Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Букина Оксана Фларитовна

Как и многих учителей, меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение видеть орфограммы. В работе освещены методы и подходы к обучению учащихся с целью выявления сложных написаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichekaya_tema.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Автор опыта: Мосалёва Оксана Фларитовна , учитель русского языка

и литературы

Содержание

Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Как и многих учителей меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.

I. Актуальность опыта

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы – одна из острейших проблем народного образования.

Проблема повышения грамотности учащихся волновала учителей – словесников во все времена. Вместе с тем существует ряд противоречий:

– между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся;

– между необходимостью формирования прочных орфографических умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания;

– между высоким уровнем содержания курса русского языка в 5-9 классах и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и средним звеном.

Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны.

Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов:

– понижение уровня чтения, особенно самостоятельного;

статистика фиксирует в последние годы существенное снижение у школьников читательского интереса. Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение – одна из причин неблагополучия в правописании;

– несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся; система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных.

Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью.

Сущность орфографической зоркости:

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму в слове, ученик сможет решить вопрос о его конкретном написании . Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Условия формирования орфографической зоркости:

1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).

2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки)

3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.

4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).

5.Умение осуществлять самопроверку.

Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.

Ведущая идея опыта:

Создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, создание условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели.

Направления деятельности учителя:

- поиск интенсивных приемов формирования орфографической зоркости учащихся;

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся путем создания творческой атмосферы на уроке;

- реализация задачи развития логического мышления учащихся, обучения школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- усиление практической направленности обучения русскому языку;

- поддержание и совершенствование умения и навыков, сформированных в начальной школе.

2. Технология опыта

Формирование орфографической зоркости условно можно разбить на 3 этапа:

1 этап.

Прежде всего необходимо научить слушать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах.

Дети должны ознакомиться с характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто нет соответствия. Они узнают о различии в произношении и написании слов с парными звонкими и глухими согласными, учатся различать ударные и безударные гласные, обозначать их на письме. Именно на этом этапе учащиеся уже осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударения. В связи с этим особое значение приобретают упражнения слого- звукового и звуко-буквенного анализа слова.

Обучение звуковому анализу

В период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве.

Орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции ,т.е.однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т.е.может быть обозначен разными буквами при том же звучании.

Упражнения , направленные на формирование звукового анализа слова:

1.Полсловечка за вами. (бал…кон, во…рон)

2.Рассмотри рисунки и найди одинаковый звук в словах.

3Слоговой аукцион. (Ба…-ня, -нан, -ран).

4.Перевертыши: кот-ток, сорт-трос.

5.Исключение звука из слова: роса-оса.

6.Отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра.

2 этап. Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Преподавателю важно научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

3 этап. Необходимо для достижения грамотного письма научить детей самоконтролю, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.

При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах:

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

- гласные – а, о, и, е, я;

- пары звонких и глухих согласных;

- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю;

- мягкие согласные (особенно “л” мягкое) также относятся к числу “опасных”;

- “опасными позициями” в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем – две приставки, 2-3 суффикса.

Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие – на стыке морфем.

Опознав в слове корень, учащийся уже знает, что в корне весьма вероятны безударные гласные, возможны звонкие/глухие согласные и что их надо проверять путем подбора родственных слов или путем изменения формы слова.

Опознав сочетание морфем (приставки и корня), ученик ожидает такие орфографические трудности, как двойные согласные (ссыпал, оттянул); необходимость проверки звонких и глухих согласных на стыке морфем (отдохнул).

Система орфографических упражнений

С учётом двух принципов, положенных в основу усвоения правописания, сознательного и механического, обучение орфографии включает следующие операции:

списывание с правильного текста; чтение;

письмо заученного наизусть связного текста;

предупредительные диктанты;

объяснительные диктанты;

творческие, свободные диктанты;

выборочные, немые, зрительные диктанты;

пользование орфографическими словарями;

проверочные диктанты;

работа над ошибками.

Стоит заметить, что обучение орфографии, как известно, строится прежде всего на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком.

