Программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс Т.А Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова - 170 часов
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Программа и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rus.yaz_._7_kl_2_var.docx94.09 КБ

Предварительный просмотр:

7 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).

     Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

     Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

     Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление и коммуникацию с целью быть понятым.

     Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.

     Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

МЕСТО ПРЕДМЕТА

     На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

Введение – 1 час.

     Повторение изученного в 5-6 классах – 15 часов.

     Морфология и орфография. Культура речи – 138 часов.

     Причастие – 31 час.

     Деепричастие – 12 часов.

     Наречие – 35 часов.

     Категория состояния – 7 часов.

     Служебные части речи – 1 час.

     Предлог – 12 часов.

     Союз – 16 часов.

     Частица – 20 часов.

     Междометие – 4 часа.

     Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах – 16 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОКОНЧАНИЮ 7 КЛАССА

       Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5-7 классах;
  • изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
  • основные единицы языка, их признаки;
  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • признаки текста; средства связи предложений и смысловых частей текста;
  • признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
  • функционально-смысловые типы речи, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5-7 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

  • различать изученные стили речи;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

  • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
  • владеть разными видами чтения (изучающее.ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости;
  • создавать тексты изученных стилей и жанров;
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочёты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
  • получения знаний по другим учебным предметам.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Вид контроля самостоятельной работы

Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

2.09

Русский язык как равивающееся

явление

Урок изуче-

ния нового

материала

Содержание УМК. Русский язык –

один из славянских  языков. Русский

язык как развивающееся явление.

Учебное исследование.

Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нём; основные изменения, происходившие в языке с  течением времени.

Развёрнутый ответ на вопрос о путях развития русского языка

№4, стр.5

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (15 часов)

2

2.09

Синтаксис и

пунктуация

Комбини-рованный

урок

Синтаксис и пунктуация. Словосоче-

тание. Состав словосочетания. Глав-

ное и зависимое слово в с/с. Предложение. Виды пр-ний по цели высказывания. Состав пр-ний. Грамматическая основа. Второстепенные члены. Знаки препинания в простых и сложных пр-ниях. Синтаксический разбор  пр-ний и с/с. Составление пр-ний по схемам. Учебное исследование.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах.

Уметь: определять состав с/с и пр-ний; находить главное и зависимое слово в с/с, грамматическую основу пр-ний; распознавать однородные члены; подбирать синонимичные синтаксические конструкции к данным; расставлять знаки препинания в простых и сложных пр-ниях; выполнять синтаксический разбор с/с и пр-ний.

Словарно-орфогра-

фическая работа

$ 1, №9

3

4

3.03

4.03

Синтаксис и

пунктуация

Уроки-

практикумы

Практическая работа, тест

$ 2, №11

5

4.09

Лексика и

фразеология

Комбиниро-

ванный

урок

Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы. Толковые словари. Учебное исследование.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах.

Уметь: определять лексическое значение слов; подбирать к словам синонимы, омонимы, антонимы и находить их в тексте; находить фразеологизмы в речи; работать с толковыми словарями; исправлять речевые ошибки и недочёты

Словарный диктант

$ 3, №16

6

8.09

Фонетика и орфография

Комбиниро-

ванный

урок

Фонетика и орфография. Фонетичес-

кий состав слов. Орфограмма- буква.

Звуковое значение букв. Работа с таблицами «Безударные гласные в корне слова», «Гласные после шипящих в разных частях слова». Учебное исследование.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах; признаки орфограмм-букв.

Уметь: определять звуковое значение букв; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов.

Объяснительный диктант

$ 4, №19

7

9.09

Фонетика и орфография

Урок-

практикум

Практическая работа

$ 4, №21

8

9.09

Словообразование и орфография

Комбиниро-

ванный

урок

Словообразование и орфография. Состав слова. Морфемный и словообраз. разборы. Однокорен. слова и слова с омонимич. корнями. Орфограммы в разных частях слов.

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах.

Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; подбирать однокоренные слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически

Словарно-

орфографическая

работа

$ 5, №24

9

10.09

Словообразование и орфография

Урок-

практикум

Практическая работа

задание на карточке

10

11.09

Морфология и орфография

Комбиниро-

ванный

урок

Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор: существительное, прилагательное, глагол, местоимение. Учебное исследование

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах.

Уметь: распознавать изученные части речи и определять их морфологические признаки; выполнять морфологический разбор слов; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически.

Комплексный анализ текста

 $ 5, №27

11

12

15.09

16.09

Морфология и орфография

Уроки-

практикумы

Практическая работа, предупре-

дительный диктант

задание на карточке

13

16.09

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы.

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамма-

тическим заданием

14

17.09

Анализ контроль-

ного диктанта

Урок корре-

кции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Работа над ошибками

$ 6, № 30

15

18.09

Текст

Р.Р.

Текст. Абзац. Средства связи предложений в тексте. Типы речи и их признаки

Знать: понятия текст, абзац; типы речи и их признаки.

Уметь: выразительно читать текст и озаглавливать его в соответствии с основной темой и идеей; определять, к какому типу речи относится текст; членить текст на абзацы; определять средства связи предложений в тексте

Комплексный анализ текста

$ 7, № 46

16

22.09

Стили литератур-

ного языка

Р.Р.

Стиль речи (художественный, разго-

ворный, научный, деловой)

Знать: стили речи и их признаки

Уметь: определять принадлежность текста к тому или иному стилю речи  по их характерным признакам

Текущий контроль

$ 8, №51

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (138 часов)

Причастие (31 час)

17

23.09

Причастие как часть речи

Урок изучения нового материала

Морфология. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор глаголов и прилагательных.

Знать: понятие причастие; общее граммати-

ческое значение, морфологические и синтакси-

ческие признаки причастий; признаки глагола и прилагательного у причастий.

