Вечера на хуторе близь Диканьки
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Пилюгина О.Е.

Урок литературы по произведению Гоголя "Вечера на хуторе близь Диканьки" Работа с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vechera_na_hutore_bliz_dikanki.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon prichastie.doc56.5 КБ
Office presentation icon prichastie.ppt660 КБ

Предварительный просмотр:

13.12.10

Урок литературы в 6-м классе по повести Н.В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки

Цели: 

  • создать условия для погружения в мир гоголевского юмора;
  • углубления и закрепления понятий о юморе;
  • развития творческих способностей детей, их фантазии через сплочение классного коллектива, формирование умения слушать и общаться.

Словарь понятий: юмор, сатира, колядки, посиделки.

ХОД УРОКА

Как ходила Коляда
Накануне Рождества.
А кто даст пирога?
Тому двор живота,
Кто не даст пирога -
Тому двор чертей,
Огород червей.

Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку
Масляну головку.
Масляну головку…
Дай Бог всего тому,
Кто в этом дому.

Пришла Коляда
Накануне Рождества…
Хозяюшка, родная матушка,
Не ленись, подымись!
Ты подай пирога…
Как подашь пирога
Целый двор живота.


- Ребята, как называются песни, которые только что прозвучали? С каким народным обычаем они связаны? (C Рождеством.)
- Что вам известно о празднике Рождество Христово?
- Как его справляли на Руси?
(В Рождество ходили славить. Пели песни прославляющие Христа. А встречали Рождество колядками. Обычай колядовать на Руси появился с давних времен.
Обязательно угощали певцов. Чем щедрее было подарение – тем ближе казалось исполнение желания. Колядки включали в себя мысли об урожае, богатстве, природе.)

2. Зимние посиделки.

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок. Назовем его “Посиделки на хуторе близ ДиканькиВсегда на посиделках в долгие зимние вечера собирались ребята, девушки, каждый со своей работой. Там говорилось о каких-то тайнах, кто с кем дружит, кто кого любит. А нам с вами сегодня предстоит разговор о тайне- тайне нашей любви к Гоголю, тайне юмора его повести.
Прежде, чем мы перейдем к разговору о гоголевском юморе, предлагаю ответить на вопросы небольшого теста.
Запишите, пожалуйста, в тетради тему урока.
Чтобы погрузиться во время эпохи, где происходит содержание сюжета, нам необходимо владеть понятийным рядом, лексикой того времени.
Давайте проверим, знаем ли мы гоголевскую лексику.
Предлагаю тест по повести “Ночь перед Рождеством”. Запишите номер вопроса и буквой вариант ответа.
1) Что означает слово колядовать?
А) веселиться перед Новым годом;
Б) петь накануне Рождества;
В) собирать сплетни.

(1-А)

2) Что означает выражение строить куры?
А) строить дом;
Б) ухаживать;
В) разводить куриц.

(2-Б)

3) Черевички это:
А) чайные чашки;
Б) тарелки для супа;
В) башмаки.

(3-В)

4) Ковзаться это:
А) целоваться;
Б) кататься на коньках;
В) обниматься.

(4-А)

5) Чернец это:
А) монах;
Б) черный кот;
В) черный платок.

(5-А)

6) Смалец это:
А) машинное масло;
Б) мазь;
В) бараний жир.

(6-В)

7) Кутья это:
А) хлеб;
Б) каша;
В) лапша.

(7-Б)

8) Таратайка это:
А) повозка;
Б) шапка;
В) верхняя женская одежда.

(8-А)

Мы с вами освежили в памяти значения некоторых слов из словаря Н.В.Гоголя. На посиделки к нам пришли некоторые герои повести, но прежде чем они встретятся с нами, запишите в тетрадях слово “юмор” и объясните, как вы понимаете значение этого слова.
Рефлексия: Давайте посмотрим, как Н.В.Гоголь в повести “Ночь перед Рождеством” использовал искусство украинского народного юмора.
1. Оксана перед зеркалом.
…По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим, в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою.
Оксана: -Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?
- Лгут люди, я совсем не хороша.
- Разве черные брови и очи мои так хороши, что уж равных им нет и на свете?
- Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах?
- Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!
- Нет, хороша я!
- Ах, как хороша!
- Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!
- Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть.
2. Вакула и Черт.
Черт: -Это я – твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам, сколько хочешь, Оксана будет сегодня же наша…
Кузнец стоял размышляя.
Вакула: – Изволь, – сказал он наконец, – за такую цену готов быть твоим!
Черт: – Ну, Вакула! – ты знаешь, что без контракта ничего не делают.
Вакула: – Я готов!
-У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! – Тут он заложил назад руку – и хвать черта за хвост.
Черт:- Вишь, какой шутник! –
- Ну, полно, довольно шалить!
Вакула:- Постой, голубчик! – а вот это как тебе покажется? – При этом он сотворил крест, и черт сделался тих, как ягненок.
- Постой же, будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан!
Черт: -Помилуй, Вакула!
- Отпусти душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!
Вакула: – А, вот каким голосом запел, немец проклятый! Теперь я знаю, что делать. Вези меня сей же час на себе! Слышишь, неси, как птица!
- Куда?
- В Петербург, прямо к царице!
3. Кум, кумова жена и ткач.
Кум: – Здравствуй, Остап!
Ткач: – Здравствуй!
- Куда идешь?
- А так. Иду куда ноги идут.

