Зачёт по теме"Междометие и звукоподражательные слова" 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Проверка знаний учащихся по теме "Междометия и звукоподражательные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachyot_mezhdometie.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1

     (1)Листопадова разбудил настойчивый телефонный звонок.

     (2)Прежде чем протянуть руку к трубке, Листопадов успел подумать: «Ох, не досмотрел такой сон…»

     (3)Ему снилось, будто на каком-то степном озерце, с трех сторон поросшем камышом, он перед утренней зарей охотился на гусей. (4)Он лежал за невысоким холмиком с той, четвертой, стороны озера, где камыша, увы, не было, а сразу начиналась вода. (5)«Эх, неудачное место выбрал, — ругал он себя. — (6)Будь это не во сне, пришлось бы потом возвращаться ни с чем, ну и ну, какой позор!» (7)Это было странно: он спал и во сне понимал, что спит, — есть такие сны, как коробочка в коробочке.

     (8)Светало… (9)Гуси все не летели. (10)Озерцо было затянуто плотным туманом. (11)Потом он вдруг, как-то весь разом оторвался от воды и начал подниматься. (12)И в пустое, слепяще чистое пространство между водою и туманом вплыли две большие белые птицы.

     (13)«Вот это да!» — ахнул Листопадов. (14)Отсюда, из-за укрытия, птицы были хорошо видны, они поражали белизной. (15)Лебеди плыли, совсем не тревожа синюю воду, и в ней были опрокинуты только два лебедя. “Ай да сон!” — опять-таки понимая, что это происходит во сне, усмехнулся Листопадов. – (17)Ещё того не хватало, чтобы лебеди оказались заколдованными принцессами».  

     (18)Листопадов медленно прицелился и  почувствовал, что не выстрелит, нет, никогда не выстрелит в этих доверчиво-спокойных, красивых и сильных птиц. (19)Он поднялся и, радуясь огромной, ни с чем не сравнимой радостью освобождения, зашагал прочь от озера. (20)Он ступал в лужицы среди прошлогодней травы, он перепрыгивал с кочки на кочку. (21)Ах, как спокойно и радостно на душе!

     (22)Криэ! – тревожно закричали птицы за его спиной.

     (23)Вот в этом месте в его сон и ворвался телефонный звонок. (24)Листопадов взял в руку телефонную трубку: - Алло!

      (25) – Браво! (26)Вы блестяще выступили на конференции.

      (27) – Благодарю, с кем имею честь говорить? – сдержанно произнёс Листопадов.

      (28) – Простите, не узнали…

      (29)И в трубке сначала раздался хохот, а затем длинный гудок. (30)Листопадов положил телефонную трубку и стал думать о том, кто мог ему позвонить в столь ранний час.

                                                                                                                                                                         (По Г. Халилецкому)

А1 Какое продолжение предложения является правильным? В 24 предложении МЕЖДОМЕТИЕ

1. дополнение    2. выражает чувство восторга   3. относится к самостоятельной части речи

4. является неизменяемым словом

А2 Укажите правильную морфологическую характеристику слова БРАВО (предложение 25)

1. глагол    2. наречие     3. междометие     4. существительное

А3 Укажите предложение, в состав которого входит производное междометие

1. 4     2. 21    3. 6    4. 28

А4 Какое чувство выражает междометие в 5 предложении?

1. радость    2. сожаление     3. недоумение     4. тревогу

А5 Каким членом предложения является выделенное слово в предложении 2?

«Ох, недосмотрел такой сон…»

1. подлежащее  2. сказуемое   3. дополнение   4. не является членом предложения

В1 В предложениях 22-25 найдите звукоподражательное слово.

В2 В предложениях 3-4 найдите междометие, выражающее сожаление.

В3 В предложениях 28-30 найдите междометие речевого этикета

В4 Напишите, какое чувство выражает междометие, входящее в состав предложения 21.

В5 В предложениях 29-30 найдите имя существительное, образованное от звукоподражательного слова.

В6 В предложениях 12-14 найдите глагол, образованный от междометия

В7 В предложениях 24-27 найдите производное междометие, образованное от глагола

В8 Среди предложений 16-17 найдите пред-ние, в котором междометие выступает в роли определения.

ВАРИАНТ 2

     (1)В одно летнее утро Андрей ехал лесом на борзом коне арабской породы. (2)Вдруг где-то в стороне что-то бухнуло, испуганный конь взвился дыбом и пустился молнией по случившейся просеке. (3)Андрей хотел удержать его на поводьях – поводья оборвались. (4)Между тем конь – в воду. и седока на нём не стало.

