Главные вкладки

    Урок русского языка в 5 классе "Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Цурикова Елена Викторовна

    Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка по теме

    "Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имен прилагательных".

     5-й класс

    Дата проведения: 31 марта 2016 года

    Учитель: Цурикова  Елена  Викторовна

    Тип урока: получение и первичное закрепление новых знаний в условиях реализации ФГОС.

    Рабочий учебник: Русский язык. 5 класс / Под ред. С.И. Львовой, В.В Львова в 2 ч. – М.: Мнемозина, 2012.

    Цель урока: 

    • дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения  имен прилагательных;
    • активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

    Задачи урока: 

    • Образовательные:
    • научить образовывать формы степеней сравнения качественных имен прилагательных, осознавать их функции  в языке, грамотно использовать в речи;
    • способствовать формированию лингвистических  понятий;
    • осваивать методы комплексного анализа слова;
    • обогащать словарный запас учащихся;
    •  закреплять знания о разрядах и морфологических признаках имен прилагательных;
    • продолжать закреплять знания об употреблении прописных букв;
    • продолжать закреплять знания в области синтаксиса и пунктуации;
    • совершенствовать навыки словообразовательного разбора.

    • Развивающие:
    • осуществление системно – деятельностного подхода;
    • развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воображения;
    • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
    • развитие умения находить, извлекать и систематизировать информацию;
    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
    • развитие умений целеполагания, планирования деятельности и ее результатов, развитие навыков коррекции и оценки;
    • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
    • формирование логических умений;
    • развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
    • развитие умения работы с интернет-ресурсами.
    • Воспитательные:
    • воспитание любви и ценностного отношения к Родине и малой Родине, к школе и родному дому;
    • воспитание уважения к родному языку, бережного отношения к слову;
    • формирование умения оценивать усваиваемое содержание, ориентируясь на социальные и личностные ценности, обеспечивающее личностный моральный выбор;
    • развитие навыков коммуникации, умения организовывать диалог с партнером, воспитание уважительного отношения к собеседнику;
    • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, понимания и сотрудничества.

    Планируемые образовательные результаты: 

    • Предметные:
    • получение и закрепление знаний о способах образования, морфологических признаках и синтаксической роли форм степеней сравнения имен прилагательных; введение понятий «положительная степень», «сравнительная степень», «превосходная степень», «простая форма», «составная форма»; формирование знаний о речевых ошибках, связанных с употреблением форм степеней  сравнения.
    • формирование навыков комплексного анализа слова (на лексическом, словообразовательном, морфемном уровнях).

    • Метапредметные:
    • формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;
    • формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и сотрудничества;
    • формирование умений работы с таблицей, интернет-ресурсами, справочниками;
    • формирование ценностного отношения к учебным предметам.
    • Личностные:
    • развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;
    • воспитание любви и уважения к национальным, общественным и семейным ценностям; формирование личных ценностных ориентиров.

    1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности

    Приветствие учителя:

    – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада новой встрече с вами в нашем классе, в нашей школе! Скажите, ребята, а вы считаете школу своим родным домом, могли бы назвать школу среди других любимых, близких вашему сердцу мест? Что вы понимаете под словосочетанием «родные места»?
        Что бы мы ни называли родными местами: дом, школу, город, край, родину – все это очень дорого человеку. Об этом свидетельствуют многие русские пословицы. Обратите внимание на пословицы, которые будем считать  эпиграфом к нашему уроку.

    Родина краше солнца, дороже золота.
    На чужой стороне Родина
    милей вдвойне.
    За морем теплее, а у нас
    светлее.

    – Ребята! Определите, какая мысль объединяет эти пословицы.  Запишите их в тетрадь.

    – Действительно, только в родных стенах человек чувствует себя спокойно и уютно. Я думаю, что в стенах нашего класса вы сегодня  плодотворно  поработаете и обязательно сделаете свои открытия в процессе изучения русского языка.

    2. Постановка проблемы. Актуализация знаний

    – Ребята, определите, какие слова в этих пословицах являются ключевыми и помогают выразить основную мысль данных народных изречений, подчеркните их (слова: «краше», «дороже», «милей», «светлее»).


    – Какова особенность этих слов? Какое отношение к Родине помогают выразить эти слова?

     (Данные слова помогают сравнить родину с чужой стороной, выявить и подчеркнуть ее достоинства).


    – От какой части речи образованы эти формы слов? Вспомните, какая часть речи нам помогает охарактеризовать признаки предмета.

    - Имя прилагательное (взаимопроверка «Что такое имя прилагательное?» - ученики заполняют оценочный лист)

    - Вспомним постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного (два человека у доски, прокомментировать схему)

    -   А какие разряды имен прилагательных  вы знаете? Каковы различия между названными разрядами? (Учащиеся воспроизводят знания о качественных, относительных и притяжательных прилагательных).


    – От всех ли прилагательных мы можем образовать слова с функцией сравнения?

    - Как правильно образовать слова со значением сравнения?

    - А какую синтаксическую роль будут выполнять подобные слова в предложении?

