Изложение по тексту В. Чаплиной "Лоська"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Милош Татьяна Николаевна

Урок подготовки к изложению в 5 классе. 

Данный урок содержит элементы дифференцированной работы с учащимися-инофонами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie_5_klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Изложение по тексту В. Чаплиной «Лоська»

5 класс

Цели: формирование умения определять тему текста и его частей; формирование умения выделять части текста при записи.

Оборудование: картинки с рожком и пустышкой, картинки с изображением детенышей разных животных, картинка загона; карточки с пунктами плана.

В зоопарк привезли лосенка. Он всех боялся. Соску не брал.

Я села на корточки и протянула малышу бутылочку. Это помогло. Лосенок подошел смелей. Он понюхал соску и вкусно зачмокал.

Скоро лосенок ко мне привык. Он трогательно ласкался: клал голову мне на плечо и нежно пощипывал губами щеку.

Подрос Лоська. Его перевели в другой загон. Туда я редко ходила. Встречал меня Лоська радостно. Он терся об меня мордой и ласково щипал губами мое лицо.

(73 слова)

По В. Чаплиной

1. Объявление темы урока.

-Сегодня мы будем писать изложение по рассказу Веры Чаплиной. Давайте познакомимся с текстом. (Текст у каждого в распечатанном виде)

2. Знакомство с текстом.

- Прочитаем текст (читает хорошо читающий ребенок)

- О чем рассказывается в тексте?

- Почему лосенок мог погибнуть? Прочитайте, как об этом сказано.

- Что помогло лосенку выжить? Как это произошло? Прочитайте.

- Почему лосенок полюбил Веру Васильевну?

- Каким словом определила воспитательница его ласку? (Трогательно.) Запомним это слово. Каким словом можно бы его заменить? (Нежно.) (синонимы записать на доску)

- Как вы думаете, почему я назвала Веру Васильевну воспитательницей?

- Какую кличку дали лосенку?

- Почему Лоську перевели в другой загон?

- Изменилось ли отношение лосенка к автору? Как он выражал свою радость от встречи? Прочитайте.

- Подберите заголовок к тексту. (Для инофонов – дать карточки с разными заголовками, попросить выбрать подходящий)

3. Постановка учебной задачи. Составление плана.

- Скажите, что помогает вспомнить содержание текста при записи. (план)

- Сегодня мы вместе составим план, который поможет нам написать изложение по данному тексту. (инофонам дать план, но в разрезанном виде: одна карточка – один пункт плана. Задача: поставить части в нужной последовательности. План: 1. Первый день в зоопарке. 2. Лосенок поел из бутылочки. 3. Трогательные ласки. 4. Радостные встречи.

- Прочитайте первую часть текста. Что мы узнали из этой части?

- Как можно назвать эту часть? (Первый день в зоопарке. Пугливый лосенок) (Названия частей записать на доске, дети пишут в тетради.)

- Вопрос для ИНОФОНОВ: какое название для этой части вы выбрали? Почему? (если выбрали другой заголовок, попросить подтвердить свой выбор словами из текста)

- Прочитайте 2-ю часть. О каком событии мы узнали? Как назовем эту часть? (Лосенка накормили. Лосенок поел из бутылочки.)

- Как развивались события дальше? Прочитайте об этом.

- Посоветуйтесь с соседом по парте, как лучше назвать эту часть. Запишите ваше название.

- Прочитайте, как вы назвали эту часть. (Трогательные ласки.) Почему назвали именно так?

- Прочитайте последнюю часть. Напишите самостоятельно название этой части.

- Давайте послушаем, как вы назвали последнюю часть текста. (Подружились. Встречи продолжаются. Радостные встречи.

- Какое из предложенных названий лучше всего отражает содержание 4-й части?

- Прочитайте план. Все ли главные момент текста отражены в плане? Почему важно отразить главное в каждой части?

- Итак, мы составили план изложения, который нам поможет составить текст. Теперь посмотрим, на что нам нужно обратить внимание, чтобы наш текст был грамотным.

4. Работа над речевым оформлением текста.

- ВОПРОС ИНОФОНАМ: Перечитайте первую часть. Какое слово нам подсказывает, что в зоопарк привезли детеныша? (Слово «лосенок» указывает, что он маленький.)

- Какой суффикс «помогает» нам взрослое животное «превратить» в детеныша?

- Как автору удалось избежать повтора слова «лосенок»?

- Для чего предназначена соска? (Инофонам дать изображение пустышки и рожка с молоком, попросить выбрать ту картинку, на которой изображена соска, которой можно кормить малышей)

- Перечитаем еще раз вторую часть.

Вопрос инофонам: как вы понимаете «сесть на корточки» (словосочетание записать на доске; выслушать детей)

- А может, кто-нибудь знает, что это за «корточки», на которые мы садимся? Кто сможет показать? А кто покажет, что значит это выражение?

- Значит, на самом человеке указать корточки нельзя! Это именно положение, в котором человек сидит. Можно ли это слово употреблять самостоятельно?

