Уроки по теме "Междометие и звукоподражательные слова"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна
Материал к урокам в 7 классе по теме "Междометие", интересные факты, теоретические сведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdometiya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Немного истории.

Междометие – это малоизученный класс слов, который  в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского литературного языка не получил еще точного определения.

В истории науки на междометия существует две точки зрения.

Первая, положившая начало научной трактовке междометий, связана с именем М.В.Ломоносова. Она развивалась А.Х.Востоковым, Ф.И.Буслаевым, А.А.Шахматовым, В.В.Виноградовым и А.И.Германовичем. Взгляды этих ученых точно выразил академик Виноградов: «междометия функционально сближаются с разными частями речи». Сторонники этой точки зрения:

А) признают междометия частью речи;

Б) не делают резкого разграничения между словами, выражающими эмоции, и словами, выражающими мысли, т.е. не отрывают междометия от общей системы частей речи;

В) ставят вопрос об изучении структуры междометий, их функции в речи, истории их образования.

Вторая точка зрения связана с именем Н.И.Грача, Д.Н.Кудрявцева, Д.Н.Овсянико-Куликовского, А.М.Пешковского, В.А.Богородицкого и др. сторонники этой точки зрения:

А) не считают междометия словами и исключают их из состава частей речи;

Б) не рассматривают слова-междометия как факт членораздельной речи, акт сознательного творчества;

В) отказываются от изучения структуры междометий, их синтаксических свойств.

Подобные  полярные точки зрения на междометие позволили академику Л.В.Щербе назвать его «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением». В 40-60 годах, в период активных лингвистических споров, междометия оставались «лингвистическими лишенцами» (А.П.Романов). В 70 годы вышел фундаментальный труд А.И.Германовича «Междометия в русском языке», после чего междометия были признаны частью речи и... незаслуженно забыты.

В «Академической грамматике современного русского языка» («Гр.-80»), выпущенной в 1980г., междометию дается такое определение:

Междометия – это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность: ах, ба, батюшки, брр, ну и ну, ого, ох, помилуйте, то-то, тьфу, ура, ух, фи, черт, айда, алле, ату, ау и др.

Междометия характеризуют эмоциональную сферу языка, где они употребляются вне связи с другими словами и, конечно, не для связи последних. Междометия могут получать самостоятельное интонационное оформление.

  1. Классификация междометий

К сожалению, кроме вопроса о грамматическом статусе (и следовательно, определении) междометий, в изучении этого класса есть еще ряд нерешенных проблем. В первую очередь это определение границ класса и классификации междометий.

В системе частей речи междометия занимают особое положение. Как слова, лишенные номинативного значения, они не относятся ни к одной из знаменательных частей речи. Вместе с тем междометия существенно отличаются и то слов служебных, так как их роль в синтаксической организации текста на аналогична роли частиц, союзов и – тем более – предлогов.

Как выразительные языковые средства междометия нередко употребляются и за пределами собственно эмоциональной речевой сферы. Такое употребление влечет за собой значительное усложнение и расширение их семантических и синтаксических функций и ведет к их сближению со словами других лексико-грамматических классов.

  В «Гр.-80» отмечается, что «по ряду признаков к междометиям примыкают звукоподражания, представляющие собой условные преднамеренные воспроизведения звучаний, сопровождающих действия, производимые человеком, животным или предметом: кхе-кхе, уа-уа, ха-ха-ха, чик0чирик, тяв, бац, бум, трах, чмок, хлоп, хрусть». Но тогда следует сразу же оговориться, чем являются для нас звукоподражательные слова – одной из неизученных групп междометия как части речи или особой, «полузнаменательной» (как и междометие) частью речи.

М.А.Теленкова дает этим словам такую характеристику:

«По внешнему виду звукоподражательные слова сближаются (а значит, не являются – Е.С.) с междометиями, однако отличаются от них тем, что не выражают собой ни чувств, ни волеизъявлений». Такое же разграничение междометий и звукоподражаний мы видим и у А.И.Германовича.

таким образом, выделенные выше (в цитате из «ГР.-80») слова выступают как звукоподражательные только в функции «главного члена так называемого междометного предложения: Бац! В окно летит снежок, И затворник знает: Там внизу его дружок Знаком вызывает. (Высоцкий); - Бум! Пу!.. Пу!.. Леля!.. я же тебя вижу, уже два раза убил... А ты все ползаешь. Давай сделаем «чур, не игры»! (Л.Кассиль)

в зависимости от признака, который кладется в основу деления, рассматриваются две классификации междометий.

По происхождению (способам образования) междометия делятся на первообразные и непервообразные.

К первообразным относятся междометия, не имеющие в современном языке связи ни с одной из знаменательных частей речи, такие, как а, ага, ай, ах, ау, ба, брр, брысь, гкей, ей-ей, их, на, но, ну, о, ого, ой, ох, тпру, тю, увы, у-лю-лю, уф, ух, фи, фу, ха, хи, хо, цыц, эй, эхм, эх.

В «Гр.-80» при описании первообразных междометий отмечаются также и первообразные звукоподражания, к числу которых наряду со словами типа агу, кхе-кхе, ха-ха, хо-хо, уа-уа, иго-го, кар-кар, гав-гав, мяу, му-у, фырк, тра-та-та, относятся и такие слова, как бряк, грох, кап, шлеп, щелк и т.д. Здесь наблюдается смешение этих частей речи и неразграничение их лексического состава.

