Урок-занятие"Жизнь - это постоянная борьба добра со злом"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Рянзина Наталья Юрьевна

Методическая разработка посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания в поликультурном образовательном пространстве. Раскрывает приёмы работы с детьми  по привитию толерантных отношений на основе воспитательной программы «Школа миротворчества», реализующейся в детских образовательных коллективах и  дополнительных досуговых центрах Юга России. Использует опыт работы программы «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодёжи», которая осуществлялась Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) на Северном Кавказе с 2006 по 2009 годы.

В  методической разработке я показываю активные формы  работы на примере урока-занятия по формированию у подростков главной нравственной ценности – «доброты». Для этого использую возможности интеграции знаний, умений, компетенций, полученных на уроках русского языка, литературы, ОРКСЭ.

В основе разработки положена  методика проблемного обучения на основе  технологии диалога культур и сотрудничества. В сочетании с игровой технологией проблемные ситуации способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся.

 Представлен опыт взаимодействия в малых группах, рефлексии, методы формирования социального опыта подростков с помощью игры-тренинга, соревнования, элементов дискуссии, исследования   и др. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по теме "Добро и зло"144.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рянзина Наталья Юрьевна, учитель высшей квалификационной категории русского языка, литературы, ОРКСЭ МОУ ООШ п.ц.у. совхоза «15 лет Октября» Саратовского района Саратовской области

Методическая разработка  по теме:

«Использование активных форм и методов обучения  на занятии программы «Школа миротворчества» в интеграции с предметами гуманитарной направленности  как опыт   духовно-нравственного развития и толерантного воспитания обучающихся в поликультурной образовательной среде»

Содержание:

Наименование раздела

Стр.

Содержание

1

Аннотация

2

Введение

3-6

Урок-занятие (выходные данные)

7

Объяснительная записка

8-11

Сценарный план

12

Сценарий урока-занятия

13-19

Используемая литература и интернет-источники

20-21

Приложения

22-27

Аннотация

Методическая разработка посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания в поликультурном образовательном пространстве. Раскрывает приёмы работы с детьми  по привитию толерантных отношений на основе воспитательной программы «Школа миротворчества», реализующейся в детских образовательных коллективах и  дополнительных досуговых центрах Юга России. Использует опыт работы программы «Миротворческое образование и формирование толерантности среди детей и молодёжи», которая осуществлялась Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) на Северном Кавказе с 2006 по 2009 годы.

В  методической разработке я показываю активные формы  работы на примере урока-занятия по формированию у подростков главной нравственной ценности – «доброты». Для этого использую возможности интеграции знаний, умений, компетенций, полученных на уроках русского языка, литературы, ОРКСЭ.

В основе разработки положена  методика проблемного обучения на основе  технологии диалога культур и сотрудничества. В сочетании с игровой технологией проблемные ситуации способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся.

 Представлен опыт взаимодействия в малых группах, рефлексии, методы формирования социального опыта подростков с помощью игры-тренинга, соревнования, элементов дискуссии, исследования   и др.  

Введение (актуальность работы)

В разработанной в настоящее время    концепции поликультурного образования в Российской Федерации  отмечается, что «…проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов и территорий России». 6 

Современный национальный воспитательный идеал, положенный в основу федерального государственного образовательного стандарта общего образования, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания сформулированы в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России".7  

 Внимание к поликультурному образованию в нашей стране происходит и на мировом уровне. Так в апреле 2013 года в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась сессия (brainstorming session) по вопросам межкультурного диалога и образования, организованная совместно ЮНЕСКО и Мировым общественным форумом «Диалог цивилизаций», где была представлена   концепция проекта «Школа диалога культур»  (разработана академическим координатором Степанянц М.Т. - заслуженным деятелем науки РФ, профессором, зав. кафедрой ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур», учрежденной при Институте философии РАН).  

На сессии было отмечено, что в настоящее время  в Российском  образовании  «… диалог культур не имеет себе альтернатив. Он жизненно необходим».

С позиции технологии  диалога культур поликультурное образование «должно быть направлено на созидание, творческое решения проблемы причастности разных идентичностей к  некоторому общему пространству идентичности, так чтобы  целое могло стать совокупностью частей. Оно призвано помочь людям, различным по своей идентичности, но в то же время вынужденным или желающим жить вместе, самим продумать, обсудить и  добровольно прийти к неизбежным компромиссам. Таков путь к формированию общероссийской идентичности, а также к бесконфликтному сосуществованию народов нашей планеты».8

Именно над решением вышеописанной проблемы работает коллектив нашей школы уже второй десяток лет. Свою концепцию «Школа диалога культур» мы строим на основе сближения  культур через изучение культурных ценностей и традиций представителей разных  народов.

Проблема создания поликультурного образовательного пространства в нашем образовательном учреждении  возникла ещё в 2000 году, когда в маленькую сельскую школу в связи с миграцией семей с Кавказа пришли дети, не только плохо разговаривающие на русском языке, но и имеющие свои жизненные устои и морали о нравственности, свою культуру, свои самобытные традиции.

