояль, кенгуру, амплуа, пенальти, колье.

3 станция « Подумай и ответь».

Необходимо указать, какие изобразительно-выразительные средства используют авторы в приведенных предложениях. Команды обдумывают ответы в течение 1 мин., а потом объясняют свою точку зрения.

Задания для учащихся.

  1. Висят лохматые серые тучи (С.Антонов).
  2. Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит (Н.Некрасов).
  3. Отговорила роща золотая (С.Есенин).
  4. Куда ты скачешь, гордый конь?
  5. Как называются слова бежать, мчаться, лететь?
  6. Море по колено, слезы текут ручьем…

Ответы:

  1. Эпитет. 2. Сравнение. 3. Олицетворение. 4. Эпитет. Синонимы. 6. Гипербола.

4 станция «Подскажи словечко».

Каждая команда получает 5 незаконченных пословиц. К ним необходимо подобрать концовку и ответить на вопрос «Как вы понимаете смысл одной из пословиц?». На выполнение отводится 2 минуты.

Задания.

  1. Правда глаза… (колет).
  2. Смелость города…  (берет).
  3. От добра добра не … (ищут).
  4. Не место красит человека, а … (человек место).
  5. Труд человека кормит, а … (лень портит).
  6. Не боги горшки… (обжигают).
  7. Куй железо пока … (горячо).
  8. Волка бояться … (в лес не ходить).
  9. Как аукнется… (так и откликнется).
  10. Чистота – залог… (здоровья).

5-я станция «Знакомимся».

Поочередно ведущий зачитывает командам отрывок из художественного произведения. Необходимо назвать имя героя или автора произведения.

  1. «Обе семьи достали себе по большому деревянному ящику и разводили в них коренья для супа и зелень… в каждом ящике рос небольшой куст; и кусты эти чудесно разрастались. … Родители часто позволяли мальчику с девочкой ходить друг к другу в гости и сидеть под розами… (Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра)». (Кай и Герда, Х.К.Андерсен «Снежная королева»).
  2. «Мачеха взвалила на девушку всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она и посуду чистила, и лестницу мыла, и полы натирала в комнатах капризной мачехи и ее избалованных дочек. Спала она на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке… Окончив работу, бедняжка забивалась в угол у самого очага и садилась прямо на золу. (Золушка, Ш.Перро «Золушка»).
  3. «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту…он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…» (Герасим, И.С.Тургенев «Муму»).
  4. «Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

А старуха пряла свою пряжу… (А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»).

6-я станция «Историческая».

Капитаны команд должны показать на себе те части тела, которые называет учитель.

  1. Чело – (лоб).
  2. Очи – (глаза).
  3. Длань – (рука, ладонь).
  4. Ланиты – (щеки).
  5. Десница – (правая рука).  

7-я станция «Кто быстрей».

Каждая команда должны быстро ответить на  вопросы из области русского языка, литературы, мировой художественной культуры.

  1. Назовите автора картины «Царевна-лебедь».  (М.А.Врубель)
  2. Сколько букв С пишется в слове рассвет? (2)
  3. Назовите суффикс в слове мастерица. (-иц-).
  4. Подскажите, существует ли приставка з? (нет).
  5. Царь Додон, петушок, шамаханская царица – герои какого произведения? (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке».)
  6. Туч, задач, луж… Какое склонение у этих существительных? (1 скл.)
  7. Жюри, брошюра, парашют…Какую букву пишут в корне? (Ю)

8.     К какой части речи относятся слова бежим, говорит, пишет? (К глаголам)

  1. Назовите автора картины «Аленушка» (В.М.Васнецов).
  2. Сколько букв Н пишется в слове колонна? (2)
  3. Назовите суффикс в слове крылышко?(--)
  4. В словах здесь, здание, здоровье какая приставка? (ее нет)
  5. Брить, стелить… Какое спряжение у этих глаголов? (1)
  6. Шов, шорох, шомпол… Какую букву надо писать в корне? (О)
  7. К какой части речи относятся слова который, их, твоему? (местоимения)
  8. Назовите автора произведений: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хирургия». (Чехов А.П.)
  9. Назовите  хотя бы одного автора-составителя толкового словаря (С.И.Ожегов, В.И.Даль)

Конечно, традиционный урок остается основной формой учебного процесса, но в современный урок обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего, шестиуровневое развитие познавательных способностей обучающихся: знание через понимание, последующее применение этого знания, а также анализ, синтез полученных знаний с их последующей оценкой  и самооценкой.

Нам кажется, что применение нетрадиционных форм работы на уроках русского языка оправдано, т.к. способствует:

формированию у обучающихся таких качеств личности, как самостоятельность и умение работать в коллективе;

выработке умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, учит ответственности за последствия своей деятельности;

мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;

повышению интереса школьников к учению;

развитию творческой самостоятельности;

воспитанию культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; 

развитию языковых, интеллектуальных и познавательных способностей  обучающихся.

Другими словами, в нетрадиционных формах уроков заложен как развивающий, так и воспитывающий потенциал.

Современный учитель живет в постоянном поиске, цель которого  - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Ведь именно школьному учителю нужно на практике реализовывать образовательную концепцию обеспечения обучающихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого   с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.  

           Наша главная забота состоит в том, чтобы за период обучения в 5-ом классе успеть изменить смысловые установки детей, а это возможно только через изменение нашей с ними совместной деятельности, путем целенаправленного, продуманного педагогического труда.

Задача организации дальнейшего процесса обучения вытекает из приоритетов: построить процесс обучения, отвечающий индивидуальным характеристикам класса и каждого ребенка.

Список литературы.

  1. Т.В. Фролова «Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения» Москва, 1999г.
  2. Газета «Первое сентября» , 320, 2006г.

Статья «Как исследовать причины дезадаптации пятиклассников».

  1. Газета «Первое сентября», 318, 2005г.  Управление школой

Статья «Здоровьесберегающая школа».

  1. «Вопросы преемственности в преподавании русского языка  в начальной и основной школе». Сборник методических рекомендаций. Издательство ИУУ, 2004г.
  2. Шустова Н. И.  Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников в адаптационный период / Н. И. Шустова // Классный руководитель. - 2005. - N 5.

Результаты

Обработка информации.

Анализ работ.

.

Взаимопосещение уроков русского языка и литературы

Разработка и утверждение диагностических работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»

Обобщение опыта работы по теме « Развитее творческих способностей учащихся коррекционных классов на уроках технологии»...

Развитие творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы

Представленный опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся II ступени позволит рассмотреть особенности активных методов и приемов работы на уроках  и во внеурочной ...

Эффективные приемы развития монологической речи учащихся 6 класса на уроках русского языка.

Работа над умением строить монолог, отвечать на вопросы , давать краткий, сжатый, подробный пересказ; работа над умением писать сочинения, изложения, отзывы и т. д....

«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить  технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...

Использование современных технологий на уроках русского языка в период адаптации учащихся 5-х классов

Аннатация + разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сколько лексических значений имеет слово"...

Статья Развитие творческих способностей и креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Нестандартное начало урока способствует желанию созидать, а творческие задания – желанию творить и открывать для себя что-то новое, а новое всегда интересно, что способствует развитию мотивации....