Материал для подготовки к ОГЭ-9
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Туниева Марго Аветисовна

В данном разделе содержатся материал для подготовки к ОГЭ-9.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грамматический уровень языковой системы

Грамматика – совокупность закономерностей  какого-либо языка, регулирующих правильность построения слов, высказываний, текстов.  Без грамматики не могут быть созданы ни слова со всеми их формами, ни словосочетания, ни  предложения, ни высказывания и тексты. Грамматику принято разделять на два раздела:

МОРФОЛОГИЯ – наука о словах как частях речи, правилах их изменения, формах слова.

СИНТАКСИС – учение о грамматических формах словосочетаний и предложений, о правилах сочетания слов в предложении

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Например, в словаре нашего языка есть глагол «войти». Как мы поймем, что говорящий хочет побудить кого-то к действию с помощью этого глагола? Говорящий будет использовать для этого форму повелительного наклонения: «войди», «войдите» или «пусть войдет». В первом случае для выражения повелительного наклонения использовано такое средство. Как формообразующий суффикс  –и-, во втором для выражения множественного числа – окончание –те. А в третьем  грамматическим средством является частица «пусть»: именно она «создаёт»  форму повелительного наклонения.

Грамматика изучает строй предложения. В зависимости от использования модели предложения, в нём можно увидеть разные оттенки мысли.

Сравним два предложения: 1) Я вижу решение; 2) Мне видится решение. Смыслы, выраженные в этих предложениях, близки, но, с точки зрения грамматики, это совсем разные предложения. Первое – двусоставное, в нем есть активный деятель - я. Второе – односоставное  безличное, в котором нет и не может быть активного деятеля. Получается, что человек, произносящий первое предложение, мыслит себя активным и ответственным за это решение, а во втором это решение будто бы не принято сознательно, а родилось подспудно, навеяно извне, помимо воли говорящего.

Еще пример. Сравним два предложения: 1) Он музыкант; 2) Он, кажется, музыкант. Второе предложение осложнено вводным словом, и в этой конструкции выражена мысль вероятная, тогда как в первой – нейтральная констатация факта.

Для выражения разных значений в грамматике есть целый арсенал средств – грамматических средств, к которым относятся:

  • окончания: пишет – пишете – пишем; волк – волки;
  • формообразующие суффиксы: приукрасить – приукрасил;
  • приставки: наилучший, наихудший;
  • ударение: трАвы – травЫ;
  • вспомогательные слова: «Пусть всегда будет солнце!», буду думать;
  • порядок слов: Мать любит (кого?) дочь; Дочь любит (кого?) мать;
  • особые служебные слова, нужные как для выражения отношений между членами предложений, так и между предложениями: Если будет дождь,  я раскрою зонт (отношения условия между частями сложноподчиненного предложения выражены союзом) и др.

Особые модели предложений могут передать значение противопоставления: Не свободный, а подневольный труд ( [не о, а о … ]); причины и следствия: Я полил грядку, потому что дождя не было ( [… ], (потому что …)); сравнения: Всё небо усеяно мириадами огоньков, словно кто-то пролил звёздное молоко ( [… ], (словно …)); перечисления: Берёзы пожелтели, клёны нарядились в оранжевую пелерину, рябины покрыл багрянец ( [… ],  [… ],  [… ]) и др.

Именно структура предложений, их грамматический строй помогает нам понять, какие именно смыслы, отношения между словами стремится выразить автор в этих фразах.

Обращает на себя внимание использование автором двух деепричастий: вглядевшись (сов. вид) и вытягивая (несов. вид). Почему автор использовал деепричастия разного вида? Ответ прост: Роберт Грей заметил медвежонка после того, как вгляделся. Автор хотел показать, что добавочное действие, выраженное деепричастием совершенного вида, завершено до наступления действия, выраженного глаголом-сказуемым заметил: сначала вгляделся, а потом заметил. Действия же, выраженные деепричастием вытягивая и глаголом-сказуемым шипел, осуществляются одновременно, так как несовершенный вид деепричастия указывает на незавершённость действия. Ещё одним интересным грамматическим средством этого текста является окончание -ой в существительном трубочкой, которое стоит в творительном падеже. Это окончание говорит о том, что автор применяет сравнение: он сравнивает вытянутые губы с трубочкой.

