Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".
план-конспект урока по русскому языку по теме

Зенина Наталья Васильевна

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_slov_s_myagkim_znakom_v_seredine.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

На тему:

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

 (С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ)

Учитель: Зенина Наталья Васильевна

ТЕМА: Правописание слов с мягким знаком в середине слова (с элементами песочной терапии).

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах.

ЗАДАЧИ:

                 Образовательные:  

  1. Развитие умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки.
  2. Развитие навыков словоизменения.
  3. Закрепление навыка правописания слов с мягким знаком в середине.
  4. Обогащение словарного запаса.
  5. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и составлении предложений.

                Коррекционные:

          1. Развитие фонематических процессов.

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
  3. Развитие артикуляторной и мелкой ручной моторики.

Воспитательные:

  1. Воспитание умения работать в коллективе.
  2. Формирование навыков общения и партнёрства.
  3. Воспитание навыка самоконтроля.
  4. Развитие познавательной активности.
  5. Воспитание эмоциональности, подражательности.
  6. Формирование мотивации к овладению навыком письма.

                  Оборудование: Изображение бельчонка с мягким знаком в лапках, предметные картинки, схемы-кружочки звуков, схемы слов, индивидуальные  карточки со соловами, карандаши, ручки, тетрадь, аудиозапись, магнитофон, песочница, мячик.

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность учеников

Оформление доски

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы занятия.

III. Основная часть.

IV.Песочной терапия.

V. Физминутка.

VI.Подведение итогов занятия.

-Здравствуйте, ребята.

-Сядет тот, кто назовёт месяц года с мягким знаком на конце.

-Садитесь на места.

-Сегодня к нам в гости пришёл маленький бельчонок. Посмотрите, он оставил вам картинки на фланелеграфе. К каждой из них составил схему, но не успел закончить. Вам надо помочь бельчонку закончить схемы в зависимости от того какой звук в конце слова – твёрдый или мягкий.

-Итак, каким цветом мы обозначаем твёрдый согласны?

-А каким мягкий?

-Как в данных словах на письме мы обозначим мягкость последнего согласного?

-Верно. Сегодня на занятии мы продолжим работу со словами, в которых пишется мягкий знак.

-Бельчонок оставил вам послание,сейчас он будет произносить слова, а вы должны записать только первую букву слов.(Включает магнитофон)

-Слушайте внимательно:

-болото, арбуз, нога, крот, астра;

-газета, ананас, лото, кот, армия;

-плюс, окна, лампа, крыша, аист.

-Прочитайте слова, которые у вас получились.

-Теперь попробуйте изменить ваши слова так, чтобы они подходили к картинкам на доске.

-С помощью чего вы смогли образовать новые слова?

-Давайте вместе на песке сделаем звуко- буквенный анализ этих слов.

-Молодцы, всё верно. Садитесь на места.

-Скажите, почему во вторых словах букв больше, чем звуков?

-Бельчонок оставил вам на парте  набор картинок. Все вместе выберите из них только те, в которых мягкий знак в середине слова.

-Какие слова у вас остались?

-Всё верно. Выберите себе два любых слова, составьте из них предложения и запишите к себе в тетерадь.

-Прочитайте, что у вас получилось.

-Молодцы.

-Сейчас мы немного отдохнём и поиграем с орешком бельчонка.

-Я буду кидать вам его и произносить глагол в повелительном наклонении. Вы должны поймать орешек и изменить слово из единственного числа во множественное.  

Встань-

Надень-

Кинь-

Жарь-

Ударь-

Забудь-

Брось-

Поставь-

Повесь-

Достань-

-Запишите теперь те слова, которые запомнили из тех, что вы произносили.

-Какой знак встречается во ваших всех словах?

-Наш бельчонок очень любит прятать мягкий знак в середину слова. Давайте поможем ему в этом. Образуйте слова по схемам и прочтите их.

              -ка

Киль-    -ни                    

              -по

              -ба

Огонь-  -со

              -ки

            -пы

Ель-    -ник

            -до

           

             -пан

Тюль-   -ка

              -за

-Молодцы. Помогли бельчонку.