Многолетняя практика работы в школе приводит к выводу о том, что в работе по формированию орфографической зоркости у учащихся наиболее эффективными следует считать следующие орфографические упражнения:

списывание с правильного текста;

С этой целью используются специальные орфографические упражнения с осложненными грамматико-орфографическими заданиями, в ходе которых вырабатывается навык применения правила на практике. Это мо жжет быть осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены буквы. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором.

письмо заученного наизусть связного текста;

используются специальные упражнения учебника «Диктант по памяти», тексты художественных произведений, изучаемых в курсе литературы.

предупредительный диктант;

При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст. Проводить такие диктанты лучше в начале урока и сопровождать записью на доске, которую может выполнять один из сильных учеников. Ориентировочно время такой работы – 10 минут.

объяснительный диктант;

При проведении объяснительного диктанта осуществляется объяснение орфограмм после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой необходимо письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.

Предупредительный и объяснительный диктанты дополняют друг друга. Они способствуют тому, что у учащихся формируется умение связывать правило со словом, слово с правилом. Различие между этими диктантами — в степени самостоятельности учащихся.

выборочный диктант;

Выборочный диктант ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме (или орфограммах). При выборочной записи слов или словосочетаний учащиеся объясняют соответствующие орфограммы или письменно, или устно. Часто это объяснение сводится к классификации слов на правило. Выборочный диктант требует от учащихся большого умственного напряжения, полной мобилизации внимания и знаний. Этот диктант является одним из самых активных приемов обучения орфографии. Экономичный во времени, он дает возможность приучить школьников быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова и уже в ходе чтения учителя отбирать на слух нужное. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.

диктанты с изменением текста: творческий, свободный диктант.

При написании творческого диктанта учащиеся по заданию вставляют в диктуемый текст определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов и письменно или устно объясняют соответствующие орфограммы. При этом у учащихся вырабатывается навык применения орфографических правил в условиях, когда приходится думать о содержании и грамматическом оформлении предложения.

При свободном диктанте учащимся приходится думать не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связности изложения мыслей. Если учащийся письменно объясняет орфограммы, то он так же, как и при творческом диктанте, приучается применять орфографические правила в условиях, приближенных к тем, когда приходится излагать свои мысли.

зрительный диктант

Слуховые восприятия наличествуют при написании диктантов.

Что касается зрительных восприятий, то здесь дело обстоит сложнее. Чаще всего, выполняя упражнения типа списывания, учащиеся имеют дело с текстом, в котором буквы в словах пропущены, служебные слова заключены в скобки и т. п. В этих случаях нельзя говорить о зрительном восприятии слов с изучаемыми орфограммами. Слова с изучаемыми орфограммами зрительно воспринимаются в том случае, если учащийся, выполнив упражнение типа списывания, напишет их правильно. То же самое нужно сказать и о диктантах. Если же интересующие нас слова и при списывании, и во время диктанта написаны неправильно, то зрительное восприятие не играет своей положительной роли. А между тем при зрительном восприятии накапливаются зрительно-графические образы, модели изучаемых орфограмм, укрепляется зрительно-графическая память учащихся, что чрезвычайно важно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы перед учащимися в самом начале работы над орфографической темой в правильном написании предстали наиболее трудные слова с изучаемой орфограммой. Поэтому на дом задается списывание текста без пропуска букв с запоминанием правописания слов, а в классе проводится подготовленный диктант по тексту без пропуска букв.

Таким образом, при создании системы орфографических упражнений надо заботиться о том, чтобы в ходе выполнения специальных орфографических упражнений обеспечивалось участие не только слуха и речедвигательных восприятий, но и зрения. (Приложение №1)

карточки с индивидуальными заданиями

Индивидуальные карточки очень помогают повышать грамотность.

Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовалответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабо успевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.

работа со словарями

Одним из важнейших рычагов повышения грамотности является формирование у учащихся умения пользоваться орфографическим словарём. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарём нужно во время любой классной работы, диктантов, изложений, сочинений.