(1) Было воскресенье. (2)В такие дни в доме царил обычно праздничный покой. (З)Пахнет пирогами, сдобой, жареным и пареным. (4)Крашеные полы, лавки, стёкла в окнах поблёскивают особой свежестью. (В. Савин)

В этом фрагменте обращает на себя внимание использование безличного предложения 3, с помощью которого автор хочет подчеркнуть отсутствие активного деятеля (будто действие совершается не по воле человека, а само собой). В первом и втором предложениях мы видим инверсию — обратный порядок слов, когда сказуемое предшествует подлежащему. Это позволяет усилить внимание читателей к существительным: воскресенье, покой.

(1)Рассвет только чуть брезжил. (2)В низинах вокруг стана над лесом стлался молочный туман. (З)Острые вершинки елей, казалось, торчали из воды. (В. Савин )

Грамматическим средством этого отрывка является использование глаголов прошедшего времени, что позволяет автору показать, что описываемая картина имеет место в прошлом. В предложении 3 имеется вводное слово казалось-, его использование указывает на то, что вершинки ели не торчали из воды, а лишь создавали впечатление торчащих оттуда.

Если взять набор слов, то мы поймём значение каждого, но не поймём мысль, потому что эти слова не организованы с помощью грамматических средств в предложение: ворона, ель, взгромоздиться, уж, было, собраться, да, призадуматься, а, сыр, рот, держать. Мысль будет ясной, только если выстроить эти слова в предложение. Сделать мысль ясной и точной, а речь связной — вот задача грамматики!

Синтаксические явления и их возможная роль в тексте:

  • словосочетания с разными видами связи (В отличие от слова, словосочетание называет предметы, действия и признаки более конкретно, расчлененно (предмет и его признак — новая школа, действие и место его осуществления — работает на заводе, признак и область его проявления — богатый талантами) Согласование — это связь, с помощью которой имя прилагательное (и все другие слова со свойствами этой части речи) обнаруживает свою зависимость в составе словосочетания: большой http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-002.jpg, большая http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-001.jpg, большое http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-003.jpg, мой http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-002.jpg, второй http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-002.jpg, строящийся http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-002.jpg. Управление — это связь, с помощью которой имя существительное (и другие слова со свойствами этой части речи) обнаруживает свою зависимость в составе словосочетания: http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/20-002.jpg на заводе, http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-004.jpg в школе, http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-005.jpg с фабрики. Примыкание — это связь, с помощью которой наречие, деепричастие и неопределенная форма глагола обнаруживают свою зависимость в составе словосочетания: очень http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/19-004.jpghttp://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-002.jpgсегодня, http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/20-002.jpg давно, http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-006.jpg помочь, http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/images/22-007.jpg молча..);
  • предложения по цели высказывания (Вопросительные предложения 1) формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение  человека к природе? 2) образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению: В чём высшее  наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству );
  • предложения по эмоциональной окраске;
  • однородные члены предложения («Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы»);
  • обособленные члены предложения (В художественной литературе обособленные определения чаще всего употребляются при описании портрета или характеристике лица, предмета, явления. Кроме этого,  они выполняют следующие функции:  1) выражение добавочного высказывания (добавочное действие, условия или время основного действия): Создавая новую книгу, часто забываешь о предыдущей; 2) пояснение, уточнение: Направо, недалеко от центральной улицы, стоял этот дом; 3) выделение, ограничение: В доме никого не было, кроме своих; 4) присоединение: Глаза так и светились – от счастья;5) сравнение, уподобление: Лето в этом году было сырое, как осень );
  • вводные слова и предложения ( 1)Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и т.д; 2)Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др. 3) Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и др.)
  • вводные (вставные) конструкции («Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вставная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы.»)
  • обращения ( 1) Средства речевого этикета («Уважаемый Иван Александрович!»); 2) Средства речевой характеристики героя («Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка!»); 3) Риторические обращения усиливают речевую выразительность текста);
  • простые и сложные  предложения (простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями. Сверкнул луч солнца. Всё  вокруг преобразилось.  Сверкнул луч солнца, и всё  вокруг преобразилось. Когда сверкнул луч солнца, всё  вокруг преобразилось. )
  • разные типы сложных предложений (сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные) позволяют выразить последовательность или смысловую зависимость простых  предложений в составе сложного;
  • прямая речь (высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п.)
  • косвенная речь (обычно воспроизводит только содержание чужого высказывания, подлинные слова и выражения говорящего лица претерпевают те или иные изменения);
  • диалог (это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику. В художественной литературе диалоги выступают как яркий стилистический прием, средство оживления рассказа. В диалоге обычно раскрываются характеры. Он - средство создания образа, причем этот образ воплощает в себе подробное описание внешнего и внутреннего облика персонажа.

