Контрольный тест по теме "Союз"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Полная проверка знаний по теме "Союз", задания построены по типу ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachyot_soyuz.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЮЗ (вариант 1)

 (1)Пароход миновал порог, и сразу Енисей сделался шире, раздольнее, а высота берегов пошла на убыль. (2)Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, поэтому река катила свои воды без шума и суеты.

     (3)Я стоял на носу парохода и смотрел на родную реку, вдыхая прохладу тихой ночи. (4)Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, что брызги долетали до меня. (5)Пароход шел по Енисею, разрезая, как студень, реку, светлую ночь и тишину ее.

     (6)Утром над рекою поднялся туман, который выступил и по оврагам , а также окутал берега. (7)Однако вскоре взошло солнце, и тут я увидел остров. (8)В середине его грудились скалы, меж скал темнели кедры, местами выгоревшие, а понизу острова кипел вершинами лес.

     (9)Берега яркие, в сочной зелени. (10)Так бывает здесь не только в конце весны, но и  в начале лета, когда бушует всюду разнотравье, полыхают непостижимо яркие цветы Сибири. (11)В середине лета, к сенокосу, цветы осыпаются и листья на деревьях блекнут. (12)Но на кромке острова я увидел живую ленту зелени и  синюю полосу, словно окропленную розовыми и огненными брызгами. (13)Это цвели колокольчики, кукушкины слезы и дикий мак. (14)Везде по Сибири они отцвели и лепестки свои уронили. (15) Но тут?

(16)Весна, да и только!

     (17)Я побежал на корму парохода,  заторопился, чтобы поглядеть на остров ещё хоть минуточку! (18)Он был не похож на другие острова. (19)Он  долго оставался под водой, а когда обсыхали его берега, уже всюду было лето и все отцвело, а стало спокойным, серо-зелёным. (20)Но остров не мог без весны – вот и забушевал он, и зацвёл радугой среди реки, так как никто не может сдержать торжества природы. (21)Природа радовалась и буйствовала, не соблюдая никаких сроков.

     (22)Остров всё удалялся и удалялся, и мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну. (23)Но остров зарябил птичьими стаями, задрожал в солнечном блеске и пропал вдали.

     (24)Я долго стоял на палубе и отыскивал глазами такой же остров. (25)Встречалось много островов то одиноких, то расположенных цепью, однако весеннего острова больше не попадалось.    

     (26)Вспоминая о весеннем острове, я думаю  о нас, людях. (27)Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. (28)В каком облике, в каком цвете – не важно. (29)Главное, что она приходит.

                                                                                                                                                                            (По В. Астафьеву)

ЧАСТЬ 1

А1 Дайте верную морфологическую характеристику слова также (предложение 6)

1. местоимение     2. наречие     3. сочинительный союз     4. подчинительный союз

А2 Укажите предложение, в котором союз И соединяет части сложносочинённого предложения

1. 12      2. 27    3. 3     4. 1

А3 Укажите предложение, в котором соединительный союз соединяет однородные подлежащие

1. 20       2. 13        3. 23     4. 21

А4 В каком предложении оба выделенные слова пишутся слитно?

1. Так(же), как и вчера, над рекой поднимался туман, и(так) пели птицы, что хотелось плакать.

2. И(так), туман – явление так(же) хорошо изученное, как молния и гром.

3. Что(бы) ещё прочитать о туманах, которые то(же) привлекают моё внимание.

4. И(так), туман так(же) выступил по берегам.

5. Каким членом предложения является слово однако (предложение 7)?

1. дополнение    2. подлежащее    3. обстоятельство    4. не является членом предложения

ЧАСТЬ 2

В1 В предложениях 20-21 найдите подчинительный обстоятельственный союз

В2 В предложениях 25-29 найдите подчинительный изъяснительный союз

В3 Из седьмого предложения выпишите сочинительный противительный союз

В4 Из десятого предложения выпишите разделительный двойной союз 

В5 Среди предложений 22-25 найдите такое, в котором имеется повторяющийся разделительный союз

В6 Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения

Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду, (1)что брызги долетали и до меня. Пароход шёл по Енисею, (2)разрезая,(3)как студень,(4)реку,(5)светлую ночь и тишину её.

В7 Выпишите цифру, обозначающую запятую перед союзом, разделяющим части сложносочинённого предложения.

