Главные вкладки

    Имя прилагательное. Грамматические признаки имени прилагательного. 5 кл.
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Васильева Екатерина Андреевна

    Разработка урока по русскому языку

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.

    Цели урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

    Учитель: наш урок посвящен словам-волшебникам. Они помогают нам точнее представить то, о чем идет речь. Давайте начнем. (работа в командах) На ваших столах лежат два варианта текста (слайд 2). Прочитайте, сравните их и скажите, чем отличаются эти тексты? Какое описание обладает большей полнотой?

    Кто хоть раз бывал  в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел – это лекарь.

    Кто хоть раз бывал  в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Черная птица с яркими красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел – это лесной лекарь.

    Учитель: все слова понятны?

    Дети: да.

    Учитель: скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

    Дети: он лечит деревья от насекомых.

    Учитель: верно. В каком тексте описание дятла более точное?

    Дети: во втором.

    Учитель: молодцы! А  с помощью каких слов автору удается лучше описать птицу?

    Дети: глухой ритмичный стук, черная птица, черными красными перышками, сильный острый клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.

    (показывается слайд 3 с выделенными прилагательными)

    Учитель: к какой части речи относятся выделенные слова?

    Дети: к имени прилагательному

    Учитель: ребята, как вы думаете, для чего в речи используются прилагательные?

    Дети: для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, выразительным.

    Учитель: правильно, мир без волшебных прилагательных был бы серым и скучным. Тогда о чем мы сегодня будем говорить7

    Дети: об имени прилагательном

    Учитель: правильно. А зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?

    Дети: чтобы наша речь была красивой, яркой.

    Учитель: употребление прилагательных необходимо и в повседневной жизни. Катя, представь, что мама попросила тебя сварить кашу. Сможешь ли ты выполнить мамину просьбу?

    Дети: нет, потому что я не знаю, какую кашу сварить: рисовую, гречневую или манную…

    Учитель: правильно. А как узнать тогда, о какой каше идет речь?

    Дети: только  с помощью прилагательных

    Учитель: значит, что нам стоит вспомнить об этой части речи?

    Дети: чем прилагательное отличается от других частей речи, знать, когда и как применять прилагательные  в речи

    Учитель: ребята, пожалуйста, послушайте внимательно небольшой отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Это диалог «учителя» Правдина и ученика Митрофана

    Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматика

    Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

    Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

    Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

    Митрофан. Дверь, которая дверь?

    Правлин. Котора дверь! Вот эта.

    Митрофан. Эта? Прилагательна.

    Правдин. Почему же?

    Митрофан. Потому что она приложена к своем месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

    Учитель: ребята, вы согласны с утверждением Митрофана?

    Дети: нет!

    Учитель: а что вы знаете об имени прилагательном?

    Дети: имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Чья? Чье? Чьи? Чей?

    Учитель: а вы помните, каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?

    Дети: определением

    Учитель: правильно. Но еще может быть и сказуемым, но это разговор в будущем.

    А сейчас: запишите предложение и выполните полный синтаксический разбор

    Он лечит больные деревья.

    (один у доски, остальные – в тетради)

    «Физкультминутка»

    Представьте, что мы пришли на экскурсию во дворец прилагательных и видим, что кроме них там присутствую т и другие части речи ваша задача хлопнуть в ладоши в тот момент, когда я называю слово, которое не является прилагательным.

    Веселый, глупый, птичка, фиолетовый, бегают, ловко, летают, умный, мальчики, разноцветные0,, играют, радостные.

    Учитель:  велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний Особая роль прилагательных- в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня мы обратимся к поэтическому тексту (слайд 5)

    С.Есенин

    А кругом роса жемчужная

    Отливала блестки алые,

    И над озером серебряным

    Камыши, склоняясь, шепталися.

    Учитель: какую картину природы вы себе представляете? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

    Дети: поэт использовал прилагательные

    Учитель: а роса бывает жемчужной или озеро – серебряным? Почему автор так говорит?

    Дети: озеро похоже на серебро, блестит, очень красивое

    Учитель: использование какого художественного средства помогает поэту создать яркую образную картину?

    Дети: использование эпитетов

    Учитель: молодцы! Следующее задание. На ваших столах лежат тексты. Вам необходимо вставить пропущенные прилагательные в предложения, но так, чтобы они подходили по смыслу (слайд 6)

    (групповая работа. Раздаются разные тексты)

    1 команда:  (…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. С (…) утра и до (…) ночи слышится (…) пение птиц. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

    Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.

    2 команда: Наступило (…) лето. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи. Прилагательные: жаркий, знойный, зеленый, высокий, солнечный.

    Наступило жаркое лето. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.

    3 команда: (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи. Прилагательные: маленький, зеленый, голубой, мрачный.

    Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. Сквозь голубые облака неожиданно  появились мрачные тучи.

    Каждая команда читает свои тексты, правильные отображаются на экране.

    Учитель: молодцы, ребята! Что важно помнить при выполнении подобных заданий?

    Дети: прилагательные ставятся в том же роде, числе, падеже, что и существительные.

    Учитель: правильно! Составьте теперь два текста: один с прилагательными, второй – без прилагательных (2-3 предложения).

    Работы зачитываются учениками с места

    Учитель: давайте повторим, что мы знаем об имени прилагательном (работа по схеме)

    Имя прилагательное

    Обозначает

    Отвечает на вопросы

    Изменяется

    Является в предложении

    Рефлексия: нарисуйте, пожалуйста, как вы себе представляете имя прилагательное

    Дом.задание (на выбор):

    1. Сочинить сказку про имя прилагательное ( не менее 70 слов)
    2. Сочинить четверостишие, используя эпитеты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе "Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных"

    Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных....

    Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.

    Цель урока: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде , числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён...

    Мастер-класс по русскому языку "Значение и грамматические признаки имени прилагательного"

    Мастер-класс по русскому языку: "*Значение и грамматические признаки имени прилагательного"....

    Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.

    Цели урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреб...

    Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

    Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

    Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

    Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...