Главные вкладки

    Открытый урок по теме "Имя прилагательное. Значение и грамматические признаки имен прилагательных"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Донгак Шенне Родиславовна

    Рассмотреть грамматические признаки имен прилагательных

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon imya_pril.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Сут-Хольского кожууна Республики Тыва

     «Ак-Дашская СОШ»

    Урок по теме

    «ИМЯ    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО…»

    /С русским  воином   через  века…/

                                                       Составила: Донгак Шенне Р.,

    учитель русского языка и литературы

    Ак-Даш – 2013г.

    ИМЯ    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО..

    С русским  воином   через  века….

    Цели урока:

    1. дать представление об имени прилагательном как части речи (значение, морфологические признаки и синтаксическая функция); закреплять орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных;
    2. развивать коммуникативно- лингвистическую компетенцию учащихся, умение употреблять прилагательные в речи, определять морфологические, синтаксическую роль в предложении; закрепить навыки выразительного чтения;
    3. воспитывать ответственность за выполненную работу, культуру учебного труда и взаимопонимание.

    Тип урока: изучение новой темы.

    Методы и приемы: работа в группах, анализ поэтического текста; задания на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.

          Оборудование: 

    • символика  Российского государства (герб, знамя, гимн),
    • доклады о  ветеранах, солдатах,
    • мультимедийный проектор, доска,
    • тетради, ручки, карандаши, паспортный лист, звездочки.

    Ход урока

    1. Вступительное  слово учителя. Здравствуйте, ребята!

          Среди множества традиционных и вновь  приобретённых праздников есть один особый –

     23 февраля, День Защитника  Отечества.

    Поэтому сегодня мы проводим  интегрированный  урок, который я назвала «С русским воином через века…»

                Говоря о нашей Родине, Отчизне, солдатах  мы будем изучать  тему  «Имя прилагательное».

    1. Говоря о нашей  Отчизне, её защитниках, мы рассмотрим значения и основные признаки имени прилагательного, орфограммы.
    2. Попытаемся  приводить   примеры   только по  заданной теме, развивать свою речь.
    3. Будем  воспитывать в себе гражданина  своей страны, учиться развивать чувство  патриотизма.
    1. Изучение новой темы.
    1. Работа с эпиграфом. (На доске - эпиграф к уроку.)  Прочитаем.

                                                                                                  Россия  -  священная наша держава,

                                                                                                  Россия  -  любимая наша страна.

                                                                                                  Могучая воля, великая слава –

                                                                                                  Твое достоянье на все времена!        

    1. Работа по группам. Давайте, класс поделим на 2 группы. Какая группа активно, быстро работает, дает верный ответ, получает звездочку. 

    Фронтальный опрос.

    - Откуда  это четверостишие?  (гимн Рос. Федерации).

    -Что такое гимн?   Обратимся к словарю. ( Гимн – торжественная песня , принятая  как символ   государственного или социального единства).

    - А теперь, найдите из гимна РФ имена прилагательные (священная, любимая, могучая, великая).

          Ребята, давайте вспомним, что такое имя прилагательное? Вспоминаем то, что изученное в 4 классе. (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? чей?, чья?, чье?, чьи?).

    Например: прекрасное настроение

         Определение значения имен прилагательных.
    Задание 1. Продолжите ряд прилагательных и объясните значение слов.
    Белый, черный,….(цвет)
    Кислый, горький,….(вкус)
    Маленький, огромный,….(размер)
    Холодный, теплый,….(температура)
    Бесстрашный, добрый,…(качества характера)
        Итак, сделаем вывод. Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предмета.

    Давайте поиграем,  игра называется «Подари предмету признак». За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

      1 группа –  мир                               2 группа – война

    Задание 2. Выпишем словосочетания из отрывка гимна:    

                      какая?                                     какая?                                    какая?                         какая?

    Священная держава, любимая страна, могучая воля, великая слава.

    - Найдите в этих словосочетаниях главные и зависимые слова. Какими словами являются имя прилагательное, главным или зависимым? С какой частью речью согласуется имя прилагательное? Как они согласуются?

         Следующий символ России – Герб. ( Герб – это отличительный знак  государства, города, сословия). Прочитаем стихотворение.

    - Что изображен на гербе?

        Двуглавый орёл – один из древнейших символов.

    Задание 3.  Подберите к существительному орел имена прилагательные.

       Двуглавый                                                          гордый

    сильный                                                                свободный

    мудрый                                                              желтый        

         Теперь обратимся  к  флагу. (Флаг -  официальный символ власти . В апреле 1896 г. Министерство  юстиции постановило , что государственным  должен считаться   бело-сине-красный и никакой другой флаг.)

    Задание 4. Запишем словосочетания:  Флаг бело-сине-красный,   Военно-морской  флот, доброжелательный человек.  

     Объяснить  слитное написание  и  постановку  тире, рассказать правило.

    1. Через дефис пишутся сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов и оттенки цвета;

    2. А также через дефис пишутся, если сложное прилагательное образовано от сочинительного словосочетания (между словами можно ставить союз и);

    3. Если сложное прилагательное образовано от подчинительного словосочетания, то оно пишется слитно. Например: доброе желание.