       Ребята, посмотрите, сколько проблемных вопросов стоит перед нами. Все их нам предстоит решить на сегодняшнем уроке. Какова же, по вашему мнению, тема нашего урока? Сформулируйте ее.

          (Учитель корректирует тему урока и озвучивает)


    –  Итак,
    тема нашего урока: «Степени сравнения имен прилагательных». Запишем ее в тетради.

    3. Постановка учебной задачи

    –  Какие же учебные задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?


    (
    Познакомимся с правилами  образования  форм степеней сравнения имен прилагательных, выявим  их роль и особенности употребления в речи.)

    4. Введение новых знаний

    – Ребята! Сегодня на уроке мы уже говорили о том, как дороги человеку его родные места и какими необыкновенно красивыми они ему кажутся. Мы также сказали о том, что передать чувства человека нередко помогают имена прилагательные в форме сравнения.


    – Сейчас я предлагаю вам познакомиться с  песней на стихи
    М. Пляцковского «Родные места», замечательную музыку к которой написал композитор Ю. Антонов.
        При прослушивании  выпишите в тетрадь имена прилагательные  в форме сравнения. Слова расположите столбиком.

    (Звучит песня «Родные места» с одновременным показом презентации)

    – Итак, мы прослушали прекрасные стихи и музыку.  Теперь давайте назовем, какие слова вы выписали из прослушанного текста («серебристей», «синее», «просторнее», «прямее», «стройнее» и т.д.).


    – А сейчас пришло время проверить правильность выполненной работы: сопоставим выписанные вами слова с текстом песни   -
    текст на партах (самопроверка).


    (Учитель организует проверку, контролирует выполнение работы, на доске появляется текст М. Пляцковского)

    – Итак, мы выписали слова  в форме сравнения. Ребята, в ваших тетрадях рядом с этими словами запишите имена прилагательные, от которых образовались эти формы слов. Подумайте, каким видом разбора слова мы сейчас должны с вами воспользоваться, чтобы определить, каким способом образовались в языке прилагательные в форме сравнения?

    (Словообразовательный разбор)

    Серебристей

    синее

    просторнее

    прямее

    стройнее

    разноцветней

    лучше

    красивей


    – А теперь выделите морфему, с помощью которой образовались данные формы слов.

     (Суффикс)


    – Итак, каким же способом образованы данные слова?
    (Суффиксальный способ)
    – Ребята, сейчас вы
    самостоятельно  открыли способ образования простой сравнительной степени имен прилагательных. (ЭВРИКА. Большой Энциклопедический словарь - "ЭВРИКА" ЭВРИКА (греч. heureka - я нашел) , согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики).

       Запомним правило: простая сравнительная степень имен прилагательных образуется путем прибавления формообразующих суффиксов -ее (-ей) к основе прилагательного в положительной степени.

    - Какой термин не понятен? (положительная степень)

    Самостоятельная работа с учебником – стр.100, 101


    – А сейчас, ребята,  давайте определим, что обозначают прилагательные в форме сравнения? (см. учебник).

    Учащиеся делают вывод: прилагательные в сравнительной степени показывают, что признак предмета проявляется в большей степени, чем у других предметов.

      - Докажите, могут ли прилагательные в простой сравнительной степени изменяться?

         Ученики приходят к выводу о неизменяемости данных форм.


    - Какую синтаксическую роль выполняют прилагательные в сравнительной степени: «луга
    просторнее, цвет неба синее»?

         Роль сказуемого

    - Вернемся к тексту стихотворения М. Пляцковского. Выпишите из текста имена прилагательные, которые вы ещё не выписали (в столбик),  поставьте их в начальную форму, определите их разряд.

    Родных – родной (относит.),   милые – милый (кач.),  весёлой – весёлый (кач.),  ночных – ночной (относ.),  утренней – утренний (относ.).

           Учащиеся выписывают прилагательные «родные», «милые», «веселой», «ночных», «утренней», ставят в нач. форму, определяют разряд.

    – Попробуйте образовать от данных прилагательных формы  простой сравнительной степени.

       Объясните, почему от одних прилагательных получилось образовать форму сравнительной степени, а от других нет.

        Учащиеся выполняют проблемное задание, проводят исследование, приходят к выводу, что только качественные прилагательные образуют степени сравнения, а относительные прил. не образуют.