Остров всё удалялся и удалялся, (1)и мне хотелось насмотреться на нечаянно встреченную весну. Но на кромке острова я увидел живую ленту зелени и  синюю полосу,(2) словно окропленную розовыми и огненными брызгами.

В8 Среди предложений 9-13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза.

СОЮЗ (вариант 2)

    (1)Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (2)Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие, так как мир примет бесконечно разнообразен. (3)Бывает так, что одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом: каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на сосне.
    (4)Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. (5)В городах приметы нам не нужны, потому что время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. (6)Предсказания погоды передаются по радио, поэтому в городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. (7)Но стоит две-три ночи провести в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, а обоняние тоньше. 
    (8)Приметы связаны не только с цветом неба, но с росами и туманами, с криком птиц и яркостью звездного неба. 
    (9)Есть приметы простые и сложные. (10)Причём самая простая примета — это дым костра. (11)То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, то стелется туманом по траве. (12)И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, пушистому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды. 
    (13)Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. (14)Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. (15)Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. (16)И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день. 
    (17)Это все очень несложные приметы. (18)Но есть приметы сложные и точные. (19)Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается и кажется близким. (20)Это признак будущей ясной погоды. 
    (21)В безоблачный день реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. (22)Это верный признак близкого и длительного ненастья. (23)Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер, и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди. 

                                                                                                                                                                       (По К. Паустовскому)

А1 Дайте верную морфологическую характеристику слова поэтому (предложение 6)

1. местоимение     2. подчинительный союз    3. сочинительный союз     4. наречие

А2 Укажите предложение, в котором союз А соединяет части сложносочинённого предложения

1. 5      2. 19    3. 6     4. 7

А3 Укажите предложение, в котором соединительный союз соединяет однородные определения

А 21       Б 18        В 14     Г 22

1. АБ   2. АВ   3. БВ   4. БГ

А4 В каком предложении оба выделенные слова пишутся слитно?

1. Что(бы) не заблудится в лесу, ты должен так(же) хорошо изучить приметы, как и твой друг.

2. (При)том надо заметить, что одна и та(же) примета повторяется из года в год.

3. (И)так, приметы есть простые, а так(же) сложные.

4. Готовясь к докладу, я думал так(же) о том, что(бы) нового рассказать о жизни кенгуру.

5. Каким членом предложения является слово причём (предложение 10)?

1. дополнение    2. подлежащее    3. обстоятельство    4. не является членом предложения

В1 В предложениях 18-21 найдите подчинительный обстоятельственный союз

В2 В предложениях 14-16 найдите подчинительный изъяснительный союз

В3 Из 1-2 предложений выпишите подчинительный составной союз

В4 Из третьего предложения выпишите разделительный союз 

В5 Среди предложений 9-12 найдите такое, в котором имеется повторяющийся разделительный союз

В6 Выпишите цифру, обозначающую запятую, которая выделяет в составе сложного предложения придаточное предложение, к которому можно задать вопрос почему?

Примет так много, (1) что о них можно бы было написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны, (2) потому что время узнаётся не по высоте солнца. (3) не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, (4) а по часам.

В7 Выпишите цифру, обозначающую запятую перед союзом, разделяющим части сложносочинённого предложения.

Но стоит две-три ночи провести в лесу, (1) и снова обостряется слух, (2) зорче делается глаз, (3) а обоняние тоньше. Приметы связаны не только с цветом неба, (4) но с росами и туманами, (5) с криком птиц и яркостью звёздного неба.

В8 Среди предложений 15-19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного противительного союза.

СОЮЗ (вариант 3)

     (1)Пасутся овцы на луговине степной, ходят, бродят друг за другом, а хозяин не беспокоится, что отара разбредётся или кто-то на неё нападёт, потому что охраняет её честнейший сторож – страус.

     (2)Шея у птицы длинная, ноги сильные, а рост выше человеческого. (3)Далеко видит птица. (4)И если кого она заметит, то тотчас припустится за пришельцем. (5)Не пробуй тогда удирать. (6)У сторожа шажки по четыре метра. (7)В сторону свернешь —  сторож не отстанет. (8)Выставит крылья, притормозит бег, развернется и опять в погоню.

     (9)Выгодны дрессированные страусы-сторожа, так как овец пасут, притом себя сами кормят.

     (10)Страус — самая большая птица на земле, которая не летает, зато очень быстро бегает, до семидесяти километров в час. (11)Также страус — самая тяжелая птица. (12)Бывает, что ее вес достигает девяноста килограммов.

