Урок русского языка в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Гайдукова Надежда Владимировна

Материал содержит технологическую карту урока, рабочий лист ученика и кроссенс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока русского языка в 5 классе

в соответствии с требованиями ФГОС

учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №6» г. Сосновый Бор Ленинградской области

Гайдуковой Надежды Владимировны

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речевом высказывании.

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык (УМК Львовой С.И.)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: Создать условия для знакомства обучающихся с различными лексико-семантическими группами прилагательных, в частности прилагательных оценочного характера.

этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент

Добрый день. Здравствуйте, ребята!

  1. Определение темы и целей урока. (мотивационный этап)

-У меня к вам серьезный вопрос: вы как к конфетам относитесь? Вот я люблю, есть такая слабость.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

-А конфета. Она какая?

Слова какой части речи вам потребовались, чтобы ответить на вопрос?

Какая будет тема нашего урока?

Слайд 2

Запишите в рабочую карту тему нашего сегодняшнего урока.

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

- Сформулируйте цели нашего урока.

Нравится – не нравится….

- Сладкая, вкусная, шоколадная…

- Прилагательные

Имя прилагательное.

  • Вспомнить то, что знаем об имени прилагательном и расширить наши знания.
  •  Выяснить, для чего нужны имена прилагательные.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

3. Актуализация знаний.

Слайд 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, есть ли в нем прилагательное?

Что ты говоришь? – возмутился удав. – Какая ещё хрюря? 

– Пампукская хрюря! – сказал попугай.  – Пампукская! 

– Никаких пампукских хрюрь я никогда не видел! – закричал удав.

Почему это слово вы определяете как прилагательное?

Слайд 4

Какие слова не являются

именами  прилагательными?

Яркий, первый,  карамельный, ванильный, жующий, мелкий, сахарный 

Отметьте их в рабочей карте, почему?

Слайд 5

Восстановите деформированный текст.

__________________ - это часть речи, которая отвечает на вопросы _____________________ и обозначает ___________________________ .

Слайд 7

- Восстановите слова, спрятавшиеся за данными морфемами:

-АЯ, -УЮ,- ОГО, -ЫМИ,- ЫЕ,- ОЕ

- Какие морфологические признаки прилагательного показали намокончания?

Читают, отвечают ПАМПУКСКАЯ

Отвечает на вопрос КАКАЯ?

ПЕРВЫЙ и ЖУЮЩИЙ: первый – числительное, а жующий связано с действием

Вывод:

Имя прилагательное - это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета.

(вывод вынесен на слайд 6)

Например,

Красивая, красивую, красивого, красивыми, красивые, красивое

Вывод :

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. (слайд 8)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Это мы знали, но мы с вами собирались расширить наши знания:

Слайд 9 Работаем в паре

На какие 4 группы по лексическому значению можно разделить слова?

Золотистый, шоколадный, круглый, сливочный, маленький, овальный,

большущий, белый, ореховый, тонкий,  прямоугольный, темный. 

Слайд 12

Прочитайте и сравните тексты.

Эта конфета состоит из ореха в вафле с кремом, покрыта шоколадом и орехами.

Эта круглая шоколадная конфета состоит из цельного лесного ореха  в тонкой вафле с ореховым кремом. Она покрыта молочным шоколадом и мелкими лесными орехами

Слайд 14

А что изменилось в этом тексте:

Эта вкусная круглая шоколадная конфета состоит из ароматного лесного ореха в тонкой вафле с нежным ореховым кремом. Эта конфета покрыта чудесным шоколадом и лесными орехами.

(слайд 10)

Цвет: золотистый, белый, темный

Размер: маленький большущий, тонкий

Вкус: шоколадный, сливочный, ореховый

Форма : круглый, овальный, прямоугольный

Вывод :

Имена прилагательные

можно разделить на группы по лексическому значению, например: цвет, форма, размер, вкус и т.д.  (слайд 11)

Вывод:

Имена прилагательные

позволяют нам передавать информацию более точно, они помогают выделять предмет из множества других. (слайд 13)

Вывод:

При описании предмета с помощью имён прилагательных можно давать оценку предмету (положительную и отрицательную).  (слайд 15)

Осуществление смыслового чтения художественных текстов; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

5. Этап включения новых знаний и способов действий в систему знаний.

Используя оценочную лексику, выразите свое отношение (положительное или отрицательное) к конфете.

В качестве основы используйте следующий текст:

Эта конфета словно три стихии, следующие одна за другой. Сначала шоколад, затем карамель, а напоследок - начинка.

ВАРИАНТЫ

  • Эта конфета словно три стихии, следующие одна за другой. Сначала вкусный шоколад, затем сладкая карамель, а напоследок – нежная начинка.
  • Эта конфета словно три стихии, следующие одна за другой. Сначала горький шоколад, затем приторная карамель, а напоследок – невкусная начинка.

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).  

6.Обобщение и систематизация

Работа в паре с  кроссенсом

Опираясь на КРОССЕНС, выполните задания.

Задания к кроссенсу:

1 уровень Хорошо!

Объясните, какая информация скрывается за «образами» кроссенса. Составьте связный рассказ об имени прилагательном.

2 уровень Молодцы!

Проанализируйте образы и определите, какая информация об имени прилагательном не представлена в кроссенсе.

1 уровень. Опираясь на выводы, сделанные в рабочих картах по ходу урока, составляют связный текст об имени прилагательном.

2 уровень.  Не хватает синтаксической роли имени прилагательного и его оценочного характера.

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме; структурирование знаний (П)

Адекватное использование речевыхсредств для решения различных коммуникативных задач (К)

Выполнение учебных действий в громкоречевой форме (Р)

7. Рефлексия

Учитель предлагает закончить фразы:

Я не знал __________________.