Уметь: распознавать причастия, отличать их от глаголов и прилагательных; определять морфологические признаки и синтаксическую роль причастий; выполнять морфологический разбор глагола и прилагательного

Рассказ на лингви-

стическую тему

задание в тетради

$ 9

18

23.09

Публицисти-ческий стиль

Р.Р.

Публицистика. Публицистический стиль речи. Воздействие на публику –основная задача публицистического стиля

Знать: признаки публицистического стиля речи, его языковые особенности.

Уметь: распознавать тексты публицистического стиля по характерным признакам и составлять их самостоятельно

Комплексный анализ текста

$ 10, №62

19

24.09

Склонение причастий и правописа-

ние гласных в падежных окончаниях причастий

Урок изучения нового материала

Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы.

Знать: условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий.

Уметь: склонять причастия; правильно писать безударные падежные окончания причастий; грамотно употреблять причастия в речи

Текущий контроль, словарный диктант

$ 11, №65

20

25.09

Причастный оборот

Урок изучения нового материала

Причастный оборот. Место причаст-

ного оборота по отношению к

определяемому слову

Знать: понятия причастный оборот, определя-

емое слово.

Уметь: распознавать причастные обороты в пр-

ниях; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; устанавли-

вать связь причастия с определяемым и зависи-

мым словом; находить границы причастных оборотов и обозначать их графически

Индивидуальная работа с раздаточ-

ным материалом

$ 12, № 70

21

29.09

Выделение при-

частного оборота запятыми

Урок изучения нового материала

Причастный оборот. Место причаст-

ного оборота по отношению к опре-

деляемому слову. Пунктуация в предложениях с причастным оборо-

том. Орфоэпические нормы. Синтак-

сический разбор пр-ний. Конструи-

рование пр-ний с причастными обо-

ротами

Знать: правила пунктуации в пр-ниях с причаст-

ным оборотом.

Уметь: выделять причастные обороты запятыми, выразительно читать и реконструировать пр-ния с причастными оборотами; выполнять синтаксический разбор пр-ний

Объяснительный диктант

$ 12, №74

22

30.09

Описание внешности человека

Р.Р.

Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека (лицо, фигура, одежда, жесты)

Знать: особенности описания как тип речи; понятие словесный портрет; элементы внешней характеристики человека; роль описания внешности в художественном пр-нии.

Уметь: устно и письменно составлять развёрну-

тое описание знакомого человека

Сочинение-миниатюра

$ 13, №80

23

30.09

Действительные и страдательные причастия

Урок изучения нового материала

Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий

Знать: понятия действительные/страдатель-

ные причастия.

Уметь: различать действительные и страдательные причастия и правильно употреблять их в речи

Работа с дидакти-

ческим материалом

$ 14, №84

24

1.10

Краткие и полные страдательные причастия

Урок изучения нового материала

Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменение и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. Орфоэпические нормы

Знать: понятия полные/краткие страдатель-

ные причастия; особенности изменения кратких страдательных причастий; нормы произношения полных и кратких страдательных причастий.

Уметь: различать полные и краткие страдательные причастия; определять синтаксическую роль кратких страдательных причастий

Объяснительный диктант

$ 15, №86

25

2.10

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит.

причастий наст.времени

Урок изучения нового материала

Действительные причастия настоя-

щего времени. Образование действ.

причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Знать: способы образования действительных причастий настоящего времени; правило право-

писания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь: распознавать и образовывать действи-

тельные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Словарный диктант

$ 16, № 91

26

6.10

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит.

причастий наст.времени

Урок закреп

ления знаний

Индивидуальные задания

$ 16, № 94

27

28

7.10

Изложение

Р.Р.

Тема, основная мысль и план текста. Ключевые слова (причастия), передающие основную мысль текста. Изложение с изменением лица рассказчика

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте ключевые слова (причастия), которые передают его основную мысль; писать изложение с изменением лица рассказчика

Изложение

$ 17, №100

29

8.10

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател.

причастий наст.времени

Урок изучения нового материала

Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Знать: способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило право-

писания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Уметь: распознавать и образовывать страда-

тельные причастия настоящего времени; использовать способ выбора гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; заменять действительные причастия страдательными и наоборот

Словарно-орфогра-

фическая работа

$ 18, №103

30

9.10

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдател.

причастий наст.

времени

Урок-практикум

Тест

$ 18, №105

31

13.10

Страдательные причастия прошедшего времени

Урок изучения нового материала

Страдательные причастия прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедш.

времени. Употребление причастий в речи. Закрепление правила правописания н и нн в прилаг-ых. Учебное исследование

Знать: способы образования страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь: распознавать и образовывать страда-

тельные причастия настоящего времени; правильно писать суффиксы причастий; предупреждать ошибки в употреблении причастий

Объяснительный диктант

$ 19, №109

32

14.10

Гласные перед Н в полных и кратких страдател. причастиях

Урок изучения нового материала

Правописание гласных перед  Н  в полных и кратких страдательных

причастиях прошедшего времени

Знать: условия выбора гласных перед  Н в полных и кратких страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Уметь: образовывать полные и краткие страда-

тельные причастия прошедшего времени; использовать способ выбора гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени

Словарно-орфогра-

фическая работа

$ 20, №113

33

14.10

Одна и две буквы Н в суффиксах страд. причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател.

Урок изучения нового материала

Способы различения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Устный рассказ на лингвистическую тему

Знать: условия написания одной и двух букв Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Объяснительный диктант

$ 21, №115

34

15.10

Одна и две буквы Н в суффиксах страд. причастий прошед. времени. Одна буква Н в отглагольных прилагател.

Урок-практикум

Практическая работа

$ 21, №118

35

16.10

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательн.

причастий и в кратких отглагольных прилагател.

Урок изучения нового материала

Краткие прилагательные, образованные путём перехода причастий в прилагательные. Правописание Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Знать: условия написания одной и двух букв Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных.

