Тема самообразования 2014-2015
опыты и эксперименты по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Калинина Лариса Николаевна

Основная цель - научить школьников использовать родной язык как средство общения, средство познания себя в нем и приобщения к культуре, развивать в них умения грамотно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности можно на уроках, где в качестве главной единицы общения выступает текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu-2014-15.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Работа с текстом при подготовке к экзамену по русскому языку

(ОГЭ, ЕГЭ)»

Учитель: Калинина Лариса Николаевна

Учебный год: 2014-2015

Научить школьников использовать родной язык как средство общения, средство познания себя в нем и приобщения к культуре, развивать в них умения грамотно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности можно на уроках, где в качестве главной единицы общения выступает текст.

Мною собран большой текстовый материал. Чаще применяю фрагменты из произведений художественной литературы, используя также другие источники: материалы периодической печати, сборники текстов для диктантов и изложений, которые при необходимости адаптирую, иногда тексты составляю сама. Очень важно, чтобы на уроках звучала образцовая речь. Отбор текстов провожу, учитывая ряд критериев: тексты должны быть насыщенными с точки зрения орфографии и пунктуации, не только соответствовать изучаемой теме, но и давать возможность повторить изученный материал; являться образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении. Тексты использую разные по типам и стилям речи. С точки зрения содержания очень важно подбирать тексты разной тематики: о языке; о необходимости бережного отношения к слову, о произведениях искусства; о национальных традициях и культуре; о проблемах экологии и природе; об отношении к прошлому, настоящему и будущему; о патриотизме, героизме и т. п. Главное – как выражено содержание: несет ли текст нравственный потенциал, способен ли оказать эстетическое воздействие, воспитать хороший вкус. Работа с текстами разной тематики дает возможность учащимся накапливать материал, который может быть полезен при написании самостоятельных творческих работ, а также в качестве аргументов при написании части С2 ОГЭ и задания № 25 ЕГЭ. Подбирая тексты к урокам русского языка, стараюсь также учитывать тему предстоящих работ по развитию речи.

В 9-11 классах учащиеся уже обладают всеми необходимыми знаниями для комплексного анализа текста, все сведения обобщаются и систематизируются, ликвидируются пробелы в знании и теории, совершенствуются практические умения анализа текста, пополняются и углубляются знания об изобразительно-выразительных средствах: оксюморон, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора и т. п.

Существуют разнообразные формы и методы организации работы с текстом, из которых наиболее эффективными, на мой взгляд, являются следующие:

  • комплексный анализ текста;
  • самодиктант;
  • сочинение-миниатюра;
  • редактирование текста;
  • различные виды диктантов.

Комплексный анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Как самая крупная языковая единица, текст объединяет значение всех других единиц языка: звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Работа с текстом позволяет ученику проявить знания,  вырабатывает умения ориентироваться в языковом материале. Учащиеся, анализируя текст, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста можно проводить как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны присутствовать: знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

Примерный план анализа текста:

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Словарная работа.
  3. Тема текста.
  4. Основные проблемы в тексте.
  5. Тип текста.
  6. Стиль текста.
  7. Выразительные средства речи и их роль.
  8. Орфография и пунктуация в тексте.
  9. Виды разборов(задания предлагаются учащимся 5-9 классов).

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан. В своей работе над комплексным анализом я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями учащихся. Соответственно возрасту составляю текст и подбираю к нему задания.

В 5- 9 классах, когда учащиеся уже обладают  необходимыми знаниями, комплексный анализ текста все же вызывает у них некоторое затруднение, особенно когда надо определить стиль и тип речи, аргументируя свой выбор, найти языковые средства связи предложений в тексте и изобразительно-выразительные средства. Поэтому я считаю целесообразным проведение анализа текста частично - коллективно, частично - индивидуально.

Задание для коллективной и индивидуальной работы с текстом, а также домашнее задание подбираю и формулирую по аналогии с заданиями ОГЭ по русскому языку  за курс основной школы и ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы.

В 10-11 классах при организации работы по комплексному анализу текста преимущественно использую индивидуальную и групповую форму.

Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствует такой вид урока, как урок-исследование, который создает условия для проявления и развития индивидуальных исследовательских, творческих способностей школьников. Обязательными условиями работы на таком уроке является предоставление ученику возможности выбора (текста, заданий, справочного материала, формы выполнения работы), ориентация на диалог, создание атмосферы доброжелательности, когда поощряются самостоятельность, инициатива, творчество.

Уроки-исследования считаю эффективной формой усвоения и осмысления учащимися теоретических знаний, формирования практических навыков, а также формой контроля. Обязательным условием урока-исследования является общение: ученик – ученик, учитель – ученик. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения, благодаря созданию на разных этапах урока речевых ситуаций, а также применению современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, разноуровневого обучения).

Таким образом, систематическая работа с текстом на уроках русского языка создает условия для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучению, позволяя воспитывать свободную личность, обладающую субъективным опытом и реализующую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом и духовно-нравственном уровне.


Приложение 1

Говорят что содержание определяет форму. Это верно но верно и прот…воположное что от формы в извес…ной мере зависит содержание. (По) этому поговорим о форм… нашего пов…дения о том что должно войти в нашу пр…вычку и что то (же) должно стать нашим внутре…им содержанием.