     (5)Пришедши в чувство, Андрей увидел себя в постели, подле которой сидела женщина преклонных лет.

     (6) – Где я? – спросил Андрей вполголоса.

     (7) – Ох, насилу-то ты очнулся, - ответствовала старушка. (8) – Батюшки, как ты нас было перепугал! (9)Ивановна! – продолжала она, обратившись к стоящей в углу женщине. (10) – Попроси скорее Луку Матвеича.

     (11) – Что, каково тебе, родимый?

     (12) – Слава Богу! – ответствовал Андрей. – (13)Только немножко знобит.

     (14) – Как не знобить? – прервала незнакомка. -  (15)Мало ли ты, голубчик, пробыл в воде? (16)Да, беда, что тебе здесь и пособить нечем, - заохав, произнесла старушка. (17) – Ой, сейчас потороплю их, чтобы подали тебе чаю.

     (18)В дверях она встретилась с Лукой Матвеевичем.

     (19) – Ну, Андрей Александрыч, - сказал он, придвигая к кровати большое, обитое чёрной кожей кресло, - перепугал ты нас порядком. (20)Ужас! (21)Уж мы тебя и растирали, и раскачивали, и оттирали, да, спасибо, надоумила сестра, княгиня Ирина Матвеевна, положить тебя в постель. (22)Наказал тебя Бог за удальство, не будешь впредь молодечествовать. (23)Да и то сказать, лихого ты себе коня подобрал. (24)Как ты это так оплошал?

     (25) – Поводья оборвались, Лука Матвеич.

     (26) – Уж бы за это я всех конюхов до одного передрал.

     (27)Между тем воротилась княгиня со слугою, нёсшим на подносе кипевший чай. (28)»Покушай, батюшка, увидишь, как рукой снимет!»

     (29)Живительная влага действительно произвела благотворное влияние на оцепенелые члены Андрея. (30)Почувствовав в себе довольно крепости, он встал и оделся, чтоб поблагодарить хозяев за ласковую внимательность.

     (31)Андрей, произнеся извинения и благодарность перед стариком, хотел было раскланяться.

     (32) – Брось, Андрей Александрыч, - возразил хозяин, -  видано ли, чтоб я тебя, охотника, отпустил, не похвалившись псарней, не показав тебе конского завода?

     (33)Вскоре привёл он гостя к длинному сараю. (34)Внутренность псарни чистотой и порядком едва ли не превосходила жилых покоев. (35)При входе посетителей псы с радостным визгом бросились к своему милостивцу.

     (36) -  прочь, негодные! (37)Эй, привязать их по местам! (38)Вот, любезный Андрей Александрыч, - продолжал Лука Матвеевич с торжествующим видом, - Сокол, который в одну погоню травит двух зайцев. (39)Ах, Стрела, уж подлинно стрела, никакому коню её не обскочить! (40)Ай да Вихрь! (41)Весь околоток на него зарится; сосед Бегунов невесть что давал в обмен, но небось Лука Матвеич не даст промаха!

                                                                                                                                                                          (По А. Корниловичу)

А1 Какое продолжение предложения является правильным? В 32 предложении слово БРОСЬ это:

1. глагол    2. непроизводное междометие   3. производное междометие  

4. подлежащее

А2 Укажите правильную характеристику слова , выделенного в предложении 39

Ах, Стрела, уж подлинно стрела…

1. существительное 2. производное междометие

3. междометие речевого этикета 4. непроизводное междометие

А3 Укажите, что выражает междометие в предложении 37.

Эй, привязать их по местам!

1. недоумение     2. приказ    3. страх    4. восхищение

А4 В каком варианте ответа правильно указаны все предложения. имеющие в своём составе непроизводные междометия?

А. 7   Б. 26    В. 19    Г. 20

1) АБГ     2) АГ     3) АБ     4) БГ

А5 Каким членом предложения является выделенное слово в предложении 21?

1. подлежащее  4. сказуемое   3. дополнение   2. не является членом предложения

В1 В предложениях 18-21 найдите непроизводное междометие.

В2 В предложениях 11-15 найдите междометие, выражающее чувство облегчения.

В3 В предложениях 21-22 найдите междометие речевого этикета

В4 Напишите, что выражает междометие, входящее в состав предложения 39.

В5 В предложениях 18-20 найдите междометие, образованное от существительного.