     (13)Родина страуса — Африка. (14)Но во многих зоопарках мира прижился страус, и на У крайне в заповеднике Аскания-Нова он тоже имеется. (15)Важно разгуливает по вольеру, головой из стороны в сторону водит, то крылья развертывает, то хвост показывает, как будто перьями перед зрителями похваляется.

     (16)Поразительно пышные и шелковистые перья у страуса. (17)В прошлом веке ими шляпы дам украшали и веера из них делали. (18)Оттого страусы стали исчезать и могли  совсем на земле пропасть. (19)И тогда , чтобы спасти страусов, их взяли под охрану. (20)Теперь этих птиц разводят на специальных страусиных фермах.

     (21)На этих фермах все почти так, как в дикой природе. (22)Страус-папаша ямку в песке вырывает, а страусиха в эту ямку яйца откладывает. (23)Штук восемь отложит и отходит в сторону, а страус под себя их подгребает.

     (24)Страусиные яйца самые крупные, причём скорлупа такая у них прочная, что молотком не разобьешь. (25)Поэтому долго приходится страусу высиживать яйца,  дней сорок—шестьдесят. (26)Но,правда, посменно со страусихой. (27)Ночью он на гнезде, днем — она.

     (28)Научились  люди выводить эту птицу. (29)Заложат яйца страусиные в инкубатор, пройдет немного времени, и страусята появляются. (30)Так и прибавляется страусиное племя.

                                                                                                                                                                       (По Н. Леденцову)

А1 Дайте верную морфологическую характеристику слова причём (предложение 24).

1. местоимение       2. наречие      3. сочинительный союз      4. подчинительный союз

А2 Укажите предложение, в котором союз И соединяет части ССП

1. 18     2. 23     3. 15      4. 14

А3 Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные определения

1. 16      2. 17     3. 8      4. 29

А4 В каком предложении оба выделенные слова пишутся раздельно

1. (И)так, страуса мы можем встретить в заповедниках, а так(же) в зоопарках.

2. Что(бы) рассказать младшему брату о страусах так(же) интересно. как это сделал писатель?

3. При(чём) скорлупа у яиц прочная, (по)этому страусу долго приходится их высиживать.

4. Нам так(же) известно, что страус – самая большая птица, которая не летает, за(то) быстро бегает.

А5 Каким членом предложения является слово что (предложение 12)?

1. не является членом предложения    2. дополнение    3. подлежащее    4. обстоятельство

В1 В предложениях 2-4 найдите подчинительный обстоятельственный союз

В2 В предложениях 18-19 найдите подчинительный изъяснительный союз

В3 Из первого предложения выпишите сочинительный разделительный союз

В4 В предложениях 10-12 найдите сочинительный противительный союз

В5 Среди предложений 5-9 найдите такое, в котором имеется подчинительный составной союз

В6 Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие в составе сложного предложения придаточное предложение, к которому можно задать вопрос при каком условии?

Шея у птицы длинная, (1) ноги сильные, (2) рост выше человеческого. Далеко видит птица, (3)  если кого заметит, (4)  тотчас припустится за пришельцем. 

В7 Выпишите цифру, обозначающую запятую пред союзом, разделяющим части сложносочинённого предложения.

Пасутся овцы на луговине степной, (1) бродят друг за другом, (2) а хозяин не беспокоится, (3) что отара разбредётся или кто-то на неё нападёт, (4) потому что охраняет её честнейший сторож – страус.

В8 Среди предложений 24-27 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза.

СОЮЗ (вариант 4)

     (1)Я живу в маленьком доме на дюнах . (2)Всё Рижское взморье в снегу. (3)Снег всё время слетает с высоких сосен прядями и рассыпается в пыль. (4)Слетает снег от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки. (5)Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки. 
    (6)Дом стоит у самого моря. (7)Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку. (8)Затем надо  немного 
пройти по протоптанной в снегу тропинке. (9)И вот ты стоишь на берегу моря.
    (10)Море не замёрзло. (11)Снег лежит до самой кромки воды, и на нем видны следы зайцев. (12)Когда на море поднимается волна, то слышен не шум прибоя, а хруст льда и шорох оседающего снега. 
    (13)Балтика зимой пустынна и угрюма. (14)Латыши называют её «Янтарным морем». (15)Может быть, не только потому, что Балтика выбрасывает много янтаря, но еще и потому, что ее воды чуть заметно отливают 
янтарной желтизной. 
    (16)По горизонту весь день лежит слоями тяжёлая мгла, в которой пропадают очертания низких берегов.      (17)Только кое-где в этой мгле опускаются над морем белые косматые полосы. (18)Я не уверен, что там идёт, снег или дождь?
    (19)Иногда дикие гуси, которые прилетели в этом году слишком рано, садятся на воду и кричат. (20)Тревожный их крик далеко разносится по берегу, однако не вызывает отклика, потому что в прибрежных лесах зимой почти нет птиц. 
    (21)Море уходит на сотни миль в свинцовые дали. (22)На нём не видно ни одного огонька, также  не слышно ни одного всплеска. 
    (23)Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (24)И поэтому кажется удивительным, что в доме спокойно горит свет, поет радио, мягкие ковры заглушают шаги, а на столах лежат раскрытые книги и рукописи.

