Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Горячева Наталья Юрьевна

Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_6_klass.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1996

«СОГЛАСОВАНО»                                                «УТВЕРЖДАЮ»                  

Заместитель директора                                            Директор  

__________Е.В. Сухаревская                                   __________А.В. Адамич

«____» июня  2015 г.                                                «____» июня 2015 г.

                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                               на 2015-2016 учебный год

     Предмет: спецкурс «Анализ текста. Развитие читательской грамотности»

     Класс: 6 «Е»

     Рабочая  программа спецкурса по русскому языку

     Учебные пособия:

  1. Зайцева О.Н. Рабочая тетрадь Задания на понимание текста. 6 класс.
  2. Долгова О.  Чтение. 6 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения.

     Количество учебных часов в неделю: 1 ч.

                                                                 Составитель: Горячева Наталья Юрьевна

                                                                                         учитель русского языка и литературы

   Рассмотрено на заседании методического объединения

   учителей русского языка и литературы

   Протокол № 1 от «____» июня 2015 года

   _____________   И.А.Бурдуковская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности».

При проведении международных исследований PISA введено определение понятия «читательская грамотность»: «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься целенаправленным чтением для расширения своих знаний и возможностей, участия в социальной жизни». Таким образом, образовательный стандарт, принятый в Российской Федерации, и международные тестирования   сориентированы на оценку овладения учащимися читательскими умениями как наиболее значимыми метапредметными умениями для учебной и социальной жизни ученика.

Требования ФГОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения  учебных программ по всем предметам средней школы.

           В результате изучения всех без исключения предметов  выпускники средней школы приобретут навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют  навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

По результатам  диагностических работ по изучению грамотности чтения выделено 3 уровня сформированности читательских умений в соответствии с динамикой формирования способов деятельности:

Уровень 1 -  общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте информации, представленной в   явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи).

Уровень 2 - глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.

Уровень 3 -  применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов.

Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.

Основная задача курса - научить ребёнка понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.

Курс  рассчитан на 34 часов, изучается в 6 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).

Содержание курса включает следующее:

- поиск информации и понимание текста;

- преобразование и интерпретация текста;

- критический анализ и оценка информации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СПЕЦКУРСА

В результате изучения спецкурса у обучающихся планируется сформировать три группы  умений.

1. Поиск информации и понимание текста

Учащийся научится:

  • определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
  • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
  •  выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
  • объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.

2. Преобразование и интерпретация информации

Учащийся сможет:

  • обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.

3. Критический анализ и оценка информации

Учащийся получит возможность научиться:

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность   информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебные задания, обеспечивающие формирование читательской грамотности, связаны с данными группами умений.

Организация целостной работы по формированию читательской грамотности школьников невозможна без проектирования урока и системы учебных заданий на основные группы читательских умений.

Объектом педагогического проектирования являются педагогические процессы, педагогические ситуации, направленные на формирование у школьников универсальных учебных действий.

При формировании читательских умений необходимо:  

  • включать задания, для выполнения которых требуется не столько вычленить информацию, заданную в явном виде, сколько интерпретировать, преобразовать, оценивать,
  • организовывать текстовую деятельность учащихся на основе заданий, требующих аргументировано, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста,
  • уделить особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста,
  • использовать задания, построенные  на сопоставлении информации из нескольких источников,
  • формировать критический взгляд на достоверность информации,
  • использовать тексты различных видов, в том числе схемы, таблицы, графики, учить работать с затекстовой информацией (сноски, приложения и т.д.),
  • включить текстовую деятельность в урок на предметах естественнонаучного цикла как обязательную составную часть образовательного процесса,
  • обучать различным видам чтения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 часа)

Тема:

Часы:

Статус урока:

1.

Поиск информации и понимание текста

11

1.1.

Определение главной темы и общей цели или назначения текста

1

1.2.