В6 В предложениях 1-2 найдите глагол, образованный от звукоподражательного слова.

В7 В предложениях 35-37 найдите производное междометие, образованное от наречия.

В8 Среди предложений 38-41 найдите пред-ние, в котором междометие выступает в роли определения.

ВАРИАНТ 3

     (1)Подарила бабушка своему внуку нож. (2)Не нарадуется Антоша на свой ножичек, да только, увы,  не знает, что бы такое своей обновкой сделать.

     (3)Пошёл в лес. (4)Увидел там дикую яблоньку и решил вырезать из неё себе палочку-погонялочку.

     (5)Нахмурился лес, зашумел.

     (6) – Стоп, ты что, баловник, делаешь? (7)Ой, зачем дерево губишь? (8)Ох, плохо тебе будет!

     (9) – Фу, да что ты мне сделать можешь? (10)Ну, кто ты мне? – возмутился Антоша и принялся из срезанной яблоньки палочку мастерить.

     (11)Потемнел лес, застучали капельки дождя. (12)Молния сверкнула, и гром бух-бух проворчал.

     (13) – У, какой ты со мной, таков и я с тобой буду, - прошумел лес.

     (14) – Фи, очень ты мне нужен, - хмыкнул Антоша.

     (15)А дождик разошёлся, капли стучат по листве и поют свою песенку. (16)Хотел Антоша по мостику речки быстрее перебежать, а мостик не пускает: деревянный он. (17)Хотел Антоша на лодочке через реку переплыть, а лодочка возьми да перевернись. (18)Ну, что тут поделаешь? (19)Переплыл Антоша реку. (20)Припустил домой, только пятки сверкают.

     (21)Ткнулся с разбегу в калитку – не открывается она. (22)Делать нечего – полез собачьим лазом. (23)«Гав-гав!» - залаял пёс, сидевший на цепи.

     (24)Увидела бабушка внука мокрого, да грязного, да прозябшего, ахнула и повела в баньку жаркую. (25)А в бане – веник дерётся, мочалка больно трёт, шайка деревянная в руки не даётся, скамейка ножки подгибает, сесть не даёт.

     (26)Поняла бабушка, в чём провинился внук, и горестно охнула.

     (27) – Матушки, не жить мне, если лес не простит.

     (28)Подвела бабушка внука к заморской яблоньке.

     (29) – Привей-ка, пожалуйста, её росточек на дикий пенёк да погляди, что будет.

     (30)Побежал Антоша в лес. (31)Нашёл пенёк от загубленной им яблоньки.

     (32) – Прости меня, яблонька.

     (33)Начал Антоша росток прививать, бережно, ласково. (34)Тихо зашелестел лес. (35)Понял, что от небольшого ума Антоша яблоньку загубил. (36)Не научили, как жить. (37)Ну да где гнев, там и милость.

                                                                                                                                                                                  (По Е. Пермяку)

А1 Какое продолжение предложения является правильным? Во 2 предложении МЕЖДОМЕТИЕ:

1. дополнение    2. выражает чувство восторга  

 3. относится к самостоятельной части речи    4. выражает чувство сожаления

А2 Укажите правильную морфологическую характеристику слова СТОП (предложение 6)

1. глагол    2. междометие   3. деепричастие  4. наречие

А3 Укажите предложение, в состав которого входит междометие речевого этикета

1. 8     2. 10    3. 29    4. 37

А4 Какое чувство выражает междометие в 13 предложении?

1. сожаление    2. угрозу     3. недоумение     4. тревогу

А5 Каким членом предложения является выделенное слово в предложении 27?

2. подлежащее  3. сказуемое   4. дополнение   1. не является членом предложения

В1 В предложениях 21-24 найдите звукоподражательное слово.

В2 В предложениях 9-10 найдите междометие, выражающее презрение.

В3 В предложениях 28-29 найдите междометие речевого этикета

В4 Напишите, какое чувство выражает междометие, входящее в состав предложения 7.

В5 В предложениях 25-26 найдите междометие, образованное от существительного.

 В6 В предложениях 13-14 найдите глагол, образованный от звукоподражательного слова

В7 В предложениях 30-33 найдите производное междометие, образованное от глагола

В8 Среди предложений 11-14 найдите пред-ние, в котором звукоподражательное слово выступает в роли дополнения.

ВАРИАНТ 4

          (1)На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.

    (2) — Порфирий! — ахнул толстый, увидев тонкого.— (3)Ты ли это?