- Слово корточки употребляется только в выражении «сесть на корточки», «опуститься на корточки», «встать с корточек»

- Какие слова автор употребляет, чтобы избежать повтора слова «лосенок»? (запись на доске и в тетради: лосенок – он – малыш)

- Каким словом заменяет слово «соска»? (бутылочка)

Вопрос инофонам: каких размеров была соска? Как вы догадались? (бутылочка – маленькая, а большая – это бутылка) Какой суффикс «превратил» большую бутылку в маленькую?

- Как вы считаете, можно ли заменить слово «протянула» словом «дала»? Почему? (Заменить нельзя, т.к. протянуть – это значит поднести на вытянутой руке, как бы предложить, а дать – это не предлагать, а просто вручить)

- Какое из двух слов подчеркивает отношение Веры Васильевны к лосенку? Почему? (Протягивала она с любовью, заботой. В этом действии есть что-то ласковое. Слово «дать» же обозначает действие, не выражающее никаких эмоций)

- Видимо, поэтому такой способ и помог: «Лосенок подошел смелее, понюхал соску и вкусно зачмокал».

- Как вы понимаете выражение «вкусно зачмокать»?

ЗАДАНИЕ ИНОФОНАМ: составьте предложение или словосочетание со словом «вкусно» (вкусно пахнет, вкусно готовит)

- Какое же значение в данном предложении имеет слово «вкусно»? Давайте попробуем заменить это слово другим. (аппетитно)

- Что значит аппетитно? (то, что вызывает аппетит, желание есть)

Записать на доске: вкусно – аппетитно.

- Какой глагол употребляет Чаплина, говоря о звуках, издаваемых лосенком во время еды? (зачмокал)

- Как вы понимаете это слово? (чмокать – целовать, значит это звук, как при поцелуе) Кто-нибудь хочет попробовать издать такой звук?

- Перечитайте третью часть. Как лосенок выражал свою привязанность к Вере Васильевне?

- Какой глагол указывает на то, что лосенок с нежностью относился к своей воспитательнице? (пощипывал)

- А в чем разница между словами «щипал» и «пощипывал»? Почему Чаплина между двумя этими однокоренными словами выбирает именно «пощипывал»? (Пощипывают ласково, нежно, не больно.)

- Перечитайте последнюю часть.

- Как вы думаете, почему лосенка назвали Лоськой?

- Можно ли по кличке определить отношение людей к лосенку? Что помогает это сделать?

- Как в этой части автору удается избежать повтора?

- Что такое «загон»?

- На доске вывесить карточку со словом.

- Загон – это загороженное место для сельскохозяйственных животных.

- Запишите это слово.

- Проговорите его.

- Составьте предложение с этим словом. (Животные находились в загоне)

- Посмотрите, как выглядит загон. (картинка)

- Мы видим, что Лоська был также рад своей воспитательнице, как и раньше. Он терся о нее мордой. Что такое морда?

- А можно ли заменить слово «морда» словом «лицо»? Почему?

- Обратите внимание, что Чаплина далее употребляет слово «щипал». А мы ведь уже сказали, что «щипал» это более грубое действие, чем «пощипывал». Почему же в данном предложении не чувствуется грубости со стороны Лосика? (Потому что он щипал ласково)

- А кто знает, как выглядят лосята? (ИНОФОНАМ дать картинки с изображением детенышей различных животных, попросить выбрать ту, на которой изображен лосенок). Выбранные картинки инофоны поднимают над собой.

5. Подготовка к записи текста.

- В каких словах нужно подчеркнуть буквы? Для чего подчеркнуть? (зоопарк, лосенок, боялся, корточки, подошёл, ласкался, щеку, радостно и др.)

- Какие слова нужно выписать? (зоопарк, трогательно)

- Почему нужно найти и выписать трудные слова?

- Теперь вам нужно убрать текст и написать изложение по составленному нами плану.

- Предложения в тексте должны быть связаны между собой. Как проверить, связано ли составленное предложение с предыдущим? (Прочитать предыдущее и сказать следующее за ним)

6. Запись текста по плану. Самопроверка.

- Перед тем, как сдать текст на проверку, внимательно прочитайте его, подумайте, все ли в нем понятно.

- Проверьте, правильно ли вы выделили части при записи. Соответствуют ли части плану?

- Проверьте грамотность. Прочитайте каждое слово по слогам. Сравните слова в вашем изложении со словами, которые были выписаны.

РАБОТА С ИНОФОНАМИ: после того, как иноязычные дети заканчивают работу, они поднимают руку. Садятся парами, проверяют тетрадь соседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сжатое изложение публицистического текста.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отб...

Развитие речи. Подготовка к изложению по тексту И.Медведевой «Поговорим о бабушках».

Данный урок можно провести в 6-8 классах в III-IVчетвертях, когда особенности всех стилей и типов речи рассмотрены, так как анализируемый текст включает фрагменты разных типовых значений. Предус...

Образец работы над сжатым изложением по тексту В.М. Пескову при подготовке к ГИА

В данной разработке я показываю, какую провожу работу  над сжатым изложением при подготовке к ГИА....

Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"

     Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен...

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"

конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...