Уметь: различать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; использовать алгоритм написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких отглагольных прилагательных

Тест

$ 22, №124

36

37

21.10

Выборочное изложение (художест-

венное описание литератур.

героя)

Р.Р.

Текст. Стиль и тип речи. Авторская лексика. Портрет литературного героя. План и заголовок к тексту

Уметь: писать выборочное изложение, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики

Изложение

$ 22, №130

38

20.10

Морфологический разбор причастия

Урок изучения нового материала

Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора причастия

Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий

Комплексный анализ текста

$ 23, №131

39

22.10

Слитное и раздельное написание НЕ с причас-

тиями

Урок изучения нового материала

Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием НЕ. Условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Причастный оборот. Учебное исследование.

Знать: условия слитного и раздельного написа-

ния НЕ с причастиями.

Уметь: различать частицу НЕ и приставку НЕ-; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями

Объяснительный диктант

$ 24, №134

40

23.10

Слитное и раздельное написание НЕ с причас-

тиями

Урок-практикум

Тест

$ 24, №137

41

5.10

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. прич. прош.вр.

Урок изучения нового материала

Правило правописания гласных Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Учебное исследование

Знать: Правило правописания гласных Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически

Объяснительный диктант

$ 25, №140

42

43

11.11

Сочинение по личным наблюдени-

ям «Вы с ним знакомы»

Р.Р.

Описание внешности человека. Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Уметь: подбирать и систематизировать матери-

алы к сочинению по личным наблюдениям; писать сочинение, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики

Сочинение

$ 25, №145, 146

44

6.11

Повторение и обобщение изученного о причастии

Урок-практикум

Причастие. Морфологические и син-

таксические признаки причастий.

Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Пун-

ктуация в пр-ниях с причастным оборотом. Правописание причастий. Причастия в устной речи. Морфоло-

гический разбор причастий

Знать: теоретический материал, изученный на

предыдущих уроках.

Уметь: применять на практике правила правописания и произношения причастий; расставлять знаки препинания в пр-ниях с причастным оборотом; выделять причастный оборот графически; выполнять морфологический разбор причастий

Тест

контрольные вопросы стр.72

45

10.11

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Граммати-

ческие разборы

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания к нему

Диктант с грамматическим заданием

46

12.11

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Уметь: выполнять работу над ошибками, допу-

щенными в контрольном диктанте и граммати-

ческом задании к нему

Работа над ошибками

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (12 часов)

47

13.11

Деепричастие как часть речи

Урок изучения нового материала

Деепричастие. Основное и добавоч-

ное действие. Общее грамматичес-

кое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий

Знать: понятие деепричастие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия; признаки глагола и наречия у деепричастия.

Уметь: разграничивать основное и добавочное действие; распознавать деепричастия и опреде-

лять, к какому слову в пр-нии они относятся; определять морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий; исправлять ошибки, связанные с употреблением деепричастий

Словарный диктант

$ 26, №161

48

17.11

Деепричаст.

оборот. Запятые при деепричаст-

ном обороте

Урок изучения нового материала

Деепричастный оборот. Выделение деепричастных оборотов и одиноч-

ных деепричастий на письме запятыми. Деепричастный оборот как член пр-ния. Конструирование предложений с деепричастными оборотами

Знать: понятие деепричастный оборот.

Уметь: распознавать деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми; производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения

Комплексный анализ текста

$ 27, №162

49

18.11

Деепричаст. оборот. Запятые при деепричаст-

ном обороте

Урок-практикум

Тест

$ 27, №166

50

18.11

Раздельное написание НЕ с деепри-

частиями

Урок изучения нового материала

Правило правописания НЕ с

деепричастиями. НЕ с разными частями речи

Знать: правило правописания НЕ с деепричастиями.

Уметь: распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи

Объяснительный диктант

$ 28, №172

51

19.11

Деепричастия совершенного  несовершен. вида

Урок изучения нового материала

Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами –В

и –ВШ деепричастий совершенного вида. Учебное исследование

Знать: способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; условия выбора гласных перед суффиксами –В и –ВШ деепричастий совершенного вида.

Уметь: распознавать и образовывать деепри-

частия совершенного и несовершенного вида

Словарно-

орфографическая работа

$ 29, №175

52

20.11

Морфологический разбор деепричастия

Урок изучения нового материала

Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Порядок морфологического разбора деепри-

частия. Учебное исследование.

Уметь: выполнять устный и письменный морфологический  разбор деепричастий

Комплексный анализ текста

$ 31, №180

53

54

24.11

26.11

Повторение и обобщение изученного о деепричастии

Уроки повто

рения и

обобщения знаний

Деепричастие. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Деепричастия в устной речи. Морфологический разбор

деепричастий

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; выполнять морфологический разбор деепричастий

Тест,

объяснительный диктант

$ 31, №188

55

56

25.11

Рассказ на основе картины С.А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц

Р.Р.

Рассказ. Композиция рассказа. Твор-

ческая история картины «Вратарь».

Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочи-

нения.

Знать: жанровые особенности и композицию рассказа; творческую историю создания картины «Вратарь» (кратко).

Уметь: писать сочинение-рассказ на основе кар-

тины от имени одного из действующих лиц, соб-

людая определённый стиль речи и композицию

Сочинение

$ 30, №187

57

58

27.11

1.12

Повторение и обобщение изученного о деепричастии

Урок повто-

рения и

 обобщен.

знаний

Деепричастие. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастии и деепричастном обороте. Правописание деепричастий. Деепричастия в устной речи. Морфологический разбор

деепричастий

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами; подчёркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения; выполнять морфологический разбор деепричастий

Предупредител.

диктант

$ 31, №193

59

2.12

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация.

