Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательное в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное как часть речи

Урок русского языка в 5 классе

Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательные в речи

Ход урока

  1. Чтение учителем текста с пропуском слов.

Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестринками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (прямой) клюв.

- О какой птице идёт речь? Как вы это определили?

-Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?

2. Отгадайте загадки.

1) Сам алый, кафтан зелёный, бархатный.

2) Золотое решето чёрных домиков полно, сколько в чёрненьких домов- столько беленьких жильцов.

- Что помогло вам отгадать загадки?

- Для чего служат имена прилагательные в речи?

3. Упр.567.

- Прочитать выразительно стихотворение.

- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи?

- Разберите по составу слово грустная.

Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (весёлая, радостная).

- Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

4. Записать предложения, найти эпитеты.

1) Никнут шёлковые травы. 2) Из-за леса, леса темного подымалась красна зорюшка. 3) В это время лебедь белая оглянула даль зеркальную.

- Словами какой части речи являются эпитеты? Для чего служат эпитеты?

5. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу и определение, выраженное прилагательным.

1) Приближалась довольно скучная пора.

2) Мелькает жёлтый лист на зелени дерев.

3) Осыпается весь наш бедный сад.

Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его  впечатления от предмета.

6. Запись словосочетаний и их анализ.

Стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса  Премудрая.

Вывод о согласовании прилагательного с существительным.

7. Работа с текстом ( «В дурном обществе» В.Г.Короленко)

Маруся всякий раз всплёскивала ручонками, и глаза её загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах.

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на на свои четыре года, она ходила ещё плохо. Неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прзрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика

- Назвать словосочетания с прилагательными, с помощью которых автор описывает девочку.

Вывод: прилагательные могут быть использованы для описания внешности человека, его внутреннего мира.

Дом. задание: составить текст, используя прилагательные, чтобы получилось описание дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".

  Разработка урока.  Презентация, технологическая карта, приложение....

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...