Урок обобщающего повторения по теме «Глагол» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Винокурова Валентина Николаевна

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,

вот и выход на все проблемы и из всех проблем,

какие давно и мучительно волнуют школу.

Е.Н.Ильин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_oboshchayushchego_povtoreniya_po_teme_glagol.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                Урок обобщающего повторения  темы «Глагол», 5класс

Оборудование: Карта-путешествие по княжеству  «Глаголия».

Документы, напечатанные для работы над упражнением (по 1 экземпляру на каждую парту). Трафарет двухэтажного домика.

 

Цели: Повторение и обобщение изученного о глаголе.

         Систематизировать изученное о грамматических  признаках и правописании глагола;

         Подготовить учащихся к связным высказываниям на грамматическую тему.

                          Ход урока.

СУ. Мы с вами уже давно изучаем княжество Глаголию, расположенное в государстве Морфология. И вот сегодня ваш класс, наконец, подошёл к стенам столицы. В главном замке хранится «История княжества Глаголия» (государственные документы), которые мы сможем прочитать, сравнив написанное в них с тем, что нам известно самим об этой стране из уроков русского языка. Если наши знания будут соответствовать фактам, изложенным  в документах, значит, мы открыли все тайны этого княжества.

 1.Наша задача добраться до сейфа на чердаке, в котором хранятся ценные государственные документы.

На доске:  Бинокль

Мы пришли на в..кзал, нашли нужную  пл..тформу,  сели в свой вагон.

Поезд называет..ся  «Гарри Потер». В пути нам понадобит..ся  фот..а..парат и  б..нокль.

З. Найдите в тексте глаголы.

    Что обозначает глагол?

    Каковы его грамматические признаки?

    Определите роль глагола в предложении.

    Выполните синтаксический разбор первого предложения.

На доске. Фотоаппарат

1. (не) годовать                  2. (не) достал

3.  (не) бояться                   4. (не) стану

5. (не ) навидеть                6. (не) жить

7. (не) доумевать                8. (не) сберечь

       не с глаголами  (запись в тетради)

слитно                  раздельно

1,5,7                        2,3,4,6,8

Найдите глаголы, которые отвечают на вопрос (что делать, что сделать?).

Итак, в замке спряжения мы нашли первый документ.

УЭ1   Когда мы вошли в город, на спортивной арене ст..диона «Пл..нета» княжества Глаголия  собирались сост..зат..ся  в..лос..педисты, тренировались к..манды б..ске..болистов и в..лейболистов.

  Сп..ртсмены – г..мназисты под руководством тр..н..ра  подготовились и ждали начала с..ревнований по программе Сп..рт..киады.  Они мечтали о  победе. И вот раздался гонг. На трибунах гудят зрители. Когда  следишь за тем, как бор..тся  выступающие, прих..дится вертеть головой по сторонам. Тогда успева..шь смотр..ть и вид..ть  самое главное.

 Слыш..шь крики болельщиков и держ..шь себя в руках, когда проигрыва..т любимая к..манда, терпи..шь, когда мяч..  влетит не в те ворота, а ты не можешь помоч…

        

Проспрягайте узников замка. Распределите их по этажам замка.

УЭ 2   В Глаголии строили дом. Мы наблюдали за педалью конвейера, видели, как штукатур размешивал раствор, маляр не докрасил стену, потому что не хватило краски.

Записать. Найти в тексте примеры переходных и непереходных глаголов; доказать правильность выбора.

УЭ 3  СУ: Третий документ из сейфа княжества Глаголия  представлял, на первый взгляд,  набор случайных фраз, подписанных графом  Параграфом. Запишите эти фразы.

  1. Всем приготовиться к работе.
  2. Все умолкните.
  3. А когда вы умолкнете?
  4. Обозначь место посадки фасоли и салата.
  5. Будьте внимательны, умножьте цифры и не делайте ошибок.
  6. Покатайся-ка  на велосипеде.
  7. Не поскользнуться бы.

