Развитие творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы
статья

Татаренкова Наталья Викторовна

Представленный опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся II ступени позволит рассмотреть особенности активных методов и приемов работы на уроках  и во внеурочной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostei.docx47.74 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

II СТУПЕНИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                             Татаренкова Наталья Викторовна,

  учитель русского языка и литературы

                                                      ГБОУ СОШ с. Нижняя Быковка

                                                                 м.р. Кошкинский Самарской области

Пояснительная записка

     Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Поэтому одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества. Представленный опыт работы по формированию и развитию творческих способностей обучающихся позволяет рассмотреть особенности активных методов и приемов работы на уроках и во внеурочной деятельности.  Все используемые методы и приемы я классифицировала следующим образом:

  1. Проектно-исследовательская деятельность.
  2. Игровые технологии.
  3. Интегрированные уроки.
  4. Театральная деятельность.

    Данные формы обучения направлены на развитие творческих и коммуникативных качеств, гибкости ума. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Они научились правильно выполнять проектные работы, достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.

   Работа в данном направлении будет продолжена, поскольку проблема развития творческих способностей обучающихся является важной  задачей для всех участников образовательного процесса.

Введение

Развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в образовании. «Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, - обозначил Д.Медведев в проекте «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».- Все эти навыки формируются с детства». «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

       Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности.

        Задача воспитания людей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Ситуацию, сложившуюся в обществе, можно назвать критической: снизился творческий потенциал, оставляет желать лучшего восприимчивость всей социальной структуры к новаторству, нестандартным решениям, всем проявлениям творческой активности личности.  В школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это снижает интерес к обучению.

Таким образом, возникают противоречия

  • между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний;
  • между потребностью в людях с творческим складом ума и неспособностью обучающихся применить свои знания в нестандартной ситуации;
  • между наличием негативно-пассивного отношения к  русскому языку и литературе и необходимостью осознания значимости занятий этими учебными дисциплинами;
  • между специфичностью развития творческих способностей и отсутствием  у обучающихся мотивации к творчеству.

Передо мной, как учителем русского языка и литературы, встаёт проблема  низкого уровня развития творческих способностей обучающихся и необходимости развития творческих способностей  на уроках русского языка и литературы.

         Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы».

Работая в данном направлении, перед собой ставлю цель:

  • создать систему работы по развитию творческих способностей обучающихся II ступени на уроках русского языка и литературы.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме.
  2. Подобрать и использовать в практике работы методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей учащихся.
  3. Вовлечь во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.
  4. Воспитывать творческую личность, способную находить  нестандартные решения любых возникающих проблем.
  5. Пробудить интерес учащихся к изучаемому произведению  на уроках литературы через проявление собственного мнения, видение образа,  различные виды творческих работ.

Ожидаемые результаты:

  • Владение педагогом методическими приемами, направленными на развитие творческих способностей обучающихся  на уроках русского языка и литературы.

У обучающихся:

  • Сформированность  положительных мотивов обучения, интереса к русскому языку и литературе, эстетического вкуса.
  • Воспитание творческой личности, способной нестандартно мыслить, креативно подходить к решению возникающих проблем, готовой к саморазвитию, социализации в обществе.

Методы и приемы формирования творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

    Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. Поэтому задача учителя – развивать творческие способности детей.   Педагог обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабый ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка  и, как следствие, его развитию.

     Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности.      Развитие творческих способностей осуществляю также через проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии.

      Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.

       Для организации исследовательской работы на уроках русского языка и литературы использую следующие приемы:

  1. «Эпиграф», «Отсроченная отгадка» - данные приемы используются на первом этапе урока. Они связаны с темой урока, их цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

     Прием «Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, учеником пока неизвестной, темой урока. Например, на уроке изучения темы «Имя прилагательное» можно записать фразу Митрофанушки из комедии «Недоросль»: - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

 - Дверь, котора, дверь?

 - Котора дверь! Вот эта.

 - Эта? Прилагательна.

 - Почему же?

 - Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

     Прием «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Так, например, при знакомстве с темой «Словообразование» учитель предлагает школьникам ответить на вопрос: «Может ли приставка оказаться в середине слова?» При изучении темы «Фонетика» можно предложить ребятам вот такую метаграмму:

 Как инструмент, меня ты ценишь в искусной плотничьей руке, но если Д на Б заменишь, -  во мне утонешь, как в реке.

    2. Прием «Учебная цепочка» можно применять двумя способами. Предложить учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления. Так, вспоминая, что они знают об имени прилагательном, ученики 7 класса говорят: «Отвечает на вопросы какой? Чей?», «Обозначает признак предмета», «Имеет степени сравнения», «Делится на разряды», «Изменяется по числам» и т.д. Учитель должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе уточнений появляются важные детали, которые в итоге учащиеся должны обобщать. Или педагог сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме, а ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.