Грамматические разборы

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с граммати-

ческим заданием

60

3.12

Анализ  контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Уметь: выполнять работу над ошибками, допу-

щенными в контрольном диктанте и граммати-

ческом задании к нему

Работа над ошибками

НАРЕЧИЕ (35 часов)

61

2.12

Наречие как часть речи

Урок изучения нового материала

Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и

синтаксические признаки наречий

Знать: понятие наречие; общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий.

Уметь: распознавать наречия среди других частей речи и определять их синтаксическую роль

Комплексный анализ текста

$ 32, №197

62

4.12

Смысловые группы

наречий

Урок изучения нового материала

Обстоятельственные и определительные наречия, их значения. Конструирование предложений с наречиями. Учебное исследование

Знать: смысловые группы наречий.

Уметь: правильно ставить вопрос к наречиям и определять, к какой смысловой группе они относятся

Словарный диктант

$ 33, №202

63

8.12

Смысловые группы

наречий

Урок

закреплен.

знаний

Распределительный диктант

$ 33, №204

64

10.12

Степени сравнения наречий

Урок изучения нового материала

Сравнительная и превосходная сте-

пень сравнения наречий, способы их образования. Простая и составная форма сравнительной степени сравнения наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени. Учебное исследование.

Знать: понятия сравнительная/превосходная степень сравнения наречий; способы

образования степеней сравнения наречий.

Уметь: распознавать наречия в форме сравнит. и превосх. степени и определять их синтаксич. роль; отличать сравн. степень наречий от сравн. степени прилагательных

Текущий контроль

$ 34, №215

65

11.12

Морфологический разбор наречия

Урок изучения нового материала

Морфологические и синтаксические признаки наречий. Порядок морфо-

логического разбора наречий

Уметь: выполнять устный и письменный морфологический разбор наречий

Комплексный анализ текста

$ 35, №216

66

67

9.12

Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»

Р.Р.

Рассуждение как тип речи.

Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал для рассуждения

Знать: особенности рассуждения как типа речи; композицию рассуждения.

Уметь: самостоятельно писать сочинение-

рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения

Сочинение

$ 35, №217

68

15.12

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и

Урок изучения нового материала

Правописание НЕ с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е. Грамматические разборы.

 Устное высказывание на

лингвистическую тему.

Знать: условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е.

Уметь: правильно писать НЕ с разными частями речи, обосновывая и графически обозначая выбор слитного и раздельного написания

Объяснительный диктант

$ 36, №220

69

16.12

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и

Урок-

практикум

Тест

$ 36, №223

70

16.12

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ-

отрицател. наречий

Урок изучения нового материала

Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наре-

чий. Правописание гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Слитное и раздельное

написание НЕ и НИ с разными частями речи

Знать: способы образования отрицательных наречий. Правила правописания гласных Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать её графически

Творческий диктант

$ 37, №229

71

17.12

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ-

отрицательных наречий

Урок-

практикум

Тест

$ 37, №231

72

18.12

Одна и две буквы Н в наречиях на

–О и –Е

Урок изучения нового материала

Правописание одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е. Различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий. Учебное исследование

Знать: правило правописания одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е.

Уметь: определять, от какого прилагательного образовано наречие и сколько букв Н в нём нужно писать; графически обозначать изученную орфограмму; различать наречия, краткие прилагательные и краткие причастия

Объяснительный диктант

$ 38, №234

73

22.12

Одна и две буквы Н в наречиях на

–О и –Е

Урок-

практикум

Тест

$ 38, №236

74

75

24.12

25.12

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

Урок изучения нового материала

Условия выбора гласных О и Е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи

Знать: условия выбора гласных О и Е после шипящих на конце наречий.

Уметь: применять правила правописания

гласных после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи и обозначать данные орфограммы графически

Творческий диктант

$ 40, №243

76

12.01

Буквы О и А на конце наречий

Урок изучения нового материала

Образование наречий. Условия выбора гласных О и А на конце наречий. Орфоэпические нормы.

Знать: условия выбора гласных О и А на конце наречий.

Уметь: определять способ образования наречий пользоваться алгоритмом выбора гласных О и А на конце наречий и обозначать данную орфограмму графически

Работа с дидакти-

ческим материалом

$ 41, №246

77

78

23.12

Изложение с

элементами сочинения

Р.Р.

Тема, основная мысль и план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; находить в тексте слова, выражающие отношение автора к персо-

нажам; писать изложение близко к тексту; выполнять творческое задание к тексту

Изложение с элементами сочинения

$ 41, №248

79

13.01

Дефис между частями слова в наре-

чиях

Урок изучения нового материала

Способы образования наречий. Ус-

ловия написания дефиса между час-

тями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и

местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование пр-ний с наречиями. Учебное исследование

Знать: Условия написания дефиса между час-

тями слова в наречиях.

Уметь: определять способ образования наречий, распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные

Объяснительный диктант

$ 42, №251

80

81

13.01

14.01

Дефис между частями слова в наречиях

Уроки закре

пления знаний

Способы образования наречий. Ус-

ловия написания дефиса между час-

тями слова в наречиях. Наречия и омонимичные им прилагательные и

местоимения. Орфоэпические нормы. Конструирование пр-ний с наречиями. Учебное исследование

Знать: Условия написания дефиса между час-

тями слова в наречиях.

Уметь: определять способ образования наречий распознавать условия написания дефиса между частями слова в наречиях; различать наречия и омонимичные им местоимения и прилагательные

Распределительный диктант, тест

$ 42, №254

82

15.01

 Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован-ных от сущ-х и количеств.

числительных

Урок изучения нового материала

Способы образования наречий.  Ус-

ловия слитного и раздельного напи-

сания наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Наречия и омоними-

чные им слова других частей речи. Орфоэпические нормы.

Знать: Условия слитного и раздельного напи-

сания наречий, образованных от сущ-ных и количественных числительных.