-
Помоги, человек добрый, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги. Добром разделимся пополам.
- Мешки? А с чем мешки, с кнышами или паляницами?
Кум: – Да, думаю всего есть.
Ткач: – Куда ж мы понесем его? В шинок?
Кум: – Оно бы и я так думал, чтобы в шинок; но ведь проклятая шинкарка не поверит, подумает еще, что где-нибудь украли; к тому же я только что из шинка. Мы отнесем его в мою хату. Нам никто не помешает: жинки нет дома.
Ткач: – Да точно ли нет?
Кум: – Слава Богу, мы не совсем еще без ума, – черт ли бы принес меня туда, где она. Она, думаю, протаскается с бабами до света.
Кумова жена: – Кто там?
Ткач: – Вот те на!
Кумова жена: – Вот это хорошо! Это хорошо, что наколядовали столько! Вот так всегда делают добрые люди; только нет, я думаю, где-нибудь подцепили. Покажите мне сей час, слышите, покажите сей же час мешок ваш! Кум: – Лысый черт тебе покажет, а не мы.
Ткач: – Тебе какое дело? – мы наколядовали, а не ты.
Кумова жена: – Нет, ты мне покажешь, негодный пьяница!
- Но ткач и кум мужественно отстояли мешок и заставили ее попятится назад.
- Э, да тут лежит целый кабан!- Пошла прочь! Пошла прочь! – кричали оба.
Кума принялась за кочергу, но в это время из мешка вылез Чуб.
Мы познакомились с жителями Диканьки, такими разными по характеру, открытыми, жизнерадостными.
Рефлексия: Какие качества характера вызывают у нас смех?
4. “Юмор” (работа со словарями).

Но оказывается юмор не просто смех, а еще и литературный прием. А как же тогда можно определить, что такое юмор?
А ведь у нас есть верный помощник, который может нам подсказать, точное значение юмора.
Давайте обратимся к источникам, которые нам помогут определить толкование понятия “юмор”. Откроем словари и посмотрим. Слово юмор происходит от англ.
humour, которое переводится: нрав, настроение.
Ребята, слова “юмор” и “сатира” очень близки по значению. Найдем определение понятия “сатира”. Чем отличается юмор от сатиры?
Что такое юмор?Как он создается в лексике, в общении? Назовите способы юмористического повествования?(Неожиданность, несоответствие, гипербола).
Какие способы юмористического повествования использует автор?(1 – неожиданность; 2 – гипербола; 3 – несоответствие).Где применяется гипербола?Что мы называем гиперболой? (Гипербола- преувеличение до неправдоподобия).
5. Итоговые вопросы.
В чем тайна нашей любви к Гоголю?
Что притягивает нас к сюжетам гоголевских произведений?
Хочется ли отдельные фрагменты или произведение в целом прочитать еще раз?
А сейчас мы определим лучшего знатока повести.

Угадай персонаж

1. Ей от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж, она так умела причаровать к себе самых степенных казаков…
2. …Давно уже, лет десять, а может и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру…
3. …Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу.
4. …Ей не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее.



Предварительный просмотр:

  Повторение темы "Причастие".

КЛАСС: 6.

ТИП УРОКА ПО ЦЕЛИ: урок обобщающего повторения.

