Работа над сжатым изложением.
методическая разработка по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
- Исключение:
- вводных слов;
- однородных членов предложения;
- повторов;
- однотипных примеров;
- риторических вопросов и восклицаний;
- цитат;
- деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
- пояснений;
- рассуждений;
- описаний;
- слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
Например: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)
В данном предложении избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:
Сказка живет везде, во всем. (5 слов)
2. Обобщение или объединение:
- парцеллированных предложений;
- ряда предложений, связанных одной мыслью;
- частей предложений;
- конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Например: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
3. Замена:
- однородных членов обобщающим словом;
- сложного предложения – простым;
- части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
- прямой речи – косвенной;
- части текста одним предложением;
- части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо:
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
Например: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
Сочетание исключения и обобщения (объединения):
Например: Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)
Сочетание исключения и замены:
Например: Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)
Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения:
Например: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста?
- основные детали, помогающие понять авторскую идею;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения:
- Разделите текст на смысловые части.
- Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Обучающее занятие: приемы компрессии текста
Задание №1. Прочитай текст для сжатого изложения.
1.Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с людьми, но общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком. 2.Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.
4.В это лето я узнал на ощупь, на вкус, на запах много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
7. Какие же это слова?
8. Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
9. Но одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.
10. Тогда все эти слова, рассказывающие о дождях, крепнут, наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.
( По К.Г. Паустовскому)
- слов)
Задание №2. Примени приёмы сжатия текста для каждого абзаца:
Приёмы сжатия:
1.Найди и выдели в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или грамматические основы, если предложение сложное.
2. Предложение №1 – сложноподчинённое с разными видами связи, причём вторая часть осложнена однородными членами. Значит, выберем только ту часть развёрнутой информации, которая непосредственно связана с главной мыслью текста в целом. Поэтому в первую очередь необходимо определить ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста. В очерке К.Г.Паустовского речь идет о словах, наполненных природного, близкого сердцу русского человека смысла. Общую информацию, связанную с темой текста, выражает второе придаточное предложение, а ключевым словом, «подсказывающим» эту взаимосвязь, является выражение «чувство языка». Поэтому, во-первых, исключим из состава сложного предложения частично главную и полностью первую придаточную части. А из состава продолжения главной части (концовка предложения, осложнённого однородными членами) исключим весь однородный ряд, применив следующий способ сжатия текста - свёртывание предложения за счёт обобщения. Другими словами, мы обобщим мысль, выраженную автором при помощи ряда однородных дополнений, одним словом или небольшим выражением. Например: общение с окружающим нас миром.
3. Предложение №2. Это предложение можно исключить при сжатии текста, так как оно лишь дополняет смысл предыдущего и найдёт «своё продолжение» в третьем предложении.
4. Предложение №3 - простое, осложнённое приложением и распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Поскольку конструкции осложнения как правило несут добавочную информацию, то исключить надо именно их. Но будьте внимательны: проверьте, не содержат ли они ярких, эмоциональных, образно-обобщающих выражений, тесно связанных с главной мыслью текста. В нашем тексте обобщающе-образное средство – метафора лето открытий1находится в основной части предложения, которую мы сохраняем.
5. Предложение №4 – осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Внимание! В составе причастного оборота находятся слова (два однородных определения далёкими и непережитыми), которые очень важно сохранить, так как они подчёркивают идею текста К.Г.Паустовского – пробудить в читателе «переживание, ощущение» живого слова. Поэтому мы исключаем из состава предложения все слова, за исключением подлежащего и сказуемого (я узнал) и дополнения (слов). Перенесём два определения далёкими и непережитыми из причастного оборота в основную часть предложения и согласуем с существительным слов2(см далее образец сжатого изложения данного текста).
6. Предложение № 5 – исключаем полностью, так как оно лишь распространяет смысл предыдущего.
7. Предложение № 6 – отсекаем полностью главную часть и часть конструкции осложнения простого предложения, за исключением обобщающе-образного выражения бездна живых образов в концовке предложения. Соединим эту конструкцию с предыдущим предоложением№53(результат смотри в образце сжатого изложения данного текста).
