Рабочая программа для 5 класса "Лингвистические игры"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Лебедева Елена Викторовна

Программа внеурочной деятельности для 5 класса  «Лингвистические игры» направлена на то, чтобы развить и совершенствовать такие психологические качества школьников, как  любознательность, инициативность, настойчивость,  а также  вызвать у детей интерес к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lingv._igry.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Лингвистические игры» для 5 класса

                                                                                                 Программу составила                                                                                                                   учитель русского языка

                                                                                    и литературы

                                                                                                                     Лебедева Елена Викторовна

Пояснительная записка

Программа «Лингвистические игры» направлена на то, чтобы развить и совершенствовать такие психологические качества школьников, как  любознательность, инициативность, настойчивость,  а также  вызвать у детей интерес к русскому языку.

Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире,  накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Цель данной программы  – в непринужденной игровой, интересной ученику форме сформировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения, тренировать  память, языковое чутье и зоркость.

          Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к родному языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Лингвистические  игры” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Большое значение в программе «Лингвистические игры» придаётся развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к орфографическому словарю и справочной литературе для уточнения самостоятельных случаев написания.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Целью курса «Лингвистические игры» - развитие самостоятельного поискового, исследовательского мышления, формирование творческой активности учащихся.

Главным условием реализации этой цели в учебных заданиях выступает их направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых , нестандартных условиях.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи: 

  • Тренировать память, внимательность, любознательность, инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.
  • Расширять и систематизировать знания о языке и речи и формирование лингвистической компетенции.
  • Выявление и работа с  лингвистически одаренными  детьми.
  • Воспитание любви к великому русскому языку.
  • Содействие развитию интереса к русскому языку как учебному предмету.

Программа расчитана на 1 год обучения. Возраст детей в группе 10-11 лет. Количество детей в группе 15 – 20 человек.

Режим работы: 1 раз в неделю.

Планируемые результаты (личностные,  метапредметные и предметные).

Личностные результаты

-умение работать с источниками информации по заданному параметру;

-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни в учебной и внеурочной деятельности;

-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

-реализация творческого потенциала в процессе групповой работы;

-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

 - развитие и применение аналитического  мышления для обработки информации;

- умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к окружающим;

- умение работать индивидуально и коллективно в группах.

Метапредметные результаты

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- осознание  учащимися значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

-продуктивное сотрудничество со сверстниками при проведении  различной деятельности;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 -умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность;

-адекватно оценивать уровень своих знаний, умений и результаты своей деятельности;

- находить наиболее простой и эффективный способ решения жизненной задачи;

Предметные результаты

-значительно пополнить свой словарный запас, развить речь;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании;

- развитие навыка стихотворства;

-развитие способности работать с текстом, с высказываниями, анализировать информацию;

- готовность получать в диалоге необходимую информацию;

- умение отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к общечеловеческим ценностям;

- закрепление полученных знаний по предмету русский язык.

К  концу 5 класса обучающиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями, подбирать необходимый материал;

- вести полемику, аргументировать свои суждения, приводить контраргументы;

- пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

Занятия в  кружке способствуют расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогают им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность,
  • научность,
  • сознательность и активность,
  •  наглядность,
  • доступность,
  • связь теории с практикой,
  • индивидуальный подход к учащимся.

Ожидаемый результат данной развивающей программы.

  1. Овладение навыками самостоятельной исследовательской работы.
  2. Умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.
  3. Владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля.
  4. Умение самостоятельно приобретать знания.
  5. Высокий уровень сформированности прочных знаний, навыков грамотного письма.

Условия реализации программы

Организация обучения и благожелательных отношений как между педагогом и учащимся, так и между самими учащимися в ходе реализации методов обучения определяет характер духовных отношений в ученическом коллективе, формируют его психологический климат.

Формы организации педагогической деятельности

Используются различные типы занятий:

  • Уроки-исследования
  • Уроки – викторины
  • Ролевые игры
  • Уроки праздники
  • Практическая работа
  • Обобщающие занятие

Методическое и материально-техническое сопровождение программы

Методическое обеспечение программы.

  • Методические разработки занятий
  • Методическая литература по русскому языку
  • Методика организации групповых , практических занятий с учётом индивидуальных особенностей.

Дидактический материал

  • Игровое лото по отдельным темам
  • Таблицы по русскому языку
  • Словари
  • Дидактический раздаточный материал

Экранно-звуковые пособия

  • аудиозаписи
  • видеофильмы;
  • презентации.

Учебно-практическое оборудование

  • персональный компьютер;
  • медиапроектор.

