Работа над сжатым изложением
статья по русскому языку (9 класс) по теме
Методика работы над сжатым изложением в ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galina_g._r._rabota_nad_szhatym_izlozheniem_.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Галина Г.Р.
Работа над сжатым изложением в рамках подготовки к итоговой аттестации в 9-х классах.
Сжатое изложение считается наиболее трудным заданием в ГИА. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения «...необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств».
Сжатое изложение проверяет:
1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
3) умение письменно передавать обработанную информацию.
Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Итак, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом. Какие же коммуникативно-речевые умения формируются при обучении сжатому изложению? Прежде всего, это:
∙ умение отобрать в исходном тексте основное и существенное;
∙ умение сокращать текст разными способами;
∙ умение правильно и логично излагать свои мысли,
∙ умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
В известны три основных способа сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) сочетание исключения и обобщения.
При исключении сначала выделяем главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убираем детали, объединяем существенное и составляем новый текст. Например: «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник-то, что находится под окном ; подушка - то , что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…» ;«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник- то, что находится под окном».
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Например: «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения»;«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от особенностей предложенного текста.
В методической литературе указаны основные требования, которым должно отвечать сжатое изложение:
∙ сохранение последовательности в развитии событий;
∙ наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
∙ использование по возможности грамматических форм, отличных от авторских;
∙ установление смысловой связи между предложениями;
∙ использование уместных, точных языковых средств обобщенной передачи содержания.
При работе над сжатым изложением ребята учатся приемам сжатия текста:
● Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части Исходное: Горизонт вдруг померкнул, прозрачность его исчезла, и небо как будто приблизилось к земле. «Сжатое»: Горизонт вдруг померкнул, и небо как будто приблизилось к земле.
● Сокращение отдельных членов предложения (вводных слов, вставных конструкций, обращений, присоединительных конструкций) Исходное: Помещённый в поглотительную коробку, уголь вбирал в себя отравляющий газ и выпускал уже чистый воздух, пригодный для дыхания. «Сжатое»: Помещённый в поглотительную коробку, уголь вбирал в себя отравляющий газ и выпускал уже чистый воздух.
● Перевод прямой речи в косвенную Исходное: Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» «Сжатое»: Он часто говорил, что я хороший и ему легко со мной.
● Разбивка сложного предложения на сокращенные простые Исходное: Поклонимся же ему, человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё и ещё раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб. «Сжатое»: Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим и скромным подвигом. Перед тем как выйти из булочной с кирпичиком тёплого хлеба, вспомним с сердечным участием о руках, вырастивших этот хлеб.
● Эллиптирование Исходное: Широки российские просторы. В недрах скрыты уголь, золото и медь. «Сжатое»: Широки российские просторы. В недрах – уголь, золото и медь.
● Грамматическая неполнота Исходное: В одной руке он держал удочку, а в другой держал кукан с рыбёшкой. «Сжатое»: В одной руке он держал удочку, а в другой – кукан с рыбёшкой.
● Бессоюзие Исходное: В библиотеке можно почитать и книги, и брошюры, и газеты, и журналы. «Сжатое»: В библиотеке можно почитать книги, брошюры, газеты, журналы
● Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты Исходное: Случается, что в морозный день синицы залетают в открытые форточки. Или в сени домов. Я приручал залетевших в мой маленький домик синиц, и они быстро в нём обживались. «Сжатое»: Случается, что в морозный день синицы залетают в открытые форточки. Я приручал залетевших в мой маленький домик синиц, и они быстро в нём обживались.
● Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Исходное: Можно сесть в кресло, зажечь маленькую лампу и неторопливо читать большую, долгую книгу, с которой прожил уже неделю, две, месяц, каждый раз продвигаясь на десяток страниц, каждый раз чувствуя все ближе жизнь ее героев. «Сжатое»: Можно неторопливо читать большую, долгую книгу, с которой прожил уже много дней, каждый раз продвигаясь на десяток страниц и чувствуя все ближе жизнь ее героев.