 -Он нёс вам слова с мягким знаком, но они все рассыпались. Дапвайте поможем разложить их в два столбика: в первом будут слова, где мягкий знак в конце слова, а во втором где мягкий знак в середине слова.

-Какие слова мы отдадим бельчонку?

-Молодцы ребята, мы выполнили все задания бельчонка и не будем забывать писать мягкий знак в середине слова, где это необходимо.

-Апрель.

-Июнь.

Сентябрь.

Садятся на места.

Подходят по очереди к фланелеграфу и заканчивают схемы синей или зелёной фишкой.

-Синим цветом.

-Зелёным цветом.

-С помощью мягкого знака.

Записывают первые буквы.

-Банка.

-Галка.

-Полка.

Записывают получившиеся слова: банька, галька, полька.

-С помощью мягкого знака в середине слова.

Подходят к песочнице и по очереди записывают пальчиком на песке:

Банка- 5 букв, 5 звуков; Банька – 6 букв, 5 звуков.

Полка -  5 букв, 5 звуков;

Полька – 6 букв, 5 звуков.

Галка – 5 букв, 5 звуков;

Галька  - 6 букв, 6 звуков.

-Потому что в этих словах есть мягкий буква мягкий знак, которая звука не обозначает.

Вместе выбирают картинки с мягким знаком в середине слова.

-Крыльцо, ступеньки, пальма, альбом, кольцо мальчик.

Составляют и записывают предложения.

Читают по - очереди:

-Я поднялся по ступенькам на крыльцо.

-В альбоме нарисована пальма.

-Мальчик купил кольцо.

Ловят мяч - «орешек» и произносят глагол множественного числа.

-встаньте.

-наденьте.

-киньте.

-жарьте.

-ударьте.

-забудьте.

-бросьте.

-поставьте.

-повесьте.

-достаньте.

Записывают слова.

-Мягкий знак.

Составляют и произносят слова:

-Килька.

-Огоньки.

-Ельник.

-Тюльпан.

Раскладывают слова в два столбика в соответствии со схемами.

-С мягким знаком в середине слова.

На доске изображение бельчонка, держащего в лапках мягкий знак.

На доске картинки: фонарь, ткань, петух, снегирь, клоун, банан, якорь, слон, медведь, огурец, корабль и схемы из цветных фишек.

Магнитофон с записью слов, «произнесённых бельчонком».

На доске картинки:

Банька, галька, полька.

Песочница с чистым просеянным песком.

На парте предметные картинки: полка, крыльцо, ступеньки, пень, солдат, пальма, альбом, белка, соль, кольцо, мальчик.

Мячик – «орешек».

На доске схемы слов.

Схемы слов и индивидуальные карточки со словами:

фонарь, больно, тишь, будильник, день, ночь, беленький, больше, скажешь, кольцо, меньше, скатерть, петельки, тюлень.


                                                                         -ка

Киль-    -ни                    

              -по

              -ба

Огонь-  -со

              -ки

             -пы

Ель-     -ник

            -до

           

             -пан

Тюль-   -ка

             -за

Ь

Ь

ФОНАРЬ

БОЛЬШЕ

БОЛЬНО

СКАЖЕШЬ

ТИШЬ

КОЛЬЦО

БУДИЛЬНИК

МЕНЬШЕ

ДЕНЬ

СКАТЕРТЬ

НОЧЬ

ПЕТЕЛЬКИ

БЕЛЕНЬКИЙ

ТЮЛЕНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"

полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Конспект урока по русскому языку во 2а классе (I вид) Тема: «Слог. Перенос слов».

В конспекте представлены разнообразные необычные интересные виды работ по теме «Слог. Перенос слов». В конспекте отражены коллективные и индивидуальные формы работы по закреплению пройденного материал...

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения....

План-конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова"

План-конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова" вкупе с презентацией и дидактическим материалом....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему : «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»

Тип урока: изучение нового материалаЦели:Образовательные:Знать ,какие слова называют общеупотребительными ;Уметь отличать общеупотребительные слова от необщеупотребительных ;Уметь находить в текс...