Практическая часть к билетам по русскому языку для промежуточной аттестации в 8 классе
опыты и эксперименты по русскому языку (8 класс) на тему

Практическая часть к билетам для промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе состоит из двух  заданий, составленных на основе упражнений учебников под редакцией Л.А.Тростенцовой, С.Г.Бархударова, тестов Г.А.Богдановой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический материал к устному экзамену по русскому языку за курс 8 класса  по учебнику Л.А.Тростенцовой.

 Билет №1

  1. Какой общей мыслью объединены высказывания?


По отношению каждого человека
 к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. - К. Паустовский.
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью — А.И. Куприн .
Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
 

Константин Дмитриевич Бальмонт

2.Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы ( полностью и частично) приводимые изречения русских писателей. Выразите своё отношение к этим высказываниям.

Билет №2
1.  Используя слова в скобках , составьте предложения с прямой речью. Комментирующую часть поставьте в  начале, середине, конце предложения.


Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. ( К. Паустовский- писатель.)
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта .(М.А. Шолохов– писатель и общественный деятель.)
2. В полученных предложениях объясните знаки завершения, разделения, выделения.

Билет № 3

  1. Дайте характеристику предложений, объясните знаки препинания.

 В небе стояла круглолицая луна от её света ничто не могло  спрятаться.

Солнце било в окна в доме и на улице было удивительно спокойно и тихо и этот покой оттенялся добрым, умиротворённо ворчливым шумом затухающего самовара.

Церковь Покрова на Нерли которая поставлена на небольшом холме является шедевром мировой архитектуры.

2.Замените прямую речь косвенной.
«Будьте у музея ровно в 11 часов»,- предупредил нас учитель истории.
Шофёр такси уверял : « Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут».
Врачи считают : « Курение особенно вредно для лёгких».
Нина спросила подругу: « Таня, ты пойдёшь сегодня вечером на концерт?»

Билет № 4

  1. Четверостишие Ф.И. Тютчева, написанное 28 ноября 1866 года, состоит из одного сложного предложения. И всё-таки это текст. Как вы думаете, почему?

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить.
2. Расставьте знаки при междометиях. Какие чувства выражают междометия. Прочитайте, стараясь передать эти чувства.
Чу за тучей прогремело, принахмурилась земля. (Ф.И. Тютчев.)
Но вот подъём позади. Ух как отсюда всё видно! ( Л. Фомин.)
Ах у радости быстрые крылья, золотые да яркик перья! ( И. Никитин.)
О в этом радужном виденье какая нега для очей! ( Ф.И.Тютчев.)

Билет № 5

  1. Определите вид словосочетаний по главному слову. Укажите вид подчинительной связи.

Думать о будущем, радоваться празднику, корзина с грибами, новой квартиры, по-осеннему хмурый, по осеннему лесу, очень хорошо, намерение работать.

  1. Укажите  способ передачи чужой речи.
    Учитель сказал : «Ребята! Будьте  внимательны , переходя улицу».
    Учитель сказал, чтобы мы были внимательны, переходя улицу.
    По словам учителя, мы должны быть внимательными, переходя улицу.
    Учитель рассказал нам о правилах перехода улицы.

Билет № 6

  1. Обозначьте грамматическую основу предложений ( простых и каждого из входящих в состав сложного). Расставьте знаки препинания.
    Поезд мчался в неясную даль и я вспомнил зимнюю ночь. Там где садилось солнце обозначился слабый румянец зари.
    Человек  должен трудиться. От долгого  хранения сыр делается ломким, сухим. Чтение вот лучшее учение. Чего себе не хочешь того и другим не делай. На уроки не опаздывай.  Будь с весёлой песней дружен, с грустью незачем дружить.
  2. Найдите вводные слова, укажите их значение. Знаки не расставлены.
    Казалось тихий ночной час придавал беседе особую прелесть. Я не буду вас задерживать. По- моему дело ясно. К счастью  он быстро поправился. По народному поверью аист стережёт счастье.  Ночью вероятно было прохладно.

Билет № 7

1. Объясните характер интонации в каждом предложении. Расставьте знаки завершения , выделения и разделения, объясните их постановку.