    (4) — Батюшки! — изумился тонкий. — (5)Миша! (6)Друг детства! (7)Откуда ты взялся?

     (8)Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. (9)Оба были приятно изумлены.

     (10) — Милый мой! — начал тонкий после лобызания.— (11)Ну, да погляди же на меня хорошенько. (12)Такой же красавец, как и был. (13) Ах ты, господи! (14)Ну, что же ты? (15)Женат? (16)Я уже женат, как видишь... (17)Это вот моя жена, Луиза. (18)А это сын мой, Нафанаил, ученик третьего класса. (19)Это, Нафаня, друг моего детства! (20)В гимназии вместе учились!

     (21)Нафанаил немного подумал и снял шапку.

     (22)— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. (23) — Помнишь, как тебя дразнили? (24)Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку  прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. (25)Хо-хо... (26)Детьми были!

     (27) - Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. (28) — Служишь?

     (29) - Служу, милый мой! (30)Жалованье плохое... ну, да бог с ним! (31)Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. (32)Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... (33)Ну, а ты как? (34)Небось, уж статский? (35)А?
    (36) — Нет, милый мой, поднимай повыше,— сказал толстый. (37) — Я уже до тайного дослужился... (38)Две звезды имею. 
    (39)Тонкий вдруг побледнел, окаменел. (40)Сам он съежился, сгорбился, сузился...
    (41) — Ах, ваше превосходительство... (42)Очень приятно-с! (43)Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! (44)Хи-хи-…
    (45) — Ну, полно! — поморщился толстый. (46) — Брось, для чего этот тон? (47)Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

     (48) — Помилуйте... (49)Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съеживаясь.
    (50)Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. (51)Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

     (52)Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». (53)Жена улыбнулась. (54)Нафанаил шаркнул ножкой и уронил фуражку. (55)Все трое были приятно ошеломлены.

                                                                                                                                                                                          (По А. Чехову)

А1 Какое продолжение предложения является правильным? В 14 предложении МЕЖДОМЕТИЕ:

1. подлежащее    2. неизменяемое слово  

 3. служебная часть речи    4. самостоятельная часть речи

А2 Укажите правильную характеристику слова, выделенного в предложении 4.

1. производное междометие    2.  непроизводное междометие      

3. звукоподражательное слово  4. имя существительное

А3 Укажите, что выражает междометие в 11 предложении

1. восхищение     2. удивление    3. сожаление    4. побуждение к действию

А4 В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, имеющие в своём составе производные междометия?

А. 4    Б. 13   В. 27    Г. 48

1) АБ    2) АВ    3) АБГ    4) АВГ

А5 Каким членом предложения является междометие в предложении 27?

1. подлежащее  3. обстоятельство   4. дополнение   2. не является членом предложения

В1 В предложениях 50-55 найдите звукоподражательное слово.

В2 В предложениях 10-13 найдите непроизводное междометие, выражающее побуждение к действию.

В3 В предложениях 47-49 найдите производное междометие речевого этикета

В4 Напишите, какое чувство выражает междометие, входящее в состав предложения 41.

В5 В предложениях 4-7 найдите междометие, образованное от существительного.

 В6 В предложениях 1-4 найдите глагол, образованный от междометия

В7 В предложениях 46-47 найдите междометие, образованное от глагола

В8 Среди предложений 41-45 найдите междометие, имеющее в современном русском языке значение «хватит», «достаточно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи к зачёту по теме "Площади многоугольников", геометрия, 8 класс.

В этой публикации подобраны задачи на вычисление площади и периметра прямоугольника, различных треугольников, параллелограмма, ромба, трапеции. При решении задач необходимо знание формул площадей, тео...

Уроки по теме "Междометие и звукоподражательные слова"

Материал к урокам в 7 классе по теме "Междометие", интересные факты, теоретические сведения...

Задания по теме "Междометия и звукоподражательные слова" 7 класс

Занимательный материал "Междометия и звукоподражательные слова"...

Зачёт по теме "Глагол" для учащихся 6 класса. Учебник М.М.Разумовской.

Этот зачёт состоит  из двух частьей: теоретической, состоятщей  из правил, и практической , состоящей  из заданий на умение  применять  эти правила. Данная  тема  тр...

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...

Тест по теме "Междометия и звукоподражательные слова. Служебные части речи"

Тест по теме "Междометия и звукоподражательные слова. Служебные части речи"(для учащихся 7 класса)...