Урок русского языка в 6 классе "Разряды имён прилагательных.Качественные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Загитова Татьяна Николаевна

Урок построен в соответствии с современными требованиями создания условий для самостоятельного "добытия"знаний, контроля и самооценки. Содержит занимательный материар, элементы игровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий урока52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2

пгт Серышево Амурской области

Урок  русского языка

Разряды имён прилагательных по значению.

Качественные прилагательные

Разработала Загитова Татьяна Николаевна –

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2

                                         пгт Серышево.Программа Ладыженской Т.А.

               

                                                          Проведён в 6-х классах МОУ СОШ № 2.

                               

Загитова Т.Н.

I Мобилизация внимания учащихся. Слово учителя.

    Нам предстоит знакомство с новой, очень важной для вас,  темой.

    Настраиваемся на серьёзную, активную работу.

   Записываем дату и вид работы по месту её выполнения, оставим строку

для записи темы  занятия.

II Актуализация

   1 Работа с формулами.

Задание: Заполните пропуски в формулах, найдите ошибки в образовании степеней сравнения, исправьте их.

- основа прилагательного + суфф иксы … = простая сравнительная степень;

- … + прилагательное = составная сравнительная степень;

- основа прилагательного + суфф иксы … = простая превосходная степень;

- … + исходное прилагательное = составная превосходная степень

   2 Поиск ошибок в образовании форм степеней сравнения прилагательных.

Задание: Найдите ошибки в образовании степеней сравнения, исправьте их.

КРАСИВШЕ, ВЫШЕ, ДЛИНЬШЕ,БОЛЕЕ ГРОМЧЕ, МЕЛЬЧЕ, БОЛЕЕ ДЛИННЫЙ, САМЫЙ УМНЕЙШИЙ, НАИБОЛЕЕ ТЁМНЫЙ

  3 Образование форм степеней сравнения прилагательных.

Задание: Образуйте все формы степеней сравнения от слов 

КРАСИВЫЙ, СВЕЖИЙ

  4 Словарный диктант с целью повторения орфограмм «Гласные в корне слова»,  «Окончания прилагательных» и актуализации знаний.

Зимним днём, по лисьему следу, на лесной опушке, пушистая ёлка, в снежном покрове, под глубоким сугробом, искристые отблески, лёгкими снежинками, у векового дуба.

- Какой темой объединены словосочетания в диктанте?

- Слова каких частей речи встретились в диктанте?

- Одинаковые ли признаки обозначают прилагательные?

Слайд №1

       Место          Принадлежность

                                                        Окрас           Размер

                                                        Вес                Время

                                                        Вещество     Состав                и другие признаки

   5 Выводы

МЫ УВИДЕЛИ, ЧТО  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ МОГУТ ОБОЗНАЧАТЬ РАЗНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ.

ИЗДАВНА УЧЁНЫЕ ПЫТАЛИСЬ ПРОИЗВЕСТИ КЛАССИФИКАЦИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ОНИ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ГРУППЫ, ОПИРАЯСЬ НА ЗНАЧЕНИЯ И ФОРМУ  ПИЛАГАТЕЛЬНЫХ: КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ и ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ.

-

Слайд №2

Загитова Т.Н.

III Определение учащимися темы и целей урока.

-Мы подошли к теме нашего урока. Попробуйте самостоятельно её сформулировать.

- Кто из вас может справиться с целеполаганием?

( Совершенно верно, целями урока будут следующие:

                         1 – познакомиться с делением прилагательных на 3 разряда;

 2 – научиться находить качественные прилагательные в речи;

 3 – сформировать навык определения их роли в предложении,

                         использования их в своей речи)

IV Создание проблемной ситуации.  Организация исследования ( в группах)Презентация  результатов.

      1 Слово учителя.

Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу  по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию.

Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебниках. Работать будете по группам – рядам.

Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из словарного диктанта, чтобы продолжить работу над описанием зимнего пейзажа.