Синтаксические средства выразительности

  • Риторические вопросы;
  • Риторические восклицания;
  • Синтаксический параллелизм;
  • Анафора;
  • Инверсия;
  • Парцелляция;
  • Многосоюзие\бессоюзие;
  • Градация

Примеры высказываний

Вариант 13: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться предложение».

                                                                    Ираида Ивановна Постникова

Вариант 30: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают».      Георгий Владимирович Степанов 

Вариант 31 : «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».                                Поль Рикёр 

Вариант 34:      «Некоторые ученые даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».          Андрей Александрович Мирошниченко

Вариант 1: «В языке есть…слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».  

                                                                          Лев Васильевич Успенский  

Вариант 9:   «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».  

                                                                         Лев Васильевич Успенский  

Вариант 17:  «Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».

Н. Шамфор

Пример сочинения-рассуждения

   Лев Васильевич Успенский  утверждает: «В языке есть…слова. В языке  есть…  грамматика.  Это –  те  способы,  которыми  язык пользуется,  чтобы  строить  предложения».  Докажем  этот  тезис  на материале прочитанного текста.

   В тексте автор использует обращение.   Обращение   раскрывает  представление  о  герое,  т.е.  выполняет  оценочную  функцию. Например: «Нет, дорогой, позвони мне на работу».  

  Единицами грамматики являются однородные члены,  функция которых  перечисление  признаков,  предметов,  с  их  помощью  можно передать  одновременность,  последовательность  действий.  В предложении 40 однородные определения позволяют увидеть разные признаки  предмета  («..слишком  длинные  и  слишком  короткие звонки»).  

  Итак,  мы  доказали,   что  правильное   использование грамматических  единиц позволяет автору точно реализовать  замысел произведения. ( 93 слова)



Предварительный просмотр:

  Изобразительно-выразительные средства (тропы)

Метафора – «скрытое сравнение», перенесение значения по сходству (Костёр рябины красной, сонное озеро города, вранья холодный дым, серебряная ложка луны).

Эпитет - образное определение предмета или действия, обладающее особой выразительностью и выражающее чувства автора к изображаемому предмету. Чаще всего эпитеты - прилагательные и наречия (роща золотая, жемчужный иней,тёмная судьба, мармеладное настроение, цветастая радость).

Аллегория – иносказание.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов признаками и

свойствами человека (Поют деревья, блещут воды, любовью воздух растворен…).

Фразеологизм - устойчивые сочетания слов.

Гипербола – преувеличение, усиление какого-либо признака, свойства предмета или лица («Пройдёт – словно солнцем осветит! Посмотрит – рублём подарит!»(Н.Некрасов); «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна» (Н.Некрасов)).

Парцелляция - расчленение фразы на части или даже на отдельные слова («С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего» (Г.Успенский), «Флёров - всё умнеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже» (М.Горький)).

Сравнение (сравнительный оборот) - сопоставление одного предмета с

другим.

Лексика разговорного стиля - слова, используемые в повседневно-

бытовой сфере общения.

Антитеза – противопоставление явлений и понятий («Смерть и бессмертие, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто» (М.Лермонтов)).