    Задание 5. Фронтальный опрос.

    - Какой должен быть солдат?  Если  говорить о воинах, солдатах , то сразу приходят на память слова  СМЕЛОСТЬ, ВОЛЯ,  МУЖЕСТВО,  ВЕЛИКОДУШИЕ,  БЛАГОРОДСТВО.

    Образовать от данных   существительных – имена  прилагательные и сделать разбор по составу.

    БЛАГОРОДНЫЙ                                                                  ВЕЛИКОДУШНЫЙ

    СМЕЛЫЙ

    ВОЛЕВОЙ                                                                               МУЖЕСТВЕННЫЙ

          Чтобы стать достойным солдатом, что мы должны сделать? Дадим лексическое значение  словам   мужественный, благородный,  великодушный.

    Индивидуальная работа учащихся. (3 ученика работают в тетрадях)

    К. № 1.  Мужественный – обладающий мужеством, т.е. храбростью, имеет присутствие духа в опасности.

    К. № 2. Благородный- высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

    К. № 3. Великодушный – обладающий высокими  душевными  качествами, снисходительный к другим   до готовности бескорыстно жертвовать  своими  интересами.

    - Прилагательные по форме могут быть полными и краткими. Например: храбрый – храбр. Задание 6. (устно). Устный подбор кратких прилагательных.
    Хороший, горячий, колючий, дремучий, могучий, красивый, пахучий похожий.

    -  Давайте посмотрим на экран, вы знаете их, кто они? (Владимир Владимирович Путин, Сергей Кужугетович Шойгу,  Шолбан Валерьевич Кара-оол). Какие они люди?

    Вы хотите быть похожими на них? Что мы должны сделать, чтобы стать как Кара-оол, Путин, Сергей Шойгу?

    Задание 7. Запишем предложения: (Выходят по 1 ученику из каждой группы, работают на доске).

    1. Солдат  в словах  горд, в делах твёрд.
    2. Российские солдаты шли гордо.

    Подчеркните грамматическую основу. Какую роль играют в данных предложениях имена прилагательные? ( В предложении имена прилагательные могут быть согласованными определениями и сказуемыми.)

    8. Физминутка. Встаем. Игра «Найди лишнего».

    Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не является прилагательным.

    - Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных  и видим множество признаков: веселый, глупый, красный, ружье,  война, бегают, летают, умный, разноцветные, бойцы, кровавый , кричат, радостные, мирный, победа.

    1.  Закрепление темы.
    1. Работа  с учебником, $: 82 Упр.624 стр. 246.
    2. Составление паспорта имени прилагательного. Всё повторили, а сейчас составим паспорт имени прилагательного (на распечатанных листах таблица для каждого ученика).


    Часть речи


    Вопросы


    Что обозначает


    Форма

    Морфологические признаки (изменяется ли имена прилагательные по родам?)

    Синтаксическая роль ( Каким членом являются имена прилагательные в предложении?)


    Имя прилагательное


    Какой?

    Чей?


    Признак предмета


    Полная и краткая


    Род, число, падеж


    В предложении определение(чистый)
    и сказуемое (Чист)

    1.  Итог урока.

    Вот и составили паспорт имен прилагательных, а теперь, давайте, прочитаем, сделаем  выводы:   Имя  прилагательное-часть речи, которая отвечает на  вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?  В предложении чаще   всего   бывает  определением или сказуемым.

    Изменяется  по родам, числам, падежам. Так для чего нужны имена прилагательные?

    (Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у  существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

    Вопросы для проведения рефлексии:

    1

    На уроке я работал

    активно / пассивно

    2

    Своей работой на уроке я

    доволен / не доволен

    3

    Урок для меня показался

    полезен / бесполезен

    коротким / длинным

    интересен / скучен

    4

    За урок я

    не устал / устал

    5

    Мое настроение

    стало лучше / стало хуже

    6

    Материал урока мне был

    понятен / не понятен

    7

    Домашнее задание мне кажется

    легким / трудным

    8

    Продолжите фразу "Я понял(а)

    на сегодняшнем уроке”

     

    Выставление оценок.

    Домашнее задание: $: 82 выучить правило.

    Закончить  урок  я хочу с пением гимна РФ. Все, давайте встали, и вместе споем гимн РФ.

    ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока письма и развития речи по теме "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода"

    Урок проведен в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

    Конспект открытого урока в 3-м по теме "Степени сравнения имен прилагательных"

    Конспект открытого урока английского языка в 3 классе...

    Урок русского языка в 5 классе "Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных"

    Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных....

    Разработка открытого урока с технологической картой на тему "Степени сравнения имен прилагательных"

    Урок проводился 22 января 2015 года  для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты ...

    Мастер-класс по русскому языку "Значение и грамматические признаки имени прилагательного"

    Мастер-класс по русскому языку: "*Значение и грамматические признаки имени прилагательного"....

    Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

    Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....