Перед нами встала задача -  объединить  две совершенно разные культуры  в единое целое на основе  интеграции  учебных предметов гуманитарного и эстетического циклов, а также сочетания учебного процесса и внеклассных форм образования.

Для создания поликультурной среды мы использовали  системно-деятельностный подход по  системе Л.С. Выготского 1, П.Я. Гальперина2  и В.В. Давыдова3.  При этом  изучение  традиций русской и татарской культур (основные группы представителей народностей, проживающие в нашем селе) основывалось бы на реализации  принципов творческой активности и принципе диалога культур.  

Это уже позже мы сравнивали свою Концепцию школьного образования с педагогической технологией «Школа диалога культур», которую создал  современный русский философ Владимир Библер вместе со своими соотечественниками психологом Ириной Берлянд и педагогом Сергеем Кургановым. Методологической основой «Школы диалога культур» является положение о том, что мышление личности, которая формируется, должно вступать в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (античности, средневековья, Нового времени), а также с представителями разных поколений, которые взаимодействуют в едином временном пространстве. Это обусловлено тем, что понять любые понятия, явления можно, лишь поместив их в пространство различных культурных соображений (от прошлого к настоящему), а также рассмотрев в плоскости настоящего (в дискуссии и взаимодополнении современных культур). 4

«Школа диалога культур» рассматривает процесс становления личности как диалог разных исторических эпох, как свободное общение воспитанников и педагогов, младших и старших товарищей. В процессе такого общения участники высказывают свои взгляды на мир и на себя в нем. Этот диалог достигает цели только тогда, когда столкновение разных точек зрения, споры и единство взглядов, мнений, оценок постоянно опираются на внутренний диалог личности. Эти два вида диалога и является источником творческого саморазвития личности.

Именно активные формы работы с учащимися, выстроенные в системе диалога, помогали создавать нам своё поликультурное образовательное пространство.

Также в своей работе мы опирались на имеющуюся в педагогике деятельностную концепцию поликультурного образования, которая соответствует   диалоговому подходу. Её  авторы  (Е.Ф.Тарасов и Ю.А.Сорокин) считают, что чужая культура усваивается только в процессе какой-либо деятельности. По их мнению, «осуществлению собственно деятельности предшествует этап ориентировки в условиях деятельности: на этом этапе происходит осознание усваиваемых фрагментов чуждой культуры, «переформулирование» чуждой культуры в терминах своего лингвокультурного опыта. Таким же образом познается не только чужая культура, но и ранее неизвестные фрагменты своей культуры: происходит перенос мыслительных действий, отработанных в одной сфере деятельности, в другую сферу, когда какая-либо задача не может быть решена прежними способами».5 

Но неоценимый вклад в развитие культурных взаимопониманий на практике, привитие толерантных отношений в нашем школьном коллективе и социуме дало нам участие в межрегиональной программе «Школа миротворчества». Мы вместе с педагогами-специалистами Саратовского областного Дома искусств, которые работали у нас в проекте, осваивали понятия «толерантность» через культуру, через искусство в интеграции с гуманитарными предметами. Так создавалось своё понимание поликультурного пространства в нашей образовательной среде под названием «Школа диалога культур».

Через несколько лет опыт работы по созданию поликультурной школы мы представляли уже на межрегиональном уровне, общаясь с участниками проекта из 6 регионов Юга России.

Там, на межрегиональных семинарах  и форумах, мы познакомились с ещё одной методикой по созданию модели мирного сосуществования в поликультурном обществе, ранее использованной для детей в республиках Северного Кавказа и стали включать в свои занятия игры-треннинги.

И в этом нам непосредственно помогают активные методы и приёмы работы с обучающимися,  как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Активные формы работы – это инструмент современного педагога, без владения которым учитель превращает учебный процесс в скучное времяпрепровождение для детей и педагога. С помощью этого инструмента легче достигаются учебные и воспитательные цели.

Движение вперёд окружающей нас жизни в развитии инноваций требует от педагога идти в ногу со временем, применять различные новые современные технологии.

Древнекитайский мыслитель Конфуций сказал: “Учение без мысли – напрасный труд”. Поэтому я обращаюсь к современным технологиям обучения, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей обучающихся.

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Деятельность педагога главным образом направлена на организацию и коррекцию познавательной деятельности учащихся. К таким методам чаще всего относят
проблемные беседы, учебные дискуссии, творческие практические и самостоятельные работы учащихся, дидактические игры и др.

На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения.

В основе проблемного обучения – идеи   Дж. Дьюи (1859—1952) американского психолога, философа и педагога. Дьюи  Джон предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.
В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли
А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер.9 

Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: «… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций».

Под проблемным обучением я понимаю такую организацию учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего моделируются условия исследовательской деятельности и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками,  развитие мыслительных способностей.

В своей работе я, опираясь на деятельность через игру, старалась показать, как проблемная игра-соревнование становится тем инструментом, которая и помогает решать педагогу дидактические задачи.

