Карточки по теме "Частицы" 7 класс
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Полехина Елена Андреевна

Карточки по теме "Частицы" можно использовать для работы в 7 классе и при повторении темы в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Карточки по теме "Частицы" 7 класс28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки по теме "Частицы"

7 класс

96. Заключите в прямоугольник формообразующие частицы. Подчеркните глаголы, с которыми они употреблены. Определите наклонение глаголов.

1. Ехал бы далече, да болят плечи (поговорка). 2. Не отказался бы мой Мишка и от драки, да весь опутан сетью он. (И. Кр.) 3. Щепотки волосков Лиса не пожалей — остался б хвост у ней. (И. Кр.) 4. Да перестаньте болтать! 5. Давайте сосредоточимся на том, что нам предстоит. 6. Пускай, как стрелки в полдень, будут вместе веленья нашей совести и чести! (С. Марш.)

7. Пусть дом не будет знать обид,

  Обман забудет, брань и ссоры,

  Ненужные пустые споры,

  Пусть в нём согласие царит.

     98. Вставьте пропущенные буквы. Частицу НЕ, которая придаёт отрицательное значение предложению или слову, подчеркните; частицу НЕ, придающую положительный смысл предложению, заключите в прямоугольник.

1. Этот вариант нельзя было н... пр...нять во внимание. 2. Н... побывав в воде, плавать н... научиш...ся (пословица). 3. Онн... могн... отметить, что его попутчики были в этом деле отнюдь (н...) новички. 4. Счастливые часов (н...) наблюдают. (А. Гриб.) 5. Я (н...) могу (н...) восх...щаться прон...кнове...ной красотой народной песни хоровой. (О. Консгп.) 6. Я (н...) могу (н...) думать об этом. 7. Н... за свое дело (н...) берись, а за своим делом (н...) ленись (пословица). 8. Я (н...) люблю любое время года, когда весёлых песен (н...) поют. (В. Высоц.) 9. Упруга правда, часто гнё(т, ть)ся, однако (ни) когда (н...) б...ё(т, ть)ся; робка порой, но (н...) (с, з)даё(т, ть)ся. (О. Конст.) 10. Ель (н...) сосна: шумит (не) спроста (пословица).

100. Вставьте пропущенные буквы.

1. Н... кола н... двора, н... рогатого скота (поговорка). 2. А вы, друзья, как н... садитесь, всё в музыканты н... годитесь. (И. Кр.) 3. Сколько н... гремит гром, а всё замолчит (пословица). 4. Он н... ответил н... на один мой вопрос. 5. Как н... бодрись ворона, а до сокола далеко (пословица). 6. Сколько н... свети солнце на бурьян, на нём розы н... выр...стут (пословица). 7. Мы н... единого удара н... отклонили от себя. (А. Ахм.)8. Онн... разун... повысил голоса. 9. Кудан... взгляну, н... пойду я — жестокая память жива. (А Твард.) 10. Н... печали без радости, н... радости без печали (поговорка). 11. Что н... день, то новость, что н... день, то радость (поговорка). 12. Как мороз н... скрипуч, но н... больно могуч (пословица). 13. Когда-то здесь, в саду моём, р...ели две белые берёзы. Стояли рядом, и н... грозы, н... шквал им были н... почём. Н... страшны были им н... зной, н... град, н... ветер лед...ной. (О. Конст.)

101. Допишите устойчивые словосочетания, которые пишутся с НИ и не разделяются запятыми.
Ни жив        ни ответа _        ни больше        

ни стать                ни с того                ни брат _

ни свет                ни туда                ни дать _

ни рыба                ни два                ни слуху

ни пуха                ни там                ни то        

ни за что                ни взад        

 С 2-3 словосочетаниями составьте предложения:

102. Заполните таблицу частицами.

Модальные частицы

Значение частицы

Примеры частиц

Вопрос

Восклицание

Указание

Сомнение

Усиление

Уточнение

103. Подчеркните частицы, сверху укажите их значение.

1. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. (И. Кр.) 2. Именно в это время раздался звонок. 3. До чего же красивая бабочка! 4. Отдельные вершины даже летом сверкали белоснежными шапками. 5. Ведь ты б у нас была царь-птица. (И. Кр.) 6. Едва ли он свернул с дороги и пошёл напрямую по кустам и бурьянам. 7. А до цели оставалось почти три километра. 8. Вряд ли следовало идти этой дорогой. 9. А что за охотник без хорошего ружья? 10. Как поработала зима! 11. Вот этот дом, нам послуживший век, почти умеет пользоваться речью. (С. Марш.) 12. Разве я не добрый пёс, хоть и закорючкой хвост? (О. Конст.) 13. То не беркут ли кружится? Не гремучая ль змея проскользнула близ меня? (О. Конст.) 14. Звёзды низко, вот они. Только руку протяни, и огня ты их коснёшься. (О. Конст.) 15. Ум с хитростью лишь внешне схожи. (О. Конст.) 16. Вон как ярок вишни цвет. (О. Конст.)

