6 класс Повторение по теме глагол
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ольга Николаевна Вышегородцева

Урок закрепления и обобщения знаний по теме "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок19.14 КБ
Office presentation icon презентация432.5 КБ
Microsoft Office document icon приложение33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение и закрепление материала по теме «Глагол»

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные:

  • повторить изученные сведения о глаголе как части речи;
  • закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
  • отработать морфологический разбор глагола;
  • выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
  • совершенствовать творческие способности;
  • развивать выразительность речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 1), таблица «Морфологический разбор глагола», карточки с текстом для лингвистического анализа, карточки с кроссвордом, конверты с домашним заданием.

Ход урока

I. Организационный момент. Начало урока

Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой занимались на протяжении многих уроков. И начнем работу с лингвистической разминки. Работать вы будете в парах.

II. Лингвистическая разминка (слайд 2) Приложение 2

Итак, возьмите карточки салатового цвета. На них изображен кроссворд. Ваша задача состоит в том, чтобы найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде.

Самопроверка.

Назовите ключевое слово (глагол). Проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд (Слайд 3). А теперь, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока (Повторение темы «Глагол»).

III. Фронтальный опрос

Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе (Вопросы на слайде 4).

IV. Работа с эпиграфом

Да, ребята, глагол – это непростая часть речи, но интересная. Давайте прочитаем слова А. Югова, написанные на доске: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголах струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!». Объясните, как вы понимаете эти слова. (Глагол – это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка). А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)

V. Морфологический разбор глагола

Что мы с вами сейчас повторили о глаголе? (Его морфологические признаки). Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. А только ли по морфологическим признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи? (Нет, мы должны еще определить общее грамматическое значение слова и его синтаксические признаки.) Давайте докажем это. Выпишем из эпиграфа глагол и выполним морфологический разбор данного слова (таблица).

Струится – глагол.

Кровь (что делает) струится. Н.Ф. – струиться.

Морф. приз.: несов. в., 2 спр., изъяв. накл., наст. вр., 3 л., ед.ч.

В предложении является сказуемым.

Вопросы: Как изменяются глаголы в настоящем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени? На какие две группы делятся морфологические признаки глагола?

VI. Лингвистический анализ текста

Морфологические признаки глагола усвоили. А теперь, ребята, нам предстоит разобраться в том, какую роль играют глаголы в художественных произведениях. Вашему вниманию я предлагаю поэтический текст В. Солоухина «Слово о словах». Возьмите желтые карточки. Я вам прочитаю это стихотворение, а вы послушайте (Приложение 3).

Вопросы к тексту:

  1. О чем, ребята, это стихотворение?
  2. Каким может быть слово? (Суровым, грубым, холодным, грустным, ласковым, теплым, нежным, радостным.)
  3. О чем заставляет задуматься это стихотворение? (Прежде чем что-то сказать, надо сначала хорошенько подумать, чтобы не причинить боль другому человеку, чтобы его не обидеть, не ранить.)

А ведь автор в этом стихотворении говорит нам не только о весомости, ценности и значимости слова. Он обращает наше внимание на то, что слово к тому же еще и действенно. С помощью какой части речи это достигается? (Глагола). Мы еще раз убедились с вами в том, что назначение глагола – выражать само действие.

VII. Физкультминутка (зарядка для глаз).

VIII. Групповая работа по тексту стихотворения.

Продолжим с вами работу с текстом стихотворения. Задания вы будете выполнять по группам (Слайд 5). Проверка работы.

IX. Работа с изобразительно-выразительными средствами

Ребята, а вы обратили внимание на то, что в этом тексте встречаются художественные средства выразительности. Назовите их. (Эпитет, метафора). Давайте вспомним с вами определения (Слайд 6).Найдите в тексте эти средства выразительности. (Эпитет: сурово сурово; метафоры: слово одарит, ограбит, лед расплавит, камень раздробит, жаворонком вьется, медью траурной поет). Автор в этом стихотворении показал нам, как слово может воздействовать на окружающий мир. А только ли с помощью глагольных метафор это можно сделать? Какое еще средство выразительности связано с глаголом? (Олицетворение). Приведите примеры из домашнего задания. (Буря кроет, завоет, заплачет, зашумит, постучит). Какова же роль глаголов в художественном произведении? (Благодаря мастерскому использованию глаголов в переносном значении художественный текст полон движения жизни).