Уметь: определять способы образования наречий; распознавать условия слитного и раз-

дельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных, и обозначать данную орфограмму графически; различать наречия и омонимичные им слова других частей речи.

Словарный диктант

$ 43, №259

83

19.01

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образован-

ных от сущ-х и количеств.

числительных

Урок-прак-

тикум

Текст

$ 43, №262

84

21.01

Мягкий знак после шипящих

Урок изучения нового материала

Орфограммы, связанные с правопи-

санием Ь после шипящих на конце слова. Правописание Ь после шипя-

щих на конце наречий

Знать: правило правописания Ь после шипя-

щих на конце наречий.

Уметь: распознавать условия написания Ь после шипящих на конце слов разных частей речи и обозначать данную орфограмму

Объяснительный диктант

$ 44, №265

85

86

20.01

Описание действий человека

Р.Р.

Описание как тип речи.

Композиция рассуждения. Доказательства. Языковой материал для рассуждения

Знать: особенности описания как типа речи; композицию описания.

Уметь: самостоятельно писать сочинение-

описание на заданную тему; доказывать свою точку зрения

Сочинение

87

88

89

22.01

26.01

26.01

Повторение и обобщение изученного о наречии

Комбиниро-

ванные уроки

Морфологические и синтаксические признаки наречий. Правописание и

произношение наречий. Морфоло-

гический разбор наречий

Знать: теоретический материал, изученный на

предыдущих уроках.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор наречий

Тест

контрольные вопросы, стр.123

90

27.01

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Урок

контроля знаний

Орфография. Пунктуация.

Грамматические разборы

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с граммати-

ческим заданием

91

28.01

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Уметь: выполнять работу над ошибками, допу-

щенными в контрольном диктанте и граммати-

ческом задании к нему

Работа над ошибками

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (7 часов)

92

29.01

Категория состояния как часть речи

Урок изучения нового материала

Категория состояния. Общее грам-

матическое значение, морфологиче-

ский признак и синтаксическая роль категории состояния. Употребление слов категории состояния в художе-

ственных текстах. Сходство и разли-

чия наречия и категории состояния

Знать: понятие категория состояния; общее грамматическое значение, морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния.

Уметь: распознавать слова категории состояния, отличать их от наречий; подчёркивать слова категории состояния как члены предложения

Комплексный анализ текста

$ 45, №275

93

2.02

Категория состояния как часть речи

Урок-прак-

тикум

Самостоятельная работа

$ 45, №278

94

4.02

Морфологический разбор категории состояния

Урок изучения нового материала

Морфологический признак и синтаксическая роль категории состояния. Порядок морфологичес-

кого разбора категории состояния. Морфологический разбор наречий. Различение слов категории состоя-

ния, наречий и кратких прилагатель-

ных. Конструирование сложных предложений со словами категории состояния. Учебное исследование

Уметь:  различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные; выполнять морфологический разбор слов категории состояния, наречий; составлять сложные предложения со словами категории состояния

Комплексный анализ текста

$ 46, №280

95

96

3.02

Сжатое изложение с описанием состояния природы

(К.Г. Паустовский

«Обыкновенная земля»)

Р.Р.

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особен-

ности текста. Приёмы сжатия текста

Уметь: определить тему и основную мысль текста, составлять его план, писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле и в рамках заданной темы

Изложение

$ 46, №281

97

5.02

Повторение и обобщение изученного о категории состояния

Урок-прак-

тикум

Категория состояния. Общее грам-

матическое значение, морфологиче-

ский признак и синтаксическая роль категории состояния. Правописание слов категории состояния. Морфологический разбор слов кате-

гории состояния. Учебное исследо-

вание

Знать: теоретический материал, изученный на

предыдущих уроках.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов кате-

гории состояния

Тест

задание на карточке

98

9.02

Сочинение на лингвистическую тему

Р.Р.

Категория состояния. Материал к сочинению на лингвистическую тему

Уметь: писать сочинение на лингвистическую тему; доказывать свою точку зрения

Сочинение

написать сочинение

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 час)

99

10.02

Самостоятельные и служебные части речи

Урок изучения нового материала

Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи

Текущий контроль

$ 47, №284

ПРЕДЛОГ (12 часов)

100

10.02

Предлог как часть речи

Урок изучения нового материала

Служебные части речи. Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в с/с и пр-ниях. Предлоги и омонимичные приставки

Раздельное написание предлогов со словами. Выражение различных

смысловых отношений с помощью предлогов

Знать: понятие предлог; морфологические признаки предлога; роль предлогов в с/с и пр-ниях.

Уметь: распознавать предлоги; различать предлоги и омонимичные приставки; писать предлоги с другими словами раздельно; определять, какие смысловые отношения выражают предлоги

Комплексный анализ текста

$ 48, №287

101

11.02

Употребление предлогов

Урок изучения нового материала

Многозначные предлоги. Употребление предлогов в речи. Морфологические и лексические нормы русского языка. Раздельное написание предлогов со словами. Конструирование предложений

Уметь: определять, какие смысловые отноше-

ния выражают предлоги; употреблять предлоги в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского языка; писать предлоги с другими словами раздельно; составлять пр-ния и с/с с использованием различных предлогов

Словарный диктант

$ 49, №292

102

12.02

Непроизводн. и производные предлоги

Урок изучения нового материала

Производные/непроизводные пред-

логи. Образование непроизводных предлогов. Употребление производ-

ных и непроизводных предлогов. Приёмы различения предлогов и омонимичных частей речи

Знать: понятия производные/непроизводные предлоги.

Уметь: распознавать производные и непроизводные предлоги; отличать производн.

предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять предлоги в речи

Комплексный анализ текста

$ 50, №299

103

25.02

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Урок изучения нового материала

Простые и составные предлоги. Порядок морфологического разбора предлогов. Учебное исследование

Знать: понятия простые/составные предлоги;

порядок морфологического разбора предлога.