проверочные диктанты

Краеугольным камнем повышения орфографической грамотности является проверочный диктант (15-20 минут среднего ученического письма). Текст составляется из простых предложений, содержащих слова с орфограммами, известными учащимся. Диктовать надо не монотонно, а ясно и внятно, предварительно прочитав весь диктант вслух и пояснив правописание наиболее трудных слов. Максимальная польза от проверочного диктанта может быть получена при соблюдении двух условий:

первое – учащиеся сдают работы учителю, не проверяя их (это воспитывает сосредоточенность и уверенность);

второе – оценки учитель за диктанты не выставляет (это служит приглашением к сотрудничеству и исключает травмирование учащихся).

Исправлять ошибки в проверочном диктанте, по методике А.Д.Алферова, необходимо следующим способом: зачёркивать ошибочную форму и над ней писать то, что нужно. Это гарантирует повышение внимания учащихся во время анализа работы, способствует запоминанию правильного написания того или иного слова. 

работа над ошибками

Работа над ошибками должна проводиться в системе после каждой письменной работы, проверенной учителем.

Домашняя работа над ошибками должна строго контролироваться: иначе она превратится в обыкновенную отписку.

Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма.

Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы.

Принимая в начале учебного года новый класс, я с первой же недели стараюсь выявить наиболее слабых учащихся, чтобы, не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу. В тетради учёта успеваемости на отдельной странице записываются фамилии этих учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы эти записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда ученик допускает ошибки в одних и тех же словах (они подчёркиваются).

Главное в словарно-орфографической работе – выработка орфографической зоркости.

С досадой обнаружила, что некоторые ученики, пришедшие из начальной школы, не умеют списывать и допускают ошибки даже в тех словах, где нет пропущенных букв. С тех пор я провожу контрольное списывание, предупреждая пятиклассников, что за одну ошибку при списывании ставится неудовлетворительная оценка. Результаты первой работы были очень плохими. Но постепенно дети становились более внимательными.

Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся выделяют, показывают орфограмму, в устных работах обязательно называют её. Здесь очень помогает справочник на форзаце учебника, которым с первых же дней ученики должны научиться пользоваться.

На каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа. Это или “По следам ошибок”, когда вызываются двое-трое учащихся (поочередно) и получают задание записать слова, в которых ранее были допущены ошибки; или работа над новыми словами, которые даны в учебнике для заучивания; или словарные диктанты (два в четверть).

В словарные диктанты включаю слова, над ошибками в которых класс работал, слова, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. Это помогает увидеть, над какими ошибками надо работать, какие новые слова еще не усвоены.

Если ученики получают за словарный диктант “2″, то они имеют возможность через несколько дней переписать его, но оценка при этом на балл снижается. Если ученик не готовился к работе повторно, значит, двойка остается, но на уроках я с ним работаю индивидуально, подключая его к работе “По следам ошибок”.

Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно при списывании выделить орфограммы и объяснить их.

В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов я предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам. Например:

1. Найди и объясни ошибки в словах с безударными гласными.

2. Правописание предлогов. Найди ошибку в тексте, найди еще 2-3 примера из текста.

3. Как пишется не с глаголами? Найди ошибку в тексте.

Это задание можно дать ученику на уроке или для работы дома.

Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Важно спланировать практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.

Устный опрос по карточкам – эффективный вид опроса. Очень результативна работа по карточкам с трудными орфограммами. Ученик, получая такую карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму.

Каждый урок должен заканчиваться подведением итога. В конце урока, минут за 5—7 до звонка, взяв в руки тетрадь, ученики должны вспомнить все орфограммы, с которыми они встретились на уроке, начиная с “разминки”. Каждый, кого вы спросите, отвечает, что он повторял во время “разминки”. Затем упоминаются орфограммы, с которыми ученики работали кто у доски, кто в тетрадях, когда выполняли индивидуальную работу; если была работа с перфокартами, то с какими частями речи работали (это мог быть синтаксический разбор предложения, разбор по составу, фонетический или морфологический разбор). А какие орфограммы были записаны при работе над ошибками? И, наконец, с какими новыми орфограммами познакомились при объяснении нового материала?

За эти 5—7 минут будут перечислены десятки орфограмм. Повторение и закрепление способствует активизации мышления учащихся и повышению сознательности усвоения материала.

Таким образом, найден тот своеобразный подход к практической направленности уроков, который в итоге дает наилучшие результаты.

