Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией

Цель урока:

  • повторение и обобщение изученного по теме “Имя прилагательное”:
  • отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных;
  • углубление представления о роли имён прилагательных в речи, способах их образования;
  • определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.

Оборудование: таблицы по теме “Имя прилагательное”, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели.
  2. Работа по теме урока.
  1. Синтаксический разбор предложения.

Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности.

  1. Задание классу (работа в парах):
  • дать определение имени прилагательного, рассказать о его морфологических признаках.
  • какова синтаксическая роль имён прилагательных?
  • найти в предложении имена прилагательные и выполнить по вариантам морфологический разбор имён прилагательных:

1 вариант – мягкий
2 вариант – янтарный

  • произвести взаимопроверку разборов.
  1. Словарный диктант “Кто грамотнее?” (2 ученика у доски, а остальные в тетради выполняют задание)

Цель: проверить знание словарных слов по теме

Январское утро, зелёный луг, обыкновенный цветок, искусный мастер, весёлое торжество, новое ремесло, необыкновенный талант, маневренный катер, кухонный набор, синий колокольчик, общественно-политический отдел, иссиня-чёрный крем, изжелта - красное солнце, величиной с напёрсток.

  1. На какие разряды по значению делятся имена прилагательные? Определить разряд имён прилагательных. Распределительный диктант.

Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.

  • провести самопроверку.
  1. Как пишутся краткие имена прилагательные с основой на шипящий?

Игра “Кто быстрее?”

Задание: образовать, где это возможно, краткие имена прилагательные.

Медвежий - …, пригожий - …, казачий - …, кипучий - …, могучий - …, жгучий - …, ребячий - …, птичий - …, горячий - …

Вывод: Какие прилагательные могут иметь краткую форму?

  • Склоняются ли краткие имена прилагательные ?
  • Изменяются ли краткие прилагательные по числам, по родам?
  • Чем обычно является краткое прилагательное в предложении?
  1. Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении. Рассказать о падежных окончаниях имён прилагательных.
  • В морозн... воздухе
  • январск ... днем
  • зимн ... вечером
  • погож ... утром
  • рыж... белку
  • соснов... бором
  •  чист... полем
  • в темн... лесу
  • кудряв ... березой
  • на мохнат ... ели
  • душист... черемухой
  • жгуч… морозом
  1. Эстафета на правописание НН и Н в суффиксах имён прилагательных.

(Ученик, придумав слово, выходит к доске, записывает его и объясняет правописание).

Таблица “НН и Н в суффиксах имён прилагательных” для справок.

  1. Как различать на письме суффиксы К и СК в именах прилагательных?

Задание: от существительных образовать прилагательные с суффиксами К и СК.

  • Брат - …,
  • немец -…,
  • матрос - …,
  •  апрель -…,
  • герой - …,
  • Ростов - …,
  • француз - …
  • университет - …
  1. Как отличить слова – прилагательные с приставкой НЕ- от прилагательных с частицей НЕ?

Запись словосочетаний с объяснением правописания.

(Не)близкий путь; (не)приятное происшествие; совсем (не)интересная игра; река (не)широкая, а узкая; (не)сочные ягоды; (не)уклюжий медведь; (не)большой, а маленький зверь.

  1. Назовите способы образования имён прилагательных. Какие прилагательные называются сложными? Когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис? Примеры.
  2. Назвать как можно больше слов, образованных путем перехода имен прилагательных в разряд имен существительных. Например: жаркое, мороженое, булочная, кондитерская, запятая, гласные, рабочие, ученый и т.д.
  3. Употребление имён прилагательных в речи. Работа с текстом. Прочитайте текст Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

1 вариант

утро. 
…утром на …небе медленно плывут… облака. С высоты льется… песня жаворонка. В воздухе пахнет …зимой. Над озером поднимается … туман. Легко дышится на …воздухе. Из-за леса доносятся …звуки …гудка.
Он зовет вдаль, к …морю.

2 вариант.

Весеннее утро. 
/Весенним/ утром на /ясном, лазурном/ небе медленно плывут /белые, пушистые/ облака. С высоты льется
 /звонкая/ песня жаворонка. В воздухе пахнет /теплой/ зимой. Над/неподвижным/ озером поднимается/легкий, прозрачный/ туман. Легко дышится на /весеннем/ воздухе. Из-за леса доносятся /глухие/ звуки /пароходного/ гудка. Он зовет вдаль, к /жаркому, синему/ морю.