Урок-занятие по теме «Жизнь – это борьба добра со злом»

Предмет: русский, ОРКСЭ, педагогика, психология.

Тип урока-занятия: урок совершенствования знаний, умений  и навыков.

Вид: смешанный (беседа, практикум, деловая игра, исследование).

Класс: 4-6

Время - 45 мин

Дидактическая структура урока-занятия:

  1. Целевая установка, актуализация необходимых знаний.
  2. Осмысление понятий «добро» и «зло», выбор  способов действий.
  3.  Применение понятий и способов действий.

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):   проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Формы деятельности: сопоставительный анализ,  игра-тренинг.

Способы организации деятельности  (по Молчан Л.Л.): фронтальный,

парный, коллективный.

  Образовательные цели:

  • обучающая:  закрепить и обобщить  знания, умения и навыки в использовании  понятий «добро» и «зло»;
  • воспитывающая: формировать главную нравственную ценность человека – доброту;
  • развивающая:  развивать внимание к слову, к речи, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы, искать мирные способы общения.

Методическая цель:  

создание условий для формирования знаний, умений и навыков поликультурного образовательного пространства;

развитие способностей;

воспитание качеств высоконравственной духовной  личности.

Объяснительная записка

Данный урок задуман как занятие по воспитательной программе «Школа миротворчества».10   

Но  разработка составлена как урок-занятие, предполагает возможность использования её элементов или в целом как  на уроках и во  внеурочной деятельности по русскому  языку  в 5-6 классах (для совершенствования знаний, умений и навыков по предмету при закреплении знаний по лексике в разделе изучения имени существительного, прилагательного), так и на уроках ОРКСЭ в 4-5 классах для закрепления темы: «Добро и зло», или как интегрированный урок русского языка, литературы и ОРКСЭ для обучающихся 4-6 классов.

Программа «Школа миротворчества» реализуется в нашем образовательном учреждении с целью улучшения взаимоотношений между представителями различных национальностей и конфессий.

Задачи программы:

  • создать пространство, в котором реабилитируются отношения между представителями разных культур;
  • воспитать толерантность и коммуникабельность у детей в поликультурной среде;
  • развивать навыки толерантной высоконравственной личности.

Программа и занятия предполагают использование диалогических принципов. С помощью активных  методов (игра-тренинг, мини-проект, элементы дискуссии  и др.)  обучающиеся осваивают приёмы размышления, самопознания, самовыражения. Вырабатывается опыт взаимодействия в малых группах, опыт  сотрудничества (умение осуществлять совместную деятельность и коллегиально решать возникающие проблемы), рефлексии (способность анализировать свои отношения «с другими»).11 

Программа занятий включает в себя 3 блока: «Человек и мир», «Я и другие», «Я и мы» (Тематическое планирование курса «Миротворчество и толерантность» - Приложение № 1).

Для проведения занятий педагогу необходимо использовать методы и приёмы технологии сотрудничества,  выработать «ряд правил работы в группе:

  • работать сообща;
  • слушать и слышать друг друга (не перебивать, когда кто-то говорит);
  • с уважением выслушивать мнение другого и т.д.» 12  

 Данную разработку можно использовать на одном из первых занятий в 1-ом модуле (частично) при изучении темы «Я и мой мир».

При организации работы на занятии «знания, чувства и действия должны выступать в единстве». Это достигается с помощью верно подобранного материала. Новое должно опираться на уже имеющиеся знания или личный жизненный опыт.

Постановка проблемного вопроса мотивирует последующие действия (Можно ли избавить мир от зла? Как это сделать?)  За обучающимся всегда остаётся право выбора: как поступить, что сказать.

 На предложенном занятии  постановка проблемы  предполагает рассмотреть мир с точки зрения противодействия двух движимых сил для развития личности и общества в целом: мир добра со злом. Здесь учащиеся  пользуются  знаниями, полученными на уроках русского языка,– практические  задания на определение значения слов «добро» и «зло» по примерам на карточках с помощью соотнесения со значениями из словарных справок (слайд – словарные статьи по толковым  словарям Ожегова или Потихи).   Задание лучше выполнять в парах, соблюдая  принцип технологии сотрудничества.

После  работы над лексическим значением и грамматической особенностью слов, ребятам предлагаю придумать самим задание на увеличение словарного запаса слов по теме «Добро» в форме игры-соревнования.

Время выполнения каждого этапа игры ограничиваю в зависимости от отведённого временного пространства на занятие (2-3 мин.). Членами жюри выбираются дети. Они же предлагают условия игры.

