Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Рыбакова Елена Васильевна

Интегрированный урок в 9 классе -  подготовка к  написанию изложения с элементами сочинения   по тексту рассказа  В.П.Астафьева «Музыка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_._podgotovka_k_izlozheniyu.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

учитель русского языка и литературы

 Рыбакова Елена Васильевна

Интегрированный урок в 9 классе

Урок развития речи  (коммуникативной компетенции)

по теме: Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения  (В.П.Астафьев «Музыка»)

                                    Методический комментарий

     При отборе дидактического материала для проведения урока нами учитывались возрастные особенности мышления учащихся

        9 класс- период нравственного  самопознания  и самоуглубления, а также этап более глубокого литературного образования, этот период играет огромную роль в формировании речевой культуры школьника. Так как наиболее яркой формой выражения творческой индивидуальности в подростковом возрасте является письменное литературное творчество,  то поговорить о роли музыки в жизни человека мы решили на уроке развития речи при подготовке к изложению с творческим заданием (сочинением).    Письменная работа позволяет подростку обдумать ответ, увидеть ситуацию, полнее выразить свои чувства и мысли, поднять речь на более высокий уровень изложения. Уроки коммуникативной компетенции имеют и практическую направленность – готовят выпускников 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку.  

      Для более глубокого вхождения в проблему текста предлагаем ребятам поговорить о корнесловном образе слова «музыка», опираясь на когнитивные способы получения знаний. Повышенная эмоциональность, субъективность восприятия, возбудимость чувств подтолкнули нас к использованию музыкального фона при прочтении текста В.П.Астафьева с целью усиления эмоционального восприятия на уровне ознакомления и осмысления текста. На уровне анализа использовался опыт  учащихся в понимании лексики текста (создание таблицы звукового и зрительного ряда, таблица наблюдений за текстом «Музыка и её роль в жизни героя»).

 На уровне репродукции ребята проявляют умения давать оценку, говорить о своих чувствах, строить логические заключения, умение  с опорой на видовой ряд передавать содержание текста, строить ассоциативные образы (видеомы). При написании изложения  и сочинения (дома) учащиеся комбинируют отобранный материал, оформляют его письменно, излагают по плану, строят собственное высказывание на продуктивном уровне. Работа в интегративном режиме позволила учащимся глубже коснуться проблем текста, показать их значимость для нравственного становления личности, пробудить патриотические чувства в душе ребят.

Цель урока: используя интегрированную форму работы на уроке глубоко проанализировать авторский текст, предложенный для изложения, понять важность для личности ребёнка той проблемы, которую писатель затрагивает в очерке; подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения.

Образовательные задачи:

1.Опираясь на первичное восприятие и личностный опыт учащихся выяснить, какую роль оказывает на них музыка.

2.Постановка цели урока, где необходимо понять, какую роль сыграла музыка в жизни автора.

3.Провести частичный лингвистический анализ текста, чтобы понять структуру и содержание текста (текущее повторение)

4.Проанализировать лексику текста, чтобы понять, как картины войны (зрительный ряд), рождают в душе героя определенные чувства и мысли.

5.Выяснить актуальность проблемы (нравственное становление личности), поднятой автором (опора на видео ряд).

Воспитательные задачи:

1.Вызвать эстетическое восприятие текста изложения, найти эмоциональный отклик в душах ребят.

2.Способствовать формированию патриотических чувств, ответственности за поступок.

3.Вызвать интерес к проблеме нравственного формирования собственной личности, поиску себя, своей жизненной позиции. 

Развивающие задачи

1.Сформировать умение слушать и давать оценку, умение говорить о своих чувствах.

2.Строить логические заключения, умение с опорой на видовой ряд передать содержание текста.

3.Умение отбирать материал для изложения, оформлять его письменно, излагать по плану, строить собственное высказывание.

Эпиграф: Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,

                  Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

                                                               Н.Заболоцкий

                                               Ход урока

    I. Мотивация и целеполагание

- Какие слова в эпиграфе ключевые?  (МУЗЫКА, СЛОВО, СЕРДЦА)

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?  

- Подберите контекстуальные синонимы к слову «музыка»  (чувства,

       смысловая наполненность, духовность, многозначность).

- Обратим внимание на корнесловный образ слова «музыка»

     Греческие корни слова мудрость – София. Словом софийотис – мудрец древние греки называли не столько ученых-старцев, сколько «музыкантов, поэтов, художников, изобретателей, искусников» (Прот. Г. Дьяченко, с. 319). Как известно, многие великие композиторы, художники, поэты, деятели искусства и мыслители создали свои лучшие произведения в юном возрасте, руководствуясь вдохновением. В словаре П. Черных высказывается предположение об этимологическом родстве слов мудрость и муза (т. 1, с. 547).  Следовательно, музыка и мудрец слова однокоренные, так как музыка- это союз муз. Музыка – мудрость жизни.

- Почему «слово» должно стать музыкой?

-  Что  должно измениться в слове?

- В чем особенность музыкального искусства в отличие от других видов

      искусства?

 Цель: Попробуем разобраться, найти ответ на вопрос: какую роль может играть музыка в жизни человека? Все это поможет нам справиться с изложением.

 II. Определение темы урока

     1.Личностный опыт учащихся

        - Послушайте музыку  Альбиони «Адажио». Определите ее характер.