ТИП УРОКА ПО СОДЕРЖАНИЮ: урок по морфологии.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • обучающая: повторение и закрепление орфографических и пунктуационных навыков, полученных при изучении темы "Причастие";
  • развивающая: развитие умения находить в тексте причастия и причастные обороты; умение различать написание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; развитие умения правильного написания Н и НН в суффиксах причастий, слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
  • воспитательная: воспитать внимание к грамматическим формам слова; формировать чувство любви к прекрасному, к природе через ее описание;
  • коммуникативная: сформировать умение полного устного ответа у доски, что способствует развитию устной речи и располагает к общению; развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и творческого воображения учащихся через игровые элементы и применение грамматической сказки на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • записи на доске;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • репродукции :..
  • диапроектор.

ПЛАН УРОКА:

I. Начало урока. Объявление темы и целей урока.

II. Обобщающее повторение темы "Причастие" с использованием приема грамматической сказки. 

  1. Знаки препинания при причастном обороте. Игра "Заблудился".
  2. Правописание Н и НН в суффиксах причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Разноуровневые упражнения.
  3. Употребление причастий в речи. Разноуровневые упражнения.
  4. Обобщение по грамматической сказке. Подведение итогов.

III. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

 

I. Начало урока. Объявление темы и целей урока.

 

- Сегодня у нас заключительный урок по теме "Причастие". И так как основной теоретический материал мы с вами уже проверили на одном из предыдущих уроках (в виде самоэкзамена), то на сегодняшнем уроке нашей основной задачей будет отработка тех орфографических и пунктуационных навыков, которые мы изучили. А вспоминать всю тему "Причастие" нам поможет сказка, начало которой мы положили на самом первом уроке.

II. Обобщающее повторение темы "Причастие" с использованием приема грамматической сказки.

1. Знаки препинания при причастном обороте. Игра "Заблудился".

Итак, что же такое причастие, какими признаками оно обладает, что такое причастный оборот, и как ставятся знаки препинания при нем, мы сейчас и посмотрим.

Первый этап сказки, проецируется на экране, читает один из учеников.

Жили-были в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол. И была у них дочка Причастие. Родители очень любили свою девочку. Тем более что она была похожа и на папу, и на маму. От мамы-Прилагательного Причастие унаследовала род, число и падеж, а также окончания. Папа-Глагол передал дочке свои два времени (настоящее и прошедшее), совершенный и несовершенный вид, возвратность. Мама разрешала Причастию дружить с именем Существительным и слушаться его, так как оно старше. Папа же настаивал на том, чтобы его дочь управляла существительным и наречием. А раз во всех семьях главный всегда папа, то и Причастие все называли особой формой Глагола.

Так они и поживали. Причастие подрастала на радость родителям. К ее глагольной основе прибавлялись суффиксы -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ), -ОМ(-ЕМ), -ИМ, -НН, -ЕНН,

-Ш, -ВШ, -Т. И Причастие становилась все красивее и красивее.

Причастие была девочка общительная. У нее было много друзей. К ней приходили Существительные, Местоимения, Наречия и Неопределенные формы глагола. Играя, они слушались Причастие и отвечали на ее вопросы. Всех вместе их называли Причастным оборотом. Когда же их собиралось много, при них всегда находилась няня-Существительное, которую звали Определяемым словом. Вся веселая маленькая компания зависела от него и немного побаивалась. Отношения у них были удивительные: Если на прогулке Определяемое слово шло впереди и не могло видеть, как ведут себя малыши, оно вызывало на помощь Запятую, которую ставило после себя, перед Причастным оборотом. А если шумная ватага бежала перед Определяемым словом, то Запятая была уже не нужна, няня и сама наблюдала за ребятами.

- Давайте же потренируемся искать причастие и причастный оборот. Посмотрите на доску - вы видите несколько предложений с расставленными запятыми. Только запятые-то наши почему-то заблудились: они встали не туда куда нужно. Перепишите пожалуйста эти предложения себе в тетрадь, расставьте правильно запятые, объяснив их постановку графически.

Ярко зеленели посевы, охваченные утренним солнцем. Около дома был сад, одичавший и заросший травой и бурьяном. С отдаленного от поместья хутора чуть слышно донесся крик птиц. В широко раскрытые окна и двери веяло свежестью.

2. Правописание Н и НН в суффиксах причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Разноуровневые упражнения.

- Дальше нам предстоит очень сложная работа.

- Мы должны будем вспомнить такие правила, как Н и НН в суффиксах причастий, слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Второй этап сказки , проецируется на экране, читает один из учеников.

Мама-Прилагательное очень ценила эту дружбу и всегда говорила: "Дружи с ребятами, общайся, и тогда вредная частица НЕ никогда не пристанет к тебе, и ты с ней будешь писаться РАЗДЕЛЬНО. Но если только ты останешься одна, НЕ тут же к тебе привяжется, и писаться с ней ты будешь СЛИТНО!".

