Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя существительное (обобщение и систематизация знаний)"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Воробьёва Оксана Вячеславовна

Урок с пременением здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Старолещинская средняя общеобразовательная школа»

 Солнцевского района Курской области

Конспект урока русского языка с применением здоровьесберегающих технологий

 (5 класс)

                                                                                           Учитель русского языка и литературы  Воробьёва Оксана Вячеславовна

УМК: учебный комплекс под редакцией  Т.А. Ладыженской и др. Русский язык.  5 класс                                          

Тема урока:  Имя существительное (обобщение и систематизация знаний).   (1 час)

Тип урока:  Урок « обобщения» знаний

Цели урока:

        обучения:

  1. Организация повторения по теме «Имя существительное»
  2. Организация обобщения и систематизации знаний по теме.

а) определение морфологических признаков

б) синтаксическая роль в предложении

в) знание орфограмм

         воспитания:

  1. Воспитание самостоятельности.
  2. Воспитание патриотизма.

         развития:

  1. Развитие способности к анализу и обобщению.
  2. Развитие речи учащихся.
  3. Развитие творческих способностей
  4. Развитие познавательного интереса учащихся.

        здоровьесбережения:         

                    1.  Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, доброжелательную   атмосферу  в классе.

                    2.  Приобщение детей к ЗОЖ.

- деятельностная:  закрепить умения  опознавать существительные в речи   по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель  урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: компьютер, учебник,  карточки, жетоны.

ХОД   УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

 

 

  Приветственное слово учителя. Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

 (Запись даты в тетради)

 Приветствие,

запись даты.

УУД: познавательные (извлечение информации из текста);

коммуникативные (формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества)

2. Постановка учебной задачи.

Цель: поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации 

Слово учителя.

- прослушайте стихотворение,  в нем «спряталась» тема урока:

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы кто и что верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число и род.

У него к тому же 3 склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- С чего мы начнем работу?

(Повторение теории, синтаксическая пятиминутка, анализ текста, составление синквейна, физминутка, работа в тетрадях,  итог урока)

Учащиеся отвечают на вопросы с места.

 УУД: познавательные (пытаются решить задачу известным способом. Самостоятельное выделение и формирование цели);

регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

3.Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий  

 

 

Слово учителя.

- Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Но чтобы войти в эту страну и увидеть её во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот - правильное определение всех признаков существительного. Вы получали на дом задание, которое поможет нам в этом. Итак, начнем.

 

I. Тезис.

   Слово … - имя существительное. Докажем это.

II. Доказательства.

  1. Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)
  2. Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).
  3. В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
  4. В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)
  5. В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.
  6. В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).

III. Вывод:

- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.

Учащиеся отвечают на вопросы с места.

УУД: познавательные (извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ);

коммуникативные (формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога);

регулятивные (выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения)

4. Организация проверки знаний на практике.

Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

 

1.Синтаксическая пятиминутка.

Составьте предложение.

- из предложения «Чистая вода - для хвори беда.»

возьмите прилагательное, образуйте от него имя существительное в и. п. ед. ч.;

 - из предложения «Они отдали залог.»

возьмите дополнение  ;

- из предложения  «Здоровье - всему голова, всего дороже.»

 возьмите подлежащее, поставьте в р.п. ед.ч.  

 Чистота-залог здоровья!

 - Как вы понимаете смысл пословицы.

- Объясните постановку тире.

- Подберите синонимы к слову

   «Здоровье».

  1. Анализ текста.

Человек и велосипед

         В некоторых странах, например в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в шестьдесят семь лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм.

- К какому стилю относится данный текст?

- Определите тип текста.

- Какова основная мысль текста?  

- Выпишите из текста существительные,

   определите их число.

- Почему  некоторые слова в тексте

  пишутся с заглавной буквы?

 

  1. Составление    синквейна
  1. Слово
  2. Три  определения
  3.  Три  глагола
  4. Предложение

Здоровье.

Прекрасное, хорошее, единственное.

 Закаляться, заниматься, не лениться.

Здоровье, если его не замечаешь, значит оно есть.

 

4. Физминутка

«Бинокль»

Представьте, что нам необходимо отыскать существительные (встают). Возьмите в руки бинокли (делают из кистей рук и прикладывают к глазам). Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль. Какие  существительные отыскали? Приведите примеры.

 

5. Определение падежа и склонений существительных.

 А как отражена тема  здоровья  в пословицах и поговорках. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы, определите падеж и склонение имён существительных (пословицы распечатаны   на листах).

 

Ап..етит от б..льного б..жит, а к зд..ровому катится.
Бер..ги платье снову, а зд..ровье см..лоду.
Б..лен – л..чись, а зд..ров – бер..гись.
Б..льному и мед не вкусен, а зд..ровый и камень ест.
Будь не красен, да зд..ров.
Быстрого и ловкого б..лезнь не д..гонит.
Где зд..ровье, там и кр..сота.
Глуп..го учить - что мертв..го л..чить.

6.Работа с учебником

Выполните упражнение № 561

Записывают полученное предложение, записывают синонимы к слову «здоровье». Устно отвечают на вопрос.

Чтение текста.

Отвечают на вопросы. Выписывают сущ., определяя их число.

Составляют в группе СИНКВЕЙН

Делают упражнения

Работа в тетрадях. Списывают пословицы, вставляют пропущенные буквы, объясняя правилом.

Работа у доски и в тетрадях.

УУД: познавательные (анализ, сравнение, классификация; осознанное построение речевого высказывания; поиск и выделение необходимой информации; );

коммуникативные (адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью);

регулятивные (контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

5. Заключительная часть

Цель: оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий

1.Рефлексия.

 

- Ребята, оцените себя (показывают жетоны).

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал …

- Мне было интересно….

- Особенно понравилось….

- Вызывало затруднение…

- Какую оценку вы поставили бы себе?

2.Подведение итогов учителем.

 - Какое настроение  у вас в конце урока?

2.Домашнее задание  (разные уровни):

1.Написать мини сочинение;

2.  нарисовать рисунок;

3.  приготовить сообщение;

4.сделать мультимедийную презентацию;

5. сочинить  стихотворение.

 на тему: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».

 Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Слушают высказывания одноклассников. Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»

 Слушают задание на дом. Выбирают вариант заданий по сложности.

УУД: познавательные (анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности);

коммуникативные (внутренняя оценка деятельности учащихся);

регулятивные (самооценка на основе критерия успешности; самоопределение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"

Цели: Обучающие: 1. Умение   определять  род  имени  существительного.2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существите...

Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"

Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний...

Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...