Игру-пантомиму «Покажи пословицу» предлагаю  в качестве приёма для понимания общности мыслей разных народов и выделения индивидуальности, преобразования мыслей в зрительный образ. Также предложенный материал можно использовать на занятиях 3-его модуля по темам: «Общение без конфликтов» и «Согласие – наша сила».  Здесь накопленный опыт по бесконфликтному решению можно усложнить сюжетно-ролевыми играми, такими как «Рыцарский турнир», «Встреча с инопланетянами». Чтобы игра получила форму тренинга,   по окончании любой игры  необходимо дать высказаться каждому участнику по шаблонам: «Здесь и сейчас я узнал (а) …, почувствовал (а) …, понял (а) …, научился (лась)…, удивился (лась) …» и т.д. Занятия лучше проводить в одном классе с небольшим количеством обучающихся или в группе с детьми, близкими по возрасту.

Хорошие возможности для использования уже имеющихся знаний  дают  материалы уроков ОРКСЭ. В нашей школе, учитывая поликультурность среды, для изучения с родителями  мы выбрали модуль «Основы мировых религий». Изучать традиции мусульманской и православной культуры легче, опираясь на практику семейного духовного воспитания с точки зрения религии (такие дети есть в классах). Проникновение в другую культуру происходит путём незаметного погружения обучающихся в новые, необычные для него условия.  (Как бы сказал мусульманин, что такое добро, что такое зло? А христианин?)

Алгоритм усвоения знаний предусматривает на занятиях использование интерактивных технологий. Я включаю  слайды презентации на любой этап занятия: и при актуализации знаний (слайд - высказывание Л.Толстого о добре и зле), и при выполнении каких-либо практических заданий для сопоставления разных точек зрения, сравнения (слайд - Добро и зло в религиях). Поэтому для учащихся презентация с включением в неё значимых заданий или важных материалов играет важную роль в качестве наглядного пособия (сюжетные картинки о добре и зле), влияющего с помощью зрительного образа вспомнить уже изученное или познать новое.

 Но не менее важными считаю  задания, которые предлагаются самими учащимися на уроке и выполняются на общей доске небольшими группами, где можно не бояться ошибиться, потому что рядом есть товарищ-«корректор» (построить гнёзда однокоренных слов, подобрать синонимы к слову «добро»).

Связь данного занятия с литературой – это включение в проблемную ситуацию высказывание Л.Н.Толстого в начале занятия,   текст китайской  притчи  как приём актуализации,  и пословицы разных народов как приём использования уже сложившегося опыта (нельзя получить развитие без опоры на знания прошлого).  Звучание поэтических строк о добре и зле – это образец мастерства интерпретации опыта, знаний в новую форму (это также один из приёмов мотивации к творчеству).

Для рефлексии занятия использую приём цикличности и обобщения: вспомнить ещё раз название темы, вспомнить проблему, ответить на вопросы: Какое главное открытие для себя сделали?

Чему удивились? О чём задумались?

Для домашнего задания предлагаю любое: оформить памятку Добра, используя материалы урока, дополнив её своим творчеством (рисунками, стихами, пословицами). Можно составить синквейн, написать эссе. Главное, чтобы обучающийся смог проявить личный интерес к поставленной на занятии проблеме и мог интерпретировать её в любой творческий продукт.

Формы контроля и оценивания:

Занятия программы «Школа миротворчества», как и уроки ОРКСЭ, оцениваются без отметки. Здесь мотивацией служит само желание обучающихся быть в группе, в которой учатся получать знания, умения, навыки, компетенции, где каждому даётся право быть услышанным, иметь свою точку зрения, использовать свои возможности для понимания себя, своих товарищей, мир, в котором живёшь. Итоги на занятиях проводятся на разных уровнях (и после каждого этапа работы, и в конце занятия):

оценка деятельности обучающегося;

оценка деятельности преподавателя;

самооценка учащегося;

самооценка преподавателя;

оценка совместной деятельности;

оценка результатов усвоения программы в целом (тесты по входной и конечной диагностике на уровень сформированности толерантности). 13 Качественную оценку результативности можно получить, оценивая выполнение учащимися практических задач:

контрольные вопросы;

ситуции для анализа;

творческие сочинения,

 дидактический материал;

 мини-проекты;

 тесты; самооценка.

6.Сценарный план занятия:

1.Постановка проблемы для определения темы урока

2. Актуализация знаний (ОРКСЭ)

3. Определения проблемы занятия

4. Выдвижение гипотезы (можно опустить)

5. Игра-соревнование

6. Награждение

8. Рефлексия

9. Задание на дом

7. Сценарий урока-занятия по теме

«Жизнь – это постоянная борьба добра со злом»

Оборудование: мультимедийная установка.

Инструменты: маркеры по количеству обучающихся, ручки, чистые листы ватмана, листы А3.

1.Постановка проблемы для определения темы урока

- Назовите, какие науки вы изучаете в школе.

А знаете ли вы, какую главную науку должен постичь человек?

Ответ на этот вопрос я предлагаю найти, прочитав на слайде №1  слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Из всех наук, которые человек должен знать – это наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

Определите тему занятия. Прочитайте, как будет звучать фраза, если вы её продолжите (слайд 2):  Жизнь – это борьба … (добра со злом).

- Можно ли поменять слова местами? Что произойдёт?

- Как человек сформулировал истину смысла борьбы со злом? (В младших классах можно спросить: Где в литературе или фольклоре мы встречаемся с примерами такой борьбы?) А в жизни также, как в сказках, добро всегда побеждает зло?

Детям предлагается выбрать тезис для названия темы занятия.

Как вы думаете, есть ли среди нас такие люди, которые не совершали зла?

Давайте проведём маленький эксперимент: проверим, как работает  «зло» и «добро». Повернитесь друг к другу попарно, сделайте неприятную гримасу друг другу, затем улыбнитесь.

Знакомы ли вам были те действия, которые вы совершали? Какой вывод можете сделать?

2. Актуализация знаний с опорой на изученный материал и получение новой информации (ОРКСЭ)

_Есть ли среди нас такие, кто не различает, что -  добро, а что – зло?

Давайте проверим!

Какими знаниями нужно запастись, чтобы различать добро от зла?

(слайд 3 – сюжетные картинки):

 о первом человеческом грехе с точки зрения Библии,

 о появлении зла с точки зрения Древнегреческой мифологии.

- Вспомните, как появилось зло на Земле с точки зрения религии.

(При нарушении запрета).

- Можете ли сказать, где с точки зрения этики в нашей  жизни начинается зло? (Там, где нарушаются законы)

(слайд 4-ый - фото из школьной жизни: ученик хочет списать у соседки по парте – она не даёт этого сделать)

Прокомментируйте данный эпизод с точки зрения добра и зла.

Всегда ли легко  определить, где добро, а где зло?

  1. Определения проблемы занятия

-Попробуйте сформулировать проблему, которую мы могли бы решить вместе по теме занятия?

(Почему… одни совершают добро, а другие зло?

Как научиться отличать добро от зла?)

Вывод: Нужно воспользоваться знаниями.

- Вас приглашает к  состязанию наука «Языкознание».

5. Игра-состязание «Познать добро» или «Победить зло» (название выбирают дети)

Цель: использовать знания  по лексике, грамматике, морфемике для расширения словарного запаса, понятийного аппарата по теме занятия.

Участники игры делятся на команды.

Договариваются об общих правилах игры: уважать мнение товарищей, соблюдать условия игры, при необходимости использовать «правило правой руки» - для желания высказаться или призвать к тишине и т. д.

Условия игры: Каждый раунд – это какое-то препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы познать добро.

Для помощи педагогу выбирается судья или судья из учащихся (1 чел. – если оказалось нечётное количество игроков; 2 чел. – если чётное количество).

Каждому участнику даётся маркер, если работают на доске. При отсутствии доски – задания можно выполнять и фломастерами на ватмане.

I раунд: «Штурм»

Условие: Записать на доске синонимы к слову «добро».

Дополнительное условие: Если не знаешь слова, можно сделать рисунок.

Время на выполнение: 1 мин.

Судья выполняет роль корректора: зачёркивает повторяющие слова, объявляет победителей.

Рефлексия: - Какие эмоции испытываете после начала игры?

II раунд: «Строители»

-Итак, вы приобрели добрых друзей из слов и картинок и вижу: готовы к дальнейшему сражению.

А чтобы вы предложили дальнейшую тактику игры, я предлагаю вам познакомиться и понять китайскую притчу (прочитать можно предложить судье) - приложение № 1.

- Чему учит притча? (Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро).

- Кто готов следовать совету мудреца и учиться познавать зло, может участвовать во 2-ом раунде.

Условие: построить крепость Зла из кирпичиков, которыми обманом Зло выкрало у добра.

1-я команда использует кирпичики-суффиксы, 2-ая – приставки и соединительные гласные с другими корнями.

Время выполнения: 2 мин.

Записи можно делать для наглядности на доске или на больших листах бумаги.

Итог: дети читают свои слова, судья объявляет победителей раунда.

Рефлексия: - Каким советом мудреца мы воспользовались?

- Какой раздел русского языка нам помог справиться с этим испытанием?

(Раздел «Морфемика»)

III раунд: «Помощь друга»

- Как вы думаете, к каким друзьям мы можем обратиться на уроках русского языка за помощью? (Это словари)

Перед вами слайд № 5 со словарными статьями из толкового словаря Ожегова.

- Обратите внимание, по сколько значений имеют слова «добро» и «зло»?

(По 3значения)

- Как называются такие слова, которые имеют не одно лексическое значение?

Задание: Командам раздаются по 3-4 карточки с предложениями  (на каждой карточке – 2 предложения) – Приложение № 2. Определить значение слов в предложениях, указав рядом с предложением соответствующую букву. В командах можно задания выполнять парами или по трое, можно помогать и другим членам команды.

Время выполнения: 2 мин.

Ребята от каждой команды по очереди читают предложения, сверяют со значениями слов  из словарных статей с опорой на  презентацию.

Если время ограничено, можно проверить на выбор 1любую карточку команды, определить победителя.

