Имя прилагательное. Степени сравнения имён прилагательных.
учебно-методический материал (9 класс)

 

Тема урока: Имя прилагательное, степени сравнения имён прилагательных.

Класс: 9

Предмет: родной (осетинский) язык (как второй)

Автор: Гобозова Екатерина Омаровна, учитель родного (осетинского) языка и литературы МБОУ СОШ 41, РСО-А, г. Владикавказ.

Аннотация урока: урок сопровождается показом электронной презентации и проецированием её на экране интерактивной доски, строится с опорой на ранее изученные темы: «Части речи: имя прилагательное», «Разряды прилагательных», «Степени сравнения прилагательных».

В ходе урока, работая с дидактическим материалом, обучающиеся выполняют лингвистический разбор предложенных учителем текстов, строят словосочетания, работают текстами. Наблюдения над языковыми явлениями позволяют учащимся сделать вывод об особенностях образования степеней сравнения прилагательных. Обучающиеся также изучили чем сравнительная степень отличается от превосходной степени.

Процесс обучения в течение всего урока предусматривает использование различных приемов обучения, в том числе и с применением ИКТ, что позволяет обучающимся более наглядно представить результаты исследования изучаемых языковых явлений. Реализация поставленной цели и задач позволяет формировать УУД, способствует повышению уровня учебной мотивации. Урок разработан на основе школьного учебника для 9 класса под ред. Боллоевой Л.М. (родной (осетинский) язык как второй) и в соответствии с ФГОС ООО.

Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель: формирование знаний о степенях сравнения имён прилагательных.

Задачи:

Обучающие: формировать знание о способах образования степеней сравнения имён прилагательных; учить различать сравнительную и превосходную степень имён прилагательных; изучить нормы образования и употребления имён прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

Развивающие: развивать умение составлять предложение, определять синонимы, распознавать морфологические омонимы, развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам родного (осетинского) языка, воспитывать любовь к родному языку, его красоте, образности.

Планируемые результаты урока:

Предметные: знать алгоритм рассуждения при определении части речи; определение прилагательного как части речи; называть разряды имён прилагательных; сформировать умение образовывать степени сравнения имён прилагательных, разграничивать простую и составную, сравнительную и превосходную степени; вспомнить о прилагательном как части речи, его общекатегориальном значении, морфологических свойствах, синтаксической функции; развивать умение правильно употреблять имя прилагательное в речи; закрепить умение ставить знаки препинания в сложном и простом осложненном предложении; определять синтаксическую роль имён прилагательных в речи; находить имена прилагательные в форме сравнительной степени, определять их синтаксическую роль в предложении.

Личностные: развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими нормами, умение оценивать нравственный аспект своего поведения, ответственное отношение к учению.

Коммуникативные: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; чётко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания.

Регулятивные: ставить цель с учётом изученного и усвоенного; контролировать с целью учёта отклонений.

Познавательные: анализ языкового материала с целью выделения существенных и несущественных признаков; построение логической цепи рассуждений.

Тип урока: урок повторение-обобщение пройденного материала.

Межпредметные связи: связь с литературой (образцы предложений из художественной литературы, пословицы и поговорки).

Педагогические условия и средства реализации ФГОС: урок родного (осетинского) языка как второго, направленный на формирование УУД, является проблемно-диалогическим уроком, применяются разноуровневые задания для учащихся.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: универсальные, ресурсы сети Интернет, компьютерная презентация.

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • доска.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение: компьютер, проектор, локальная сеть, выход в Интернет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ныхасы темæ: «Уалдзæг – цинхæссæг».

Урокы темæ: «Миногонты бæрцбарæнтæ» (фæлхат кæнын).

Урокы нысан: 1. Ахуырадон хæс: миногон, миногонты бæрцбарæнтæ фæлхат кæнын.

2. Ныхасы рæзтыл куыст: сывæллæтты лексикæйы хъæздыгдзинадыл кусын. Ахуыр кæнын хибарæй хъуыды кæныныл, хатдзæгтæ кæнын æмæ хи хъуыды æргом кæнын.

3. Хъомыладон хæс: ирон æвзагмæ уарзондзинад гуырын кæнын, разæнгард кæнын æрдз хъахъхъæнын.

Урокы хуыз: фæлхат кæныны урок, урок-беседæ.

Урокы фæлгонц: презентаци, фæйнæг, дидактикон æрмæг, карточкæтæ хæслæвæрдтимæ, чиныг.

Урокы эпиграф:

«Нæ урс хæхтæ, нæ тар хъæдтæ,

Нæ хъал дæтты хъæлæс,

Нæ зад хуымтæ, цъæх быдыртæ,

Нæ дидинæгджын фæз».

(Кочысаты М.)

Урочы цыд:

  1. Организацион хай:

 – Уӕ бон хорз, сывӕллӕттӕ!

 – Æгас нӕм цу!

 – Абон нӕ урокмӕ ӕрбацыдысты уазджытӕ ӕмӕ уыдонӕн дӕр салам раттӕм.

 – Æгас нӕм цӕут!

 – Ныр та ӕрбадут, сывӕллӕттӕ, райдайӕм нӕ урок!!!

II. Зонындзинæдты актуализаци. Мотиваци:

Ахуыргæнæджы ныхас:

«Мит тайы, их сайы,

Фæхъулон ис зæхх:

Йæ цæгат фæзæйнад,

Йæ хуссар фæцъæх.

Йæ фæдыл нæ хъæдыл

Фæхæцыд сыфтæр;

Нæ хуымтæ кæндтытæ,

Нæ ласæн цъыфдæр»...

                                               (Хетæгкаты Къоста)

 – Уæдæ уæм куыд кæсы цæуыл дзурдзыстæм абон урокы?

 – Уалдзæджы тыххæй.

 – Уæдæ нæ урокы темæ у «Уалдзæг – цинхæссæг».

 – Куыд æй æмбарут?

 – Уалдзæджы райхъал вæййы бæстæ, зæрдæ райы æрдзы рæсугъддзинадмæ, æмæ уымæ гæсгæ уалдзæг хонæм цинхæссæг.

– Хæдзармæ уын уыдис хæслæвæрд нывтæ скæнын тыххæй?

æрæг кæнæм хæдзармæ куыст. Алчидæр йæ нывы тыххæй дзуры.)

Ахуыргæнæг: – Ныр та ма нæ урокы эпиграфмæ æркæсæм. Ссарæм ма дзы миногонтæ.

 – Цавæртæ сты?

 – Цы æвдисынц? Цавæр миниуæг амонынц?

(Урс, тар, хъал, зад, цъæх, дидинæгджын; хуыз æмæ хъæд).

1 хæслæвæрд: къордты куыст.

Рафыссут сæ уæ тетрæдтæм æмæ сæ сæвæрут барæн æмæ уæлахизон бæрцбарæнты.  

  1. хæслæвæрд: къордты куыст.

 – Текст баххæст кæн миногонтæй:

Зæринæ хъæды федта малусæг. Тынг дидинæг у. Йæ мадæн дзы скодта баст. Уымæн йæ зæрдæмæ фæцыдысты æмæ дидинджытæ дурыны сæвæрдта.

Дзырдтæ спайда кæнынæн: урс, стыр, чысыл, уарзон, рæсугъд.

 – Текст баххæст кæн миногонтæй:

Сослан уарзы дыргъдоны бæлæсты дидинджытæм кæсын. Уыдонæн сæ дардмæ фæцæуы. Адæймаджы рæуджыты ахъары æнкъарæнтæ æмæ зæрдæйæ бавналы йæ куыстытæм.

Дзырдтæ спайда кæнынæн: уалдзыгон, хæрздæф, æхсызгон, хъæлдзæг, хæдзары.

  1. хæслæвæрд: къордты куыст.

А.: Цы текст сарæзтат, уый уырыссаг æвзагмæ ратæлмац кæнут.

  1. Текст. Зарина в лесу увидела белый подснежник. Это очень красивый цветок. Она нарвала для любимой мамы большой букет подснежников. Они ей очень понравились и она поставила цветы в маленькую вазу.
  2. Текст. Сослан любит смотреть на весенний цветущий сад. Аромат от них идёт повсюду. Он проникает в лёгкие человека приятным настроением и я с радостью принимаюсь за домашние дела.

Ахуыргæнæг: Цымæ уалдзæг йæхи тыххæй цы радзурид?

Æмбисæндтыл куыст.

Уалдзæг æрцыди, уазæг фæзынди.

Уалдзæг — кусаг, зымæг — хæраг.

Уалдзæг — царды фидиуæг.

Куыд сæ æмбарут?

Дзырдуатон куыст:

Хæтын – скитаться; кочевать; странствовать.

Уæлгоммæ – лицом вверх; навзничь.

Сгæллад – сукно.

Удгоймаг – человек; сукно.

Хъырнын – подпевать.

Æрнæг – дикий, невозделанный (о земле).

Чиныгимæ куыст:

 – Текст бакæсын (5-æм фæлтæрæн 157-æм фарсыл).

Беседæ тексты бындурыл:

 – Цавæр ивддзинæдтæ æрцæуы æрдзы мидæг уалдзæджы?

 – Цавæр афæдзы афон у уалдзæг?

 – Цавæр æнкъарæнтæ уæм сæвзæрын кодта?

 – Цавæр уалдзыгон куыстытæ райдайынц адæм?

 – Сымах та куыд сæмбæлут уалдзæгыл?

  1. Физминуткæ.

Ныртæккæ дыууæ къордмæ алкæмæ дæр æппардзынæн пурти æмæ кæцы къорд фылдæр миногонтæ сæвæра барæн æмæ уæлахизон бæрцбарæны – уый фæуæлахиз уыдзæн!

4. Тест. Тесты ссарут миногонтæ æмæ сын зæгъут сæ бæрцбарæнтæ:

1. Быдыртæ сæхи сфæлыстой алыхуызон:  а) дыргътæй; б) дидинджытæй.

2. Адæм сæ … куыстытæ кæнынц: а) уалдзыгон; б) фæззыгон.

3. Йæ урс базыртыл сын æрхæссы… а) сæрд; æ) уалдзæг.

4. Дидинджытæй фыццагдæр фæзыны: а) уарди; б) малусæг.

5. Хæслæвæрдтæ.

1. Дамгъæтæй сараз дзырдтæ:

р, дз, æ – æрдз.

æ, с, г, у, м, л – малусæг;

д, н, д, и, г, и, æ – дидинæг;

к, з, æ, р, в, т, а, ы, к – зæрватыкк;

р, дз, æ – æрдз;

л, у, а, дз, æ, г – уалдзæг.

2.Бакæс дзырдты къордтæ æмæ сæ сараз хъуыдыйæдтæ:

1.Та, уалдзæг, æрцыдис, нæм, ногæй!

Ногæй та нæм æрцыдис уалдзæг!

2. Фестадис, дидинæг, бæстæ.

Бæстæ дидинæг фестадис.

3.Цъæх, æрдз, дарæс, йæ, скодта.

Æрдз йæ цъæх дарæс скодта.

4.Алыхуызон, зарынц, мæргътæ, зарджытæ.

Мæргътæ зарынц алыхуызон зарджытæ.

3.Дзырдтæй дзырдбæстытæ саразут. Бафтауæм сæм миногонтæ:

1. Лæппу.

2. Булæмæргъ.

3. Сывæллæттæ.

4. Хур …

5. Уалдзæг …

III. Рефлекси.

Беседæ.

– Ныр та сымах зæгъут уæ хъуыдытæ нæ абоны балцы (урокы) тыххæй. Табуафси!

 – Урок мæ зæрдæмæ фæцыд, уымæн æмæ …

 – Урок мæ зæрдæмæ нæ фæцыд, уымæн æмæ …

 – Ӕз урокы сахуыр дæн…

 – Урокæй мæхицæн райстон…

 – Урок мæм фæкаст…

IV. Хæдзармæ куыст.

Ссарын уалдзæджы тыххæй æмдзæвгæ (фылдæр кæцы фæцæуа зæрдæмæ) æмæ йæ сахуыр кæнын зæрдывæрдæй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Степени сравнения имён прилагательных"

Разработка урока русского языка "Степени сравнения имён прилагательных" с презентаций...

Таблица "Степени сравнения имён прилагательных"

Достаточно обЪёмный материал по теме "Степени сравнения прилагательных" умещается в одной таблице!...

степени сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных

сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке....

Разработка урока и презентация "Степени сравнения имён прилагательных", 6 класс

Второй урок по теме "Степени сравнения имён прилагательных", основная задача - закрепление знаний. В уроке использовались рекламные ролики, которые даже в архивированном состоянии не позволяют из-за с...

Урок русского языка в 5 классе "Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных"

Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных....

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....