Образец работы над сжатым изложением по тексту В.М. Пескову при подготовке к ГИА
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
В данной разработке я показываю, какую провожу работу над сжатым изложением при подготовке к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazec_raboty_nad_szhatym_izlozheniem_po_tekstu_v.m._peskovu_pri_podgotovke_k_gia.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Вот еще один пример сжатого изложения.
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове -Родина?..
Можно ли представить Красную площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры...» У меня тогда комок в горле застрял. Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»
Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
И нельзя медлить. Бережного отношения, сохранения требует всё: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране... и несётся такое перекати-поле, пока не прибьётся где-нибудь на обочине жизни», - писал академик Д.С. Лихачёв.
Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать. И здесь, по словам академика Лихачёва, «для «духовной оседлости» человека, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины» так необходима именно культурная среда.
(307 слов) (По В.М. Пескову)
Какова тема текста?
- Тема патриотизма, любви к Отечеству, Родине, воспитания, культурной среды, в которой растет человек.
Проблема? Какие вопросы волнуют автора?
- Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове -Родина? Зачем нужно сохранять и оберегать памятники истории своей страны? Что значит любить Отечество? Как воспитать эту любовь?
Идея? Основная мысль текста?
- Заставить любить Родину нельзя. Любовь надо воспитывать. А воспитание это должно проходить в культурной среде, ведь любовь к Родине вырастает из любви к родным местам. Для этого необходимо сохранять памятники прошлого, ведь именно они вместе с окружающим нас миром, вместе с нашими настоящими делами, вместе с нашим родным домом и выражаются дорогим словом Отечество.
Тип речи?
- Рассуждение.
Тезис
Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове -Родина?..
Доказательства
Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
«Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране... и несётся такое перекати-поле, пока не прибьётся где-нибудь на обочине жизни», - писал академик Д.С. Лихачёв.
Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
Вывод.
По словам академика Лихачёва, «для «духовной оседлости» человека, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины» так необходима именно культурная среда.
Микротемы выделены в абзацах красным цветом.
Как связаны в тексте абзацы?
1 и 2 абзац с помощью риторического вопроса.
2 и 3 с помощью однокоренных слов : не сломали, сломать и союза НО
3 и 4 с помощью сочинительного союза И
5 абзац – это логический вывод из всего вышесказанного.
Приступаем к сжатию текста, вот что должно получиться.
Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в слове -Родина?..
Можно ли представить Красную площадь без храма Василия Блаженного? Однажды повествователь услышал, что собор этот хотят снести, чтобы расширить Красную площадь. Но чья-то мудрость остановила непоправимое. Не сломали.
Но ведь могли сломать. А сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
И нельзя медлить. Бережного отношения, сохранения требует всё: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь... «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он равнодушен и к своей стране…», - писал академик Д.С. Лихачёв.
Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, с окружающим миром, домашним очагом выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любовь к Отечеству надо воспитать. А для привязанности человека к родным местам необходима именно культурная среда.
(По В.М. Пескову)
135 слов.
Чтобы ребята не путались, я им в начале подготовки к ГИА говорю, что и изложение, и сочинение части С2 должно быть 100 слов.
Если текст длинный, я считаю возможным сокращение его до 135 слов, потому что в противном случае есть опасность написать сжатое изложение телеграфным стилем, что тоже будет неправильно, коряво, потеряются авторские ключевые слова..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка "Как работать над сжатым изложением"
Памятка "Как работать над сжатым изложением"...
Работа над сжатым изложением
Работа над сжатым изложением...
Способы и приемы работы над сжатым изложением
Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. И дело не в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Из-з...
"Система работы над сжатым изложением как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации"
С введением ФГОС ООО одним из важнейших требований является нахождение, восприятие и обработка информации учащимися.Возникает проблема организации образовательного процесса, направленного на самостоят...
Работа над сжатым изложением.
Работа над сжатым изложением в 9 классе....
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ.
Методика работы над сжатым изложением...
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ
Методика работы над сжатым изложением в рамках подготовки учащихся к ОГЭ. Изложение – один из традиционных для школы видов работы по развитию связной речи, который предполагает два взаимосв...