Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку

Современное общество движется по пути развития креативного мышления человека. Творческие люди хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию. Креативное мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач. Элементы творчества могут присутствуют во всех видах деятельности человека и присущи любому нормальному ребенку – нужно только суметь вовремя их раскрыть.Креативное мышление является новым направлением в формировании функциональной грамотности обучающихся, поэтому актуальность данной темы очевидна.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы Орлова Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Калтукская СОШ»

Слайд 2

Математическая грамотность Е с т е ст в е н н о - научная грамотность Финансовая грам о тн о сть Разрешение проблем Глобальные к о мпе т е н ции Креативное мышление Чит а т е ль с к ая грамотность Ведущий компонент в PISA-2021-2022 . Участвуют сегодняшние восьмиклассники Ведущий компонент в PISA-2015 и 2025 . Участвуют сегодняшние пятиклассники Ведущий компонент в PISA-2022 Новое направление! СОС Т АВЛЯЮЩИЕ Ф УНКЦ И ОНАЛЬН О Й Г Р АМ О ТНОСТ И . М О Д Е ЛЬ PI S A Как учащиеся применяют базовые знания и навыки для решения повседневных задач. Учимся для жизни!

Слайд 3

Эффективные технологии: 1. Программа развития творческого мышления Э. Де Боно . 2. Технология ТРИЗ. 3.Метод проектов. 4. Технология критического мышления. 5. Проблемное обучение. 6. Ментальные карты (Мюллер Хорст ), умственные карты Т. Бьюзена . 7.Технология творческих мастерских. 8.Технология Ю. А. Поташкиной и Б. С. Дыхановой . 9. Игровые технологии ( геймификация ).

Слайд 4

. Игры - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М. Горький.

Слайд 5

Приёмы : 1)Весёлые рифмы. 2)Использование пословиц, поговорок, загадок, ребусов, шарад. 3)Грамматические сказки, мультфильмы. 4) Специальные упражнения

Слайд 6

Специальные упражнения на уроках русского языка Составление «бестолкового словаря». Любопытный – пытать любого. Горизонт – горящий зонтик. Придумай лингвистическую сказку. Придумай рассказ на одну букву. Сколько групп можно составить из слов? (Классифицировать можно по разным признакам.) Например: Глагол, прилагательное, причастие, деепричастие, определение, сказуемое, наречие. Творческие миниатюры на необычные темы. Например: «Размышления кипящего чайника». Псевдонимы ( ник-неймы ).

Слайд 7

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ: РЕШЕНИЕ С ОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Слайд 8

Что нужно обязательно сохранить? ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ: РЕШЕНИЕ С ОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Школа будущего Что нужно обязательно изменить? Какой будет школа в будущем?

Слайд 9

Развитие креативного мышления на уроках литературы Создание иллюстрации (плакат, обложка книги). Создание герба героя. Составление кластеров, коллажей, интеллект-карт . Использование синквейна .

Слайд 10

Письмо литературному герою Литературный герой: черное и белое

Слайд 11

Герб литературного героя

Слайд 12

Герб семьи Лизы из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Слайд 14

Создание коллажей, плакатов, обложек общественно-политических журналов

Слайд 15

ПАМЯТКА. КРЕАТИВНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ: СЮЖЕТЫ ЗАДАНИЙ Креативное самовыражение Текст заголовки и подписи призыв, девиз, лозунг, слоган, обращение, реклама... сюжеты и сценарии историй, игр, пьес... диалоги, короткие истории, инструкции, ... Рисунок иллюстрации к тексту, к понятию, к мысли, к событию... схемы, графики, диаграммы, иное наглядное представление данных, формул, результатов... инфографика, реклама плакат, символ , логотип, баннер, эскиз, эмблема...

Слайд 16

Получение нового знания Решение проблем Научное знание и научные пр о б л е мы исследовательские вопросы, гипотезы, замысел опыта, экпсперимента, исследования по получению нового знания, проверке гипотез изобретения, техническое творчество, новые области применения научного знания классификация и описание данных, демонстрация свойств выводы и интерпретация данных Социальное знание и социа л ьные проблемы отношения между людьми : выяснение мнений и позиций; сопереживание и взаимопонимания, разрешение конфликтов, взаимопощь и поддержка; нравственный выбор; солидарность и справедливость; безопасность; правила, традиции, обычаи человек и природа : природные ресурсы, среда обитания, охрана окружающей среды, природные катаклизмы, отдых и туризм человек и научно-технический прогресс : изменения в условиях жизни и труда, современные технологии ПАМЯТКА. КРЕАТИВНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ: СЮЖЕТЫ ЗАДАНИЙ

Слайд 17

Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?

Слайд 18

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Слайд 19

Исп о ль з у я к аждую б ук в у сло в а "личность", напишите личностные качества.

Слайд 20

Л юбознательность И нициативность Ч еловечность Н естандартность О тветственность C амостоятельность T ворчество

Слайд 21

Подберите слова - синонимы к слову " ф ункцио н ир о в а ть".

Слайд 22

- Работать, действовать, внедрять, применять...

Слайд 23

Дайте определение слову "грамотность".

Слайд 24

- Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Слайд 25

Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность"

Слайд 26

"функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)

Слайд 27

ГДЕ БРАТЬ ЗАДАНИЯ? СЕРИЯ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» направлена на формирование умения применять в жизни знания, полученные в школе предлагает обучающие и тренировочные задания, основанные на реальных жизненных ситуациях выпуск 1 рассчитан на обучающихся 10—13 лет, выпуск 2 – на обучающихся 14—15 лет содержит развернутые описания особенностей оценки заданий и рекомендации по их использованию содержит комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания

Слайд 28

ГДЕ БРАТЬ ЗАДАНИЯ? ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО / МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ / БАНК ЗАДАНИЙ http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Слайд 29

Дополнительные рекомендации педагогам - Самому быть творческим. -Заражать детей своей любовью к творчеству. -Быть гибким, уметь следовать ситуации. -Демократичный стиль общения. -Бороться со всяческими проявлениями конформизма. -Всячески поддерживать самостоятельность ребёнка. Не бойтесь неожиданных вопросов ---

Слайд 30

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Подберите синонимы к слову ФУНКЦИОНИРОВАТЬ


Дайте определение слову

ГРАМОТНОСТЬ


Дайте определение понятию

ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНАЯ ЛИЧНОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Приёмы развития креативного мышления на уроках русского языка.

Как развивать креативное мышление? Данная статья представляет пример такой работы на уроке русскогоя языка в средней и старшей школе....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Статья Развитие творческих способностей и креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Нестандартное начало урока способствует желанию созидать, а творческие задания – желанию творить и открывать для себя что-то новое, а новое всегда интересно, что способствует развитию мотивации....

Формирование креативного мышления на уроках русского языка и литературы

В докладе содержится информация об одном из важнейших компонентов функциональной грамотности, креативном мышлении. Также доклад содержит ответ на вопрос по формированию креативного мышления на уроках ...