● Сокращение однородных членов предложения и замена их на обобщающее слово Исходное: Геологи, инженеры, техники, рабочие двинулись на штурм тайги, чтобы вырвать у неё заветную тайну Сибирской платформы – найти месторождение алмазов и обеспечить ими промышленность. «Сжатое»: Люди двинулись на штурм тайги, чтобы вырвать у неё заветную тайну Сибирской платформы – найти месторождение алмазов и обеспечить ими промышленность.
● Употребление термина без его определения Исходное: Глянцевитая плотная кожица толстого стебля кактуса, как кожица листа, пронизана микроскопическими отверстиями, регулирующими газообмен и испарение. «Сжатое»: Глянцевитая плотная кожица толстого стебля кактуса, как кожица листа, пронизана устьицами.
● Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи Исходное: Но шли и шли годы неутомимой чередой. Подкатила к тополю его старость. «Сжатое»: Но годы шли неутомимой чередой, и подкатила к тополю старость.
Таким образом, этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. На уроках отрабатываются различные приемы сжатия, но в изложении достаточно использовать один или два способа сжатия текста. Учащимся легче работать над сжатым изложением, используя памятку «Как работать над сжатым изложением» (рекомендации составлены по материалам пособия Морозовой И.Д.«Виды изложений и методика их проведения»)
1.Прочитайте исходный текст, определите его тему и главную мысль, выделите изобразительные средства выразительности.
2.Подумайте, кому будет адресовано ваше сжатое изложение. Какова его задача.
3. Прочитайте текст еще раз. Выделите в тексте все микротемы
4.Составьте план сжатого изложения (Помните: сколько микротем, столько пунктов в плане).
5.В каждой микротеме выделите главное, подчеркните авторские слова, которые обязательно надо будет включить в новый текст.
6.Отметьте то, что в микротеме можно опустить или объединить.
7.Подберите обобщающие слова и предложения.
8.Попытайтесь сжато пересказать текст, пользуясь планом.
9.Изложите сжато каждую микротему на черновике.
10.Перечитайте написанное. Выделите ошибкоопасные места в тексте, вспомните правила написания. Используйте в работе изобразительные средства выразительности.
11.Проверьте , есть ли речевые связки между предложениями и абзацами текста, соответствует ли абзацное членение микротемам, уменьшилось ли количество слов в вашем изложении по сравнению с исходным текстом, не нарушилась ли при этом целостность текста, все ли в нем будет понятно тому, кто будет читать ваше изложение?
12. Аккуратно перепишите текст в тетрадь.
Умение кратко и точно передавать информацию относится к числу обязательных общепредметных умений, и на данный момент, к сожалению, не все учащиеся могут одновременно правильно передавать основную мысль текста и сжимать его, не упуская при этом все ключевые моменты текста. Существуют некоторые упражнения для совершенствования учащихся выполнять информационную переработку текста при подготовке к ГИА в 9-х классах.
Упражнение № 1. Сверните предложение.
Примерно 25 % регулярных курильщиков умрет преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа смогли бы прожить на 10,15, а то и 20 лет дольше.
Правильный вариант: примерно 25 % курильщиков умрет преждевременно.
Упражнение № 2. Сократите предложение, оставив только главную мысль.
Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как паломничества туристов расположены в городе компактно, и сели вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.
Правильный вариант: лучше всего знакомиться с Лондоном пешком и с картой.
Упражнение № 3. Определите, где находится главная мысль текста.
Если вы нашли в лесу тропинку, определите сперва – не звериная ли. А то есть шанс выйти к водопою вместе с семейством лосей. Если ветки то и дело бьют вам в лицо и грудь, это значит, что дорожка протоптана зверями немедленно сойдите с нее: наши леса не амазонская сельва, но встречаться с лесными обитателями все равно опасно. Если столкнулись нос к носу с кем-нибудь крупнее зайца, стойте спокойно, дайте зверю уйти.