Проверочные работы как средство развития опорных умений и навыков учащихся.

Практика показывает, что формирование орфографического навыка — очень трудный и длительный процесс, так как для правильного письма необходима быстрая орфографическая ориентировка, а она становится возможной в том случае, когда весь процесс обучения обеспечивает такой уровень овладения опорными знаниями, при котором учащийся способен переносить правило правописания на любой вариант орфограммы, относящийся к данному конкретному правилу.

Проверочная работа очень важна. Например, для глагола характерно приставочное словообразование, а учебник не содержит специальных упражнений на разные случаи написания з — с, хотя ошибок на правописание приставок много, поэтому в упражнения для подготовительной работы включаются слова со взаимосмешиваемыми орфограммами. Для определения орфографической нормы в этих случаях необходимо, во-первых, установить состав слова и, во-вторых, применить соответствующие правила о написании з —с. В данных словах представлены разные трудности морфемного анализа, разные варианты одной и той же орфограммы.

Работая над взаимосмешиваемыми орфограммами одновременно, учащиеся достигают все более высокого уровня развития опорных умений на основе теоретических обобщений.

В чем особенности последних проверочных работ? Во-первых, в том, что они вводятся на завершающем этапе усвоения, поэтому есть возможность включать в их состав задачи разнородные по содержанию. Во-вторых, они требуют четкой последовательности умственных действий. Главное в них — проверка способности переключаться с одного вида орфограмм на другой.

Учащиеся, постоянно сталкиваясь с посильными для них трудностями, учатся переключению с одного орфографического действия на другое, глубоко осознавая их. Благодаря этому, частные операции объединяются в целостное сложное действие, характерными признаками которого являются быстрота и четкость выполнения. Это этап автоматизации действия, к которому учащиеся готовились проверочными работами разных уровней трудности, поэтому готовность учащихся к «мгновенным», «внезапным» действиям на уровне умений уже сформировалась.

Это этап, когда, по мысли Л. С. Выготского, развитие умственных действий приводит наконец к постепенному выпадению отдельных звеньев процесса рассуждения, благодаря чему этот процесс получает свернутый вид и «срастается с моментом восприятия».

Планомерное управление умственными действиями учащихся через специальные обобщающие упражнения и проверочные работы дает высокую эффективность обучения, так как комплекс опорных умений и навыков обеспечивает целостный ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том числе и орфографические.

Я убедилась в том, что орфографический навык успешно формируется на базе более простых навыков и умений, которые являются компонентами орфографического навыка. Я имею в виду:

— автоматизированный графический навык письма,

— умение производить звуко-буквенный и слоговой анализ слов,

— умение распознавать части речи,

— умение устанавливать морфемный состав слов,

— умение подбирать однокоренные слова,

— умение опознавать орфограммы.

При обычной организации обучения рекомендуется одна проверочная работа в конце темы, промежуточные же результаты усвоения материала не учитываются, они выводятся на основе общих наблюдений за работой всего класса, выполнения тренировочных упражнений.

Из своего опыта знаю, что крайне необходимы систематическая проверка усвоения именно опорных знаний и формирование на их основе умений и навыков учащихся. Осуществлять ее можно с помощью проверочных работ, которые позволяют выявить уровень подготовленности каждого ученика, проследить темпы его продвижения в обучении, а также своевременно обнаружить и устранить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предупредить неуспеваемость.

Моя система проверочных работ предусматривает проверку знаний учащихся на трех основных этапах обучения: первичное усвоение материала, последующее его закрепление, активное оперирование усвоенным.

Для проверки первичного усвоения я даю наиболее простые задания, позволяющие определить степень понимания учащимися изучаемого материала.

Для проверки прочности усвоения материала и умения оперировать изученным применяю более сложные задания, включающие и вопросы по повторению.

Третий этап — этап контрольной или творческой проверки знаний, умений и навыков по определенной теме; его цель — установить, насколько свободно и уверенно учащиеся владеют знаниями, насколько сформированы их умения и навыки.

Время проведения проверочной работы —5— 7—10 минут; итоговые, творческие задания рассчитаны на 15—20 минут урока или домашнего задания.