При более пристальном рассмотрении можно сделать вывод о том, что сведения содержащиеся в этом документе, имеют прямое отношение к одному из объектов внутреннего двора на нашей карте-схеме.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1.К какому объекту они имеют отношение? (Замок наклонение).

2.Сколько наклонений у глагола? Назовите их.

3. Письменно обозначьте наклонения глаголов. В каком наклонении они изменяются по временам?

4.В каком наклонении глаголы могут оканчиваться на ите, а в каком на ете.

5.Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы с глаголами?

6. Приведите примеры глаголов в повелительном наклонении с суффиксами и без суффиксов. Что надо знать о правописании мягкого знака  в повелительном наклонении.

7. Как сделать это наклонение более мягким?

8. Как выделяются волшебные слова на письме?

 

УЭ 4 А вот ещё какой-то проект.. волшебного колодца.

Запишем пословицу.

(Не) плюй в колодец: пригодит..ся воды напит..ся.

Как вы понимаете смысл пословицы?

Выполните морфологический разбор глаголов.

1ряд                       2ряд                  3ряд

Не плюй        пригодится            напится

СУ: Каких только проектов и документов нет в сейфе княжества Глаголия.

Каких только дорог нет на карте- схеме. И оказывается всё то, что глаголы под руководством Графа-Параграфа так тщательно пытаются скрыть от нас, нам хорошо известно.

УЭ5 Вот и последний пятый документ.

          По-моему, и здесь всё ясно.

                                             

                                        Объявление.

          Внимание! Внимание! По распоряжению Графа Параграфа разыгрываются глаголы, действие которых происходит само по себе. Всех знающих что-либо о месте пребывания таковых просим в стол находок Глаголии. Сообщаем приметы: ед.ч, формы 3 лица или среднего рода.

Предполагаемое место пребывания: в синтаксических конструкциях без подлежащего. Объект наблюдения – текст.

«Замок темнеет вдали. Вечереет. Пахнет мятой. Наверху, на чердаке, посвистывает, подвывает протяжно.»

ЗАДАНИЯ

1.Выполнить синтаксический разбор предложений.

2. Определить разыскиваемые глаголы.

3. Выделить суффиксы в глаголах последнего предложения.

Когда в суффиксах пишутся буквы  и-ы, а  когда о-е?

ИТОГИ УРОКА.

 

Приложение 1

Ключ  к УЭ1

  УЭ1   Когда мы вошли в город, на спортивной арене стадиона «Планета» княжества Глаголия  собирались состязаться  велосипедисты, тренировались команды баскетболистов и волейболистов.

  Спортсмены – гимназисты под руководством тренера  подготовились и ждали начала соревнований по программе Спартакиады.  Они мечтали о  победе. И вот раздался гонг. На трибунах гудят зрители. Когда  следишь за тем, как борются  выступающие, приходится вертеть головой по сторонам. Тогда успеваешь смотреть и видеть  самое главное.

 Слышишь крики болельщиков и держишь себя в руках, когда проигрывает любимая команда, терпишь, когда мяч  влетит не в те ворота, а ты не можешь помочь.

Ключ  к УЭ1

  УЭ1   Когда мы вошли в город, на спортивной арене стадиона «Планета» княжества Глаголия  собирались состязаться  велосипедисты, тренировались команды баскетболистов и волейболистов.

  Спортсмены – гимназисты под руководством тренера  подготовились и ждали начала соревнований по программе Спартакиады.  Они мечтали о  победе. И вот раздался гонг. На трибунах гудят зрители. Когда  следишь за тем, как борются  выступающие, приходится вертеть головой по сторонам. Тогда успеваешь смотреть и видеть  самое главное.

 Слышишь крики болельщиков и держишь себя в руках, когда проигрывает любимая команда, терпишь, когда мяч  влетит не в те ворота, а ты не можешь помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)

Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс

Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион)  9 класс...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Обобщающее повторение по теме «Глагол»

Обобщающее повторение по теме «Глагол» в 5 классе...