Подготовка к сочинению-описанию по картине И.К.Айвазовского "Чёрное море".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Акчурина Елена Михайловна

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.К.Айвазовского "Чёрное море".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_sochineniyu-opisaniyu_po_kartine.doc792 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению-описанию по картине

И.К.Айвазовского «Чёрное море».

                                                                     

                                                                                                 Это одна из самых грандиозных картин,

                                                                                            какие я только знаю…

                                                                                                                                       И. Н. Крамской.

Цель урока: научить детей увидеть красоту природы;

                     подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине И.К.Айвазовского «Чёрное                                      

                     море».

Оборудование: электронное издание «Шедевры русской живописи», картина  И.К.Айвазовского

                          «Чёрное море».

                                                  Ход урока.

1. Слово учителя.

  - Сегодня мы с вами подготовимся к сочинению-описанию по картине И.К.Айвазовского «Чёрное море». Художник И.Н.Крамской об этой картине говорил: «Это одна из самых грандиозных картин,  какие я только знаю».

Значит, мы познакомимся с картиной не простой, а очень известной.

    Имя Айвазовского известно всем любителям русского искусства. Это — прославленный художник-маринист. «Марина» — этим красивым словом обозначают морской пейзаж в живописи, а художников, изображающих море, называют маринистами.

     Перед вами портрет Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна) (1817-1900), художника-живописца, мариниста, почётного гражданина города Феодосия.

                                                   

                                             

2. Сообщение ученика о художнике.

      Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии, в Крыму, в семье армянского купца. Будущий художник рос в бедной семье. Он увлёкся рисованием, когда ему не было и десяти лет. Но мальчику не на что было покупать бумагу и краски, поэтому он рисовал своё любимое море и корабли углём прямо на белых стенах домов в Феодосии. Со временем он поступил в

Академию художеств в Петербурге, где стал одним из лучших учеников и        

после окончания получил Большую золотую медаль. Закончив Академию, Айвазовский отправился в путешествие по Европе, и везде, где бы он ни бывал, он писал море. Переправляясь на корабле из Франции в Португалию, художник едва не погиб во время бури. А вскоре была создана знаменитая картина «Девятый вал» и другие произведения, где показаны страшные, разбушевавшиеся волны, мрачное грозовое небо, тонущие лодки...

       Слава пришла к Айвазовскому быстро. Никто лучше его не умел писать морские пейзажи, корабли, высокое небо над морем. «Его картины - как живые», - восхищались современники. Айвазовский говорил, что море — это самая интересная тема в живописи, ведь оно всегда разное: то тихое, спокойное, то бурное и грозное, на закате солнца оно иное, чем на рассвете, а зимой не такое, как летом. Да и морей ведь много — Чёрное, Балтийское, Средиземное... И у каждого — свой, особенный характер.

        В 1848 году, после долгих путешествий, художник вернулся в родную Феодосию и жил там до конца своих дней. Сейчас в этом городе музей Айвазовского.

 

3. Слово учителя.

    - Айвазовский с детства любил морскую стихию. За свою долгую жизнь он написал шесть тысяч картин — невероятно много! И почти все его картины были посвящены морю.

     Просмотр картин.

   

 4. Работа по картине «Чёрное море».

 1) Словарный диктант.

  Живопись, певец моря, маринист, бесконечное море; беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды; пенистые гребни высоких волн, выразительная картина, разыгрывается буря, образ Чёрного моря; образ, передающий душевные переживания; колыхающееся море, волны движутся гряда за грядой, силуэт корабля, суровая простота содержания, воспевать мужество побеждающего бушующий океан человека, сочетание тёплых серых тонов и глубокого зелёно-синего цвета воды.

   

   - Эти слова объединяет «Чёрное море». Картина «Чёрное море» - одна из наиболее выразительных картин Айвазовского. Полотно написано в 1881 году. Художнику было 64 года. За свою жизнь он много путешествовал, основал картинную галерею в родном городе, творил много благих дел для соотечественников и 40 лет писал море.

Волны и море – две стихии наполняют всё пространство картины.

  - Каким изображено море на картине?

  - В какой день описывается море?

  - Какие тона здесь преобладают?

  - Какое настроение создаёт картина?  - Что вы ощущаете при просмотре картины? (Тревогу, волнение. Море волнуется, и зритель тоже начинает ощущать беспокойство, «широту дыхания природы». В то же время, глядя на картину, мы чувствуем прилив сил. Нам хочется быть таким же сильным, как это море.)

  - Какое стихотворение напоминает вам эта картина? (М.Ю.Лермонтов. «Парус».) Давайте прочитаем это стихотворение. Какие строфы передают содержание картины Айвазовского?

5. Детальное рассматривание картины и прослушивание диктора.

6. - Вернёмся к эпиграфу урока.  Как вы думаете, почему фраза заканчивается многоточием? Вам понравилась картина Айвазовского? Вы согласны со словами художника Крамского?

7. Составление плана сочинения.

  І. И.К. Айвазовский – певец моря.

 ΙІ. «Чёрное море» - одна из лучших картин Айвазовского.

     1. Беспредельное море.

     2. Пенистые гребни волн.

     3. Бесконечное небо.

     4. Настроение, которое создаёт картина.

ΙΙΙ. Оценка картины художником И.Н.Крамским.

Урок 2.  Сочинение-описание по картине И.К.Айвазовского «Чёрное море».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»

урок призван обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им п...

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Подготовка к сочинению - описанию по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Конспект урока развития речи по теме "Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...