Формирование креативного мышления на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (5, 8, 9 класс)

Шехова Равиля Равилевна

В докладе содержится информация об одном из важнейших компонентов функциональной грамотности, креативном мышлении. Также доклад содержит ответ на вопрос по формированию креативного мышления на уроках русского языка и литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шехова Равиля Равилевна

МБОУ «СОШ №6», ХМАО-ЮГРА, г.Мегион, пгт.Высокий

Доклад на тему «Формирование креативного мышления на уроках русского языка и литературы»

Федеральный Государственный Образовательный стандарт третьего поколения отличается от предшествующих стандартов более гибким и дифференцированным подходом к обучению, в котором учитываются индивидуальные потребности каждого обучающегося. Одной из главных особенностей ФГОС третьего поколения является акцент на развитии ключевых компетенций функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Основными составляющими функциональной грамотности являются: читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции. По словам российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева «функционально грамотный человек – человек, способный использовать знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач». Для того чтобы реализовать эти знания, человек для начала должен принять, осмыслить информацию. И здесь особую роль играет креативное мышление. Креативное мышление проявляется во время чтения, прослушивания, просмотра, изобретения, изображения, в творчестве.

Креативное мышление – это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, нового знания, эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного) выражения воображения. Креативное мышление проявляется в образах и идеях, способности человека выдвигать собственные способности обобщать опыт предшественников; анализировать факты, наблюдать за развитием событий, привлекать интуицию, соотносить собственное знание предмета исследования и включать творческое предвидение. Креативное мышление позволяет получить характеристики оригинальные, отличающиеся от реальных. Условно различают креативность «большую» и «малую». Под «большой» креативностью подразумевается открытие новых концепций, ранее не представленных никем. В школе чаще всего используется «малая» креативность, когда педагоги, опираясь на опыт предшественников и коллег, совершенствуют свою деятельность и задания,  а обучающиеся изменяют и совершенствуют различные алгоритмы  работы с заданием, с текстом.

Какими же должны быть задания на формирование креативности на уроках русского языка и литературы? Задания должны предполагать использование как словесных, так и изобразительных средств, задания могут быть на разрешение проблем (социальных, научных). При этом ребёнок может самовыражаться как письменно, так и визуально.

Модели заданий для письменного самовыражения: сочинения на свободную тему. Здесь детей нужно ограничить в объёме, т.к. на такие темы дети могут писать и писать, одного урока может не хватить. Можно предложить детям просмотр мультфильма без заголовка, предложить им придумать оригинальный заголовок, оценить с точки зрения оригинальности. Для этой цели подойдут мультфильмы, сказки. Визуально можно самовыражаться на совершенствовании собственных и чужих текстов.

Критерии оценивания креативности: адекватность, оригинальность, полезность ответа. Ребёнок должен понимать, что его цель не рассмешить, а удивить.

 Для развития креативности нужно сконструировать ситуации незавершённости, интриги, создание алгоритмов для последующих действий, акцент на наблюдении.

Например, на уроке русского языка для повторения материала можно использовать орфографические игры (игра «Домики склонений»). Здесь мы можем решить сразу несколько проблем (запомнить окончания склонений, развитие речи). При выполнении этого задания дети начинают творчески подходить к нему (сочинять сказки, истории о том, кто в каком доме, подъезде, с кем живёт).

Кроссворды, ребусы, филворды также формируют креативное мышление. Их можно использовать как на этапе актуализации знаний, так и во время повторения,  самоконтроля и взаимоконтроля.

При изучении существительных можно на основе картинок подвести детей шаг за шагом к поисковой деятельности. Задача учителя - удивить. На основе этой деятельности дети начинают задавать вопросы, анализируют ситуации, развивают фантазию и творчество, используют в работе этимологические словари.

На уроке литературы при изучении мифов можно использовать фантастические изображения. Они также помогают развивать креативное мышление.

При помощи игр-викторин (викторина «Своя игра») развивается не только креативное мышление, но и другие виды грамотности. Например, математическая. Каждая команда дружно считает свои баллы.

Креативные загадки с  подсказками-иллюстрациями, ответы на которые не соответствуют ожиданиям отгадывающих, также способствуют формированию креативности.

Чтобы способствовать развитию креативности на уроках литературы, можно использовать такой приём, как начало и конец. Для этого берём начальные и конечные предложения из произведения, даём возможность подумать, что же было в середине, как дальше развивались события. Далее остаётся сопоставить предположения с исходным текстом. Можно использовать приём «Пиши как Гоголь, Пушкин и т.д.». Для этого берём предложение или отрывок, где можно увидеть проявление стиля автора. На основе этих примеров обучающимся можно предложить создать свои маленькие шедевры.

Для того чтобы креативное мышление развивалось, нужно и педагогу заниматься самообразованием (посещать курсы, просматривать вебинары, подбирать интересные тексты и задания). Интересные тексты и задания можно найти на сайте Российской Электронной Школы, платформах «ЯКласс», «ЯндексУчебник», в интерактивной рабочей тетради «Скайсмарт». На сайте «Просвещение» и платформе «ЯКласс» можно посетить вебинары, способствующие формированию креативного мышления. Также сайт «Просвещение» предлагает большой выбор пособий по формированию функциональной грамотности. Сборники текстов, проектов Марины Бондаренко также способствуют формированию креативного мышления и поисковой деятельности.

И в завершение хотелось бы сказать, что жизнь замечательна и удивительна, если замечать и удивляться! Ведь цель креативного мышления– удивить. Аристотель писал, что именно удивление – начало познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль технологии критического мышления в формировании мировоззрения школьников на уроках русского языка и литературы

Что же такое технология критического мышления, и как с ней работать? Попрробую ответить на эти и другие вопросы в данной статье....

Формирование УУД школьников на уроках русского языка и литературы с учётом особенностей современного мышления

Ученые все чаще говорят о том,  что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. Прошлый век был веком мышления понятийного, а вот 21-ый век - время клипового мышления....

Формирование УУД школьников на уроках русского языка и литературы с учётом особенностей современного мышления (презентация)

Ученые все чаще говорят о том,  что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. Прошлый век был веком мышления понятийного, а вот 21-ый век - время клипового мышления....

Приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка.

Как развивать креативное мышление? Данная статья представляет пример такой работы на уроке русскогоя языка в средней и старшей школе....

Статья Развитие творческих способностей и креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Нестандартное начало урока способствует желанию созидать, а творческие задания – желанию творить и открывать для себя что-то новое, а новое всегда интересно, что способствует развитию мотивации....

Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество движется по пути развития креативного мышления человека. Творческие люди хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложны...

Формирование креативного мышления на уроках иностранного языка

Креативность, или творческие способности— это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение....