Конспект урока по русскому языку "Чередование гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Букина Оксана Фларитовна

Чередование гласных в корне слова. Материал даётся блочно. Удобен для применения на уроках русского языка в любов параллели как для изучения новой темы, так и для повторения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku._uchitel_goda.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

опрос

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

Цели урока:

1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием

2)развивать познавательный интерес, стремление к учению, уверенность в своих знаниях, формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

3) включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе.

Задачи: 1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;

2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;

3) подготовить учащихся к ЕГЭ

Тип урока: урок практического применения ЗУН

Вид урока: урок-практикум

Технология: личностно-ориентированная с использованием ИКТ

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ».

Предметные результаты: учащиеся должны уметь опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, группировать по видам; знать правила, определяющие написание орфограмм.

Метапредметные результаты.

Познавательные: анализировать текст,   самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений;  синтезировать материал при составлении  таблицы  с восполнением недостающих компонентов.

Регулятивные: вносить  необходимые   коррективы в  способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в группе, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.

Личностные: определять цели своего обучения.

ХОД УРОКА

  1. Работа с правилом

Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышатся. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

         Грустные вести.

Пришло письмо мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не возникнет.

- Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях

                       Гласные                                                           Согласные

Проверяемые    Непроверяемые   Чередующиеся      Парные        Непроизносимые    Удвоенные

(подобрать         (запомнить)              (запомнить              (подобрать      (подобрать            (запомнить)

проверочное                                       причину                    проверочное      проверочное

слово)                                                  чередования)                слово)               слово)

- Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Вами уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

На дом было задано упр. 93. Все справились ?

- Существует 4 причины чередования гласных в корнях

1) написание зависит от  суффикса -а, следующего за корнем;

2) написание зависит от  ударения в слове;

3) написание зависит от  согласной в корне;

4) написание зависит от  лексического значения слова.

        

!  Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

  1. Закрепление материала.  Работа по станциям с проверкой

5. Итог урока.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

-От чего зависит правописание гласной в корне слова?

Домашнее задание

Упр. 105, с. 70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова" для 5 класса по ФГОС

Разработка урока для 5 класса, обучающегося по ФГОС...

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...

ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Воспитательные: формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока; формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока....

Открытый урок 2 класс "Безударная гласная в корне слова".

Открытый урок 2 класс по теме "Безударная гласная в корне слова"....

Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....

Технологическая карта урока "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова»....

Методическая разработка открытого урока по теме "Чередующиеся гласные в корнях слов"

Методическая разработка открытого урока по теме "Чередующиеся гласные в корнях слов"...