Использование СОТ на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Материал содержит краткое  описание  современных  образовательных  технологий,  применяемых  на  уроках  русского  языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Работа с текстом  возможна при реализации  любой современной  образовательной  технологии, так как формирует у учащихся ряд  важнейших  компетенций.

 Название СОТ

             Применение в работе

       Результат применения СОТ

Игровые

   технологии.

Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя (интеллектуальная игра). 7-8 класс.

  1. Данное мероприятие позволяет  

активизировать знания ребят, формирует коммуникативную компетенцию, позволяет расширить кругозор школьников и обогатить словарный запас.

  1. Урок даёт возможность осуществить дифференцированный подход в обучении: каждый ученик выбирает вопросы по своим возможностям. Материал викторины позволяет углубить знания ребят и привлечь внимание к глубинам устного народного творчества. А этап самостоятельной подготовки формирует информационную компетенцию.

  1. Данный вид работы позволяет активизировать

      знания ребят и делает процесс   обучения

         более увлекательным.

Итоговый урок по русским народным      

сказкам в 5 классе (викторина). 

Урок сопровождается   компьютерной    презентацией.

 Примечание: предварительно учащиеся получают вопросы для подготовки к занятию.

Игра «Узнай героя»  применяется во многих классах на итоговых уроках литературы. 

Такие уроки сопровождаются компьютерной презентацией, учащиеся должны по портрету или характеристики узнать литературного героя.

Дидактическая игра «Составь рассказ, используя… (например, неопределённые местоимения: каждый ученик по очереди составляет предложение, в котором должно быть неопределённое местоимение, предложения связываются между собой по смыслу, так получается связный рассказ). Игра используется на уроках русского языка в 5-7 классах.

Дидактическая игра «Исключи лишнее» (может применятся при изучении различный орфограмм и частей речи).  Игра используется на уроках русского языка в 5-7 классах.

6. Дидактическая игра «Исправь ошибки» (могут быть предложены различные правила, определения и т.д.). Игра может применяться и на уроках русского языка, и на уроках литературы.

7. Игра «Назови последним» (предлагается перечислить определённые признаки или слова (например, личные местоимения), выигрывает  тот , кто называет последний).

Проблемное

    обучение.

1. Русский язык. 6 класс. «Чередующиеся   гласные»

 (создаётся проблемная ситуация: ребята      обнаруживают, что не все безударные гласные можно проверить ударением; анализируя языковой материал, ученики устанавливают закономерность в работе с данной орфограммой).

  1. Создание проблемной ситуации позволяет сделать акцент не на простое запоминание, а на осмысленное усвоение материала.
  2. Такая методика развивает мышление учащихся, коммуникативную компетентность. Кроме того позволяет осуществить личностноориентированный подход в обучении.
  3. Этот вид работы формирует познавательные универсальные учебные действия: умение обобщать, анализировать, приводить примеры, обосновывать своё мнение, структурировать материал.

  1. Лабораторная работа позволяет углубить знания учащихся, а также формирует умение работать с различными источниками (справочниками, словарями, Интернет-ресурсами), т.е. информационную компетентность.

2. Русский язык. 7 класс.» Причастие как часть речи» (при определении морфологических признаков причастия  учащимся предлагается две точки зрения на определение причастия как части речи (особая форма глагола или самостоятельная часть речи), ребята должны выбрать одну из точек зрения и обосновать свой выбор).

3. Характеристика литературных героев, которым нельзя дать  однозначную оценку      (например, уроки литературы по романам «Евгений Онегин», «Герой нашего времени»; может использоваться приём «фишбоц»).

4. Поэма А.Блока «Двенадцать» (приводятся различные отзывы о поэме, учащиеся выбирают ту точку зрения, которая им ближе и обосновывают своё мнение).

5. Составление обобщающих таблиц и алгоритмов работы по различным орфограммам (на уроках русского языка в 5-11 классах).