На днях заночевал  на степном озере /Оно сплошь заросло высоким камышом/ На середине блестела узкая полоса чистой воды/ Медленно гасла   заря/ Перед рассветом  тревожный утиный крик заставил меня очнуться/ Отчего беспокоились утки/ Кто мог их потревожить/ Какая-то тень мелькнула перед моими глазами чьи-то крылья едва не задели меня  по лицу/Сова/ Вот кто губит птиц по ночам/ Берегись ночная хищница/ ( По Н. Никонову.)

2. Найдите вставные конструкции, объясните постановку знаков препинания.
Однажды вечером это было в начале октября 1773 года сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра. (П.) Медленность нашего похода в первый день мы прошли только пятнадцать вёрст несносная жара недостаток припасов беспокойные ночлеги… выводили меня из терпения. ( П.)
На маленьком озере оно называлось Лариным прудом всегда плавало много ряски.

Билет № 8

  1. Обозначьте грамматическую основу предложений ( простых и каждого из входящих в сложное). Укажите. чем выражено подлежащее.
    Был уже полдень  когда мы возвратились в Степанчиково. Балтийское море глубоко вдаётся в материк. Присутствующие говорили о разных предметах. Завтра не будет похоже на сегодня. Учиться всегда пригодиться. Дед с матерью шли впереди всех. Вдали кто-то запел.
  2. Найдите обращения, укажите , чем они выражены. Объясните постановку знаков препинания.
    Пётр  куда ты спрятался / Тимур / Тебя ищет твой дядя/  Отпусти меня родная на простор широкий/  Безмолвное море лазурное море  открой мне глубокую тайну свою/ От вас  мои юные друзья  требуются прилежание учёба да любовное внимание  к общественным ценностям лежащим в поле  вашего зрения.

Билет № 9

  1. Найдите простые глагольные сказуемые, укажите их формы и грамматическое значение.
    По утрам над полями расстилался густой пар. Мы видим на крышах изморозь. Вы перепишете это упражнение   и расскажете о правилах правописания. Подготовьтесь к самостоятельной работе. Без тренировки я не выполнил бы норм по плаванию.
  2. Укажите предложения с обособленными членами.  Расставьте знаки препинания Объясните  их пос тановку .
    Власть над землёй вам молодым дана. Изумлённый прохожий о чём-то спросил. Измученный и продрогший  я едва добрался домой. Где-то глубоко под землёй сочилась пробиваясь к озеру  вода. Смышлёные звери бобры зимуют разумно. Свой путь в науку  он начал как участник экспедиции.      

Билет №   10

  1. Найдите сказуемые, укажите их тип. Чем они выражены?
    Молодой Дубровский хотел заняться делом. Девочка перестала плакать. Я был готов любить весь мир. Человек должен трудиться. Человек  должен с детства , со школы помнить , на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной.
  2. Укажите обособленные определения, объясните, почему они обособляются. Расставьте знаки препинания.
    Листья клёнов похожие на лапы  резко выделялись на жёлтом песке аллей. Утомлённый новыми впечатлениями я заснул ранее обыкновенного. Ветер сырой холодный пронизывающий стучит в окна.  Не тающий даже в самое жаркое лето снег  покрывает вершины гор.  Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвратилась с прогулки.

Билет № 11

  1. Найдите сказуемые, укажите их тип. Чем они выражены?
    Добрая работа – всему начало. Воздух становился слаще. Я был глубоко оскорблён словами гвардейского офицера.  Ум да здоровье всего дороже. Пётр в «Полтаве» - воплощение исторического разума, общенациональных интересов Отечества.
  2. Укажите обособленные приложения, объясните, почему они обособляются. Расставьте знаки препинания.
    Я ваш старинный сват и кум  пришёл мириться к вам. Цветная осень вечер года мне улыбается светло. Этим летом я поехал в Тарусу тихий городок на Оке. Лётчик простой белобрысый парень  кивнул головой и улыбнулся. Юрию как уроженцу юга было трудно привыкнуть к климату  Арктики.