Рефлексия: - Что вам помогло в этом раунде справиться с заданием? (Помощь словарей, своих товарищей по команде)

IV раунд: «Познание мудрости»

- Как вы думаете, к какой мировой религии  ближе подходит действие «Познание мудрости»? (К буддизму)

- Да, но мудрецы жили в разных странах, в разные эпохи. Давайте представим себя в роли мудрых представителей разных религий и предложим им передать для присутствующих свои советы, как нам постичь зло или научится делать добро.

Как вы думаете, что легче: не делать зла или делать добро?

Если сложно ответить на вопрос, подумайте над ним дома вместе с родителями.

Итак, одна команда предложит  2 совета с точки зрения мусульманской религии  (используются тексты хадисов)- Приложение №3, а другая команда – советы из библейских заповедей (10 библейских заповедей) – Приложение №4.

Дети зачитывают выбранные по теме заповеди и наставления хадисов.

- Так как 3-ий раунд называется «Познание мудрости», то предыдущее выполненное задание в нём предлагается не оценивать. Почему?

Задание на оценку: необходимо придумать самый мудрый  совет для Памятки добра (обсуждают командой и записывают на альбомных листах или на листах А3).

Время выполнения: 2-3  мин.

Судья выбирает победителей.

Вариант задания: Придумать советы для Памятки добра, используя в качестве начала отрицательную частицу не с глаголами. Советы называют по очереди, начиная с команды-победителя.

Например:  Не желай …

Не рой …

Не спорь …

Не ленись …

Не обижай …

Время выполнения – 2 мин.

Победитель определяется по остановке времени.

                   Рефлексия:   - Что значит творить добро с точки зрения религии? (Творить добро - обогащаться душой)

V раунд: Ролевая игра «Рыцарский турнир»

- Мы прошли немало испытаний, постигая науку жизни с помощью другой, лингвистической науки.

Но чтобы одержать  победу над злом, я объявляю рыцарский турнир.

А кто такой рыцарь? (Защитник, воин).

Я могу продолжить: защитник чести, Отечества. А из литературы нам знаком такой рыцарь Дон Кихот Ломанчский, который сражался ради справедливости даже с ветряными мельницами, шёл на унижения ради своей идеи добра.

Сегодня вы все рыцари Добра и Справедливости, а оружие у вас – слово. Как вы думаете, с помощью какой части речи нам предстоит сражаться? (С помощью глаголов).

Условие: команды встают в шеренгу одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки.

Один игрок, стоящий с краю, начинает игру, используя глаголы зла. Например, наступить, сломать, разорвать, грешить и т. д. Игрок дотрагивается «шпагой» - рукой  до плеча любого перед собой стоящего в другой команде игрока. Тот должен дать ответный удар – подобрать противоположный по смыслу глагол – антоним.

Совет педагога: Если затрудняешься подобрать подходящий антоним-глагол, обращайся к своему товарищу по команде со словами: «Прошу помощи друга». За это команда не наказывается. Если ответа нет у команды – минусуются 2 очка. Ответить может тот, кто стоит напротив, получив 1 дополнительное очко своей команде.

Игра заканчивается, когда «шпага» дойдёт до конца шеренги.

Подсчитывается общее количество заработанных очков.

Рефлексия: - Легко ли было сражаться со злыми словами?

- Что вы испытывали в этот момент?

- Что помогало?

6.   Упражнение «Пять добрых слов»

Время: 4 -5 минут

1)Обведите на листочке бумаги свою руку.

2)Напишите на ладошке свое имя.

3) Передайте свой лист соседу справа, а сами получите рисунок от того, кто слева от вас.

4) В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка Вы пишите пожелание-совет для обладателя ладошки.

 5) Передайте лист дальше по кругу, пока не заполните все пальчики.

7. Рефлексия

Время: 3-4 мин

Дети и педагог садятся в полукруг или круг. Каждый по очереди делится своими впечатлениями от занятия (слова-клише могут быть записаны на доске):

Я научился …

Я вспомнил …

Я открыл для себя новое …

Я удивился …

Я задумался …

Я получил … и т.д.

Вопросы учителя: Что показалось сложным?

                                Что можно было изменить?

                                Где сможете применять полученные знания?

Можно зачитать советы с одной из ладошек.

  1. Задание на дом

Выполнить любое творческое задание по теме занятия: написать синквейн, стихотворение, рисунок, аппликацию, эссе, оформить Памятку добра и т. д.

Дополнительный материал к занятию:

  1. Карточки с предложениями о добре и зле (на каждую пару учащихся – по 2 предложения: 1 – о добре, 1-  о зле). (Приложение №2)15
  2. Светлые чистые листы А-3 (2 шт.), маркеры, фломастеры.
  3. Текст китайской притчи «Познай зло». (Приложение №1)
  4. Текст детской Библии или Библейских заповедей. (Приложение №4)16
  5. Мусульманские хадисы. (Приложение №3)18
  6. Весёлые смайлики для всех участников занятия (Приложение №5)17
  7. Презентация по теме.

8. Советы по организации занятия.