6. Лабораторная работа по русскому языку в 5 классе  (учащиеся самостоятельно (возможна помощь родителей) работают над заданиями).

7. Доклады: 

- из истории слов, фразеологизмов;

- биография писателя (поэта);

- история создания произведения и др.

Развивающее    

   обучение.

1. « Лексическое и грамматическое значение слова».  Русский язык. 5 класс.

  1. Работа в данной технологии позволяет путём создания ситуации «затруднения», затем анализа языкового материала, рядом вопросов, задаваемых учителем, подвести ребят к решению учебных задач; это делает процесс  обучения осмысленным, индивидуализированным, личностноориентированным.

  1. Ребята, сравнивая произведения различных жанров, форм, под руководством учителя приходят к определению данных понятий, к выявлению их ключевых признаков.

2. «Роль второстепенных членов предложения». Русский язык. 5 класс

3. «Текст и его признаки». Русский язык. 6 класс.

4. «Порядок слов в предложении».

Русский язык. 8 класс

5. «Стили речи». Русский язык. 8 класс.

6. Сочинения на лингвистическую тему в 9  классе:

                  - «Зачем нужна пунктуация?»

                  - «Зачем нужна орфография?»

                  - «Роль однородных членов(неполных

     предложений, диалектизмов, метафор и т.д.) в предложении».

7. «Стихи и проза». Литература. 6 класс

8. «Жанры литературы» (в разных классах по мере изучения данной темы).

Технология

Индивидуа-лизации       обучения:

- метод проектов.

1. «Поэты Серебряного века». Литература. 11 класс. Проект состоит из трёх частей:

            - биография поэта;

            - анализ одного стихотворения;

            - сочинение по творчеству поэта.

  1. Метод проектов формирует все важные компетентности (информационную, коммуникативную, готовность к самообразованию, к самоорганизации, к разрешению проблем), позволяет развивать универсальные учебные действия и проявлять творческие способности.

2. Проект по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Литература. 9 класс (биография Грибоедова, афоризмы, сочинение на выбранную тему).

3. Проект по литературе в 5 классе «Изучаем сказки»:

               - вопросы викторины по сказкам или

                 кроссворд;

               - иллюстрации к сказкам;

               - сказка собственного сочинения.

4. Проект-презентация «Обособленные члены предложения. Русский язык. 11 класс.

Коллективный

       способ

     обучения:

- приём «Зигзаг».

  1. Этот приём применяется при изучении многих статей учебника, преимущественно литературы, а также дополнительного материала к уроку.

А) Например, урок литературы в 7 классе по   теме «А.П.Платонов. Личность писателя. Рассказ «Юшка» (учащиеся получают дополнительный материал, который помогает им понять смысл рассказа и ответить на волнующие вопросы; это отрывки из «Нагорной проповеди», из «Российского энциклопедического словаря», из повести Л.Н.Толстого «Детство», из книги Георгия Федотова «Святые Древней Руси»).

Б) Литература. 11 класс. «Литературные группы на рубеже 19-20 в.в.»

Данный приём позволяет включит в работу всех ребят, выбрать им  задания по уровню сложности,  по интересам.  

     Групповые

     технологии:

 общественный смотр знаний;

. Русский язык. 8 класс. Смотр знаний проводился по материалу первого полугодия и включал практическое задание.

  1. Смотр знаний позволяет активизировать знания учащихся, каждому школьнику даёт возможность проявить себя.

- составление

     кластера;

1. «Н.М.Карамзин – первый историк,

   последний летописец». Литература. 9 класс.

2. «Творчество А.А.Фета».  Литература.

       10класс.

3. «Любовная лирика С.А.Есенина». Литература 11 класс.

- составление

  синквейна;

1. Этот вид работы очень часто  применяется на уроках литературы для характеристики литературного героя, а также для сравнительной характеристики литературных героев.  Например, уроки по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» («Образ Маши Мироновой», «Гринёв и Швабрин», «Образ Е.Пугачёва»), по роману «Евгений Онегин» («Онегин и Ленский», «Ольга и Татьяна Ларины») и др.

