Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Валынова Ольга Николаевна

Первый урок в теме "Глагол как часть речи. Обобщение изученного в 5 классе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.rar1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме:

Глагол как часть речи. (Повторение изученного о глаголе в 5 классе).

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
  • продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;
  • воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.

Оборудование:  карточки с заданиями для учащихся, рисунки детей на тему «Портрет глагола», сочинения-миниатюры на заданные темы, мультимедийная презентация.

I.Организационный этап. Постановка цели, мотивация учения

                                       Слайд 1.


– Здравствуйте, ребята! Сегодня проводится урок на тему… Цели урока…

                                      Слайд 2.

Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех! 

– Эти слова и являются девизом сегодняшнего занятия. А начнём мы урок с орфоэпического диктанта. 

                                       Слайд 3.


II.Орфоэпический диктант
(Задание: списать с доски глаголы, поставив ударение. Приготовиться к проверке.)
Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит. 
III. Работа по развитию связной речи учащихся
1. Демонстрация и защита рисунков на тему «Портрет Глагола».
– Ребята, а каким вы представляете глагол? Группа художников в составе четырёх учащихся вашего класса нарисовала портрет глагола. Предоставим им слово.
2. Представление детьми сочинений – миниатюр заданной тематики.
– А писатели наблюдали за природой, прислушивались к звукам. Им нужно было написать сочинение – миниатюру на темы: «Лес проснулся», «Звуки весеннего леса», «На берегу лесной речки».
(2–3 ученика представляют свои работы. В это время остальные дети внимательно слушают, отвечают на вопросы: тема и идея сочинения; стиль и тип речи; роль глаголов в тексте.

                               Слайд 4, 5. 6.(иллюстрации к сочинениям)



 Глагол является основой языка. 
Найти верный глагол для фразы –
 
значит дать движение фразе.

А.Н. Толстой

Слайд 7.                     Глагол – самая живая часть речи…
Назначение глагола –
 
выражать само действие.

                                                                                                                                                                         

                                         Слайд 8 (Пришвин)                                                                                    А. Югов

Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом (тексты распечатаны для каждого ученика).

Стилистический эксперимент (слайд 9).

Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.

Вариант Пришвина: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.

В чем необычность употребления глаголов “звенит, радуется (ручеек)”?

Они употреблены в переносном значении, в литературе этот прием называется олицетворением.

Объяснить постановку знаков препинания, построить схемы предложений, орфограммы.

Вывод:

-Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. Обладает высокой эстетической ценностью. С помощью глаголов можно описать любое действие.  Ведь и назначение глагола – выражать само действие!


ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.  

Без сомненья, мы устали.

Встали! Сели! Снова встали!

Разогнулись, потянулись,

Вправо-влево повернулись!

Головою повертели!

Сели! Встали! Снова сели!

V. Повторение изученного. Лингвистическая викторина. НЕ прерви цепочку! 
Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.
1. В каком разделе науки о языке изучаем глагол? Что изучает морфология?

2. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?
3. Какие постоянные морфологические признаки есть у глаголов?  
4. Какого вида бывают глаголы?

5. Как изменяются глаголы?

6. Синтаксическая роль в предложении?

7. Какие основные орфограммы изучены в связи с темой «Глагол» в суффиксах глаголов, в окончаниях глаголов? 
Обратимся к учебнику и посмотрим: всё ли правильно вспомнили. Читаем определение по учебнику.

VI.    Закрепление материала.
1. На доске, разделённой на четыре части, учащиеся выполняют задания по карточкам.
Два консультанта проверят, оценят работу одноклассников и ответят на дополнительные вопросы.
Карточка № 1.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы. Какой темой объединены предложения?
1) Тот труда не бои (т, ть) ся, кто умеет труди (т, ть)ся .
2) Дело мастера бои (т,ть)ся.
3) Человек по делу узнаё (т, ть) ся.
4) Надо труди(т, ть) ся, а не лени (т,ть)ся.

Карточка 2.

Списать, раскрыть скобки.

(Не) чувствовал усталости, (не)был в школе, Ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)выр..стил  дерева, (не)участвовал в разговоре, (не)постро..л дом.

3-ий ученик –ур. 508 с1 -3 предлож.

Класс выполняет упр. 508 с 5 по 7.

3. Синтаксический разбор предложения.

Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой сосной. 

Проверяется работа школьников у доски. Оценивают выполнение работы товарища по каждой карточке вызванные консультанты. Кроме того, они должны ответить на дополнительные вопросы, после чего им выставляется оценка.

– А мы в это время в тетрадях и на доске выполним морфологический разбор глагола никнут. Лексическое значение слова НИКНУТ.

        Слайд 10.

3. Вид глагола. Подобрать к глаголам видовую пару.

7. Рефлексия.      Слайд 11.

8. Домашнее задание п.88, упр. 509.   Слайд 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по теме "Части речи" (повторение изученного) 4 класс (Vвида)

В настоящее время увеличилось количество учащихся, не справляющихся со школьной  программой. Причины трудностей разнообразны. И порой на уровне школьного логопункта преодолеть их бывает невозможн...

"Части речи. Повторение изученного в начальной школе» ( для учащихся 5 класса)

Цели урока:Обобщить известную информацию об изученных частях речи.Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать обще...

Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."

Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...

Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...