ВЫВОД:

  • Чем отличается первое чтение от второго?
  • Какова роль прилагательных в речи?
  1. Итог урока (Как подготовились ребята, как усвоена тема, кто отличился)

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание: вопросы учебника, сочинение-миниатюра “Весенняя капель”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» Урок в 6 классе Учитель Вдовина С. И. МБОУ СОШ №2 ст. Каневская

Слайд 2

Цели урока: повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»: - отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных; - углубление представления о роли имён прилагательных в речи, способах их образования; - определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление.

Слайд 3

Повторяем теорию Какая часть речи называется прилагательным? Назовите морфологические признаки имеет прилагательное? Какие прилагательные называются полными, а какие краткими? Назовите разряды имён прилагательных по значению? Какова синтаксическая функция имён прилагательных? Какие правила орфографии вы изучали по теме «Имя прилагательное»?

Слайд 4

Произведите синтаксический разбор предложения время работы 4 минуты Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности. Морфологический разбор слов 1 вариант – мягкий 2 вариант - янтарный

Слайд 5

Определите разряд прилагательных по значению Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.

Слайд 6

Проверьте себя! Качественные : великолепный, грустный, тихий, голубой, талантливый Относительные: каменные, вчерашняя, городской. Притяжательные: мамино, лисий, соловьиная.

Слайд 7

Образуйте краткие формы прилагательных . ПОМНИТЕ! краткие формы могут быть образованы не от всех прилагательных время работы 3 минуты Медвежий Пригожий Казачий Кипучий Могучий Жгучий Ребячий Птичий Горячий

Слайд 8

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Пригожий – пригож Кипучий – кипуч Могучий – могуч Жгучий – жгуч Горячий - горяч

Слайд 9

Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении. В морозн... воздухе чист... полем январск ... днем в темн... лесу зимн ... вечером кудряв ... березой рыж... белку душист... черемухой соснов... бором жгуч… морозом на мохнат ... ели погож ... утром

Слайд 10

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! В морозн ом воздухе чист ым полем январск им днем в темн ом лесу зимн им вечером кудряв ой березой рыж ую белку душист ой черемухой соснов ым бором жгуч им морозом на мохнат ой ели погож им утром

Слайд 11

Н и НН в суффиксах прилагательных Н В суффиксах: -ин-, -ан-, -ян- Например: Звер ин ый, песч ан ый, кож ан ый. Исключения:стекл янн ый,олов янн ый, дерев янн ый НН В суффиксах: -енн-, -онн- Например: обед енн ый 2) …н+н Например:карма н н ый Исключение: ветр ен ый

Слайд 12

От существительных образовать прилагательные с суффиксами К и СК. Брат - … немец -… матрос - … апрель -… герой - … Ростов - … француз - … университет - …

Слайд 13

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Брат -брат ск ий матрос -матрос ск ий герой - герой ск ий француз – француз ск ий Немец – немец к ий Апрель – апрель ск ий Ростов – Ростов ск ий Университет - университет ск ий

Слайд 14

Определи: НЕ – приставка или НЕ - частица ( Не)близкий путь; (не)приятное происшествие; совсем (не)интересная игра; река (не)широкая, а узкая; (не)сочные ягоды; (не)уклюжий медведь; (не)большой, а маленький зверь.

Слайд 15

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Неблизкий путь; неприятное происшествие; совсем не интересная игра; река не широкая, а узкая; несочные ягоды; неуклюжий медведь; не большой, а маленький зверь.

Слайд 16

Работа с текстом. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. … утро. … Утром на …небе медленно плывут… облака. С высоты льется… песня жаворонка. В воздухе пахнет …зимой. Над озером поднимается … туман. Легко дышится на …воздухе. Из-за леса доносятся …звуки …гудка. Он зовет вдаль, к …морю.

Слайд 17

Весеннее утро . / Весенним/ утром на /ясном, лазурном/ небе медленно плывут /белые, пушистые/ облака. С высоты льется /звонкая/ песня жаворонка. В воздухе пахнет /теплой /зимой. Над /неподвижным / озером поднимается /легкий, прозрачный/ туман. Легко дышится на /весеннем/ воздухе. Из-за леса доносятся /глухие/ звуки /пароходного/ гудка. Он зовет вдаль, к /жаркому, синему/ морю. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

Слайд 18

Игра со словами Снег Листья Тучи Речка Дом Книга Запомните слова в данном порядке и запишите к этим словам эпитеты в том порядке, в каком расположены слова.

Слайд 19

Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на тему «Весенняя капель», вопросы учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Предложенный учебный материал состоит из плана урока и методических рекомендаций к нему....

Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Конспект урока русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи....

Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»

цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательное в речи....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Имя прилагательное как часть речи"

Цель урока: знать о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»

Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....

Урок русского языка в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Материал содержит технологическую карту урока, рабочий лист ученика и кроссенс....