Слайд №3

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Свойства прилагательных

качественные

Разряды

относительные

притяжательные

1) Значение

2)Способность проявлять признак в большей или меньшей степени

(наличие степеней

сравнения)

3)Наличие краткой формы

4)Наличие возможно

сти сочетаться с наречиями

5)Свойство образо-

вывать сложные прилагательные

2 Определение темы и цели групповых исследований

Итак, тема исследования 1-го ряда – качественные прилагательные   ( стр.116);

                                            2-го ряда – относительные прилагательные ( стр.117);

                                            3-го ряда – притяжательные прилагательные ( стр. 119).

3 Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы,

данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.

Загитова Т.Н.

4 Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов.

- Найдите сходства и отличия в разрядах прилагательных.

- Обязательны ли все признаки для качественных прилагательных?

5 Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных.

-Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.

ЕСЛИ СОЧЕТАЕТСЯ СО СЛОВОМ ОЧЕНЬ, ИМЕЕТ КРАТКУЮ ФОРМУ, СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ,   ЗНАЧИТ,   КАЧЕСТВЕННОЕ.

ЕСЛИ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС  ЧЕЙ?, ЗНАЧИТ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ.

ЕСЛИ НИ ТО, НИ ДРУГОЕ НЕ ПОДХОДИТ, ЗНАЧИТ, ОТНОСИТЕЛЬНОЕ.

Например… (устно)

(Холодный, ледяной?, тополиный)

V                                         ФИЗМИНУТКА

VI Закрепление с целью совершенствования навыка определения качественных прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.

1Комментированное письмо в парах – упр.290 (I абзац).

Задание: Найти качественные прилагательные, подчеркнуть как член предложения, устно доказать принадлежность к разряду; записать к ним антоним.

2 Индивидуальное задание – Сборник раздаточных материалов, стр.76

Задание: Списать выделенное предложение, найти в нём прилагательные, определить их синтаксическую роль и разряд.

* - Какую роль играют прилагательные в текстах?

3 Творческая работа с текстом на экране.

Задание: Списать текст в тетрадь, вставить подходящие по смыслу прилагательные, подчеркнуть качественные прилагательные.

Найти художественные приёмы ( средства выразительности)

Слайд №4

Зима! Это …  пора с её …  …  днями,  … сумерками, с её … ночами, когда по

…  …  небу, как тени несутся … облака!

Недаром зиму называют волшебницей. Она развешивает на деревьях … гирлянды инея, окутывает их …. дымкой.

Всё вокруг сказочное, фантастическое, необыкновенное!

- Назвать качественные прилагательные.

-Какие художественные средства использованы в тексте?

              (Эпитеты-  …  Метафора – … Олицетворение- … Сравнение- … )

Загитова Т.Н.

IX Контроль усвоения материала.

     

  1. Задание: Выбрать номера, соответствующие качественным прилагательным.

Слайд №5  Самомопроверка «по ключу»

                         1 великолепный вид                   6 твёрдый наст

                     2 тонкий ствол                            7 заячий хвостик

                     3 январский мороз                      8 муравьиная тропа

                     4 берёзовая роща                        9 еловые ветки

                     5 серая кукушка                         10 низкое солнце

Слайд №6

Ключ к тесту

1,2,5,6,10

    2 Экспресс-опрос:

Чтобы знанья были впрок,

Повторяем мы урок!

- Какие разряды прилагательных выделяются в русском языке?

-Прилагательные каких разрядов не имеют краткой формы?

- Прилагательные какого разряда отвечают на вопрос ЧЕЙ?

- Какие признаки могут иметь качественные прилагательные?

-Можно ли считать прилагательное качественным, если у него есть не все пять признаков?

 VIII  Самооценка.

Домашнее задание. Инструктаж к Упражнению 292.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Степени сравнения имён прилагательных"

Разработка урока русского языка "Степени сравнения имён прилагательных" с презентаций...

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные."

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные."...

Методическая разработка урока русского языка "Три склонения имён существительных"

Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 5 классТип урока:  закрепление ЗУНФорма урока:  урок с применением ИКТ. Учебник  «Русский язык» Ладыжен...