Эффективные приемы развития монологической речи учащихся 6 класса на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Соломатова Зинаида Борисовна

Работа над умением строить монолог, отвечать на вопросы , давать краткий, сжатый, подробный пересказ; работа над умением писать сочинения, изложения, отзывы и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соломатова З.Б.,

учитель русского языка

и литературы

МАОУ «СОШ № 24»

Эффективные приемы развития монологической речи учащихся

6 класса на уроках русского языка.

       Умение общаться – это одно из важнейших  умений ученика школы. Для учителей русского языка и литературы данное направление в работе очень важно, так как успех в речевом развитии ребёнка определяет его завтрашний день, результат усвоения других школьных предметов, а в дальнейшем - вузовских дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни.

В соответствии с  требованиями ФГОС и Концепцией реализации компетентностно-ориентированного образования актуальными в социально-экономической ситуации являются следующие компетентности:

- коммуникативная

 - информационная

- рефлексивная

- учебно-исследовательская,  проектная

- технологическая

- социальная

         Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная - это готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

В результате освоения содержания общего образования учащийся должен овладеть следующей коммуникативной деятельностью:

-адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста;

- осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров и проводить их анализ;

- владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение;

- уметь использовать выразительные средства языка;

- использовать различные источники информации.

     Формировать вышеуказанные умения учащихся поможет работа над монологической  речью на уроках русского языка.

Диагностика устной речи учащихся 6 класса показала, что есть затруднения и в таких вопросах, как умение слушать другого человека, беднота выразительных средств, нехватка словарного запаса, односложность при ответе и т.д.

Целью моей  работы  является создание системы приёмов для развития монологической речи учащихся с 6 по 9 класс.

Передо мной встала  задача : как правильно и грамотно научить говорить ребенка, формулировать свои мысли, выражать их  как в устной, так и в письменной форме.  Поэтому работу  над формированием монологической речи  я провожу поэтапно.

Первым этапом работы в 6 классе стало:

работа над умением строить монолог, умением строить ответ на вопрос, давать краткий, сжатый, подробный пересказ; работа над умением писать сочинения, изложения, отзывы, и т. д.

        Для  изучения  личностных  особенностей  темперамента детей, чтобы  найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовалось психолого-педагогическое сопровождение. Также была создана психологическая  карта  класса.

    На начальном этапе была проведена работа по  диагностированию умений слушания и говорения шестиклассников.

Для эффективного  развития  монологической   речи  учащихся   мной были  использованы  следующие приёмы:

  1. Анализ текста.
  2. Составление плана.
  3. Составление композиционной схемы высказывания.
  4. Слуховой диктант.
  5. Творческий диктант.
  6. Анализ заранее подготовленных высказываний.
  7. Ролевая игра: «Я – экскурсовод», «Картина заговорила», «Художник пишет картину».
  8. Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки.
  9. Интервью у посетителя выставки.
  10. Интервью у директора музея.
  11. Интервью у экскурсовода.
  12. Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там преподавателя ИЗО и литературы. О чем вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам?

Безусловно, при такой работе обращается внимание не только на жанр, но и на стиль речи.

Таким образом, достаточно простая в методическом плане работа по картине готовит учащихся к публичным выступлениям в социально-культурной сфере, к общению в области искусства.

Очень нравятся детям творческие задания:

  1. «Сказка о прилагательном»
  2. «Слова-родственники»
  3. «Как живут и работают суффиксы»

 Дети с удовольствием  работают  над сочинением-описанием предмета, животного, действий. На такие уроки они  приносят какие-либо игрушки, предметы быта, которые вначале мы рассматриваем, а затем пишем сочинение.

Готовясь к сочинению-описанию действий, ребята берут интервью у родных; людей, хорошо выполняющих свою работу, пишут репортажи.

  1. Устное словесное рисование.
  2. Рассказ о герое художественного произведения.
  3.  Жизненные впечатления.    Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Традиции моей семьи», «Памятный день в моей жизни» и т.п.
  4. Фантазийные впечатления.    Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов. Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка.
  5.  Языковые игры.   Использование различных игр позволяет сделать уроки живыми, веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы.

Игра «Следствие ведут знатоки».

(Провожу при изучении темы «Профессионализмы» в 6 классе). Учащимся необходимо угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

Игра «Перевертыш»

Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним – синонимом.

Например: грусть, тоска (радость); жара, зной (холод).

Предлагаю такие задания не только после работы над сочинениями и изложениями, но и на обычных уроках.

«Корректор»

Найти ошибку в выборе слова, типа:

  • Солдаты (принимали) давали присягу.
  • (Молодой) юноша признался в том, что хочет испытать себя в спорте.

  1.  Пересказ художественного текста с различными заданиями: от имени героя, участника какого-либо события и т.п.
  2. Упражнения и на развитие воображения, например:
  • Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.
  • Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
  • Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
  • В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?

Эти упражнения готовят уч-ся к составлению рассказа или сценария (ролевой игры) по картине.

Таким образом, работа над развитием  речи на уроках русского языка - это процесс двусторонний, он затрагивает деятельность учителя, который развивает речь детей, и деятельность детей, речь которых развивается. Поэтому вся работа, проводимая учителем специально для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения- это «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное».(С.И.Ожегов. Толковый словарь  русского языка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития рефлексивных навыков у учащихся на уроках русского языка и литературы

Данные авторские приемы в практике работы дают хорошие результаты, школьники учатся выделять главное, анализировать учебный материал, оценивать себя и других...

Эффективные приемы работы для развития устной речи младших школьников на уроках английского языка

Эффективные приемы и способы организации этапов урока для развития речи обучающихся в начальной школе...

Сборник методических рекомендаций "Эффективные методы, приемы и формы организации учебной деятельности на уроках русского языка"

В данном сборнике представлен опыт педагогической деятельности учителя русского языка и литературы по эффективной организации современного урока русского языка путем сочетания в практике активных мето...

Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка "Визитная карточка человека"

laquo;Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».  Действительно, как много о каждом из нас  может рассказать  наша  речь.  Речь является показателем уровня культуры ...

статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Одна из основных задач дошкольного учреждения  – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...

Мастер-класс "Эффективные приемы развития памяти и критического мышления на уроках иностранного языка"

Опыт использования приемов и методов развития памяти и мышления на уроках английского языка путем прямого показа последовательности действий, приемов, форм, используя методику конструирования понятий ...