Билет № 12

  1. Найдите грамматическую основу предложения. Расставьте знаки препинания, объясните их употребление.
    Лес это самый верный помощник в борьбе за урожай. Двадцать лет совершенно ничтожный срок  в жизни народов. Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.  Совесть есть внутреннее сознание  добра и зла.  Зависть не желание добра другому а одному лишь себе.  Недовольство собою есть необходимое условие  разумной жизни.  Ласковое слово что весенний день.
  2. Укажите обособленные обстоятельства, объясните, почему они обособляются. Расставьте знаки препинания.
    Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.  Не глядя на доску трудно играть в шахматы. Читать лёжа вредно. Челкаш не опуская руки сторожа продолжал разговаривать. Работал он не покладая рук. Несмотря на поздний час было душно. Я  отказался было от поездки но подумав согласился.

Билет  № 13

  1. Разберите по членам данные ниже предложения. Укажите, чем выражены главные и второстепенные члены .
    К вечеру погода испортилась. Со стороны океана потянуло ледяным холодом. Над тундрой тяжело заворочались плотные волны седого тумана. Небо заволокли низкие тучи.
  2. Укажите обособленные уточняющие  члены предложения. Какие это члены предложения? Объясните постановку знаков препинания.
    Внизу под глинистым обрывом  поблёскивало Азовское море. Грузовик подобрал нас через три часа то есть к вечеру.  На пристани никого не было кроме сторожа   с фонарём. Маленький домик стоял  на горе над рекой на самом краю города. Осенью во время ненастья  лес имеет особенно унылый вид.

Билет № 14

  1.  Найдите дополнения, укажите, чем они выражены, являются прямыми или косвенными.
    Корни деревьев питают листья. Городские улицы украшают многоэтажные дома. Я приказал ехать на неизвестный мне предмет.  Швабрин просил меня забыть  о прошедшем. Пароход будит город плачущим гудком.
  2.  Определите, чем осложнены данные предложения. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
    Мысли мои моё имя труды будут принадлежать России. Относитесь к родному языку бережно и любовно думайте о нём изучайте его любите его.  Отец не оборачиваясь кивнул головой. У забора на груде досок уже  поджидали Васька и Сашка. Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени. Вероятно это был человек воспитанный.  Ребята давайте жить дружно!

Билет № 15

  1. Укажите согласованные и несогласованные  определения  и способы  их выражения.
    Расставьте запятые, объясните  их постановку.
    Вокруг тянулась плоская унылая степь. Небольшие чисто подметённые дворики были огорожены земляными заборами. Мне нужен портфель из кожи. Желание учиться овладело мальчиком. Стояла осень  в солнце и туманах.  Чьи-то кони стояли у двора.
  2. Найдите предложения  с однородными членами. Расставьте запятые.
    Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой. Этот мир казался  таким обыденным заурядным даже скучным.  Ученье да труд к славе ведут. Снег лежал на крыше и на балконе  и на деревьях.  Туча росла и захватывала  запад и восток. Благодаря строгому режиму сильной воле и целеустремлённости товарищ успевает  не только справляться со всеми школьными делами но  и выполнять  общественную работу.

Билет № 16

  1. Укажите приложения, расставьте  знаки препинания.
    Белые чайки рыболовы с криком носились над  Доном. Высоко стоит солнце горячо печёт землю матушку.  Прошёл буксир Кочегар с четырьмя баржами нефтянками. Туристы катались по Москве реке на теплоходе. Женщина врач из дома отдыха выслушала Семёна.
  2.  Найдите согласованные и несогласованные определения. Укажите, чем они выражены.
    Изба лесника состояла из одной комнаты.  Минуты перед боем- особенные минуты. Вдруг на пути нашем  явилась довольно большая жёлтая река.  Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами. Началась самая бешеная скачка вперегонки.

Билет № 17

  1. Укажите обстоятельства . Определите их вид по значению.
    Пловец с усталости  в сон крепкий погрузился. При малейшей удаче  он необыкновенно ободрялся.  Плавание по реке было опасно вследствие  быстроты течения. Угрожающе рокочет море. С шумом катятся грозные валы. Прилетев на место, гуси  шумно опускаются на воду. Дует очень холодный ветер. Вчера я приехал в Пятигорск. На заре войско двинулось вперёд.
  2.  Укажите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
    Метели снега и туманы  покорны морозу всегда.  Дорога то подымалась на взгорье то упиралась в скалу.  Странный звук подплывал всё ближе и ближе  и рос в своей силе. Слышалось там  и пенье  и смех и ворчанье. Ум имей хоть маленький да свой.  И стар и млад  пришли к нему на помощь. Будьте упорны но не упрямы.