Различение темы и подтемы специального текста

1

Практическая работа

1.3.

Выделение главной и второстепенной информации текста

1

1.4.

Поиск информации, явно заданной в тексте

1

Практическая работа

1.5.

Выстраивание последовательности описываемых событий

1

1.6.

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов

1

1.7.

Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию

2

Самостоятельная работа

1.8.

Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

1

1.9.

Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов

1

1.10.

Проверочная работа по формировнию читательской грамотности №1

1

Контрольная работа

2.

Преобразование и интерпретация информации

11

2.1.

Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов

2

2.2.

Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно

2

Практическая работа

2.3.

Установление связей, не высказанных в тексте напрямую

1

2.4.

Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции

2

Самостоятельная работа

2.5.

Сопоставление разнхе точек зрения и разных источников информации по заданной теме

1

2.6.

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач

2

Самостоятельная работа

2.7.

Проверочная работа по формировнию читательской грамотности №2

1

Контрольная работа

3.

Критический анализ и оценка информации

12

3.1.

Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире

2

3.2.

Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения

2

Самостоятельная работа

3.3.

Обнаружение недостоверности получаемой информации

1

3.4.

Нахождение путей восполнения пробелов в информации

1

Практическая работа

3.5.

Решение на основе текста учебно-практических задач

1

3.6.

Диагностика читательской грамотности. Контрольная работа

1

Контрольная работа

3.7.

Анализ ошибок, допущенных в работе

1

3.8.

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного. Практическая работа

1

Самостоятельная работа

3.9.

Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов

2

Практическая работа

Всего:

34

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Качество усвоения материала выявляется с точки зрения полноты знаний, умения применять их в разных ситуациях, выбора рациональных средств для выполнения заданий, степени развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), коммуникативных умений.

Учитель фиксирует проблемные области в работе, удачные методы и приемы, анализирует, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из  программы спецкурса.

Учащийся может установить, каковы реальные результаты его деятельности, что усвоено прочно, а что нуждается в углублении и повторении.

По усмотрению педагога, ведущего спецкурс, может использоваться текущий, тематический контроль, рейтинговая система оценки.  

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp

  1. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.

  1. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm

  1. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf

  1. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/

  1. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.

  1. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.

  1. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.

  1. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.

  1. Романичева Е.С. «Понимание всегда чревато ответом»: о смысловой составляющей знания // Русская словесность, №2, 2007, стр. 7.

  1. Самыкина, С. В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников / С. В. Самыкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011.– Т. 13. – № 2 (4). – С. 831-836.

  1. Серебренникова, А. Л. Интеграция уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла / А. Л. Серебренникова // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 197-204. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. Pdf

  1. Степанов Н.М. Мастерские интерпретации текста // Начальная школа плюс до и после, № 11, 2006, стр. 37.

  1. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

  1. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметные компетенции / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – Режим доступа: www. eidos. ru/news/compet/html

  1. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.

  1. Ященко Н. Ю. Формирование читательской компетенции учащихся среднего и старшего звена на уроках литературы / Н. Ю. Ященко // Социальная сеть работников образования nsportal. ru, 2011. – Режим доступа:http://nsportal. ru/shkola/literatura/library/formirovanie-chitatelskoi-kompetentsii-uchashchikhsya-srednego-i-starshego


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

Рабочая программа спецкурса по литературе "Тайный мир текста".

Актуальность программы курса заключается в том, что анализ  текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкост...

Выступление на методическом объединении "Развитие читательской компетенции на уроках литературы"

Здесь я делюсь опытом использования некоторых форм и приёмов для развития читательской компетенции на уроках литературы. Все приёмы в данном выступлении найдены мной на просторах Интернета....

Развитие читательских компетенций в семье и школе.

Сегодня, в век глобальной информатизации, внедрения компьютерных инноваций, становится чрезвычайно острой проблема развития подрастающего поколения. Самая читающая некогда нация превращается в нечитаю...