        В разговоре с другими умейте слушать умейте пом…лчать умейте редко и (во) время пошутить. Зан…майте собой как можно меньше места (не) старайтесь быть «душой общества».

        Буд…те просты и снисх…дительны к своим (не) достаткам. (Не) страдайте от них. Хуже нет когда в человека разв…вается «комплекс (не) полноце…ости», а (в) месте с ним озлобле…ость (не) доброж…лательность к другим людям зав…сть. Человек т…ряет то что в нём лучш…е доброту.

        И ещё одно, и самое может быть важное буд..те правдивы. Стр…мящийся обмануть других прежде всего обман…вается сам. Лож… всегда выдаёт себя лож… всегда «чу…ствуется» и вы (не) только становитесь противны, хуже вы смешны.

        (Не) буд…те смешны! Правдивость же красива даже если вы пр…знаетесь что обм…нули перед тем по какому (либо) случаю и объ…сните почему это (с / з) делали. Этим вы исправ…те пол…жение. Вас будут уважать а вы покаж…те свой ум.

        Простота и «тишина» в человеке правдивость отсутствие пр…тензий в одежде и поведении… вот самая пр…влекательная «форма» в человеке которая становится и его самым эл…гантным «содержанием».

(По Д.Лихачёву)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тип речи.
  3. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания.
  5. Найдите в тексте многозначное слово. Определите его значение. Подберите примеры словосочетаний, где это слово выступает в других значениях.
  6. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Определите виды сложных предложений.
  7. Выпишите по одному слову: 1) с безударной проверяемой гласной в корне слова; 2) с безударной непроверяемой гласной в корне слова; 3) с чередующейся гласной в корне слова.
  8. Выпишите по одному слову: 1) с приставкой, правописание которой зависит от лексического значения; 2) с приставкой, правописание которой зависит от последующего звонкого или глухого согласного звука.
  9. Выпишите по одному глаголу 1 и 2 спряжения в форме настоящего времени единственного числа.

Приложение 2

        Язык самое выр…зительное чем человек обл…дает и если он перестан…т обращать вн…мание на свой язык а станет думать что он овладел им уже в достаточной мере он станет отступать. За своим языком – ус…ным и письме…ым – надо следить постоянно.

        И если вы хотите быть (по) настоящему интел…игентным образова…ным и культурным человеком то обращайте вн…мание на свой язык.

        Если вам пр…ходится часто публично выступать то прежде всего следите что (бы) ваши выступления (не) были дли…ыми. Следите за врем…нем. Это (не) обходимо (не) только из ув…жения к окружающим – это важно что (бы) вас поняли.

        Что (бы) выступление было интерес…ным все что вы говорите должно быть интерес…ным для вас. Если выступающий с интересом для себя рас…казывает или читает и аудитория это чу…ствует то и слушателям будет интерес…но.

        Пост…райтесь так что (бы) в вашем выступлени… (не) было просто цепи разных мыслей а что (бы) была одна, главная мысль которой должны быть подч…нены все остальные. Тогда вас будет ле…че слушать в вашем выступлени… окаж…тся тема слушатели будут догад…ваться к чему вы ведёте в чём вы хотите их убедить и будут с интересом слушать и ждать как вы сформулиру…те в конце вашу основную мысль.

        А уметь хорошо писать нужно (не) только писателю и учёному. Да (же) хорошо свободно и с извес…ной долей юмора написа…ое письмо другу характеризу…т вас (не) меньше чем ваша ус…ная речь. Через письмо дайте почу…ствовать себя своё распол…жение духа свою рас…кован…ость в обращени… к с…мпатичному вам человеку.

(Д.Лихачёв)

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тип речи.
  3. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания.
  5. Найдите в тексте многозначное слово. Определите его значение. Подберите примеры словосочетаний, где это слово выступает в других значениях.
  6. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Определите виды сложных предложений.
  7. Выпишите по одному слову: 1) с безударной проверяемой гласной в корне слова; 2) с безударной непроверяемой гласной в корне слова; 3) с чередующейся гласной в корне слова.
  8. Выпишите по одному слову: 1) с приставкой, правописание которой зависит от лексического значения; 2) с приставкой, правописание которой зависит от последующего звонкого или глухого согласного звука.
  9. Выпишите по одному глаголу 1 и 2 спряжения в форме настоящего времени единственного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»

Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...

План самообразования и повышения квалификации на 2014– 2015 учебный год.

Методическая тема:_____Развитие двигательных умений и навыков  школьников на уроках физической культуры  на основе психофизиологической диагностики. Каждый учитель должен стремиться к соверш...

Доклад по самообразованию (2014 – 2015 уч. г.). Тема: «Использование игровых моментов и дидактических игр на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП».

В докладе рассказывается о том, что игра является уникальным средством всестороннего развития личности ребёнка, особенно детей с недостатками слуха, источником усвоения самых разнообразных знаний и ум...

Приказы УО Администрации г.Когалыма Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013,2013-2014,2014-2015,2015-2016 учебном году

Приказ УО Администрации г.Когалыма Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в в 2012-2013,2013-2014,2014-2015, 2015-2016  учебном году...

План самообразования учителя биологии МАОУ «СОШ № 7» г.Когалыма на 2014-2015 гг.

План самообразования учителя биологии  Гаджимустафаевой Тамилы Шихмагомедовны, учителя биологии МАОУ «СОШ № 7» г.Когалыма  на 2014-2015 гг....