Уметь: различать простые и составные предлоги

выполнять морфологический разбор предлогов.

Самостоятельная работа

$ 51, №303

104

105

24.02

Репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу

Р.Р.

Творческая история картины «Детс-

кая спортивная школа». Жанровые особенности репортажа. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочи-

нения

Знать: жанровые особенности репортажа;

творческую историю картины «Детская спортивная школа».

Уметь: писать сочинение-репортаж, выдержи-

вая текст в одном стиле и в рамках одной тематики

Сочинение

$ 52, №307

106

26.02

Слитное и раздельное написание

производных предлогов

Урок изучения нового материала

Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Производные предлоги и омоними-

чные части речи. Речевые и грамма-

тические ошибки в употреблении предлогов

Знать: правила слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги, предупреждать

речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов

Объяснительный диктант

$ 53, №309

107

108

26.02

2.03

Слитное и раздельное написание

произ. предлогов

Урок-прак-

тикум

Тест, комплексный анализ текста

$ 53, №310

109

110

3.03

3.03

Повторение и обобщение изученного о предлоге

Уроки повто

рения и обо

бщения

знаний

Предлог. Морфологические призна-

ки предлогов. Роль предлогов в с/с и пр-ниях. Правописание и употребление предлогов. Морфологический разбор предлогов. Учебное исследование. Лингвистические игры

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: применять правила правописания и употребления предлогов; выполнять морфологический разбор предлогов

Объяснительный диктант, творческий диктант

задание в тетради

111

4.03

Контр. дикт. по теме «Предлог»

Урок контро

ля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с граммати-

ческим заданием

112

5.03

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

Уметь: выполнять работу над ошибками, допу-

щенными в контрольном диктанте и граммати-

ческом задании к нему

Работа над ошибками

СОЮЗ (16 часов)

113

10.03

Союз как часть речи

Урок изучения нового материала

Союз. Морфологические признаки союза. Функции союзов. Союзы и

предлоги. Союзные конструкции в

речевой практике. Запятые между частями сложных  пр-ний

Знать: понятие союз; морфологические призна-ки союза; функции союзов.

Уметь: распознавать союзы, отличать их от предлогов; пользоваться разными союзными конструкциями в речевой практике; расставлять знаки препинания в сложных предложениях

Словарный диктант

$ 54, №316

114

10.03

Простые и состав-

ные союзы

Урок изучения нового материала

Простые и составные союзы. Запятые между частями сложных предложений

Знать: понятия простые/составные союзы.

Уметь: различать простые и составные союзы; расставлять знаки препинания в сложных пр-иях

Комплексный

анализ текста

$ 55, №319

115

11.03

Союзы сочинитель

ные и подчините-

льные. Запятая между простыми пр-ниями в союз-

ном сложном предложении

Урок изучения нового материала

Сочинительные и подчинительные союзы в синтаксических конструк-

циях разного вида. Сложное пр-ние.

Запятые перед союзами в сложных

предложениях

Знать: понятия сочинительные и подчинитель-ные союзы; функции сочинительных и подчинительных союзов в синтаксических конструкциях разного вида.

Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы; расставлять знаки пре-

пинания в сложных предложениях

Текущий контроль

$ 56, №322

116

11.03

Союзы сочинитель

ные и подчините-

льные. Запятая между простыми пр-ниями в союз-

ном сложном предложении

Урок-

практикум

Комплексный

анализ текста

$ 56, задание на карточке

117

12.03

Сочинительные союзы

Урок изучения нового материала

Сочинительные союзы, их функции. Группы сочинительных союзов по значению. Сочинительные союзы, употреблённые для связи частей целого текста

Знать: группы сочинительных союзов по значению; их функции.

Уметь: определять роль сочинительных союзов в пр-ниях; употреблять сочинительные союзы для связи частей целого текста

Выборочный диктант

$ 58, №328

118

16.03

Роль сочинитель-

ного союза И в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии

Урок изучения нового материала

Сочинительный союз И в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии, знаки препинания в них. Синтаксический разбор пр-ний. Конструирование пр-ний по схемам

Уметь: расставлять знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном  пр-нии; определять роль сочинительных союзов в них; выполнять синтаксический разбор пр-ний; конструировать предложения по схемам

Комплексный

анализ текста

$ 58, №330

119

18.03

Сочинительные союзы

Урок-

практикум

Сочинительные союзы, их роль в пр-

нии. Группы сочинительных союзов по значению. Запятые в простом

пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии

Знать: группы сочинительных союзов по значению; их функции.

Уметь: определять роль сочинительных союзов в пр-ниях; расставлять знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии

Тест

$ 58, №334

120

19.03

Подчинительные союзы. Морфоло-

гический разбор союза

Урок изучения нового материала

Подчинительные союзы, их роль в пр-нии и тексте. Группы подчините-

льных союзов по значению. Запятые в СПП. Порядок морфологического разбора союза. Конструирование СПП по схемам

Знать: группы подчинительных союзов по значению, их функции; порядок морфологичес-

кого разбора союза.

Уметь: расставлять знаки препинания в СПП, определять роль подчинительных союзов в них;

выполнять морфологический разбор союзов; конструировать пр-ния по схемам

Словарно-

орфографическая работа

$ 59, №339

121

122

17.03

17.03

Сочинение-рассуждение

по тексту ОГЭ

Р.Р.

Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в текс-

те-рассуждении. Языковой материал для сочинения

Уметь: писать сочинение-рассуждение на заданную тему; доказывать свою точку зрения

Сочинение

$ 58, №335

123

30.03

 Слитное написание союзов

также, тоже, зато, чтобы

Урок изучения нового материала

Правописание союзов также, тоже, зато, чтобы. Различение  союзов

также, тоже, зато, чтобы и омони-

мичных наречий и местоимений с

частицами. Учебное исследование

Знать: правило слитного написания союзов также, тоже, зато, чтобы.