                                                                                                                                                    (По К. Паустовскому)

А1 Дайте верную морфологическую характеристику слова как (предложение 23).

1. местоимение       2. обстоятельственный союз сравнения      3. наречие      4. изъяснительный  союз

А2 Укажите предложение, в котором союз соединяет части ССП

1. 16     2. 18     3. 11      4. 23

А3 Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные подлежащие

1. 3      2. 24     3. 4      4. 13

А4 В каком предложении оба выделенные слова пишутся раздельно

1. Что(бы) увидеть море, нужно так(же) немного пройти по тропинке.

2. Что(бы) рассказать вам о названии моря, а так(же) о людях, живущих на его берегах?

3. И(так), море то(же) не замёрзло.

4. Впереди я увидел то(же) море, но на нём поднялась волна, и(так) она была мощна, что у меня захватило дух.

А5 Каким членом предложения является слово чтобы (предложение 7)?

1. не является членом предложения    2. подлежащее    3. обстоятельство    4.дополнение

В1 В предложениях 10-12 найдите подчинительный обстоятельственный союз

В2 В предложениях 6-7 найдите подчинительный изъяснительный союз

В3 Из 22 предложения выпишите сочинительный соединительный союз

В4 В предложениях 19-20 найдите сочинительный противительный союз

В5 Среди предложений 14-16 найдите такое, в котором имеется подчинительный составной союз

В6 Выпишите цифру, обозначающую запятую, выделяющую в составе сложного предложения придаточное предложение, к которому можно задать вопрос почему?

Иногда дикие гуси, (1) которые прилетели в этом году слишком рано, (2) садятся на воду и кричат. Тревожный их крик далеко разносится по берегу, (3) однако не вызывает отклика, (4) потому что в прибрежных лесах зимой почти нет птиц.

В7 Выпишите цифру, обозначающую запятую пред союзом, разделяющим части сложносочинённого предложения.

Снег лежит до самой кромки воды, (1) и на нём видны следы зайцев. Когда на море поднимается волна, (2) то слышен не шум прибоя, (3) а хруст льда и шорох снега, (4) оседающего на берегу.

В8 Среди предложений 21-24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс контрольных тестов по органической химии "Строение и номенклатура органических веществ".

Тест по органической химии "Строение и номенклатура органических соединений". Материал ориентирован на учебник О.С.Габриеляна и включает в себя задания в формате ЕГЭ....

Контрольный тест по русскому языку за 1 четверть (6 класс)

Работаю по программе Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.. Тест позволяет проверить знания обучающихся, полученные в 5 и в 6 классе. При подготовке теста пользовалась тестами Львовой, Капинос из серии "ЕГЭ...

Контрольный тест по русскому языку для 10 класса

Проверка орфографических знаний, пунктуационных и стилистических...

Итоговый контрольный тест (5класс)

Итоговый контрольный тест за курс пятого класса....

Контрольный тест по теме "Фонетика"

Дорогие учащиеся, сдающие зачет по фонетике!Перед вами тест, помогающий подготовиться к работе. Проверьте себя!....

Контрольный тест по теме "Мифы Древней Греции"

Материал предназначен для учащихся 6 класса. Тест выполнен в  Exel, поэтому удобен и практичен в использовании. Результат можно проверить сразу же....

Итоговый контрольный диктант 8 кл.,с контрольным тестом (ответы)

Итоговый контрольный диктант с выполнением теста к диктанту, для проверки уровня освоения учащимися изученных тем, всего курса русского языка за год.Цель - контроль освоения учащимися курса русского я...