Правильный вариант: в конце текста в конце предложения.
Упражнение № 4. Прочитайте предложения и составьте с ними текст. Докажите, что это текст.
А) Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.
Б) Бойтесь пустого красноречия.
В) Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.
Г) А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли.
(Ответ: БАГВ)
Упражнение № 5. В тексте «перепутаны» абзацы. Запишите текст правильно.
А) Лодка тонула. В отчаянии люди выпустили на волю голубку. Птица не подвела людей. Она принесла на берег записку с координатами терпящих бедствие. Моряки были спасены.
Б) Люди изобрели телеграф, телефон и другие быстрые средства связи. Но некоторые до сих пор пользуются помощью голубей. Голубиная почта не исчезла совсем.
В) В Англии стоит памятник почтовой голубке. Маленькая птичка спасла жизнь морякам подводной лодки.
Упражнение № 6. Спишите текст, деля его на абзацы. У вас должно получиться три абзаца.
Багульник – болотное растение. Это кустарник с белыми соцветиями, которые очень похожи на зонтик. Лепестки цветов багульника настолько яркие, что сверкают даже ночью. Когда цветёт багульник, болото кажется в снегу. Даже зимой листья багульника не облетают и остаются зелёными. Он словно не замечает наступления морозов. Багульник коварен. Это растение ядовито, и от его запаха кружится голова. Растёт дурманящий кустарник по соседству с голубикой. Собирающие ягоды на болоте прозвали голубику «пьяникой». А виноват-то багульник!
Послетекстовые задания:
- Определите тип и стиль речи текста. Озаглавьте текст.
- Какой способ связи между первыми тремя предложениями?
Упражнение № 7. Внимательно прочитайте текст. Сколько в нём микротем? Озаглавьте каждую микротему.
Известное нам слово «цитата» происходит от латинского слова, которое означает «призывать в свидетели». Конечно, сейчас при цитировании никого в свидетели не призывают. Цитирование – это дословная выдержка из какого-либо произведения или чьей-либо речи. Это чужие слова, которые используются для подтверждения или пояснения своей собственной мысли. Это слова, которые не просто тебе понравились, но стали близкими, понятными, почти родными. Однако просто «присвоить» чужие мысли нельзя. При использовании цитаты необходимо указать автора слов, а сами слова заключить в кавычки.
Упражнение № 8. Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. Запишите сокращенный вариант предложений.
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Упражнение № 9. Прочитайте друг другу небольшие сообщения, перескажите их, проанализируйте степень полноты переданной информации друг другу.
Упражнение № 10. Прослушайте текст, прочитанный товарищем в медленном темпе, перескажите его, а затем запишите по памяти.
Во всех этих случаях сокращение текста может проводиться и другими способами, например заменой одних конструкций другими (передача диалога в форме косвенной речи), исключением отдельных слов, заменой сложных синтаксических конструкций более простыми.
При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста. Таким образом, главная задача сжатого изложения - научить детей в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка "Как работать над сжатым изложением"
Памятка "Как работать над сжатым изложением"...
Образец работы над сжатым изложением по тексту В.М. Пескову при подготовке к ГИА
В данной разработке я показываю, какую провожу работу над сжатым изложением при подготовке к ГИА....
Работа над сжатым изложением
Работа над сжатым изложением...
Способы и приемы работы над сжатым изложением
Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, оканчивая 9 классов, не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. И дело не в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Из-з...
"Система работы над сжатым изложением как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации"
С введением ФГОС ООО одним из важнейших требований является нахождение, восприятие и обработка информации учащимися.Возникает проблема организации образовательного процесса, направленного на самостоят...
Работа над сжатым изложением.
Работа над сжатым изложением в 9 классе....
Методика работы над сжатым изложением
Методика работы над сжатым изложением...