Занятие можно проводить в любом кабинете при наличии стульев, доски маркерной или меловой, мультимедийной установки (при возможности). Детей лучше сажать полукругом или в круг  (если не используется интерактивная доска или экран).  В кругу все участники занятия  чувствуют себя единым сообществом. Педагог в ходе занятия сам должен иметь четкую собственную позицию и собственные примеры для отстаивания своих взглядов. Необходимо быть  искренним, открытым  перед детьми, чтобы эти качества могли перейти к ним.

9. Методические советы на период ближайшего последействия

Итогом занятия на период ближайшего последействия будут продукты деятельности обучающихся – творческие работы (памятка Добра, сочинения, стихи и другие творческие продукты, используемые как дидактический материал на других занятиях, сопричастных с темой нравственного выбора подростков). В школе организован кабинет-музей, представляющий работу программы «Школа миротворчества». Работы детей, выполненные на занятиях, выставляются для ознакомления, организуются тематические  выставки и выставки творческих работ, с детьми оформляются стенды по краеведению. Дети и взрослые в содружестве создают модель поликультурного образовательного пространства мира.

В кабинете проходят занятия по  русскому языку, литературе, краеведению (литературное, искусство края, история края), уроки ОРКСЭ.

Здесь можно увидеть предметы культуры разных народов (костюмы, бытовая утварь, изделия народного творчества, в том числе и сделанные детьми). Собраны словари, справочники, энциклопедии, книги по культуре, традициях, истории народов, в том числе и нашего Саратовского края. Представлена коллекция кукол народов, населяющих  нашу Родину, с дидактическими журналами об этих народностях.

Здесь проходят занятия по программе «Школа миротворчества». Для детей – это способ самореализации нравственно-развитой личности, готовой к содействию и сотрудничеству с людьми разных взглядов, разных национальных культур. Работа по созданию музея культур разных народов  дала нам возможность организовывать педагогическую деятельность в соответствии с задачами духовно-нравственного воспитания.

В своей методической разработке я попыталась представить один урок-занятие в общей системе работы, организованной мной в малокомплектной сельской школе, где  работаю тридцать лет.  Вовлекая детей в проблемную деятельность через игру, мы постигаем вместе с ними важную науку, которой нет  в списке школьных предметов. Название у этой науки – «Жизнь».

10. Список литературы и интернет-источников:

1.  Макарова А. И. Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / А. И. Макарова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 347-349.

2. http://www.500rublei.ru/work/dissertation_42082.html

3.  http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26716-koncepcii-razvivayuschego-  obucheniya-db-elkonina-i-vv-davydova.html/

  1. . http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/484-ped-tech7
  1. http://moy-bereg.ru/obrazovatelnaya-kultura/polikulturnoe-obrazovanie-dialog-kultur-5.html

6.   http://irort.ru/node/737

7. А. Я. Данилюк, В. М. Кондаков, В. А. Тишков. "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России". М.: Просвещение, 2009.

8. http://iph.ras.ru/sdcp.htm 

9. http://skladrabot.ru/work/382/37367/

10. Емузова Н.Г. и др. Миротворчество и толерантность. Практикум для внеклассной работы с учащимися 5-8 классов. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) в партнёрстве с министерством образования и науки Северного Кавказа. 2009.

11. Белова С.В. Педагогика диалога: теория построения гуманитарного образования: Монография, М.: АПКиПРО, 2006.С.194.

12. Емузова Н.Г. и др. Миротворчество и толерантность. Практикум для внеклассной работы с учащимися 5-8 классов. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) в партнёрстве с министерством образования и науки Северного Кавказа. 2009. С.18.

13. Степанов П.В. Воспитание толерантной личности: теория, методика, диагностика. М.: АПК и ППРО, 2006. С.55-61.

14. http://miuki.info/2011/03/yaponskaya-pritcha-o-dobre-i-zle/

15. http://rifmovnik.ru/dict_explanatory.htm

16. http://www.cxbe.by/obrazovanie/rasshirennoe_verouchenie/desyat_zapovedei

17. http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&fr=web&rch=l

18. http://imam.ru/hadis/kudsi.html

11. Автор разработки: Рянзина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ОРКСЭ, директор МОУ «ООШ п.ц.у. совхоза «15 лет Октября» Саратовского района Саратовской области».

Приложение №1

Китайская притча14

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.

- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет!
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не делай!


Приложение №2

Карточки для задания на определение лексического значения многозначных слов: «добро» и «зло»

Добро

А - Всё хорошее, направленное на благо

Б - Вещи, имущество.

В - Дать разрешеие.

Зло

Г - Всё дурное, плохоею

Д-Беда, несчастье.

Е - Недовольство, гнев, досада.

Установи соответствия с помощью цифр между  словами «добро» и «зло» и их значениями:

  1. Добро. Сделаю всё, что ты просишь.
  2. От его помощи только зло.

Ответ запиши: 1 - _____; 2 -_____

Добро

А - Всё хорошее, направленное на благо

Б - Вещи, имущество.

В - Дать разрешение.

