Правописание гласных перед Н и НН в причастиях
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Ситаптиева Э. С.

Цели:

Образовательные: 1. Усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков употребления причастных форм и конструкций. Создание здоровье сберегающего пространства на уроке.

Развивающие: развитие самостоятельности мышления обучающихся.

Воспитывающие: воспитание самостоятельной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 7 классе30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

7 класс

ФИО учителя ________________________Дата____________________

Тема: Правописание гласных перед Н и НН в причастиях 

Цели:

Образовательные: 1. Усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков употребления причастных форм и конструкций. Создание здоровье сберегающего пространства на уроке.

Развивающие: развитие самостоятельности мышления обучающихся.

Воспитывающие: воспитание самостоятельной личности.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.

1. Беседа по вопросам.
- Как различить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных?
- От каких глаголов образованы полные страдательные причастия прошедшего времени?

2. Выполнение заданий (разноуровневых) по вариантам.
Цель: повторить алгоритм образования и правописания страдательных причастий
прошедшего времени.

I вариант.

Задание  (для слабых обучающихся): https://uchi.ru/teachers/hometasks/new

II вариант.

Задание (для сильных обучающихся): https://uchi.ru/teachers/hometasks/new

 

3. Индивидуальное задание: выписать из данных слов только страдательные

причастия прошедшего времени, объяснить написание гласных перед НН:

солом..нный, составл..нный, освещ..нный, свящ..нный, ове..нный, врем..нный, завал..нный, безветр..нный.

Листок контроля (выдаётся каждому обучающемуся)

Фамилия

Д/з

Синт. минутка

Творч.

работа

Выбороч. диктант

Самост.

работа

Итоговая оценка

III. Синтаксическая пятиминутка.

(цель: совершенствование навыков употребления причастных оборотов;

            решение пунктуационных задач.)

Задание (выполняется по рядам): сконструировать из двух предложений одно, заменив глагол во втором предложении причастием, получившееся предложение записать, расставить знаки препинания и объяснить их постановку.

        1 ряд.         Облачко превратилось в тучу.

                Туча постепенно охватила полнеба.

        2 ряд.         На мысе виднелась палатка.

Мыс возвышался над поверхностью моря.

        3 ряд.         Улица заканчивалась недавно выстроенным домом.

Дом выкрасили в зелёный цвет.

- Какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке орфограмме?

Физминутка. Слайд 2

Что мы можем сделать за минуту?

Поморгав и потянувшись,

И при этом улыбнувшись,

Мы немного отдохнем.

И налево повернувшись;

И направо повернувшись;

Не забудем улыбнуться!

Покачаться, повертеться!

3 сек. помолчать;

Взявшись за руки, друг другу только мира пожелать.

IV. Актуализация знаний.

1. Творческая работа.

(цель: совершенствование навыков употребления причастных форм и конструкций; решение орфографических и пунктуационных задач)

Задание (выполняется в парах с последующей самопроверкой):

записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами.

        1. Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом.

        2. У крыльца стояли (оседлать) кони.

        3. Последняя туча (рассеять) бури!

        4. Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.

        5. Волосы у веры гладко (причесать).

Прочитайте предложения, в которых вы поставили знаки препинания, объясните.

2. Орфоэпическая разминка. Работа по учебнику.

(цель: совершенствование орфоэпических норм при употреблении причастий в устной речи)        

 упр. 169: прочитать причастия, следя за ударением; проверить себя по словарю.

(Поживший, отживший, новоприбывший, заслуженный, принятый, звонящий, изогнутый, созданный, занявший, приведённый, повторённый, произнесённый, внесённый, премированный, начатый.)

3. Выборочный диктант.

(цель: подготовка к контрольному диктанту; развитие орфографической зоркости; совершенствование морфемного разбора причастий)

Слайд 3 Задание (выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой): выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.

I вариант – с гласными а, я перед суффиксом – НН –

II вариант – с гласными е, ё в суффиксах – ЕНН -, -ЁНН –

Лучи солнца осветили его тщедушную фигурку, седые растрёпанные волосы и чистые глаза. В его руках корзинка, наполненная виноградом.

Я снял свой потрёпанный кожаный ранец.

Патроны запихал в карман моей поношенной гимнастёрки.

Я поцеловал его в заплаканные глаза.

Через полчаса я находился недалеко от сожжённой Чабановки. К отряду я пробирался после проведённой по заданию работы.

- Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от прилагательного

- Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от глагола

- Выделите морфемы, которые «принадлежат» только причастию

Физминутка. (для глаз)

Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети  могут следить за движением руки учителя глазами.

V. Самостоятельная работа (выполняется по вариантам, проверяет учитель)

(цель: выяснить степень усвоения обучающимися орфограммы «Гласная перед Н и НН

в причастиях»)

I вариант https://uchi.ru/teachers/hometasks/new

II вариант –         https://uchi.ru/teachers/hometasks/new

VI. Итог урока

- Анализ листка контроля, выведение итоговой оценки за урок.

- Итоговая оценка.

VII. Рефлексия  Слайд 4 

- Нужно каждому выбрать цвет.

Зеленый - у меня все получается, 

Желтый - у меня были небольшие затруднения, 

Красный - у меня были большие проблемы

VII. Домашнее задание:

        для слабых – упр. 168 (контрольное списывание с грамматическим заданием);

        для сильных – упр.166 (конструирование предложений с причастными оборотами)

для всех - https://uchi.ru/teachers/hometasks/new


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание гласной перед н и нн"

Работая в условиях системы развивающего обучения, необходимо строить уроки так, чтобы все его компоненты давали возможность ребёнку самостоятельно находить и критически оценивать способы решения...

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

На уроке вы повторите основные сведения о причастии как части речи: какие признаки глагола и прилагательного совмещает причастие. Узнаете, как склоняются (изменяются по падежам) причастия и какие окон...

Гласные перед НН и Н в причастиях

КАРТОЧКИ для учащихся 7 класса...

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПЕРЕД НН И Н

Урок русского языка в 7 классе Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПЕРЕД НН И НЦели: изучить орфограмму «Гласные перед нн инв причас­тиях»; понаблюдать над использованием в предложении синтакси­ческих конструк...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"...