8. Предложение №7 – выполняет особую смыслово-риторическую функцию: является предложением-абзацем, и поэтому не может быть исключено, так как нарушится логика построения текста. Кроме того, вопрос, заданный автором текста, не только задаёт тон рассуждению, но и является смысловой связкой между частями сжатого изложения. Убери его, и нарушится смысловое единство уже полученного сжатого текста.
9. Предложение №8 – сложноподчинённое, придаточная часть которого осложнена однородными определениями. Применим следующий приём сжатия текста – обобщение-замену. Другими словами, заменим ряд однородных членов одним определением разные и согласуем его с существительным дожди. Кроме того, исключим вводное слово, так как вводные слова и конструкции всегда несут только добавочную информацию.
Возможен и другой вариант сжатия: отсечем главную часть сложноподчинённого предложения, чтобы не допустить речевого повтора конструкции я знал. Тогда полученное предложение будет простым неосложнённым – кратким, несущим только основную, обобщённую информацию.
10. Предложение №9 – сложная синтаксическая конструкция, т.е. предложение с разными видами связи. Из состава сложносочинённого предложения оставим только союз но. Далее включим в конструируемое предложение слово главное4, которое будет выполнять функцию главного члена нового предложения. Добавим часть придаточной части, которая непосредственно связана с главной мыслью текста автора. Распространённое определение отсечём, заменив его определением отличительные5 и согласуем его с существительным признаки (результат смотри в образце сжатого изложения данного текста).
11. Предложение №10 - простое, осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Хотя причастный оборот несёт дополнительную информацию, но именно в нём содержится обобщённо-выразительное выражение (слова) рассказывающие о дождях, непосредственно связанное с темой текста К.Г.Паустовского. Поэтому его необходимо включить в состав реконструируемого предложения.
12. Предложение №11 – сложноподчинённое, придаточная часть которого находится в середине главной, что осложняет приём сжатия предложения. Поэтому структуру сложноподчинённого предложения нужно сохранить, чтобы не допустить грамматической ошибки (нарушение структуры предложения). Но можно исключить второй однородный член с зависимыми словами, который несёт дополнительную, а не главную информацию, напрямую не связанную с главной мыслью текста.
Проверь себя:
1.[Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того] чтобы не потерять чувство [этого] языка, нужно [не только постоянное общение с людьми, но] общение с [лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком]. [2.Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.] 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий [в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.]
4.[В это лето] я узнал [на ощупь, на вкус, на запах много] слов, [бывших до той поры хотя и известными мне, но ] далёкими и непережитыми. [ 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове] заложена бездна живых образов.
7.Какие же это слова?
8.Я, [конечно,] знал, что ]есть дожди [моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни)].
9. Но [одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и]понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные[от признаков других дождей.]
10. Тогда [все эти] слова, рассказывающие о дождях, [крепнут], наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, [а не произносишь его машинально, по одной привычке]
Задание №3. Напиши сжатое изложение, используя Памятку к написанию сжатого изложения.
Чтобы не потерять чувство языка, нужно общение с окружающим нас миром. Случилось и у меня одно такое лето открытий.
Я узнал далёкие и непережитые слова, в которых заложена бездна живых образов.
Какие же это слова?
Я знал, что есть разные дожди.
Но главное понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои отличительные признаки.
Тогда слова, рассказывающие о дождях, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка "Как работать над сжатым изложением"
Памятка "Как работать над сжатым изложением"...
Образец работы над сжатым изложением по тексту В.М. Пескову при подготовке к ГИА
В данной разработке я показываю, какую провожу работу над сжатым изложением при подготовке к ГИА....
Работа над сжатым изложением
Работа над сжатым изложением...
Способы и приемы работы над сжатым изложением
Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. И дело не в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Из-з...
"Система работы над сжатым изложением как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации"
С введением ФГОС ООО одним из важнейших требований является нахождение, восприятие и обработка информации учащимися.Возникает проблема организации образовательного процесса, направленного на самостоят...
Методика работы над сжатым изложением
Методика работы над сжатым изложением...
Работа над сжатым изложением
Методика работы над сжатым изложением в ГИА....