Теперь я знаю _________________.

Рефлексия СФЕТОФОР:

У кого в рабочих листах позиция САМсамыч отмечена 5-6 раз , прикрепите магнит зеленого цвета в центр светофора, нарисованного на доске,

3-4 раза – желтый,

Меньше 3 – красный.

Самоанализ содержательной части урока.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД;

Приложение 1

Рабочая карта урока _____________________(ФИ)Тема урока _______________________________________________________

этап

задание

вывод

самооценка

1.

Выпишите слова, которые не являются прилагательными ___________________________________         Обязательно приготовьтесь ответить на вопрос  ПОЧЕМУ?

Восстановите деформированный текст:

__________________ - это часть речи, которая отвечает на вопросы _____________________ и обозначает ___________________________ .

САМсамыч

Почемучка

Незнайка

2.

Восстановите слова, спрятавшиеся за данными на слайде  морфемами:

САМсамыч

Почемучка

Незнайка

3.

На какие 4 группы по лексическому значению можно разделить слова, представленные на слайде?

1. _______________

2.___________________

3. _______________

4. ___________________

САМсамыч

Почемучка

Незнайка

4.

Прочитайте и Сравните тексты.

Эта конфета состоит из ореха в вафле с кремом, покрыта шоколадом и орехами.

Эта круглая шоколадная конфета состоит из цельного лесного ореха  в тонкой вафле с ореховым кремом. Она покрыта молочным шоколадом и мелкими лесными орехами

САМсамыч

Почемучка

Незнайка

5.

Используя оценочную лексику, выразите свое отношение к конфете.

Эта конфета словно три стихии, следующие одна за другой. Сначала шоколад, затем карамель, а напоследок - начинка.

САМсамыч

Почемучка

Незнайка

6.

Работаем в паре:

Опираясь на КРОССЕНС, выполните задания.

Задания к кроссенсу:

1 уровень Хорошо!

Объясните, какая информация скрывается за «образами» кроссенса. Составьте связный рассказ об имени прилагательном.

2 уровень Молодцы!

Проанализируйте образы и определите, какая информация об имени прилагательном не представлена в кроссенсе.

1. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая какие? и чей? и обозначает признак предмета. По лексическому значению их можно разделить на группы, например: форма, размер, цвет и т.д. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Прилагательные помогают сделать нашу речь выразительной, яркой, точной, а также помогают выразить свое отношение к предмету.

2. Синтаксическая функция.

САМсамыч

Почемучка

Незнайка

7.

Я не знал _________________________Теперь узнал___________________________

                                                            

                                                                                  

                                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя прилагательное как часть речи (сладкая история). Учитель русского языка и и литературы Гайдукова Н.В.

Слайд 2

Что ты говоришь? – возмутился удав. – Какая ещё хрюря ? – Пампукская хрюря ! – сказал попугай. – Пампукская ! – Никаких пампукских хрюрь я никогда не видел! – закричал удав.

Слайд 3

Яркий первый карамельный ванильный жующий мелкий сахарный 1. Какие слова не являются именами прилагательными? Яркий первый карамельный ванильный жующий мелкий сахарный

Слайд 4

Восстановите деформированный текст . ___________________________ - это часть речи, которая отвечает на вопросы _____________________________и обозначает _______________.

Слайд 5

Имя прилагательное это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? и обозначает признак предмета.

Слайд 6

ОГО АЯ ЫЕ УЮ ОЕ ЫМИ 2. Восстановите слова, спрятавшиеся за данными морфемами:

Слайд 7

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Слайд 8

3. На какие 4 группы по лексическому значению можно разделить слова? Золотистый, шоколадный, круглый, сливочный, маленький, овальный, большущий, белый, ореховый, тонкий, прямоугольный, темный. Работаем в паре

Слайд 9

Цвет золотистый белый темный Размер маленький большущий тонкий Форма круглый овальный прямоугольный Вкус шоколадный сливочный ореховый

Слайд 10

Имена прилагательные можно разделить на группы по лексическому значению, например: цвет, форма, размер, вкус и т.д.

Слайд 11

Эта конфета состоит из ореха в вафле с кремом. Она покрыта шоколадом и орехами. 4. Прочитайте и сравните: Эта круглая шоколадная конфета состоит из цельного лесного ореха в тонкой вафле с ореховым кремом. Она покрыта молочным шоколадом и мелкими лесными орехами. Эта круглая шоколадная конфета состоит из цельного лесного ореха в тонкой вафле с ореховым кремом. Она покрыта молочным шоколадом и мелкими лесными орехами.

Слайд 12

Имена прилагательные позволяют нам передавать информацию более точно, они помогают выделять предмет из множества других.

Слайд 13

Эта вкусная круглая шоколадная конфета состоит из ароматного лесного ореха в тонкой вафле с нежным ореховым кремом. Эта конфета покрыта чудесным шоколадом и лесными орехами.

Слайд 14

При описании предмета с помощью имён прилагательных можно давать оценку предмету (положительную и отрицательную). При описании предмета с помощью имён прилагательных можно давать оценку предмету (положительную и отрицательную).

Слайд 15

КРОССЕНС 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 16

Задания к кроссенсу : 1 уровень Хорошо! Объясните, какая информация скрывается за «образами» кроссенса . Составьте связный рассказ об имени прилагательном. 2 уровень Молодцы! Проанализируйте образы и определите, какая информация об имени прилагательном не представлена в кроссенсе .

Слайд 17

Имя прилагательное в предложении является определением или сказуемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".

  Разработка урока.  Презентация, технологическая карта, приложение....

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...