Статья Развитие творческих способностей и креативного мышления на уроках русского языка и литературы
статья (11 класс)
Нестандартное начало урока способствует желанию созидать, а творческие задания – желанию творить и открывать для себя что-то новое, а новое всегда интересно, что способствует развитию мотивации.
На уроке литературы при изучении небольших рассказов использую технологию творческого рассказывания, это помогает понять внутреннее состояние героя. При изучении биографии поэта или писателя предлагаю задания: «Интервью с писателем», «Письмо герою».
При изучении и анализе стихотворения предлагаю сочинить собственное, используя различные средства выразительности.
Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке.Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания всё это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности на уроках русского языка, которые я провожу в кабинете с музейным уголком, есть возможность углубиться в историю слова, понять его происхождение, развить фантазию.
В процессе усвоения программного материала с помощью различных технологий, методов и приемов идет развитие творческих способностей де-тей и креативного мышления, а также накапливается опыт их практического применения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Бахлыкова Лилия Валерьевна, филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Солнечная средняя общеобразовательная школа №1» «Локосовская средняя школа – детский сад имени З.Т.Скутина»
Развитие творческих способностей и креативного мышления на уроках русского языка и литературы
Важной задачей образования на современном этапе является не только овладение определенной системой знаний, умений и навыков, но и развитие творческого мышления для решения разнообразных стандартных и нестандартных задач. Творческий подход, применяемый в какой-либо сфере деятельности в современном обществе является показателем профессионализма, шаблонность неактуальна.
Развитие в детях творческого начала становится одной из важных задач современной школы, так как в творчестве содержится источник самореализации и саморазвития личности человека.
Большинство учащихся современной школы не самостоятельны в получении новых знаний, познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Предметы «Русский язык» и «Литература» не является исключением. Анализируя работу учащихся на уроке и дома, пришла к выводу, что причина этого кроется в развитии мышления учащихся, особенно критического, что немаловажнодля человека в современном мире.
Что же такое креативное мышление?Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных решений, умение находить выход из проблемной ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческим мышлением). Творчество (или креативность) – это способность удивляться и удивлять, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческие способности ребёнка необходимо развивать уже на уровне дошкольного возраста. Но именно в школе начинается процесс формирования творчески развитой личности. Особая задача в этом процессе принадлежит урокам русского языка, литературы, родного языка и родной литературы. Эти предметы в равной степени способствуют развитию творческого мышления, духовного насыщения учащихся.
Развитие в данном направлении должно совпадать с желанием ученика и учителя.Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
Когда работает воображение, фантазия, ребёнок начинает по-другому видеть, чувствовать, действовать.
Урок - творческая мастерская стимулирует всплеск активности учеников и повышает интерес к предмету, включает ребенка в восприятие и творческое осмысление учебного материала. Задача учителя –мастера создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца.
Этапы творческой мастерской:
Индукция – настрой на интересную работу. В роли индуктора – ребус, слово, портрет героя, текст, звук – любой информационный сигнал, который должен вызвать поток ассоциаций у ученика.
Деконструкция – формирование информационного поля с помощью предлагаемого материала.
Реконструкция – обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в текстах, стихах, портретах и т.д.
Социализация – сопоставление своего творческого продукта с результатами работы других. На этом этапе важно уметь аргументировать.
Разрыв – этап является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением).
Афиширование – презентация творческого продукта
Рефлексия – анализ собственной деятельности, эмоционального состояния.
На мой взгляд, учащиеся, создающие свои творческие продукты, решающие творческие задачи, легко справляются с трудностями в жизни, прекрасно вживаются в мир любой профессии.
Нестандартное начало урока способствует желанию созидать, а творческие задания – желанию творить и открывать для себя что-то новое, а новое всегда интересно, что способствует развитию мотивации.
На уроке литературы при изучении небольших рассказов использую технологию творческого рассказывания, это помогает понять внутреннее состояние героя. При изучении биографии поэта или писателя предлагаю задания: «Интервью с писателем», «Письмо герою».
При изучении и анализе стихотворения предлагаю сочинить собственное, используя различные средства выразительности.
Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке.Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания всё это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности на уроках русского языка, которые я провожу в кабинете с музейным уголком, есть возможность углубиться в историю слова, понять его происхождение, развить фантазию.
В процессе усвоения программного материала с помощью различных технологий, методов и приемов идет развитие творческих способностей де-тей и креативного мышления, а также накапливается опыт их практического применения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)
Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...
Развитие творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы
Представленный опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся II ступени позволит рассмотреть особенности активных методов и приемов работы на уроках и во внеурочной ...
Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы.
Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить ...
«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...
Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
СодержаниеВведениеI. Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII. Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...
Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы
Современное общество движется по пути развития креативного мышления человека. Творческие люди хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложны...
Формирование креативного мышления на уроках русского языка и литературы
В докладе содержится информация об одном из важнейших компонентов функциональной грамотности, креативном мышлении. Также доклад содержит ответ на вопрос по формированию креативного мышления на уроках ...