Оксюмоорон – сочетание противоположных по значению слов («Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль»; «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг» (М.Лермонтов)).

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте однго и того же слова. Как правило. С помощью этого приема в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя ( «Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза» (С.Есенин)).

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или по убывающей значимости («Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза» (В.Солоухин)).

Примеры высказываний:

  1. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А.А. Зеленский
  2. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина
  3. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков
  4. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Георгий Яковлевич Солганик
  5. «Нет таких звуков, красок, образов, мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский
  6. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мысли и чувств различные языковые единицы?». Борис Николаевич Головин
  7. «Русский язык…обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко

Пример сочинения.

Известный лингвист Александр Иванович Горшков утверждал: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Под выразительностью, я думаю, автор понимает изобразительно - выразительные средства языка, которые служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображения действительности.

Во-первых, чтобы показать состояние Алексея и тети Груни, А. А. Лиханов использует в тексте эпитеты «бешеного приступа», «легкие слезы» (1, 10 предложения). Во-вторых, сравнение «слов, мягких, как хорошая повязка» (предложение 6) передает заботливое отношение пожилой женщины к раненому.

Таким образом, я доказал, что изобразительно-выразительные средства своей смысловой формой производят впечатление. (96 слов)



Предварительный просмотр:

Лексический уровень языковой системы

Лексика  исследует особенности слова, словарный состав, происхождение и употребление отдельных слов, а также типы и значение устойчивых словосочетаний.

  • Лексика – совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка.
  • Слово как лексическая единица – основной объект изучения лексикологии, т.е. изучаются значения слов, их происхождение, стилистическая окраска, сфера употребления и т.д.

Классификация основных понятий лексики

Прямое значение слова – это его основное значение. Например, имя прилагательное золотой обозначает «сделанный из золота, состоящий из золота»: золотая монета, золотая цепочка, золотые серьги.

Переносное значение слова – это его вторичное, неосновное значение, которое возникло на основе прямого. Золотая осень, золотые кудри – имя прилагательное в этих выражениях имеет другое значение – переносное («похожий на золото по цвету»). Золотое время, золотые руки – в этих примерах прилагательное имеет переносное значение – «прекрасный, счастливый».

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий: скрепя сердце, бить баклуши, кот наплакал. Во фразеологизме. В отличие от свободного словосочетания, лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом.

Лексическое значение фразеологизмов близко лексическому значению одного слова, поэтому фразеологическое сочетание можно заменить каким-либо словом, например:  бить баклуши –  бездельничать, за тридевять земель – далеко, надул губы – обиделся, на скорую руку – быстро, небрежно: ни свет ни заря – очень рано, зарубить на носу – запомнить, как в воду глядеть – предвидеть и т.п.

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, например, у фразеологизма тёртый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм-синоним стреляный воробей.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения.

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса:

  • Многозначность
  • Лексика с точки зрения стилистической окраски
  • Слова одной тематической группы
  • Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.)
  • Лексика с точки зрения происхождения
  • Лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы)
  • Синонимы, антонимы, омонимы
  • Фразеологизмы
  • Тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, гипербола и др.)

Роль лексических явлений в тексте!!!

Разговорная и просторечная лексика – средство речевой характеристики героя («Сымай одежду-то - сушить будем,» - проворчал старик.), средство выражения авторской оценки («Где-то рядом верещала гармошка…»)

Синонимы помогают избежать неоправданных повторов, служат для связи предложений в тексте, уточняют, конкретизируют содержание понятия.

Антонимы позволяют показать противоположности, противоречия, создают антитезу.

Устаревшие слова служат для воссоздания колорита эпохи («Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами»), для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности («На уважении к слову и зиждется здание русской словесности»), для создания комического эффекта, иронии («Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками»).

Фразеологизмы афористично, кратко и ёмко выражают мысль («Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний»), выражают авторскую оценку изображаемого («Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает»). Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Например, в предложении «Книги ждут собеседника, который придет отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».