104. Допишите предложения:

В разговорном стиле речи употребляются частицы        

        . Частицы        

используются в публицистическом стиле. В деловом стиле употребляется

105. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы; подчеркните частицы.

(Не) уже (ли) кто (то) выб...рет этот экз...мпляр? (Как) буд (то) с...ориентировался; повес...те (ка) г...рлянду; вряд (ли) он что (либо) извл...ч...т из этой истор...; кто (же) (с,з)береж...т; так (как) зад...ржалось пр...бытие поезда; потому (что) давным (давно) услыш...л это стари...ное пр...дание; (от) того (что) ...делал (точ...) в (точ...); (не) пр...су...ствовал (в) следстви... изм...нения с...туац...и; (в) виду того что пр...кр...тилась эпидемия; (как) только забормоч...т руч...и; однако (же) точ...но изобр...зил (по) памяти; ...кварель, (то) есть вод...ная краска; буд (то) (бы) предв...ри-тельный итог; едва (ли) (в) последстви... вспомн...шь об этом прои...шестви...; прыгни (ка) в ба...сейн; попробуй (ка) всё (таки) пройти всю д...станц...ю.

 Сделайте морфологический разбор любых 3-х частиц:        

 Составьте перечень орфографических правил, с которыми вы встретились при выпол
нении упражнения.  
        

 109. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, предварительно устно определив часть речи слов с НЕ.

(Не) трогайте цветы; (не) был в школе; (не) мог ответить; (не) играл (бы) в футбол; (не )умолкая (не, ни) на минуту; (не) чувствуя (ни) какой боли; (не) усво-.'.в предыдущего; (не) смотря мне в глаза; пошли в поход, (не) смотря на (не) погоду; (не) доумевая; ему (не) здорови(т, ть)ся; (не) будь ...гоистом; (не) навид...л лож...; -пиджак (не) папин; повадки (не) лис...и; чайник (не) фарфоровый; письмо (не) написано; волосы (не) распуще...ны; (не) нужно так говорить; (не) обязан отвечать; (ни) чуть (не) жаль.

111. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, предварительно устно определив часть речи слов с НЕ.

(Не) отта.Лвшая земля; (не, ни) чего (не) подозревающий па...сажир; (не) осве-щ…ная солнцем мес.ность; (не, ни)кем(не) замеч...ный гриб; (не) ра...считывающий (же, ни) на чью помощ...; ветка (не) слом..на; тучи, (не) предвещавшие (ни, не) чего хорошего; (не) доумевающий взгляд; мука (не) просе..на; книга (не) опуб-ликова...на; (не) решённая задача по математике,.; хорош... ра...счит...ный удар;

        

(не) скомк…. ные, а ...куратно сложенные бумаги; (не) срез..ные,  а сорв…ные цветы; (не) встреч...ный мною друг; (не, ни) чего (не) понимающий зверёк; полы (не) покрашены; (не) краш...ная краской скамья; вовсе (не) продум...ное решение; (не) заселё..ные дома на окраине; (не) распечат...ный, закле.,.ный конверт; (не) обладающий тактом; (не) пр..рекаемый авторитет; (не) сдерж...ваемая плотиной вода;   деревья (не) спил..ны; (не) зату.хающая (не, ни) на час буря; на столе (не) пр...бра...но; (не) выносимая духота.

112. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

А. На столе (не) было н... пылинки; (н...) мог (н...) думать о победе в соревнова-ни...; (н...) мало (не) сомневался в успехе; (н...) считаться н... с ч...ими интересами; (не, ни) чем (не) мог помоч...; ему нельзя (не, ни) в (чём) довериться; (не, ни) к кому (не) обращался; (н...) знал н... правил, н... формул; нет покоя н... днём, н... ночью; как н... трудно, а сделать надо; нельзя н... гордиться его успехами в спорте; ...дание оказалось (н...) чем иным, как библиотекой; (н...) чем иным она (н...) интересовалась; (н...) шелохнё(т, ть)ся н... кустик, н... веточка; что н... сделает, всё хорошо; как н... старался, всё напрасно.