2. «Текст и его признаки». Русский язык. 6   класс.                                          

  1. Составление синквейна – очень важный вид работы: он позволяет выделить самое главное, учит ребят обобщать, мыслить логически, высказывать своё мнение, обосновывать его, а также способствует лучшему запоминанию материала. Ещё этот вид работы помогает рационально использовать время урока.
  2. Я считаю этот вид работы очень эффективным и очень актуальным, т.к. он позволяет в лаконичной форме определить все самые главные признаки, развивает речь школьников и позволяет рационально использовать время урока.

основы

     проектной

   деятельности;

1.Разработка программы ОПД по русскому языку для учащихся 8-9 класса.

Эта работа помогает обобщить и систематизировать знания учащихся по особенно сложным орфографическим темам, т.е. развивать лингвистическую компетентность, а также коммуникативную, т.к. программа предполагает групповую работу и умение представлять результат своей работы.

нетрадиционные

          уроки;                                                      

1. Интегрированный урок «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках.

1 Эта работа помогает обобщить и систематизировать знания учащихся по особенно сложным орфографическим темам, т.е. развивать лингвистическую компетентность, а также коммуникативную, т.к. программа предполагает групповую работу и умение представлять результат своей работы.

Компьютерные

технологии.

1. Компьютерное тестирование («Чередующиеся гласные», «Правописание суффиксов причастий», «Буквы Ы-И после Ц», «Виды подчинительной связи в словосочетании»).

2. Использование компьютерных презентаций на разных этапах урока.

  1. Подготовка к занятию  активизирует деятельность учащихся, формирует умение работать с информационными источниками Интернета, справочной и художественной литературой, а также даёт ребятам возможность проявить свои творческие способности.

  На этапе подготовки к уроку был    осуществлен дифференцированный подход в   обучении: каждый ученик сам определил поле своей деятельности, выбрав интересующую его тему.

Технология  мастерских

1. Выборочное изложение (по роману А.С.Пушкина «Дубровский», упр.297).   Русский язык. 6 класс.

       Перед началом  работы ребятам предлагается нарисовать дом и написать на рисунке слова, которые ассоциируются с родным домом.

       Затем ребятам предлагается продолжить фразу Я ЧУВСТВУЮ… (- Что вы чувствуете, возвращаясь домой?)

     Далее учитель сообщает цели урока и предлагает ребятам вспомнить, что они знают о романе «Дубровский».

      Следующий этап – выразительное  чтение учителем отрывка, а ученики внимательно слушают текст и пытаются понять эмоциональное состояние героя.

        И далее продолжается работа по подготовке к изложению.

  1. Использование компьютерных технологий позволяет значительно увеличить темп урока, заинтересовать учащихся, реализовать принцип наглядности.  
  2. Такая технология  способствует созданию на уроке особой эмоциональной обстановки, которая помогает ребятам включится в работу.  

Технология развития критического мышления

  1. «Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Литература. 9 класс.

     В начале урока учащимся предлагается записать и продолжить фразу Я СЧИТАЮ, ЧТО НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА В ТОМ…

     А после работы над анализом стихотворений, в заключение урока, ребятам снова предлагается продолжить предложение

А.С.ПУШКИН ВИДЕЛ НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА

  1. Вводные лекции по литературе в 9, 10, 11 классах   (Маркировка текста:

       - что уже известно;

       - что было новым;

       - что вызвало вопросы;

       - с чем можно поспорить).  

1. Технология КМ   даёт возможность не просто сообщать готовые знания, а самостоятельно разобраться  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творч...

Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.

Аналитический отчет по методической теме"Использование ИКТ на уроках русского языка  при подготовке к ЕГЭ.Новый толчок развития ИКТ получили в начале 21 века, когда информатизация образования ста...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....