Урок в 5 классе по ФГОС «Написание и-ы после ц».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Елизарова Анна Владимировна

 

Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты:  сформирование представления о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после «Ц»;

умение применять на практике теоретические знания.

Технологии урока: проблемного обучения, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл y-i_posle_ts._tehkarta._5_klass._fgos.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Елизарова Анна Владимировна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа №519 Московского района Санкт-Петербурга

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 5

Автор  УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2013. –270 с.

Тема урока: «Написание и-ы после ц».

Тип урока: ОНЗ.

Цель урока: достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты:  сформирование представления о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после «Ц»;

умение применять на практике теоретические знания.

Технологии урока: проблемного обучения, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Основные понятия: орфограмма, морфема.

Новые понятия: орфограмма «Буквы  и – ы после «ц»».

Межпредметные связи:  литература и русский язык.
Образовательные ресурсы:  учебник, таблица с алгоритмом, карточки для работы в парах и группах, карточки
с диагностической работой, шкала самооценки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

момент.

Организовать направленное внимание на начало урока.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение.

Подготовка к работе. Фиксация отсутствующих. Самоопределение к деятельности.

Личностные:  действие смыслообразования.

Коммуникативные: готовность

к сотрудничеству.

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Создать условия для совершенст-вования своего лексического запаса.

 Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

-предлагает вспомнить материал по темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне»; 

-сообщает следующее задание, связанное с определением понятий, формулировкой темы урока.

 ( Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

 цирк                           улицы

станция                      синицын

                                     цыплёнок                                                                                                                                      

 - какие звуки слышатся во всех этих словах?

-дайте характеристику согласному звуку «ц».

Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слова, в которых живёт этот звук.

-открывает материал для наблюдений.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.

-вспоминают материал по темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» , объясняют написание слов.

 


Наблюдают, выполняют задания.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: 

логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности.

Подвести к самостоятельной постановке познавательной цели.

Создаёт проблемную ситуацию на уроке. Анализирует знания учащихся.

- что вы можете сказать про данные слова?

- как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

- какова его тема?

- какова цель нашего урока?

               

Чтобы узнать, когда после «ц» пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения.

Ставят цели. Формулируют тему урока.

-выясняют, в чем схожесть и различие данных слов, высказывают своё мнение.

-буквам и – ы после «ц».

-по созданной проблеме с написанием слов с «ц» формулируют тему урока.

-цель – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда—И .

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели;

логические: формулирование проблемы

Построение выхода

из затруднения. Открытие

нового знания.

Сформировать ориентировочную основу действий.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

- прочитайте выразительно стихотворение (слайд 9).

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ.                                            (Я.Козловский).

 -какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- определите его тему и идею.

-к какому стилю речи относится данный текст?

-что такое цимбалы?        

- назовите слова с ы и и после «ц».

- цыпленок не знал, где пишутся  ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете?  

-демонстрирует слова (карточка №1), предлагает сравнить их и сформулировать правило.

-выслушивает доказательства каждой пары, задаёт вопросы.

-организует самопроверку с помощью учебника.

-предлагает проговорить правило в парах.

 -читает стихотворение, в которое входят слова-исключения (слайд 12).

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал—

Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвётся.

- запишите слова с сочетанием цы из стихотворения в тетрадь.

- необходимо составить алгоритм, схему рассуждения.

   

                                                             

Исследуют ситуацию. Составляют план достижения цели и определяют средства.

-читают стихотворение.

-отвечают на вопросы.

-цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы.

-высказывают свою точку зрения.

-работают в парах, объединяя слова по схожим признакам.

-читают правило по учебнику (стр. 132); выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах.

-проговаривают правило в парах.

-цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть.

-составляют алгоритм.

Алгоритм.

Правописание  Ы—И после «Ц».

1. Слова на –ция? 

    да               нет    

    /  

И                          \  

станция  2. В какой части слова буква?                  И                /                                        \

 В окончании, в суффиксе        в корне            

       \                                                  /                                           т                           3. Слово-исключение?

Ы                                     /                        \

улицы                       да                       нет   куцый                        \                            /

Синицын                  Ы                         И

                           Цыган                       цирк

                   На цыпочках                 цифры                                                                        т                       Цыплёнок

                            Цыц

                        Цыкнуть                                                                                                                                                  и                                                      

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение;

логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Первичное закрепление. 

Создать представление об использовании данной орфограммы и закрепить её на практике.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-предлагает выполнить устный орфографический разбор (слова записаны на доске):

  делегация, цилиндр, Птицын, синицы, смуглолицый.

-организует работу в парах.

(Карточка №2).

-предлагает ответить на вопросы.

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух).

-объясняют устно правописание слов , написанных на доске, пользуясь алгоритмом

-работают по карточкам в парах, объясняя свои действия.

-отвечают на вопросы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельная работа

(с самопроверкой    по эталону).

Сформировать представление о написании слов с буквой И-Ы

после «Ц».

Организует деятельность по применению новых знаний.