Как и всякий ребенок, Причастие могла бать и послушной, и непослушной. Бывало, она делала все, что ей скажут старшие, и тогда ее называли Действительным Причастием. Но иногда приходилось просить ее и заставлять работать, тогда она получала имя Страдательного Причастия. Но что удивительно, и в том, и в другом случае Причастию всегда помогали суффиксы: работали вместе с ней суффиксы -УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ),

-ВШ, -Ш, а "страдали" - ЕМ(-ОМ), -ИМ, -НН, -ЕНН.

А вот в наказание за непослушание Страдательное Причастие иногда употребляли в краткой форме. Мама-Прилагательное забирала из суффиксов Причастия -ЕНН и -НН одну букву Н, и с тех пор краткие Причастия всегда пишутся с одной буквой Н.

И даже частица НЕ не любила, когда Причастие становилась кратким, и писалась с ней в этих случаях всегда РАЗДЕЛЬНО.

Недовольный Страдательным Причастием папа-Глагол тоже поставил свои условия. Он позволил не всем суффиксам помогать нерадивой дочери. "Суффикс -ЕНН будет помогать только тогда, когда Страдательное Причастие будет образовано от глаголов на

-ИТЬ, -ТИ и -ЧЬ; суффикс -НН будет помогать Страдательному Причастию, образованному от глаголов на -АТЬ, -ЯТЬ и -ЕТЬ!",- говорил строгий отец.

- Работать мы будем по вариантам. Варианты II и III будут выполнять упражнения, в котором должны будут вставить пропущенные орфограммы и объяснить их написание (Упражнение 435 учебника). Сложная работа предстоит I варианту. Вы должны будете преодолеть "Трудный путь к пятерке". Перед вами лежат карточки с заданиями. Вам нужно вставить пропущенные орфограммы в данные слова, выписать в отдельную таблицу выбранные орфограммы, закрасить обозначенные ячейки. Оценку 5 получат те, у кого все получится.

Подкова:ая лошадь

Кваше:ая в бочке капуста

 

 

 

Исследова:ая местность

Кова:ое кольцо

 

 

 

Освеще:ая улица

(Не)распустившаяся весной яблоня

 

 

 

(Не)распустившаяся яблоня

(Не)законченная автором повесть

 

 

 

Мелодия (не)допета

Человек (не)защищен

 

 

 

  1. Вставить пропущенные орфограммы
  2. В правую таблицу записать выбранные орфограммы таким образом: Н или НН, СЛ (слитно) или Р (раздельно)
  3. Закрасить ячейки, в которых занесено НН и Р

 

НН

НН

НН

Н

НН

Р

СЛ

Р

Р

Р

3. Употребление причастий в речи. Разноуровневые упражнения.

- И наконец, давайте посмотрим\, какую роль играют причастия в нашей речи.

- Работать снова будем по вариантам. I и II варианты будут играть в "Переводчика". Вы знаете, что если любой иностранный текст переводить дословно, то предложения получаются какие-то корявые и бестолковые. Иногда приходится заменять некоторые слова синонимами, менять порядок слов, чтобы текст стал грамотным и интересным. Перед вами просто набор "переведенных" слов, описывающих картину Н.Н. Дубовского "Море", репродукция которой дана у вас в учебнике на стр.7 Попробуйте все эти слова сконструировать в связный текст. Используйте причастия и причастные обороты.

На, лежать, перед, я, картина, изображать, берег, море, вдаль, мы, видеть, дрейфовать, парусники, в, небо, плыть, облака, и, летать, чайки, картина, окрасить, в, розовый, тон, что, говорить, о, наступать, вечер, я, понравиться, эта, картина.

- III варианту предлагается игра "Добавь слово". Прочитайте текст, данный у вас на карточках. Внизу приведены причастия, которые вы должны вставить в этот текст.

Судно подходило к высокому острову: "Сокол" успел починить поломку после шторма. Он сиял чистотой и блеском под лучами солнца. Океан тихо шевелился.

Слова для справок: подернутому туманной дымкой, получивший пробоину, плывущего в безоблачной высоте, еще не успокоившийся и грозный вчера.

- Заслушаем работы I и II вариантов, а также полученные тексты III варианта. Какой же вывод вы можете сделать о роли причастия в тексте?

Третий этап сказки, проецируется на экране, читает один из учеников.