Билет № 18

    1. Определите типы односоставных предложений. Ответ аргументируйте.

          Июнь. Жарко. Всюду косят. Уже поспели орехи. Иду через луг в дальний лесок.

  1. Укажите обобщающие слова, объясните знаки препинания.

Зима чувствовалась во всём в коротком дне запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. Всюду вверху и внизу пели жаворонки. На красноватой траве на былинках всюду блестели  и волновались бесчисленные нити осенних паутин. Юные деревья всех пород ель и сосна  осина и  берёза  растут дружно и тесно.


Билет № 19

  1. Прочитайте. Укажите назывные предложения. Для чего они использованы автором? Обозначьте в предложениях грамматические основы. Расставьте знаки препинания.
    Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озёрца льна. Поля созревающей ржи. Могучие камни оставленные ледниками напоминают Васнецова, суровый пейзаж его богатырской заставы. Воистину псковская земля богатырская застава земли русской.
  2. Расставьте недостающие знаки препинания.

Поспорили однажды Большой Телескоп и Маленькие Очки.

Я вот какой большой воскликнул   Телескоп.
А мы вырастем  и тоже будем  большие  ответили Очки.
Никогда вы не вырастете   громко засмеялся Телескоп.
А зато у нас целых два стёклышка   робко произнесли Очки.
Телескоп  с важностью заявил
А у меня этих увеличительных стёкол целых  сто штук. И все грома-а-адные.

Очки совсем загрустили подумали что Телескоп прав и они совсем  ни на что не годятся. Но тут вошёл Астроном подошёл к столику на котором лежали Очки и бережно надел их.
И что бы я без вас  мои дорогие делал  Ведь  я так плохо вижу ласково сказал он.

Билет № 20

  1. Найдите определённо-личные предложения. Укажите, чем выражен  в них главный член.

Завтра иду с радистом и проводником в горы. Мы с Павликом отбираем из своего имущества только самое необходимое. Через два часа снова буду говорить с врачом. Не забудь сегодня сообщить в штаб о событиях вчерашнего дня. Выберите себе книгу по вкусу.
2.  Укажите второстепенные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания ( знаки не расставлены).

Ветер дувший с моря  усиливался.  Сильный ветер сырой  холодный пронизывающий  стучит в окна. Вам молодым учиться надо как жизнь проводить.
Прощаясь мы обещали писать друг другу.

Билет № 21
1. Укажите тип предложения и форму глагола- сказуемого.


Умную голову почитают смолоду. Дело словом не заменишь. После дела за советом не ходят. Стой за правду горой. Соловья баснями не кормят. По газонам не ходят.

  1.  Найдите неполные предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Алёша смотрел на них   а они  на него. Плот плыл вдоль берега  а лодка ему наперерез.  Егорушка долго  оглядывал его а он Егорушку. Брат учится хорошо. Сестра  неважно.

Билет № 22
1. Найдите безличные предложения. Укажите в них форму глагола- сказуемого.


Светало. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца. Темнеет. Наступает предпраздничный  вечер.  На селе темно и тихо. Быть грозе великой! Зажгло грозою дерево.ф

2.Укажите прямую речь.  Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
Как вам показался наш город   промолвила Манилова  Приятно ли провели там время  

До завтра промолвил я завтра всё будет решено.
Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский я здесь уже не хозяин.
Эй Влас воскликнул Туман , вглядевшись в него Здорово брат



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые работы по русскому языку для промежуточной аттестации 5,6,7,8, 10 классы

Данная работы предназначены для учителей русского языка и литературы. Работы 5,6 классов  составлены в рамках реализации ФГОС...

Билеты по русскому языку для промежуточной аттестации в 8 классе

Билеты для промежуточной аттестации по русскому языку в 8 классе  составлены на основе  программы  учебника Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой , "Просвещ...

Билеты для промежуточной аттестации 8 класс Геометрия

Билеты можно использовать для итоговых зачетов, промежуточной аттестации по геометрии в 8 классе. К учебнику "Геометрия 7-9" Атанасян...

Билеты по физике для промежуточной аттестации 8 класс

Билеты для промежуточной аттестации по физике в 8 классе...

Билеты для промежуточной аттестации 5 класса

Билеты для промежуточной аттестации 5 класса. Содержат 1 теоретический и 2 практических задания....