X. Составление синквейна

А теперь каждый из вас попробует создать свой поэтический текст о глаголе – синквейн (Слайд 7). Поможет вам в этой работе эпиграф к уроку. Проверка задания.

XI. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте подведем итог. Какую же роль играют глаголы в нашей речи? (Умелое использование глаголов, их прямого и переносного значения обогащает нашу речь, делает ее более яркой и образной.)

Вывод: Движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка (Слайд 8).

XII. Домашнее задание

(Две карточки: одна обязательна для всех – закончить пословицы, другая со звездочкой – для желающих).

Приложение 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение темы «Глагол» Вышегородцева Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде. Заниматься грабежом, отнимать. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо. Антоним слова выздороветь. Синоним слова попотчевать Убрать сор веником. Синоним слов сверкать, светиться.

Слайд 3

1 О Г Р А Б И Т Ь 2 П Л Е С Н У Т Ь 3 З А Б О Л Е Т Ь 4 У Г О С Т И Т Ь 5 П О Д М Е С Т И 6 Б Л Е С Т Е Т Ь Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде. Заниматься грабежом, отнимать. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо. Антоним слова выздороветь. Синоним слова попотчевать Убрать сор веником. Синоним слов сверкать, светиться.

Слайд 4

Что называется глаголом? Какие спряжения глаголов вы знаете? Как определить вид глагола? Сколько наклонений имеет глагол? Глаголы какого наклонения изменяются по временам?

Слайд 5

1 группа – Объяснить орфограммы в первой части стихотворения. 2 группа – Объяснить орфограммы во второй части стихотворения. 3 группа – Выписать глаголы из первой части стихотворения и определить в них наклонение и время. 4 группа – Выписать из первой части стихотворения глаголы несовершенного вида. 5 группа – Выписать грамматические основы из предложений первой части стихотворения. 6 группа – Определить спряжение глаголов во второй части стихотворения.

Слайд 6

Средства выразительности Эпитет – художественное, образное определение. Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов (скрытое сравнение).

Слайд 7

Синквейн Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (существительное), которое обозначает предмет. Вторая строка - два слова (прилагательные), они дают описание признаков предмета. Третья строка – образована тремя глаголами, описывающими действия предмета. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету. Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета.

Слайд 8

Вывод: Движение – это основа жизни, а передающие движения глаголы – основа языка.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Найти ключевое слово, спрятанное в кроссворде

1

2

3

4

5

6

1. Заниматься грабежом, отнимать

2. Зачерпнув жидкости, брызнуть на кого-либо.

3. Антоним слова выздороветь.

4. Синоним слова попотчевать.

5. Убрать сор веником.

6. Синоним слов сверкать, светиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение по теме "Глагол" в 5 классе.

урок проводится в виде игры "Морской бой" с использованием м/м презентации....

Открытый урок в 5 классе. Повторение по теме Глагол

Открытый урок содкржит:1) конспект2) презентацию урока3) приложение Данный урок проводился в 5 классе после изучения темы "Глагол как часть речи"....

«Повторение по теме глагол». 6 класс

Методическая разработка урока по теме  «Повторение по теме глагол».  6 классЦели урока: повторить изученный материал о глаголе как о части речи; совершенствовать умение находить изучаемую ча...

К ГИА шаг за шагом! Повторение по теме "Глагол " в 6 классе

Материал представляет собой презентацию урока в 6 классе по теме "Глагол". Учитель может использовать разработку на уроке обобщении по теме. Представляю Вашему вниманию повторение данной темы в виде т...

Урок обобщающего повторения по теме «Глагол» 5 класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем,какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Урок русского языка в 5 классе "Повторение по теме "Глагол"

Повторение всех морфологических признаков глагола на краеведческом материале - стихотворениях ненецких поэтов....

Повторение по теме "Глагол" 5 класс

Данная презентация может использоваться на завершающем уроке по изучению темы "Глагол" в 5 классе. Создана с учётом ФГОС....