Урок русского языка в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту урока, рабочий лист ученика и кроссенс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
имя прилагательное как часть речи | 473.04 КБ |
urok_5_klass.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока русского языка в 5 классе
в соответствии с требованиями ФГОС
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» г. Сосновый Бор Ленинградской области
Гайдуковой Надежды Владимировны
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речевом высказывании.
Класс: 5 класс
Предмет: русский язык (УМК Львовой С.И.)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: Создать условия для знакомства обучающихся с различными лексико-семантическими группами прилагательных, в частности прилагательных оценочного характера.
этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
| Добрый день. Здравствуйте, ребята! | ||
| -У меня к вам серьезный вопрос: вы как к конфетам относитесь? Вот я люблю, есть такая слабость. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: -А конфета. Она какая? Слова какой части речи вам потребовались, чтобы ответить на вопрос? Какая будет тема нашего урока? Слайд 2 Запишите в рабочую карту тему нашего сегодняшнего урока. РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА - Сформулируйте цели нашего урока. | Нравится – не нравится…. - Сладкая, вкусная, шоколадная… - Прилагательные Имя прилагательное.
| Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
3. Актуализация знаний. | Слайд 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, есть ли в нем прилагательное? Что ты говоришь? – возмутился удав. – Какая ещё хрюря? – Пампукская хрюря! – сказал попугай. – Пампукская! – Никаких пампукских хрюрь я никогда не видел! – закричал удав. Почему это слово вы определяете как прилагательное? Слайд 4 Какие слова не являются именами прилагательными? Яркий, первый, карамельный, ванильный, жующий, мелкий, сахарный Отметьте их в рабочей карте, почему? Слайд 5 Восстановите деформированный текст. __________________ - это часть речи, которая отвечает на вопросы _____________________ и обозначает ___________________________ . Слайд 7 - Восстановите слова, спрятавшиеся за данными морфемами: -АЯ, -УЮ,- ОГО, -ЫМИ,- ЫЕ,- ОЕ - Какие морфологические признаки прилагательного показали намокончания? | Читают, отвечают ПАМПУКСКАЯ Отвечает на вопрос КАКАЯ? ПЕРВЫЙ и ЖУЮЩИЙ: первый – числительное, а жующий связано с действием Вывод: Имя прилагательное - это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета. (вывод вынесен на слайд 6) Например, Красивая, красивую, красивого, красивыми, красивые, красивое Вывод : Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. (слайд 8) | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий | Это мы знали, но мы с вами собирались расширить наши знания: Слайд 9 Работаем в паре На какие 4 группы по лексическому значению можно разделить слова? Золотистый, шоколадный, круглый, сливочный, маленький, овальный, большущий, белый, ореховый, тонкий, прямоугольный, темный. Слайд 12 Прочитайте и сравните тексты. Эта конфета состоит из ореха в вафле с кремом, покрыта шоколадом и орехами. Эта круглая шоколадная конфета состоит из цельного лесного ореха в тонкой вафле с ореховым кремом. Она покрыта молочным шоколадом и мелкими лесными орехами Слайд 14 А что изменилось в этом тексте: Эта вкусная круглая шоколадная конфета состоит из ароматного лесного ореха в тонкой вафле с нежным ореховым кремом. Эта конфета покрыта чудесным шоколадом и лесными орехами. | (слайд 10) Цвет: золотистый, белый, темный Размер: маленький большущий, тонкий Вкус: шоколадный, сливочный, ореховый Форма : круглый, овальный, прямоугольный Вывод : Имена прилагательные можно разделить на группы по лексическому значению, например: цвет, форма, размер, вкус и т.д. (слайд 11) Вывод: Имена прилагательные позволяют нам передавать информацию более точно, они помогают выделять предмет из множества других. (слайд 13) Вывод: При описании предмета с помощью имён прилагательных можно давать оценку предмету (положительную и отрицательную). (слайд 15) | Осуществление смыслового чтения художественных текстов; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
5. Этап включения новых знаний и способов действий в систему знаний. | Используя оценочную лексику, выразите свое отношение (положительное или отрицательное) к конфете. В качестве основы используйте следующий текст: Эта конфета словно три стихии, следующие одна за другой. Сначала шоколад, затем карамель, а напоследок - начинка. | ВАРИАНТЫ
| Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). |
6.Обобщение и систематизация | Работа в паре с кроссенсом Опираясь на КРОССЕНС, выполните задания. Задания к кроссенсу: 1 уровень Хорошо! Объясните, какая информация скрывается за «образами» кроссенса. Составьте связный рассказ об имени прилагательном. 2 уровень Молодцы! Проанализируйте образы и определите, какая информация об имени прилагательном не представлена в кроссенсе. | 1 уровень. Опираясь на выводы, сделанные в рабочих картах по ходу урока, составляют связный текст об имени прилагательном. 2 уровень. Не хватает синтаксической роли имени прилагательного и его оценочного характера. | Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) Построение речевого высказывания в устной и письменной форме; структурирование знаний (П) Адекватное использование речевыхсредств для решения различных коммуникативных задач (К) Выполнение учебных действий в громкоречевой форме (Р) |
7. Рефлексия | Учитель предлагает закончить фразы: Я не знал __________________. Теперь я знаю _________________. Рефлексия СФЕТОФОР: У кого в рабочих листах позиция САМсамыч отмечена 5-6 раз , прикрепите магнит зеленого цвета в центр светофора, нарисованного на доске, 3-4 раза – желтый, Меньше 3 – красный. | Самоанализ содержательной части урока. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; |
Приложение 1
Рабочая карта урока _____________________(ФИ)Тема урока _______________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что ты говоришь? – возмутился удав. – Какая ещё хрюря ? – Пампукская хрюря ! – сказал попугай. – Пампукская ! – Никаких пампукских хрюрь я никогда не видел! – закричал удав.
Яркий первый карамельный ванильный жующий мелкий сахарный 1. Какие слова не являются именами прилагательными? Яркий первый карамельный ванильный жующий мелкий сахарный
Восстановите деформированный текст . ___________________________ - это часть речи, которая отвечает на вопросы _____________________________и обозначает _______________.
Имя прилагательное это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? и обозначает признак предмета.
ОГО АЯ ЫЕ УЮ ОЕ ЫМИ 2. Восстановите слова, спрятавшиеся за данными морфемами:
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
3. На какие 4 группы по лексическому значению можно разделить слова? Золотистый, шоколадный, круглый, сливочный, маленький, овальный, большущий, белый, ореховый, тонкий, прямоугольный, темный. Работаем в паре
Цвет золотистый белый темный Размер маленький большущий тонкий Форма круглый овальный прямоугольный Вкус шоколадный сливочный ореховый
Имена прилагательные можно разделить на группы по лексическому значению, например: цвет, форма, размер, вкус и т.д.
Эта конфета состоит из ореха в вафле с кремом. Она покрыта шоколадом и орехами. 4. Прочитайте и сравните: Эта круглая шоколадная конфета состоит из цельного лесного ореха в тонкой вафле с ореховым кремом. Она покрыта молочным шоколадом и мелкими лесными орехами. Эта круглая шоколадная конфета состоит из цельного лесного ореха в тонкой вафле с ореховым кремом. Она покрыта молочным шоколадом и мелкими лесными орехами.
Имена прилагательные позволяют нам передавать информацию более точно, они помогают выделять предмет из множества других.
Эта вкусная круглая шоколадная конфета состоит из ароматного лесного ореха в тонкой вафле с нежным ореховым кремом. Эта конфета покрыта чудесным шоколадом и лесными орехами.
При описании предмета с помощью имён прилагательных можно давать оценку предмету (положительную и отрицательную). При описании предмета с помощью имён прилагательных можно давать оценку предмету (положительную и отрицательную).
КРОССЕНС 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Задания к кроссенсу : 1 уровень Хорошо! Объясните, какая информация скрывается за «образами» кроссенса . Составьте связный рассказ об имени прилагательном. 2 уровень Молодцы! Проанализируйте образы и определите, какая информация об имени прилагательном не представлена в кроссенсе .
Имя прилагательное в предложении является определением или сказуемым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...
Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".
Разработка урока. Презентация, технологическая карта, приложение....
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...