ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПЕРЕД НН И Н
учебно-методическое пособие по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в 7 классе

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПЕРЕД НН И Н

Цели: изучить орфограмму «Гласные перед нн инв причас­тиях»; понаблюдать над использованием в предложении синтакси­ческих конструкций, выражающих определительные отношения.

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практи­ка. 7 класс» / под ред. С. Н. Пименовой.

Методическое обоснование урока: материал урока чает возможность изучить и закрепить правописание гласных пе­ред нн и н в причастиях, обогатить синтаксический строй детской речи конструкциями, выражающими определительные отношения.

Ход урока

I.  Организационный момент.

Учитель. Подготовьтесь к выразительному чтению стихо­творения Николая Дамдинова. Определите тему, основную мысль текста.

 

Мой отчий край - долина Баргузина.

Над ней сплошной стеной стоят хребты.

 Как в небе облака,

Бело и длинно

В степи овечьи тянутся гурты.

Мой отчий край в народе величают

Высокой поднебесного землей.

Великолепье темных скал венчает

Бархан-гора Вершиной ледяной.

Мой отчий край соседствует с Байкалом,

И Баргузин всю жизнь спешит туда.

Где медленно вздымает вал за валом

Бездонная, былинная вода.

У нас, как зов кукушки в час заката,

Чисты и звонки голоса парней.

Идущий к сердцу каждого бурята

Могучий бас Бадмы,

Греми сильней!

 

II. Проверка домашней работы.

1. Беседа  об образовании и правописании СППВ. Вопросы:

-  Назовите суффиксы страдательных причастий, (-ем- (-ом-), -им-; -енп-; -ни-, -т-.)

-  Что обозначают страдательные причастия? (Страдательные причастия обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета.)

При помощи каких суффиксов образуется СППВ? Приведите примеры.

- Какие орфограммы в СППВ нужно знать?

- Как распознавать н и нн

2. Проверочная  работа. Задания:

-  Замените прилагательные причастиями и запишите по образ­цу:

1) .жареная рыба - поджаренная рыба; 2) .жареная рыба — .жа­ренная в сметане рыба.

- С двумя любыми словосочетаниями составьте предложения. Осенний день; соле..ые огурцы; мороже….ое мясо; пече..ые яблоки; варе...ые овощи; кипяч..ое молоко; краше..ая шерсть; вяза.лт кофточка; плете.мя корзинка; моще..ая улица.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

- Составьте словосочетание с прилагательным каленые.

Зва..ые гости, покраше..ый пол, краше..ые стены, белс.ая ог­рада, победе..ые деревья, морожс.ая дичь, cyше..ые яблоки, пече..ый картофель, запече...ая рыба, зажарс.ая в сметане рыба, жарсые грибы, солс.ый сыр, засоле..ые грузди, калс.ые орехи, ну та..ый ответ, запута..ые веревки.

III. Лексическая разминка.

Цель: вспомнить термины омофоны, омографы, омоформы, привести примеры.

Учитель.  Спишите с доски начало задания. Ваша задача -соединить стрелками начало и конец лексических терминов в той последовательности, в которой я дам значение их понятий. На доске:

ОМО                                     ФОРМЫ

ОМО                                     ГРАФЫ

ОМО                                     ФОНЫ

1)  Слова, одинаково звучащие, но различные по написанию и значению.(омофоны – лук- лук, плод-плот)

2)  Слова, совпадающие в своем звучании и написании только в отдельных формах.(омоформы – печь -сущ., печь - глаг)

3)  Слова, одинаковые по написанию, но разные по значению и произношению. (омографы –замок –замок)

Проверка.

Учитель.  Цифрами укажите последовательность названных мною примеров, соотнеся их со значениями.

На доске:

 - омографы            — омофоны           - омоформы

Примеры:

1)  Плот - плод, род - рот, труд - трут.

2)  Мука - мука.

3)  Стих (стихотворение) - стих (от стихнуть), три (имя числи­тельное) — три (от тереть).

Проверка.

2- омографы     1 - омофоны   3 - омоформы

Задание.  Определите, к какой части речи относятся одина­ковые по произношению слова (омоформы).

Стекло было совершенно прозрач­ным.

Молоко стекло со стола.

Рой пчел жужжал над цветущей черемухой..

Рой лунку поглубже.

Вода перестала течь.

В лодке открылась течь.

Не плачь из-за пустяков!

Вдруг раздался громкий плач.

Ученики  стали учиться лучше.

 Машины сделаны из ста­ли.

 Бабушка  шила фартук..

Шила в мешке не утаишь.

Строй новый город

 Солдаты встали в строй.

Три друга отправились в поход.

Три лучше, чтобы стекло блестело.

IV. Изучение новой темы.

1.  Анализ опорного материала на с. 60 «Практики».

2.  Чтение параграфа 138 «Теории» и объяснение правописа­ния гласных перед ни в причастиях (упр. 157).

Учитель. Обратите внимание: н бывает в кратких причастиях, о чем мы узнаем на следующем уроке.

3.  Закрепление изученного (упр. 159).

4.   Работа над обогащением синтаксического строя детской речи конструкциями, выражающими определительные отношения (упр. 160).

V. Итог урока.

Домашнее задание. П. 138 («Теория»), упр. 158, подготовить упр.. 161 («Практика»)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные перед Л в суффиксах глаголов

Тесты по различным темам для учащихся 5 классов...

Урок русского языка "Правописание гласной перед н и нн"

Работая в условиях системы развивающего обучения, необходимо строить уроки так, чтобы все его компоненты давали возможность ребёнку самостоятельно находить и критически оценивать способы решения...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Правописание гласных перед Н и НН в причастиях

Цели: Образовательные: 1. Усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков употребления причастных форм и конструк...