Шли годы. Ничего особенного в жизни Причастия не происходило. Её часто звали на помощь людям при написании текста. Особенно часто Причастие употребляли в научном стиле речи. Одно только ее не устраивало. Ведь была она уже взрослой, могла дружить, с кем хотела, помогать людям, а все по-прежнему считали ее Особой формой глагола.

III. Обобщение по грамматической сказке. Подведение итогов.

- Итак, как вы думаете, о чем же "мечтает" причастие? Конечно, о том, чтобы ученые лингвисты собрались и решили наконец сделать причастие самостоятельной частью речи.

Четвертый этап сказки, проецируется на экране, читает один из учеников.

Пусть у Причастия нет будущего времени, но будущее у нее есть: кто знает, может быть, пройдут годы, Причастие все-таки станет Самостоятельной частью речи.

IV. Домашнее задание.

- Если ни у кого нет вопросов, открывайте дневники и записывайте домашнее задание: повторить  24-29 учебника, подготовиться к написанию диктанта.

- Урок окончен, до свидания.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Контрольный урок ПРИЧАСТИЕ

Слайд 2

Цели: Проверить знания учащихся по теме; Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии; Закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания с причастным оборотом; Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Слайд 3

Причастие- это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.Даль Начинаем наш урок. Очень хочется, чтоб впрок Он пошел нам, и тогда Будем грамотны всегда.

Слайд 4

1. Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в стихотворении П. Чеснокова Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П Р И Ч А С Т И Е

Слайд 5

2. Образуйте от перечисленных глаголов действительные причастия бить - [] блистать - [] застелить - [] дремать - [] лаять - [] одеваться - [] обидеть - []

Слайд 6

2. Образуйте от перечисленных глаголов действительные причастия бить - бивший блистать - блиставший застелить - застеливший дремать - дремлющий лаять - лающий одеваться - одевающийся обидеть - обидевший

Слайд 7

3. Замените выделенные слова причастиями. 1. Увидел я кудрявый лес, который дышал весенней прохладой. 2. Ландыши, которые уже распустились , издавали тонкий, нежный аромат весны. 3. Впереди нас были темно-синие вершины гор, которые покрылись снегом. 4. Около купальни, которая строилась под зелёными ветвями ивняка, барахтался в воде плотник Герасим.

Слайд 8

3. Замените выделенные слова причастиями. 1. Увидел я кудрявый лес, дышащий весенней прохладой. 2. Ландыши, уже распустившиеся , издавали тонкий, нежный аромат весны. 3. Впереди нас были темно-синие вершины гор, покрытые снегом. 4. Около купальни, строящейся под зелёными ветвями ивняка, барахтался в воде плотник Герасим.

Слайд 9

4. Одна буква Н пишется в примере (выбирайте вариант): 1) жаре...ое на углях мясо 2) бракова...ый товар 3) закопчё...ые стены 4) работы провере...ы

Слайд 10

4. Одна буква Н пишется в примере (выбирайте вариант): 1 ) жаренное на углях мясо 2) бракованный товар 3) закопчён н ые стены 4) работы проверены

Слайд 11

5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы Н - НН ? Ранен..ный боец - изранен..ый солдат, посеян..ое зерно - сеян..ая мука, кипечён..ая вода - вкпечён..ое молоко, крашен..ый пол - подкрашен..ый забор.

Слайд 12

5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы Н - НН ? Ране н ый боец - изране нн ый солдат, посея нн ое зерно - сея н ая мука, кипячё н ая вода - вскпячё нн ое молоко, краше н ый пол - подкраше нн ый забор .

Слайд 13

6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ? Отточе…ый карандаш, выструга…ые половицы, Беле.…ые мелом стены, Купле…ый товар.

Слайд 14

6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ? Отточе нн ый карандаш, выструга нн ые половицы, беле нн ые мелом стены, купле нн ый товар.

Слайд 15

7. Какие из данных слов являются действительными причастиями настоящего времени Бить - бивший, бьющий; Блистать - блистающий, блиставший; Застелить - застилающий, застилавший; Дремать - дремавший, дремлющий; Лаять - лающий, лаявший; Одеваться - одевавшийся, одевающийся; Обидеть - обидевший, обидящий.

Слайд 16

7. Какие из данных слов являются действительными причастиями настоящего времени Бить - бивший, бьющий ; Блистать - блистающий , блиставший; Застелить - застилающий , застилавший; Дремать - дремавший, дремлющий ; Лаять - лающий , лаявший; Одеваться - одевавшийся, одевающийся; Обидеть - обидевший, обидящий .