    3. Прием «Лови ошибку» наиболее уместно использовать на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе. Здесь можно широко использовать материал текстовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки. Например, он утверждает: «Глагол брить в неопределенной форме оканчивается на -ить. Все глаголы на -ить относятся ко II спряжению. Следовательно, это глагол II спряжения». При выполнении данной работы нужно, чтобы ученики рассуждали вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждений, побуждая ребят к поиску правильного решения, ответа.

    4. Прием «Согласен - не согласен». Данная работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять.

     Например: «Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют степени сравнения».

   - «Не согласен. Относительные и притяжательные имена прилагательные не имеют степени сравнения»,

    Проводя такой учебный диалог, учителю нужно заранее ограничить тематику, дать ребятам задание подобрать не менее пяти вопросов (тогда ученики не будут долго придумывать вопросы по ходу диалога и сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах).

    5. Прием «Цель и цели». Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности. Например, учитель ставит цель урока по теме: «Наречие». Учащиеся поставили для себя следующие цели: разобраться в понятии наречие, составить опорную схему, научиться правильно писать наречие, научиться не путать наречия с существительными, которые отвечают на те же вопросы и т.д. Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.

    6. Прием «Знаю/не знаю». После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать. Сведения по этой информации от учащихся дают учителю представления о том, на каком уровне находятся знания учащихся, каковы интересы школьников в данной области. Например, после сообщения темы урока в 7 классе «Правописание НЕ с причастиями» и записи нескольких примеров целесообразно предложить каждому ученику вспомнить, как пишется НЕ с другими частями речи («что я знаю»), постараться определить, что влияет на правописание НЕ с причастиями («что я могу узнать»), попытаться сделать вывод о возможном правописании НЕ с причастиями («чего я не знаю»), проверить себя по тексту учебника («что я узнал»). Использование этого приема учит ребят не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный, коллективный поиск, соединение всех усилий участников.

    7. Прием «Кластер» активно использует возможность группирования всего изученного в определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Этот вид работы можно использовать после изучения какого-то раздела или темы. При этом кластер может иметь разное количество блоков, а порой для составления кластера могут стать кроме учебника, разнообразный дополнительный материал с таблицами и схемами по русскому языку.

     Я использую исследовательскую деятельность также как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы. В итоге создаётся научно-исследовательская работа. Так, в 5 классе было установлено, что большая часть учащихся нарушает правила переноса слов. В связи с этим была определена тема исследовательской работы: «Секрет переноса слов», где ребята рассмотрели типологию ошибок, допущенных ими при переносе слов, расширили свои сведения о правилах переноса слов. Это позволило им повысить свою уверенность в себе и мотивировать их к дальнейшему изучению предмета.  

    Учеником 6 класса было проведено исследование имен и фамилий своих одноклассников. Результатом проекта стал «Антропонимический словарь происхождения имен и фамилий обучающихся 6 класса».

  Целью работы ученицы 8 класса «Великий  и  могучий  школьный язык»

стал анализ состава сленговых слов, употребляемых учащимися старшего звена нашей школы. Было проведено исследование речи подростков и установлены причины проникновения сленга в школьную речь.

     Проектная работа, выполненная учеником 9 класса «Чеченская война в зеркале современной российской литературы» посвящена освещению темы чеченской войны российскими писателями-современниками. Выбор данной темы обусловлен её несомненной актуальностью в наше современное время. Автор работы поставил цель – узнать, как воспринимали эту великую трагедию, как вели себя в условиях войны люди; глубже изучить историю Чеченской войны, познакомиться с писателями-участниками событий того времени по информации из печатных изданий и художественного материала.

При организации обучения с применением исследовательского метода наряду с традиционными формами я применяю такие виды уроков, как урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы), урок-исследование, урок-поиск, творческая мастерская, урок - творческий отчет, урок – защита идей, урок открытых мыслей, урок – ролевая игра, урок – конференция, урок – круглый стол, литературная гостиная. Например, при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»  я провела урок-диспут «Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции». На уроке-практикуме по русскому языку в 8 классе ученикам дано задание написать сочинение-миниатюру «Роль вводных слов и предложений в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»; а на уроке – семинаре в 9 классе по теме: «Человек на войне» рассматривается проблема поступка и подвига на войне. Опираясь на художественные произведения: рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого  обучающиеся проводят сопоставление ситуаций войны, героев, поэтики войны. В ходе семинара помимо исследовательских групп создается аналитическая группа, которая выражает неоднозначность суждений, подводит итоги, формулирует выводы.