Безусловно, по своему внешнему виду некоторые звукоподражательные слова сближаются с первообразными междометиями (интересно, что среди них много слов, содержащих редкие или даже необычные для русского языка звуки и звукосочетания: брр, гм, тпру, тьфу), однако звукоподражания отличаются от междометий тем, что используются только как экспрессивное стилистическое средство.

Непервообразные междометия представляют собой группу слов, в разной степени соотносимых со словами или формами той или иной знаменательной части речи. В связи с этим часто возникают вопросы: все ли из них уже перешли в междометия? В какой группе рассматривать слова этикета? Как отличить обращение к Богу в молитве от междометных выражений ей-богу, ради бога? И др. Вот как рассматриваются эти слова в «Гр.-80».

К числу непервообразных междометий, соотносимых с существительными, принадлежат слова батюшки, матушки, господи, черт и др.

Значительное число связано с глаголами: брось, будет, вишь и ишь (из видишь), здравствуй(те). извини(те), пли (из пали), поди-тка, пожалуйста, помилуй        те, товсь (из готовься), усь (из укуси), хватит.

Единичны непервообразные междометия, связанные с местоименными словами, наречиями, частицами или союзами: вона, то-то, эва, эк, эка; вон, долой, прочь, ужо, однако, тс, тш, цс, ш-ш-ш (из тише). Сюда же принято относить и нечленимые или слабо членимые сочетания с частицей или местоимением: да уж, на тебе, ну уж, ну да, ой ли, а также соединения ну и ну, ей-же-ей.

Заметное место среди непервообразных междометий занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки-светы, боже правый        , господи боже мой, прости господи, скажите на милость, вот те (бе) раз, то-то и оно, как бы не так.

В отличие от первообразных, непервообразные междометия представляют собой пополняющуюся группу слов. Главными источниками пополнения являются оценочные существительные типа горе, беда, смерть, страх, табак, труба, вот так штука, вот так номер, а также глагольные формы со значением побудительности: постой, погоди, давай,  вали.

Непервообразные междометия пополняются непрерывно, особенно их много в разговорной молодежной речи, в сленге (ни бум-бум, абзац, копец, дык, елы-палы). К сожалению, эти языковые явления фактически нигде не фиксируются.

По своим семантическим функциям разделяются на группы междометия:

А) эмоций и эмоциональных оценок;

Б) волеизъявление;

В) этикета (приветствия, пожелания, благодарности, извинения). Деление междометий по семантическим функциям не совпадает с их делением по способам образования.

К эмоциональным междометиям близки звукоподражания (ха-ха, хо-хо, мяу, тяв-тяв и др.) и глагольно-междометные формы типа прыг-скок, цап-царап.

Междометия волеизъявления выражают команды и призывы, обращенные к людям или животным. Значительная часть их, представляя заимствования из других языков, принадлежит профессиональной речи военных, охотников, моряков, строителей, дрессировщиков: фу, фас, алле, анкор, апорт, даун, иси, куш, пиль, тубо, шерш, майна, вира, полундра. Помимо этих слов, к этой семантической сфере относятся междометия – призывы на помощь (караул), побуждение к отклику (ау, алло, эй), требования тишины (тшш, тсс, ш-ш-ш, чу, чур), подбуждение к осуществлению или прекращению каких-либо действий (айда, ату, брось, брысь, взяли, ну же, кыш, марш, на, но, пади, тпру, шабаш).

В силу семантической близости к повелительному наклонению глагола междометия, выражающие волеизъявление, обнаруживают целый ряд специфических \глагольных признаков. Некоторые из них способны присоединять постфикс –те (на-нате, ну-нуте, айда-айдате и др.) и соединять с частицей –ка (на - на-ка – нате-ка – на-тка, ну – ну-ка – нуте-ка и др.) Еще большее число таких междометий проявляют способность к синтаксическим связям с разными частями речи – существительными, наречиями, чаще местоимениями: чур меня, ну вас, цыц (брысь) отсюда, айда на речку. Междометия ау, алло, эй, ну, тпру, у-лю-лю могут употребляться при обращении: Ау, Женя где ты?

Но, несмотря на эту «глагольность» императивных междометий, при классификации в особую группу попадают вокативные (призывные) междометия (они образованы от обиходных обращений к домашним животным: кис-кис, утя-утя, цып-цып) и так называемые глагольные междометия (их называют также междометными глаголами, глагольно-междометными формами) типа хлоп, толк, глядь, мах-мах, морг, шнырь, скок и др.), формально и функционально совпадающие с первообразными звукоподражаниями типа бум, тук. Все они передают значение эмоционального  волеизъявления, но до сих пор не внесены в единую классификацию.

В изучении междометий есть много нерешенных проблем, но направления дальнейших исследований наметил еще академик В.В.Виноградов: «...семантический анализ; выяснение сущности тех языковых явлений, которые формируют и расширяют категорию междометий; раскрытие закономерностей в переходе разных частей речи и модальных слов в междометие, его синтаксис».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Междометия и звукоподражательные слова»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Звукоподражательные слова"

Учебная презентация: цели урока, материал для наблюдений, правило, занимательный материал....

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

Урок русского языка в 7 классе "Междометие и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях"

Разработка урока  русского языка в 7 классе "Междометие и звукоподражательные слова. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях" построена на использовании технологии проблемного обуче...

ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначения в языке, употреблением их в речи других частей речи, формирования умения отличать междометия от зна...