Слайд 17

8. Какие из данных слов являются страдательными причастиями настоящего времени Охранять - охраняемый, охраняющий; Греть - греемый, греющий; Терять - терявший, теряемый; Хранить - хранящий, хранимый.

Слайд 18

8. Какие из данных слов являются страдательными причастиями настоящего времени Охранять - охраняемый , охраняющий; Греть - греемый , греющий; Терять - терявший, теряемый ; Хранить - хранящий, хранимый .

Слайд 19

9. Подберите к данным словам причастия: Зефир - Мармелад - Конфета - Шоколад - Гирлянда - Мишура - Хлопушка - Конфетти -

Слайд 20

10. Укажите в спрятанных словах т олько причастия. Крепкий, укрепленный, крепчайший, действительный, действовавший, бережный, сбереженный, сберегательный, сберегаемый, заметный, замечаемый, замечательный, мягча йш ий, смягчающий, стройный, строительный, построенный, строящийся.

Слайд 21

10. Укажите в спрятанных словах т олько причастия. Крепкий, укрепленный , крепчайший, действительный, действовавший, бережный, сбереженный, сберегательный, сберегаемый, заметный, замечаемый, замечательный, мягча йш ий, смягчающий, стройный, строительный, построенный, строящийся .

Слайд 22

П ример : незамеченный - вовремя не замеченный. нерешенные, наразгаданное, неудовлетворенное, неполитое, необдуманный, неутихающий, непросохшее, невыполненное, необработанный, незаконченный, неотправленное. 11. Подберите к причастиям с приставкой "не-" пояснительные слова так, чтобы приставка стала частицей "не" , которая пишется раздельно.

Слайд 23

12. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова. Смотр…т туч..ка в вешний лёд, (_______________) Лёд её сиянье пьёт. (_______________) Та…т туч…ка в небесах , (_______________) Та…т льдинка на волнах. (_______________) Облик, та…щий вдвойне , (_______________) И на неб… и в волн…, - (_______________) Это я и это ты, (_______________) Оба - таянье мечты. (_______________) (К.Случевский) Какое слово является причастием? - ___________

Слайд 24

12. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова. Смотр и т тучка в вешний лёд, ( прилагательное ) Лёд её сиянье пьёт. ( существительное ) Та е т тучка в небесах , ( существительное ) Та е т льдинка на волнах. ( существительное ) Облик, та ю щий вдвойне , ( наречие ) И на неб е и в волн е , - ( предлог ) Это я и это ты, ( местоимение ) Оба - таянье мечты. ( числительное ) (К.Случевский) Какое слово является причастием? - тающий

Слайд 25

13. От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия. Расставьте знаки препинания. Полярная весна. На берегу (усеять) мелкими и острыми камнями (зар а сти) зелёным глубоким мохом, ещё приметнее чувствовалась полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи. По отлогому склону (обратить) на полдень рос ярко - зеленый мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями (покрывать) (потрескаться) землю пучками росли цветы - яркие полярные маки своей нежностью (напоминали) наши подснежники. (И. Соколов-Микитов)

Слайд 26

13. От глаголов, стоящих в скобках, образуйте соответствующие причастия. Расставьте знаки препинания. Полярная весна. На берегу , усея н ном мелкими и острыми камнями , заросшем зелёным глубоким мохом, ещё приметнее чувствовалась полярная весна. Под тонкой ледяной коркой звонко пели ручьи. По отлогому склону , обращенному на полдень , рос ярко - зеленый мох, похожий на великолепный бархат. Наверху между камнями , покрывающи ми потрескавшуюся землю , пучками росли цветы - яркие полярные маки , своей нежностью напоминавшие наши подснежники. (И. Соколов-Микитов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Своя игра.

В викторине принимают участие три коман­ды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и стоимость вопроса....

Внеклассное мероприятие по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя.

Внеклассное мероприятие по обобщению и систематизации знаний учащихся по повестям Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" в форме игры "Звездный час"....

Мастер-класс на тему: «Аппликация из природных материалов. Вечера на хуторе близ Диканьки»

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля в...

Литературная викторина «Своя игра» (по повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Описание игры. В викторине принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя ...

Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Истинная поэзия «Вечеров на  хуторе близ Диканьки»....

Игра-викторина по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя

 Вот и в отдаленные деревни пришел век DVD, компьютеров, не говоря уже о телевизорах. И вместо посещений библиотеки, чтения книг наши дети увлечены компьютерными играми и просмотром фильмов (увы, не п...