    В ходе  работы по  данной проблеме я пришла к выводу, что исследовательская деятельность, организуемая  на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Понятно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая- либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные им как самостоятельные исследования.

     Один из видов организации исследовательской деятельности  - игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Есть темы, изучение которых провожу в форме игры. Например, темы: «Загадки», «Пословицы». Уроки – путешествия в страну «Русский язык», «Лексика», «Фразеология». Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к родному языку.

    Применяю игровые задания, направленные на отработку, орфоэпических норм: 1. «Составь текст и озвучь его» (можно предложить слова, которые могут представлять какие-либо трудности в произношении, а можно просто озвучить тему).

  1. Лексико-фразеологические игры «Собери фразеологизм» (как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых).

Ответы: Куда Макар телят не гонял. Как в воду канул. Ветер свистит в карманах и т.д.

  1. «Третий лишний». Лимонный, карманный, соломенный (лишнее соломенный). Горяч, могуч, плач (лишнее плач).
  2. «Собери пословицу»

1

На бога надейся

 а дома лучше

2

В гостях хорошо

голому рубаха

3

С миру по нитке

а сам не плошай

  1. Кроссворды, чайнворды, ребусы тоже помогают в актуализации знаний и постановке проблем.

              Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Так при изучении «Лексики» использую игру «Переводчик»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами или кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими. Очень актуальна во всех классах игра «Корректор»: найди ошибку в выборе слова или замени прилагательные таким словом, чтобы оно давало яркое, образное представление.

    Использую мини – диктанты с творческими заданиями для итоговой работы на уроке, на уроках повторения. К небольшому тексту дается задание: озаглавить текст или объяснить письменно смысл слов, или выписать слова, образованные суффиксальным способом и так далее.

    Очень часто школьники читают, не обращая внимания на детали, увлекаясь только ходом событий. И задержать их внимание на деталях помогает игра «Из какой сказки эта вещь?» На доске слайд «утерянные вещи»: горошинка, хрустальный башмачок, золотой ключик, и ребятам предлагается «вернуть» вещи в сказки. В старших классах такую функцию выполняют викторины. Причем подросткам очень нравится самим составлять викторины.

      Эффективным слагаемым развития творческих способностей являются интегрированные уроки. На таких уроках ставятся цели и задачи, связанные с двумя и более учебными предметами.  Были проведены следующие занятия:

  • Роль обращений в речи. (По сказкам А.С. Пушкина), 5 класс.
  • Путешествие в страну Числяндию, 6 класс.
  • Личность Петра Великого в истории и литературе, 7 класс.
  • Образ Пугачева. Крестьянская война 1173-1775 гг., 8 класс.
  • Повторение синтаксиса сложного предложения. (На примере повести И.С. Тургенева «Первая любовь»), 9 класс.

     Как правило, такие уроки заканчиваются небольшой письменной работой творческого характера. Это дает возможность каждому ученику проявить себя и развить свои творческие способности.          

      Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику.  Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения. Ежегодно принимаем участие в районном конкурсе сказок «В гостях у сказки», школьной театральной неделе, выступаем с постановками на сцене сельского СДК.

Вывод

На основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников можно сделать выводы:

       1.  Продолжить работу над системой  по  воспитанию активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.

       2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

       3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода, как ученика, так и учителя.

Используя подобные методы, я стараюсь, чтобы мои дети достигли определённых результатов:

1. Могли свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений.

2. Достигли положительной динамики в показателе грамотности и качестве знаний.

3. Могли найти креативные подходы к решению проблем.

Использованная литература

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

2. Амбушева Т.М. и др. «Русский язык. Исследовательские работы. Волгоград, издательство «Учитель», 2009 г.

3. Антонова Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. - Русский язык в школе. - 2007.-  № 7. С. 3-8.

4.  Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6.

5.Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4.

6.  Литневская Е.И., Багрянцева В. Л. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006.

7. Пазынин В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся в области русского языка: направление, проблема, тема исследования // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. Обухова. М., 2006. С. 473-478.

8.  Плавинская Н. Несколько слов о синквейне. //Литература. -  2006. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы.

Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить ...

«Развитие творческих способностей обучающихся 5 класса на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время»

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Предлагаю соединить  технологию педагогических мастерских, применяемую на уроках русского язык...

Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

СодержаниеВведениеI.  Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII.  Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...

Статья Развитие творческих способностей и креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Нестандартное начало урока способствует желанию созидать, а творческие задания – желанию творить и открывать для себя что-то новое, а новое всегда интересно, что способствует развитию мотивации....