    – Составьте словосочетания по теме «Родной край», используя притяжательные  прилагательные.  Например, «дедушкина родина». Могут ли притяжательные прилагательные образовывать форму простой сравнительной степени?
    (Нет)

    Домашнее задание: параграф 64, упр.621

    - Ребята! Мы сегодня уже не раз говорили, что для человека нет ничего дороже его родных мест. Находясь вдалеке от них, он скучает по родным краям и, как бы ни складывались обстоятельства, все равно стремится однажды вернуться домой. Вспомните героиню хорошо известного вам произведения – девочку Элли. О чем она мечтала? Назовите автора и название произведения. (Волков «Волшебник изумрудного города)

    Физкультминутка

    – Ребята! Давайте представим, что мы в компании с друзьями Элли идем в прекраснейший Изумрудный город к мудрейшему, добрейшему и величайшему Гудвину, чтобы попросить его исполнить желания Элли и ее друзей. Превратимся на некоторое время  в путешественников и разомнемся. Сейчас прозвучит песня из мультфильма «Волшебник Изумрудного города». Представьте себя в роли путников и изобразите под музыку, как вы преодолеваете путь в Изумрудный город: поднимаетесь в гору, переплываете реки, перепрыгиваете через небольшие канавы и т.д. (Физическая разминка: элементы ходьбы, создание движений по воображению, движения заранее творчески продуманы двумя учащимися)

    – А теперь, после того как мы немного размялись, продолжим нашу интеллектуальную работу. Мы вновь с вами станем путниками-исследователями, идущими к поиску новых знаний. Ребята, запишите в тетради предложение:

      Элли и ее друзья отправились в прекраснейший Изумрудный город к мудрейшему, добрейшему и величайшему волшебнику Гудвину, чтобы попросить его исполнить их желания. 

        Объясните постановку знаков препинания в предложении (одна запятая пропущена).
       Внимательно проанализируйте слова в данном предложении и найдите среди них те, в которых заложено значение сравнения. Назовите эти слова и выпишите в тетрадь. Установите, от каких слов и с помощью каких морфем образованы данные имена прилагательные. 

     Используя словообразовательный разбор, ученики выявляют суффиксы -ейш-, -айш-, участвующие в образовании простой превосходной степени.

       Определите значение данных слов. Итак, данные прилагательные показывают, что признак предмета проявляется в самой большой степени по сравнению с другими предметами. Таким образом, ребята, мы сейчас увидели, как происходит процесс образования форм простой превосходной степени качественных имен прилагательных.

    Определите, способны ли данные формы прилагательных изменяться?

    Какую синтаксическую функцию выполняют прилагательные в превосходной степени?

    Сегодня на уроке мы уже познакомились с правилами образования простой сравнительной и простой превосходной степени.

    А как вы понимаете термин «простая степень сравнения». Поскольку существует данная форма, значит, есть и другая? Откройте ваши учебники на стр. 101 и рассмотрите таблицу. Проанализируйте процесс образования составной формы сравнительной и превосходной степени прилагательных. Определите, изменяются ли прилагательные в составной форме? Какую синтаксическую роль они выполняют? Ребята! Обратите внимание на предложение, записанное на доске.

      У нас в Турции климат более мягче, чем в Астрахани, а  море менее спокойнее, чем ваша река Волга.

    – Эту фразу в процессе воспоминаний о своей любимой родине произнес студент из Турции, обучающийся в Астраханском государственном университете. Скажите, ребята, какую форму степени сравнения имен прилагательных студент использовал в своей речи? Правильно ли он образовал эту форму? Какую ошибку он допустил? Почему? Простительно ли нам допускать в речи подобные ошибки?

    5. Закрепление новых знаний

    Упр.623

     (Проводится работа в паре, осуществляется взаимопроверка, контроль, коррекция знаний)

    6. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

    – Итак, ребята, сегодня на уроке вы сыграли несколько ролей: вы были учениками, исследователями, путешественниками и даже учителями.
    Теперь же, как настоящие исследователи, которые открыли все знания о степенях сравнения прилагательных, сформулируйте научные выводы.


    Учащиеся отвечают на вопросы:

    1) Какие формы степеней сравнения могут образовывать прилагательные?

     2) Каким способом они образуются?

    3) Какая форма степени сравнения прилагательного является неизменяемой?

     4) Какие речевые ошибки могут быть допущены при образовании степеней сравнения?

    5) Какую роль выполняют в языке степени сравнения прилагательных?

     6) Что такое бережное отношение к родному языку?


    Учащиеся воспроизводят и обобщают знания, полученные на уроке.
    Подведение итогов урока, выставление оценок с учетом мнения учащихся, проверявших работы своих одноклассников.

    Заключительное слово учителя о бережном отношении к окружающему миру, родине, родному языку, об умении ценить прекрасное! Звучит песня в исполнении Ю. Антонова «Живет повсюду красота».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Степени сравнения имён прилагательных"

    Разработка урока русского языка "Степени сравнения имён прилагательных" с презентаций...

    степени сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных

    сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке....

    Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе".

    Урок русского языка в 6 классе по теме:   "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе". ЦЕЛИ:    - закрепить умения учащихся проверять правописан...

    Урок русского языка в 6 классе по теме: «Степени сравнения имён прилагательных»

    Цели: - Дать представление о степенях сравнения.- Усвоить значение, образование и изменение прилагательных в форме сравнительной степени. - Поработать над нормами образования форм сложной ср...

    Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

    Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

    Контрольная работа по немецкому языку для учащихся 5 классов по теме: степени сравнения имён прилагательных.

    Контрольная работа по немецкому языку для учащихся 5 классов к учебнику по редакцией О.А. Радченко, Г. Хебелер, Н.П. Стёпкин....