-предлагает ответить на вопросы и написать словарный диктант:

    панцирь, царицыно зеркальце, чёрная цигейка, цыганский, весёлая репетиция, певчие птицы, циклон, громко цыкать, жёлтый цыплёнок, зацвела акация, цыц всем.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

-учащиеся объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение. 

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Продуктивное использование полученных знаний.

Отработать и закрепить изученный материал, вывести на уровень автома-тизированного умственного действия.

Организует деятельность по применению новых знаний в других условиях.

-узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика, выделить орфограмму.

1) Детёныш курицы.

2) Знак для обозначения числа на письме.

3) Одноглазое мифологическое существо.

4) Инструмент для вычерчивания окружности.

5) Человек, наблюдающий за порядком на улице.

6) Встать на кончики пальцев.

7) Род перчаток с отделением только  для большого пальца.

-организует работу в группах.  (Карточка №3).

-проводит диагностическую работу на карточках (по вариантам).

Групповая работа.

-записывают слова, выделяют орфограмму.

цыплёнок

цифра

циклоп

циркуль

милиционер

на цыпочки

рукавицы

-работают в группах.

-индивидуально выполняют работу.

Регулятивные: осознание качества и уровни усвоения; контроль, коррекция. Личностные: самоопределение.

Познавательные:

общеучебные: выбор  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процессов и результатов деятельности; смысловое чтение;

логические: синтез как составление целого из частей; подведение под понятия; выведение следствий;

постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия деятельности.

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Организует рефлексию.

-подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. 

-предлагает совместно (на шкале) выявить недостатки знаний и умений по данной теме.

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

-фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем.

-оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности при помощи  листа самооценки.

Личностные: смыслообразование; действия нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.  

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

.

Домашнее задание.

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изу-ченного материала.

Инструктирует учащихся.

  1. упр. 432 или 433 (письменно);
  2. упр. 434 (устно).

Анализируют и выявляют степень готовности.

-записывают домашнее задание.

Коммуникативные: прогнозирование,  планирование дальнейшей самостоятельной деятельности.

Карточка 1.

Цистерна,  циркуль, сестрицын, границы, станция, куницын, цитата, гостиницы, полиция, цикорий, лекция, улицы.

Карточка 2.

Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова.

Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, ц…новка, Грец-я.

Карточка 3.

Первая группа: 
С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные:

синица, волчица, кормилица, тигрица.

Вторая группа: 
Перестройте предложения так, чтобы слова с  «ц» имели на конце ы или и:

 Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами.

Третья группа:
 Распределите слова по двум столбикам: с –и-ы: 

 Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…

Четвёртая группа: 
Найдите лишнее слово:

Ц…стерна, ц….ган, ц…ркуль, ц…линдр.

Информац…я, полиц…я, ц….кады, эволюц…я.

Диагностическая работа.

        

I  вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после «Ц». Обозначьте условия выбора букв Ы или И после «Ц».

Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган,  ц…рк,  ц…плёнок, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… .

2.Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы—И после «Ц»).

  Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры,   под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.

II вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после «Ц». Обозначьте условия выбора букв Ы или И после «Ц».

Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мотоц…кл, вырастить ц…плят, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.

2.Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.

   Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, сл…жение, станц…я, панц…рь.

Лист самооценки ученика 

Тема ___________________________________________

Что нового  узнал?________________________________

Чему новому научился? ___________________________

Чему хотел научиться, но не получилось? _____________

Почему не получилось? Напиши две причины. ________

Какие проблемы возникли при работе над темой? _____

Как пытался решить проблемы:

  • обращался к учебнику
  • обращался к информационным источникам (справочник, энциклопедия, интернет и пр.)
  • обращался к учителю/ товарищам/родителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс по ФГОС

Схема конспекта урокаПредмет:  английский языкКласс 2Тема:  урока : Моя семьяЦель урока: создать условия для усвоения учащимися графического отображения и правил чтения буквы Rr и знаков тра...

Урок русского языка по ФГОС "и, у, а после шипящих"

Урок русского языка по ФГОС "и, у, а после шипящих" с технологической картой....

Презентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"

Прзентация на открытый урок 5 класс по ФГОС "Сложение и вычитание натуральных чисел"...

технологическая карта урока 6 класс баскетбол ФГОС

учителю физической культуры в помощь для проведения урока в 6 классе баскетбол ФГОС...

технологическая карта урока 6 класс волейбол ФГОС

Повторение основных стоек и перемещения волейболиста. Обучение техники верхней передачи. ...

Технологическая карта урока 5 класс по ФГОС учебник "Английский в фокусе" по теме "Школы в Англии".

Тема урока: Школы в АнглииТип урока: урок первичного применения знаний.Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями образования в Великобритании.  Развивать умения чтения, аудирования, говоре...

Технологическая карта урока 5 класс по ФГОС учебник "Английский в фокусе" по теме: Я из... Страны и национальности. + презентация

Тема урока: Я из… Страны и национальности.Цель урока: познакомить учащихся с названиями стран и национальностями, суффиксальным словообразованием (прилагательных), структура have got.  Развивать ...