Зло

Г - Всё дурное, плохое.

Д-Беда, несчастье.

Е - Недовольство, гнев, досада.

Установи соответствия с помощью цифр между  словами «добро» и «зло» и их значениями:

  1. Со зла сделал это.
  2. По своей воле отдай добро.

Ответ запиши: 1 - _____; 2 -_____

        

Добро

А - Всё хорошее, направленное на благо

Б - Вещи, имущество.

В - Дать разрешение.

Зло

Г - Всё дурное, плохоею

Д-Беда, несчастье.

               Е - Недовольство, гнев, досада.

Установи соответствия с помощью букв  между  словами «добро» и «зло» и их значениями:

  1. Этого добра и даром не надо.
  2. Со зла сделал это.

Ответ запиши: 1 - _____; 2 -______

Добро

А - Всё хорошее, направленное на благо

Б - Вещи, имущество.

В - Дать разрешение.

Зло

Г - Всё дурное, плохое

Д-Беда, несчастье.

               Е - Недовольство, гнев, досада.

Установи соответствия с помощью букв между  словами «добро» и «зло» и их значениями:

  1. В этом и кроется корень зла.
  2. По своей вол отдай добро.

Ответ запиши: 1 - ____    ; 2 - ___

Добро

А - Всё хорошее, направленное на благо

Б - Вещи, имущество.

В - Дать разрешение.

Зло

Г - Всё дурное, плохое

Д-Беда, несчастье.

               Е - Недовольство, гнев, досада.

Установи соответствия с помощью цифр между  словами «добро» и «зло» и их значениями:

  1. От завистливого человека добра не жди.
  2. Нет худа без добра.

Ответ запиши: 1 - _____; 2 -______

Добро

А - Всё хорошее, направленное на благо

Б - Вещи, имущество.

В - Дать разрешение.

Зло

Г - Всё дурное, плохоею

Д-Беда, несчастье.

               Е - Недовольство, гнев, досада.

Установи соответствия с помощью букв  между  словами «добро» и «зло» и их значениями:

  1. От добра добра не ищут.
  2. Добро торжествует над злом.

Ответ запиши: 1 - _____; 2 -______

Дополнительно:

  1. Зла не помнить на него.

2.  По своей воле отдай добро.

3. Добро бы человек был, а то так, не понятно что….

 4. Причинить кому-то зло не сложно,  труднее признаться в том, что ты зло совершил.

Приложение №3

"Когда ты думаешь о мирском, вспомни о смерти. Когда намереваешься совершать грехи, вспомни о покаянии. Когда обретешь богатства, вспомни об отчете в Судный день. Когда сядешь поесть, вспомни о голодном. Когда твой нафс (эго) призывает тебя к насилию над слабым, вспомни Могущество Аллаха над тобой".

"Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почет? Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, уверовавшие это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил".

«…Мир и вера наполняет сердце того, кто сдержит свой гнев, когда он вправе гневаться…»

Приложение №4

Десять заповедей (Исх. 20:2–17):
1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
6-я заповедь: «Не убивай».
7-я заповедь: «Не прелюбодействуй».
8-я заповедь: «Не кради».
9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего».

Приложение №5

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//v.img.com.ua/b/ugc/5316611/20120919100014_95.jpg&mb=imgdb_preview_450http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//s18.rimg.info/5c796dadfa4ee4c309cb58fd7a655596.gif&mb=imgdb_preview_375

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//900igr.net/datai/russkij-jazyk/Vneshnost-i-kharakter/0005-013-Plan-uroka-Orgmoment.png&mb=imgdb_preview_427

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//smileset.ru/upload/Risovanie_smajlikami_dlja_Mail_ru.png&mb=imgdb_preview_1761

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.stihi.ru/pics/2010/03/07/1964.jpg&mb=imgdb_preview_934

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//bestgif.su/_ph/10/2/608406031.gif&mb=imgdb_preview_1194

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//s13.rimg.info/164bd6fb39c846422b5da4fae5fa8f31.gif&mb=imgdb_preview_174

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.bankoboev.ru/images/OTc0MTc%3D/Bankoboev.Ru_smail_s_rozoi.jpg&mb=imgdb_preview_1889


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Граница между добром и злом

Основы духовно-нравственной культуры народов России...

Классный час. Вечная борьба добра и зла.

Этот классный час проводился в 11 классе. Была поставлена цель: показать, что борьба добра и зла имела место быть на протяжении всей истории человечества. Использовались записи песни В.Цыгановой " Доб...

Конспект урока по литературе в 5 классе. "Идея вознаграждения за человеческие добродетели и страдания, вера в победу добра над злом в сказке Ш. Перро "Золушка".

Цель урока: раскрытие  причины популярности сюжета про Золушку в мировой культуре; раскрыть преимущества благородства, честности, терпения, трудолюбия над ленью и непорядочностью; развивать навык...

"Снежная Королева": победа добра над злом.

Презентация предназначена для учащихся 5-ых классов средних общеобразовательных школ....