Уметь: отличать союзы от омонимичных наречий и местоимений с частицами и правильно их писать.

Объяснительный диктант

$ 61, №346

124

1.04

Слитное написание союзов

также, тоже, зато, чтобы

Урок-

практикум

Тест

$ 61, №349

125

2.04

Повторение и обобщение изученного о союзе

Урок повто-

рения и обо

бщения

знаний

Морфологические признаки и функции союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописа-

ние и употребление союзов. Морфо

логический разбор союзов. Знаки препинания в простом пр-нии с однородными членами и в сложном пр-нии

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: правильно писать союзы; отличать союзы от омонимичных частей речи; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных пр-ниях

Предупредител. диктант

контрольные вопросы стр.165

126

127

7.04

7.04

Зачёт по теме «Союз»

Урок контро

ля знаний

Союз. Морфологические признаки союзов. Правописание союзов

Знать: теоретический материал по теме «Союз»

Зачёт

задание в тетради

128

129

31.03

31.03

Контрольное изложение

Урок контро

ля знаний

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Изложение

130

6.04

Анализ контрольного изложения

Урок

коррекции знаний

Анализ ошибок, допущенных в

контрольном изложении

Уметь: выполнять работу над ошибками, допу-

щенными в контрольном изложении

Работа над ошибками

$ 61, №356

ЧАСТИЦА (20 часов)

131

8.04

Частица как часть речи

Урок изучения нового материала

Частица. Функции частиц. Разряды частиц. Грамматические разборы

Знать: понятие частица; функции частиц, разряды частиц.

Уметь: распознавать частицы и определять их роль; различать формообразующие и смысловые частицы

Текущий контроль

$ 62, №359

132

9.04

Формообразующие частицы

Урок изучения нового материала

Формообразующие частицы, их фун-

кции. Различение частиц и омони-

мичных частей речи. Грамматичес-

кие разборы. Лингвистические игры

Знать: понятие формообразующие частицы; функции формообразующих частиц.

Уметь: распознавать формообразующие частицы и определять их роль; различать частицы и омонимичные части речи

Словарный диктант

$ 63, №362

133

13.04

Смысловые частицы

Урок изучения нового материала

Смысловые частицы, их функция. Богатство оттенков значения смысло

вых частиц. Многообразие способов выражения отношения к действите-

льности с помощью частиц. Употребление смысловых частиц в разных стилях речи. Учебное исследование

Знать: понятие смысловые частицы.

Уметь: распознавать смысловые частицы и определять, какой оттенок значения они выра-

жают; употреблять частицы в устной и письмен-

ной речи

Объяснительный диктант

$ 64, №187

134

135

14.04

14.04

Смысловые частицы

Уроки зак-

репления знаний

Выборочный диктант, тест

$ 64, №366

136

15.04

Раздельное и дефисное написание частиц

Урок изучения нового материала

Правила раздельного и дефисного написания частиц. Состав слова. Раз-

личение частиц и омонимичных частей речи

Знать: правила раздельного и дефисного написания частиц.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; определять состав слов

Комплексный

анализ текста

$ 65, №381

137

16.04

Морфологический разбор частицы

Урок изучения нового материала

Общее значение и разряды частиц. Порядок морфологического разбора частицы

Уметь: выполнять устный и письменный мор-

фологический разбор частиц

Комплексный

анализ текста

$ 66, №384

138

20.04

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Урок изучения нового материала

Отрицательные частицы, их функции

Употребление частиц  НЕ и НИ. Слит-

ное и раздельное написание НЕ  и НИ с разными частями речи. Конструирование  предложений с отрицательными частицами

Знать: функции отрицательных частиц; правила употребления частиц НЕ и  НИ; условия слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи.

Уметь: различать и правильно употреблять отрицательные частицы; определять роль отрицательных частиц

Комплексный

анализ текста

$ 67, №356

139

21.04

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Урок-

практикум

Тест

$ 67, №386

140

21.04

Различение

НЕ и НИ

Урок изучения нового материала

Работа с дидактическим материалом

$ 67, №388

141

22.04

Различение

НЕ и НИ

Урок-

практикум

Объяснительный диктант

$ 67, №3392

142

23.04

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-

Урок изучения нового материала

Частица НЕ и приставка НЕ-. Условия слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи

Знать: условия слитного и раздельного написа-

ния НЕ с разными частями речи.

Уметь: различать частицу НЕ и приставку НЕ-

Комплексный

анализ текста

$ 68, №394

143

27.04

Различение частицы НЕ и приставки НЕ-

Уроки-

практикумы

Тест, сжатое изложение

$ 68, №398

144

29.04

Частица НИ, приставка НИ- союз НИ - НИ

Урок изучения нового материала

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. Условия слитного и раздель-

ного написания НИ с разными частя-

ми речи. Учебное исследование. Конструирование предложений

Знать: условия слитного и раздельного написания НИ с разными частями речи.

Уметь: различать частицу НИ, приставку НИ-, союз НИ-НИ

Комплексный

анализ текста

$ 69, №404

145

30.04

Частица НИ, приставка НИ- союз НИ - НИ

Урок-

практикум

Тест

$ 69, №406

146

5.05

Повторение и обобщение изученного о частице

Урок повто-

рения и обо

бщения знаний

Частица. Общее значение и разряды частиц. Стилистические возможнос-

ти частиц. Правописание частиц. Морфологический разбор частиц. Учебное исследование

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках.

Уметь: применять правила правописания час-

тиц; употреблять частицы в устной и письменной речи; выполнять морфологический разбор частиц

Объяснительный диктант

контрольные вопросы стр.187

147

148

28.04

28.04

Контрольное изложение

Урок контро

ля знаний

Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль

Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

Изложение

149

4.05

Анализ контрольного изложения

Урок

коррекции

знаний

Тема изложения. План изложения. Материалы к изложению

Уметь: выполнять работу над ошибками, допу-

щенными в контрольном изложении

150

5.05

Рассказ на основе жизненного опыта (устный или пись-

менный)

Р.Р.