4. Работа с алгоритмами

Что значит алгоритм правила? Это разбивка правила на несколько этапов, вычленение особенностей правила, составление схемы, по которой легко восстанавливается формулировка правила. Давно замечено, что человек легче запоминает зримое, видимое, нежели услышанное. В данном случае при формулировке правила по схеме работают два вида памяти – зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить.

Ознакомившись со статьями Ю.А.Поташкиной “Обобщение школьных правил различения на письме “о” и “е” после шипящих и “ц”, К.И. Прохоренко “Таблицы по орфографическим темам 5 класса”, А.Г. Диленко “Использование алгоритмов при изучения орфографии”, С.И. Львовой “Схема на уроке русского языка”, я пришла к выводу, что данная работа очень перспективна. Я также хочу поделиться с коллегами теми алгоритмами, которые мы создавали по разным темам совместно с учащимися. Возможно, кому-то эти алгоритмы понравятся, и их возьмут для работы.

Алгоритм любого орфографического правила базируется на двух “китах”: состав слова и часть речи. Поэтому особенное внимание с самого начала нужно уделить отработке умений быстро разбирать олово по составу и определять часть речи, эта работа идет параллельно с работой по созданию схем-алгоритмов.

Итак, использование алгоритмов позволяет средне- и слабоуспевающим школьникам воспроизвести ход рассуждения по применению правила, показать путь его сокращения и способствует выработке умения правильно определять орфограммы. Алгоритм дает возможность «собрать» в единое целое изученный материал, дать его в обобщенном виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое правило.

5. Совершенствование орфографических навыков

при повторении изученного

Я думаю, что повторение — важный этап в осмыслении знаний, совершенствовании умений и навыков учащихся по русскому языку. Оно дает возможность воспроизвести в памяти ранее изученный материал, а также выполнить еще раз практические задания, основанные на использовании повторенных понятий, определений, правил. Однако задачи повторения не исчерпываются этим. Они включают в себя совершенствование приемов умственной работы, обобщение материала, отработку навыков самоконтроля.

При организации повторения важно иметь в виду, что за время, отведенное на изучение того или иного орфографического материала и дальнейшее его закрепление, не у всех учащихся вырабатываются прочные орфографические навыки. По моим данным, такие написания, как безударные гласные корня, не с частями речи, употребление н—нн в составе слова, употребление дефиса, дают высокий (30—50 % от общего числа) процент ошибок даже в старших классах. Одна из причин низкого уровня обученности школьников — отсутствие дифференцированного подхода к разным по успеваемости группам учащихся, для которых требуется неодинаковое количество упражнений (предъявлений), чтобы навык сформировался. Например, в моей практике при изучении правописания безударных окончаний имен существительных в V классе, где у школьников формировались навыки самоконтроля (письменное грамматическое обоснование до записи существительного), ошибки исчезли после второго упражнения (группа хорошо успевающих школьников), после третьего (среднеуспевающие) и после шестого (слабоуспевающие). В другом классе, где обоснование окончаний проходило устно, такого количества предъявлений было недостаточно. Для выработки прочных орфографических навыков правописания чередующихся гласных о — а в корнях раст- — рос- сиспользованием самоконтроля (выделение корня, подчеркивание букв ст и щ,проведение от этих букв стрелки к гласной а в корне, подчеркивание ее) группе хорошо успевающих школьников потребовалось 48—50, группе среднеуспевающих — 65, группе слабоуспевающих учащихся 80 слов на это правило. В другом классе, где учащиеся объясняли правописание слов с данными корнями устно (сначала вслух, затем «про себя»), потребовалось проанализировать и записать большее количество слов: соответственно 90—95, 110 и 116 примеров. Разное количество предъявлений для разных по успеваемости групп учащихся необходимо при усвоении и других орфографических правил. Поэтому при повторении и обобщении изученного нужно учитывать неодинаковую степень сформированности орфографического навыка у разных групп учащихся и планировать упражнения таким образом, чтобы довести до автоматизма грамотное письмо школьников.