       Какие чувства она  пробуждает? Запишите эмоциональный ряд слов.

       Микровывод:  музыка затрагивает чувства, душу человека, создает настрой.

2.Знакомство с текстом изложения  (текст №26, В.П.Астафьева)

                                                Музыка

       Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городке. Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. Над городом мрачно стоял купол пожара.

      На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или минометный налет, нудили в высоте самолеты.

       Днем мы заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. И только пожары укрыть не могла.

       Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. От дома этого при бомбежке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощекими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.

       Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган. Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. Глупый был. Малый был. Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». И потому, должно быть музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а те её взлеты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.

        Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слез, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к  своим близким. Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.

                                                                                                (По В. П. Астафьеву)        

         Лингвистический анализ текста:

  - Что музыка изменила в жизни героя?

  - Как бы вы определили тему текста? О чём он?

    Составим план текста и запишем.

     1). Война. Разрушенный город.

     2). Музыка одинокого органа.

     3). Воспоминания детства.

     4). Размышления, раздумья о судьбах людей.

      - Какова идея автора? ( Показать влияние музыки на жизнь человека, на

       образ его мыслей)

 - Какой стиль речи избирает В.П. Астафьев для своего текста?

    ( Публицистический). Жанр? (очерк)

    -Почему? Как помогает жанр и стиль выразить основную мысль?

3. Работа по анализу  1 части текста.

- Определите тип речи 1части (повествование). Почему?

- Чтение и подбор видового ряда к фрагментам текста (Репродукции на тему войны, фотографии)

- Какой тип речи использует автор в 1-й части? ( Повествование с элементами рассуждения)

4.   Составление таблицы:

Звуковой ряд

Зрительный ряд

-обрушивало артиллерийский и минометный налёт

- нудили в высоте самолёте

- плакали у развалин

-стоял на посту

-разбитый польский город

-ничем не отличался от наших городов

-изуродованные дома, улицы, заваленные

ломью

-кружило листву, бумагу, сажу

-стоял купол пожара

-горящие развалины

-начали появляться люди с узлами,

чемоданами, тележками, чаще ребятишками

-ночь укрыла бездомных людей

-отвалилась стена, обнажив стены со святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами

-Пересказ 1 части, опираясь на слова зрительного и звукового ряда. Анализ пересказа   учащегося.

-Почему появляются раздумья героя?

 5.   Работа со 2 частью

-  Определение типа речи (рассуждение)

 - Почему звуки органа были неожиданными? (мирные звуки). Что вспоминает герой, о  чём рассуждает?

6.Составление таблицы наблюдений за текстом «Музыка и её роль в жизни героя»:

                           ДЕТСТВО

ВОЙНА

-послушал скрипку, хотелось умереть

-глупый был, малый был

-то, что пугало в детстве

-много увидел потом смертей

-не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть»

МУЗЫКА И ЕЁ РОЛЬ

В ЖИЗНИ ГЕРОЯ

-хотелось умереть от непонятной печали и восторга

-взлёты к небу, звёзде, от которых плакал детский восторг, жалость чистая

-рождалась любовь к земле родной, к своим близким

-музыка переменилась, закаменела,

растворилась в сердце, стали им самим.

- Было не страшно. Музыка разворачивала душу, как огонь войны

- звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать

7.Заполнение  таблицы лексикой, необходимой для изложения

( самостоятельная работа  учащихся)

- Каким  герой вспоминает себя в детстве?

- Почему  именует себя  « глупым»?

- Что в нём изменила война?

- Как воспринимает музыку  в детстве? Какие чувства пробуждаются в нём?

- Каково теперь его отношение к земле, людям? / любовь-действие/

Микровывод:  Музыка показывает жизнь с реальной стороны, пробуждает душу человека, заставляет что-то делать, звучит боевым кличем, зовёт на защиту Отечества, людей.

- Какая проблема волнует автора больше других?

  /Посмотрите на получившуюся видеому – КОЛОКОЛ – душа человека, которая постоянно отзывается на всё в мире/

III. Подведение итогов.

-Какова же роль музыки в жизни человека?  Ваше понимание, видеомы.

 Мнение ребят:

 Музыка влияет на чувства, создает настроение.

 Влияет на  образ мыслей и  восприятие жизненных ситуаций.

 Музыка поражает контрастом (красота и ужас). Пробуждает душу человека.

 Музыка способна влиять на духовное, нравственное становление человека.

Вывод: Чем полнее кругозор, духовный мир человека, тем глубже его переживания о судьбах Родины, о собственной роли в истории человечества, тем звонче КОЛОКОЛ – ДУША.

Мы желаем вам удачного написания изложения. Материал у вас собран большой.

IV. Домашнее задание. Напишите творческую работу к изложению   по одному из заданий:

     1. Почему в военные годы автор по- иному стал   воспринимать знакомую с детства музыку?

     2. Выразите своё отношение к поднятой  проблеме в тексте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.

Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"...

Методическая разработка урока развития речи «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Урок развития речи входит в систему урокв по подготовке к государственной аттестации в новой форме. Методическая разработка урока расчитана на учащихся 9 классов, на 2 урока, включает: план урока, кон...

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему

Урок разработан с использованием "сингапурской системы" обучения...