Жанровые особенности рассказа. Стиль и тип речи. Материал для сочинения

Знать: жанровые особенности рассказа.

Уметь: самостоятельно составлять рассказ на основе жизненного опыта

(устное или письменное)

Сочинение-рассказ

$ 69, №413

МЕЖДОМЕТИЕ (4 часа)

151

6.05

Междометие как часть речи

Урок изучения нового материала

Междометие. Производные и непро

изводные междометия. Употребле-

ние междометий в значении других частей речи. Использование междо-

метий в устной речи и в художест-

венных произведениях

Знать: понятие междометие.

Уметь: отличать междометия от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия

Комплексный

анализ текста

$ 70, №416

152

7.05

Дефис в междометиях

Урок изучения нового материала

Дефис в междометиях. Употребление дефиса в разных частях речи

Уметь: распознавать условия употребления дефиса в разных частях речи

Словарно-

орфографическая работа

$ 71, №421

153

11.05

Знаки препинания при междометиях

Урок изучения нового материала

Знаки препинания в пр-ниях с меж-

дометиями. Конструирование пред-

ложений с междометиями. Учебное исследование

Уметь: конструировать пр-ния с междометиями и расставлять в них знаки препинания

Объяснительный диктант

$ 71, №419

154

13.05

Знаки препинания при междометиях

Урок-

практикум

Тест

$ 71 задание

в тетради

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (16 часов)

155

14.05

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи

Урок повто-

рения и обо

бщения знаний

Русский язык. Разделы науки о русском языке. Текст. Виды текстов. Стили речи

Знать: разделы науки о русском языке, предмет их изучения; понятие текст; виды тестов, их признаки; стили речи, их признаки.

Уметь: определять принадлежность текста к определённому стилю и типу речи; самостоятельно создавать тексты на зад. тему

Сочинение-миниа-

тюра

$ 72, задание на карточке

156

157

12.05

12.05

Контрольное сочинение

Уроки контроля знаний

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочинению

Уметь: писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

Сочинение

158

18.05

Анализ контроль-

ного сочинения

Урок

коррекции

знаний

Анализ ошибок, допущенных в кон-

трольном  сочинении

Уметь: выполнять работу над ошибками, допу-

щенными в контрольном сочинении

Работа над ошибками

$ 73, №423

159

19.05

Фонетика. Графика

Урок повто-

рения и обо

бщения знаний

Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь: писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять фонетический разбор слов

Текущий контроль

$ 74, №431

160

19.05

Лексика и фразеология

Урок повто-

рения и обо

бщения знаний

Лексика. Словарное богатство языка Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употреб-

ления. Толковые словари. Фразеоло

гия. Стили речи

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах.

Уметь: определять лексическое значение слов;

подбирать к словам синонимы и антонимы; определять стили речи; работать со словарями

Тест

$ 75, №434

161

20.05

Морфемика. Словообразование

Урок повто-

рения и обо

бщения знаний

Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов. Морфемный и словообразова-

тельный разбор слов

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах.

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов

Тест

$ 76, №436

162

21.05

Морфология

Урок повто-

рения и обо

бщения знаний

Морфология. Часть речи, их морфо-

логические и синтаксические приз-

наки. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор слов

Стилистическая принадлежность частей речи

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах.

Уметь: распознавать части речи; правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор слов

Тест

$ 77, №442

163

164

25.05

26.05

Синтаксис и пунктуация

Урок повто-

рения и обо

бщения знаний

Синтаксис и пунктуация. Словосоче-

тание. Простые и сложные пр-ния, знаки препинания в них. Синтакси-

ческий разбор пр-ний

Знать: теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах.

Уметь: расставлять зн.преп. в простых /сложных пр-ниях; выполнять синтакс. разбор с/с и пр-ний

Объяснительный диктант, тест

$ 77, №446

165

166

26.05

Орфография и пунктуация

Урок повто-

рения и обо

бщения знаний

Орфография. Пунктуация. Части речи

Учебное исследование

Уметь: применять на практике правила орфог-

рафии и пунктуации, изученные в 5-7 классах

Предупредительный диктант, тест

$ 78, №451

167

27.05

Защита исследова-

тельских проектов

Урок-конфе

ренция

Учебный исследовательский проект. Презентационные материалы. Доклад

Уметь: представлять учебный исследователь-

ский проект, сопровождая выступление презен-

тационными материалами; отвечать на вопросы по теме учебного исследования

Доклад по теме учебного исследо-

вания

опережающее задание

168

28.05

Итоговый контрольный диктант

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Граммати-

ческие разборы

Уметь: самостоятельно писать текст под дик-

товку и выполнять грамматическое задание к нему

Диктант с грамма-

тическим заданием

169

29.05

Анализ итогового диктанта

Урок коррекции знаний

Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольном диктанте и грамматическом задании

Уметь: выполнять работу над ошибками, допу-

щенными в контрольном диктанте и граммати-

ческом задании к нему

Работа над ошибками

170

29.05

Итоговый тест за курс 7 класса

Урок контроля знаний

Орфография. Пунктуация. Грамма-

тика

Знать: теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 7 классе.

Уметь: применять на практике полученные зна-ния, умения и навыки

Тест

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

   2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс / Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2010.

Для учителя

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю. Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 2010.

     3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Дидактические материалы. М.: Просвещение, 2010.

     4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 7 класс. М.: ВАКО, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Планирование Русский язык. 5 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский, 2014 г., 204 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(по учебнику «Русский язык. 5 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов,...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебнику Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А. и др. ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебнику Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А. и др. составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...