При повторении и обобщении материала следует широко использовать учебник русского языка. Так, повторяя правописание слов, выделенных в учебнике V класса для запоминания, можно провести взаимодиктанты и самодиктанты с последующей самопроверкой по словарику «Пиши правильно», который дан на внутренней обложке учебника. Организация соревнования между учащимися в правильном написании как можно большего количества слов повысит заинтересованность в работе. При коллективной проверке написанных диктантов работа усложняется: школьники подбирают к записанным однокоренные слова, проговаривают их, называют орфограммы и объясняют те из них, которые проверяются правилом.

Разнообразные задания, способствующие обобщению материала, можно предложить, используя список изученных орфограмм. Учащиеся отыскивают в этом списке указанные учителем орфограммы, группируют их (орфограммы в приставках, в корнях слов; правописание мягкого знака после шипящих; орфограммы, требующие грамматического обоснования, и другие), формулируют обобщенное правило, составляют таблицы, подбирают примеры.

Работа по повторению орфографии должна проводиться в тесной связи с развитием речи учащихся. С целью обогащения словаря школьников можно предложить такие виды заданий: назвать глаголы речи (кто больше!), определить спряжение и поставить во 2-м лице ед. и мн. числа (сказать, вымолвить, поддакнуть, воскликнуть, расспросить, беседовать, прибавить, запнуться и т. д.); подобрать к именам существительным глаголы, подходящие по смыслу, и объяснить правописание их окончаний: ветер, облака, солнце, дождь, снег и др.; заменить глаголы торжественной речи обычными, разговорными, записать, поставив, например, во 2-м лице ед. числа:простираться, провозгласить, восторжествовать, восхвалять.

Для развития связной речи учащихся полезно провести наблюдения над текстом. Учащиеся определяют тему и главную мысль отрывка, пересказывают его содержание, объясняют повторяемые орфограммы. Анализируя текст, я решаю и воспитательные задачи — воспитание любви к родной природе, к Родине.

Одной из активных форм обучения является урок-зачет, во время которого не только происходит обобщение и систематизация изученного, но и осуществляется контроль знаний учащихся, выявляется степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений. Уроки-зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результаты учебы.

Система уроков-зачетов определяется учителем при составлении им календарно-тематического планирования на год. Проведение таких уроков целесообразно при завершении изучения темы, раздела курса (например, после изучения вводного курса синтаксиса в V классе, по теме «Словообразование» вVI классе, по теме «Причастие» в VII классе и т. д.

Успешность проведения урока-зачета во многом зависит от того, насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и учащихся. 

IV. Результативность работы

Поиск и применение интенсивных форм обучения русскому языку, новых подходов к использованию существующих методов и средств повышения орфографической зоркости учащихся сопровождается глубоким анализом достигнутых результатов. С этой целью я постоянно веду диагностику качественного уровня знаний учащихся, осуществляю мониторинг специфических ошибок, допущенных учащимися во всех видах письменных работ.

В результате проведенных исследований, я пришла к выводу о том, что уровень качества обучения русскому языку не снижается.

Серьёзными достижениями за годы моих исследований по проблеме можно считать следующие: большая часть учащихся имеют высокую степень развития устной и письменной речи, у них сформированы навыки работы со справочной и дополнительной литературой, у большинства моих учеников развито стремление к собственным маленьким открытиям, укреплена познавательная мотивация.

В результате работы по теме исследования были выявлены следующие положительные моменты:

1) повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых письменных (классных и домашних), контрольных работ. Слабые ученики, имеющие тройки, активизировав свою деятельность, подтянулись, заметен их умственный рост.

2)Ребята стали более активно работать на уроках.

Организованная на уроке самостоятельная работа позволяет осуществлять индивидуальный подход.

Система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания. Развивается эмоционально-волевая сфера учащихся, формируется у них вера в себя и высокую самооценку при стремлении к постоянному росту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)

Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше  время  экзамен по русскому обязателен....

Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения

Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования  орфографической  зоркости  школьников  5-9 классов средней школы...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?...

Работа учителя по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка.

Представлекние работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в школе-интернате для детей с ОВЗ

В данном сообщении даны приёмы работы на уроках русского языка при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями для развития грамотного письма....

Педагогический проект «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе»

Изучение русского языка является одной из важнейших задач системы образования в целом. Овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной  - практическая цель обучени...