Б. 1. Где только он (н...) бывал! 2. Где он только н... бывал, всюду его встречали торжестве...но. 3. Если (н...) посмотриш... в параграф, сделаешь ошибку. 4. Куда н... посмотришь, всюду порядок. 5. Каких только стран он (н...) видел! 6. Каких стран он н... видел? 7. Сделать это надо (во) что (бы) то (н...) стало. 8. Он чувствовал себя как н... в чём н... бывало. 9. Н... где н... души. 10. Кругом н... травинки, н... кустика. 11. Как сильно н... была она уд...вле...на, пор...ж...на, но ей н...-что (не) изм...нило. (А П.) 12. Степь кругом, куда н... кинь взор. Н... на одном холсте, н... в одной карти...ной га...лере... художник н...когда (не) вид...л такой пляски света. (А Рогожкин)

113. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Обозначьте графически постановку знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах. Перечитайте текст, озаглавьте его.

Последи.. .й вое.. .ной осенью я стоял на посту ВОЗЛЕ пушек в (не) болып.. .м польском городк... . (Не) ожид...но в доме (НА) ПРОТИВ разд...лись звуки органа. От ЭТОГО дома при бомбёжк... отв... ли лось (пол) стены ОБН...ЖИВ нарисов...ных на ней св...тых и мадонн.

До самых потёмок глазели на меня они. И (от) чего (то) (не) ловко было мне за себя за людей под этими ук...ряющими взглядами. И сейчас (нет) нет да и вы-хват...ва...т ещё память печальные лики. Мне к...залось тогда, что они (то) же слушают и (по) своему (не) (по) земному понимают музыку, которая напоминала мне детство.

 Музыка разбередила мои воспоминания. Да она так (же) как в д...лёкую ноч... детства хв.. .тала за горло но (не) выж.. .мала до слёз (не) прор.. .стала жалостью. Она зв...ла куда (то) заставляла что (то) делать что (бы) потухли эти пожары что (бы) люди (не) ютились в г...рящих развал... нах что (бы) небо (не) под брас... вал о взрывами.

(По В. Астафьеву)

Разберите морфологически выделенные слова:

114. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Перечитайте текст, озаглавьте его.

Всем извес...на пр...т...гательная сила родн...ков. (Н...) один путник (н...) может пройти мимо что (бы) (н...) остановй(т, ть)ся (н...) пр...пасть к студё...ной воде. И (н...) где: н... в людных местах н... в глухой тайге — родник (н...) остаё(т, ть)ся (н...) замеч...ным, к нему всегда есть тропа. Он нужен (н...) только людям но и зверям. Люди издавн... стремились пользова(т, ть)ся родн...ками с.лясь (во) круг них сохр...няли их и обустра...вали.

(По А. Порядину)
 Определите основную мысль текста:        

 Определите стиль речи, укажите,его признаки в тексте:

115. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.      

По пис...ме...ным источ...никам мы можем проел...дить развитие нашего языка за ТЫСЯЧУ лет. За это время произошло множество изм...нений: из СЕМИ типов склонений (да ещё со многими вариантами) образ...валось три, вместо трёх чисел (единстве...ное, двойстве...ное, множестве...ное) нам извес...но только два, во множестве...ном совпали ИЛИ выт...снили (друг) друга разные падежные окончания, во множестве...ном числе почти перестали разл...ча(т, ть)ся существительные мужского, среднего и женского рода... (Б. Колесов)

Определите основную мысль текста:           ,        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки для 7 класса

данный материал поможет по вариантам на базе связного текста проверить знания своих учеников...

инструктивная карточка география 7 класс атмосфера

7 классТема: АтмосфераИнструктивная карточка1.     Внимательно прочитайте текст учебника на с.33-34.2.     Выпишите в тетрадь определение парникового эффекта.3....

Презентация:"Визитная карточка 5 в класса"

В презентации представлен 5 в класс МБОУ СОШ №24.Поставлены воспитательные задачи на текущий год....

May I go out? (карточки для 5 класса )

Карточки для учеников 5 класса к учебнику Биболетовой М.З. Enjoy English....

Визитная карточка ученика 5 класса для школьного конкурса "Ученик года"

Визитная карточка ученика 5 класса для участия в школьном конкурсе"Ученик года". Визитная карточка рассчитана на 6 -7 минут, включает рассказ обучастнике конкурса и песню ( фонограмма песни "Песня пер...

Грамматическая карточка для 5 класса

Грамматическая карточка для 5классаТема: Артикль1.Stelle den richtigen Artikel ein.( Вставь правильный артикль.) I вариант1.Das ist  …  Mutter.   … Mutter ist gut.2. Da...

Обобщающий урок по теме "Лицо города - визитная карточка страны" 7 класс

Урок включает в себя разные виды работы - чтение, аудирование, говорение, письмо. Урок сопровождаеся показом презентации....