Урок русского языка в 7 классе по теме "Звукоподражательные слова"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

 по теме «Звукоподражательные слова и их отличие от междометий».

Цель:

- знать определение звукоподражательных слов, их отличие от междометий;

- уметь писать звукоподражательные слова, образованные повторением основ, отличать звукоподражательные слова от междометий, определять синтаксическую роль звукоподражательных слов;

- уметь создавать тексты небольшого объёма.

Воспитательная цель:

- воспитание гуманистического мировоззрения.

Развивающая цель:

- развитие процессов мышления (сравнение, выделение главного и др.).

Оборудование:

- таблица «Междометия» из комплекта таблиц для 7 класса;

- электронная презентация по теме урока,

- учебник «Русский язык, 7 класс» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., Москва, «Просвещение», 2010 г.),

- Л. Успенский. Слово о словах. Ленинград, «Детская литература», 1982 г., стр. 44-45.

Ход урока.

Организационное начало. Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы и цели урока. Установка на знания и умения. Мотивация учащихся.

- Вы уже бывали в весеннем лесу? Какие изменения вы заметили в природе? А что вы услышали в лесу? (Чтение стихотворения М. Исаковского «Весна», упр.№ 451).

Объяснение нового. Наблюдение.

(В) весе(н,нн)ем лесу разд(а,о)ёт (…)ся звонкий голос кукушки: «Ку-ку!»

(Орфографический и пунктуационный разбор).

- Определите части речи в предложении? Какое слово вызвало ваше затруднение? Почему? Почему слово «ку-ку» не является междометием?

- Вспомните определение междометия. (Это часть речи, которая выражает чувства, настроения, побуждения, не называя их.)

Вывод: слово  «ку-ку»  не выражает чувств, настроений, побуждений, значит, не является междометием. А что же это за часть речи?

Объяснение нового: такие слова называются звукоподражательными словами. Они передают различные звуки, издаваемые человеком или животными, а также звуки и шумы природы.

- Чем звукоподражательные слова отличаются от междометий?

- А чем похожи?

Закрепление.

Творческий диктант:

- назовите ход часов, гудок автомобиля, звук разбитого стекла, журчание воды, завывание ветра, шум дождя (тик-так, у-у-у, дзинь, буль-буль, кап-кап);

- назовите храп человека (хр-р), кашель (кха-кха);

- назовите лай собаки, мяуканье кошки, чириканье воробья, мычание коровы, гогот гусей, кудахтанье курицы, крик петуха, кваканье лягушки, кряканье утки (гав-гав, мяу-мяу, чирик-чирик, муу-муу, га-га-га, ко-ко-ко, кукареку, ква-ква, кря-кря).

Составьте несколько предложений с этими словами, например:

Из сарая доносилось громкое мычание голодной Зорьки: «Муу-муу!»

Объяснение нового.

- Вы обратили внимание на написание звукоподражательных слов?

Вспомните правописание междометий (параграф 71 учебника М.Т.Баранова и др. «Русский язык, 7 класс»).

Звукоподражательные слова, образованные повторением основ, как и междометия, пишутся через дефис.

Закрепление.

- Обозначьте эту орфограмму (дефис) в записанных словах.

Объяснение нового. Наблюдение.

В весеннем лесу слышится звонкое ку-ку.

- Разберите предложение по членам предложения. Каким членом предложения является звукоподражательное слово? (Подлежащим).

Вывод: как и междометия, звукоподражательные слова могут выступать в роли других частей речи (существительных).

Закрепление.

- Составьте небольшой текст на темы «На скотном дворе» (1 вариант), «В весеннем лесу» (2 вариант), используя звукоподражательные слова в различной синтаксической роли.

Сочинение ученицы Гурьяновой Алины «В весеннем лесу».

 В весеннем лесу можно услышать разнообразные звуки. Вот с ветки берёзы спадает прозрачная капля, и раздаётся тонкий хрустальный звук: «Кап!» Дятел пускает весёлую барабанную дробь: «Тук-тук-тук!» Гудит тяжёлый чёрный жук: «Ж-ж-ж-ж-ж!» Неожиданно доносится звонкое ку-ку. Эти звуки и есть настоящая музыка весеннего леса!

Прослушивание нескольких ученических работ, устное рецензирование  и выбор лучшего сочинения.

Наблюдение («Это интересно!») (используются слайды презентации):

Корова мычит:   муу-муу (русский язык),

                         моо-моо (английский язык),

                         уаах-уаах (французский язык),

                         моэ-моэ (японский язык).

- Почему в разных языках звукоподражательные слова одних и тех же животных звучат похоже? Звучат по-разному? (Потому что животные в разных странах «говорят» одинаково. Потому что у разных народов разные особенности голосового аппарата).

Рефлексия.

- Почему в языке возникли звукоподражательные слова? (Они передают важную информацию).

- Почему отдельные учёные считают, что первыми в языке появились звукоподражательные слова? (Потому что с их помощью первые люди пытались объясниться друг с другом, подражая звукам природы и животных. Так, от слова «ку-ку» образовались слова «кукушка, кукушонок, куковать».  Прочтите об этом подробнее в книге Л.Успенского «Слово о словах», глава  «Теория «Вау-вау»).

- Назовите черты сходства и различия междометий и звукоподражательных слов.

- Назовите орфографическое правило написания звукоподражательных слов.

Задание на дом.

  1. Знать теоретический материал о звукоподражательных словах.
  2. Упр.№ 433. Какие «живые звуки» услышал И.С. Тургенев? Придумайте несколько предложений или составьте текст со звукоподражательными словами.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...