Содержание программы «Лингвистические игры» 1 час в неделю, всего 34 часа

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1.1 Звуки речи и значение слов (игры со звуками)         ( 5 часов)

Лингвистическая игра «Анаграммы»

Лингвистическая игра «Псевдоанаграммы»

Лингвистическая игра «Метаграммы»

Лингвистическая игра «Палиндромы»

Лингвистическая игра «Поймай звук»

Научиться решать комбинаторные  задачи  со словами, работать с внешней оболочкой слова.

Понять принцип построения  анаграмм, метаграмм и палиндромов.

Уметь  работать с источниками информации по заданному параметру.

Научиться самостоятельно применять полученные знания на практике.

2.2 Игры со словами              ( 11 часов)

Лингвистическая  игра «Волшебный квадрат»

Лингвистическая игра «Русский медвежонок» (подготовка к международной игре)

Лингвистическая игра «Найди середину»

Лингвистическая игра «Слово наизнанку»

Лингвистическая игра «Шарады»

Лингвистическая игра «Запомни слово»

Лингвистическая игра «Составь кроссворд»

Лингвистическая игра «Слово по схеме»

Лингвистическая игра «Эрудит»

Лингвистическая игра «Слоговые цепочки»

Решать лингвистические задачи, в том числе комбинаторные задачи  со словами.

Участвовать в групповом и парном обсуждении.

Уметь высказывать свою точку зрения в группе, участвовать в обсуждении.

Составлять кроссворды с использованием ИКТ.

3.3 Игры с текстами (12 часов)

Лингвистическая игра «Корректор»

Лингвистическая игра «Расшифруй текст»

Лингвистическая игра «Гибриды»

Лингвистическая игра «Дополнить текст»

Лингвистическая игра «Головоломка»

Лингвистическая игра «Заголовки»

Лингвистическая игра «Автопортрет»

Лингвистическая игра «Снежный ком»

Лингвистическая игра «Бесконечное предложение»

Лингвистическая игра «Буриме»

Лингвистическая игра «Рассказ на одну букву»

Лингвистическая игра «Один одинокий оригинал»

Научиться работать с текстом: корректировать, восполнять пропущенную информацию, составлять коллажи на заданную тему.

Выполнять индивидуальную работу по составлению коллажа.

Общаться и взаимодействовать в процессе представления результатов коллажирования.

Уметь  осознанно строить речевое высказывание, в том числе стихотворный текст.

Уметь высказывать свою точку зрения в группе, участвовать в обсуждении.

4.4. Игры со смыслом и формами (6 часов)

Лингвистическая игра «Книжная чехарда»

Лингвистическая игра

« Вопросы инопланетянину»

Лингвистическая игра «Гадание»

Лингвистическая игра «Сериал»

Викторина по русскому языку

Уметь  работать с информацией,  работать в команде, решать проблему в процессе «мозгового» штурма.

Научиться решать проблемы в процессе конструктивного обсуждения в группе.

Развить способности максимально использовать имеющуюся информацию, видеть связи между словами, употреблять их в контексте.

Оформлять и представлять результаты своей работы.

Делать выводы по проделанной работе в результате исследований

Список литературы, используемый педагогом

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2.  Д. В. Любич. Лингвистические игры. — Санкт-Петербург: Издательство Буковского, 1998.
  3. Л. Петрановская «Игры на уроках русского языка». Пособие для учителя. Москва, 2000.
  4. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- Москва: Просвещение, 1976.
  5. Э.Вартанян « Крылатые слова» , Москва, Астрель, 2001.
  6. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спортивные казачьи игры

Внеурочная деятельность. 1-4 класс...

Рабочая программа кружка "Подвижные игры"

Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания....

Рабочая программа кружка "Спортивные игры"

На основе этой программы учащиеся занимаются любимыми видами спорта, как баскетбол и волйбол....

Рабочая программа по спортивным играм.

Уважаемые, коллеги!Программа "Спортивные игры" разработана для секционных занятий по баскетболу на 34 учебных часа и по волейболу на 34 учебных часа.Пояснительная записка. Учебно-тематическое пла...

Рабочая программа по курсу «Игры с мячом» для основной школы для учащихся 5-9 -х классов.

Пояснительная записка ВедениеРабочая программа по курсу «Игры с мячом» для основной школы предназначена для учащихся 5-9 -х классов.Программа включает четыре раздела:• «Пояснительная записк...

Рабочая программа кружка "Спортивные игры"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ" 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ...

Рабочая программа студии "Аккорд"(игра на гитаре)

Моя рабочая программа поможет вам в короткие сроки научить играть детей на гитаре....