Примеры высказываний, относящиеся к разделу «Лексика»

  1. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин

  1. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский

  1. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Илья Наумович Горелов

  1. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Из учебника русского языка

(1) Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звездочка, достал из бокового кармана сигарету и, раскурив ее в затишке, за кабиной, продолжал отрешённо глядеть на бегущую встречь дорогу.

(2) Великая Русская равнина в этих местах постепенно начинала холмиться, подпирать небо косогорами, отметки высот уже уходили, пожалуй, за двести метров и выше. (3) В глубокой древности эту гряду холмов так и не смог одолеть ледник, надвинувшийся из Скандинавии. (4) Он разделился на два языка и пополз дальше, на юг, обтекая гряду слева и справа.

(5) И, может быть, не случайно на этих высотах, не одоленных ледником, без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасенные народы могли бы начать новое летосчисление. (6) Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен сначала в междуречье Днепра и Дона, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот. (7) В августе сорок третьего, будучи молодым лейтенантом, тогда еще просто Сашей, он заскочил на несколько дней домой и успел захватить следы этого побоища на южном фасе. (8) К маленькой станции Прохоровке, куда был нацелен один из клещевых вражеских ударов, саперы свозили с окрестных полей изувеченные танки – свои и чужие. (9) Мертво набычась, смердя перегоревшей соляркой, зияя рваными пробоинами, стояли они рядом, образуя гигантское кладбище из многих сотен машин. (10) Среди него можно было и заблудиться. (11) Дядя Саша курил на ветру, оглядывал высоты, ныне дремлющие под мирными нивами.

(12) Тогда, в Прохоровке, дожидаясь попутной машины домой, на сахарный завод, дядя Саша долго ходил среди танковых завалов. (13) Знойный августовский ветер подвывал в поникших пушечных стволах, органно и скорбно гудел в стальных раскаленных солнцем утробах. (14) Но и мертвые, с пустыми глазницами триплексов танки, казалось, по-прежнему ненавидели друг друга. (15) Дядя Саша разглядывал пробоины, старался распознать, кто и как обрел свой конец.

(16) Теперь этого танкового кладбища нет. (17) Оно распахано и засеяно, а железный лом войны давно поглотили мартены. (18) Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, и только по холмам остались братские могилы.

(19) Дядя Саша, иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, как трактористы стороной обводят плуги, оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни и как пастухи, выгоняя гурты на жнивье, не дают скотине топтать куртинки могильной травы. (20) Лишь иногда просеменит меж хлебов к такому месту старушка из окрестной деревни, постоит склоненно в немом раздумье и, одолев скорбь, примется выпалывать с едва приметного взгорка жесткое чернобылье, оставляя поласковей,  понежнее: белый вьюнок, ромашку, синие цветы цикория, а уходя – перекрестит эту траву иссохшей щепотью. (21) Случалось, дядя Саша и сам нечаянно набредал на такой островок, где в жухлой осенней траве среди пашни охотно ютились перепелки, и подолгу задерживался перед ржавой каской, венчавшей могильное изголовье. (22) Иногда сидел здесь, усталый, до самой вечерней зари, наедине со своими мыслями, смотрел, как печалью сочатся закаты над этими холмами, и казалось ему, будто зарытые в землю кости все прорастают то тут, то там белыми обелисками и будто сам он, лишь чудом не полегший тогда во рву, прорастает одним из них...

 (По Е.Носову)

Смердя, зияя, обрел – устаревшие слова, показывающие исторический масштаб и важность битвы, её последствий

Набычась, распознать, ружьецом, просеменит, травку – разговорная просторечная лексика, позволяющая увидеть, что герой рассказа – простой деревенский человек, просеменит, травку – оценочные разговорные слова, с помощью которых автор выражает своё уважительное, немного умильное отношение к старушке.

Поглотили, плешины, сочатся – многозначные слова в переносном смысле создают более яркий образ огромных и мощных заводских печей («железный лом войны давно поглотили мартены»), позволяют увидеть сходство лишенной растительности земли и человеческой головы, лишенной волос («оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни»), передают одушевление явлений природы, тоскующей и страдающей, как человек («печалью сочатся закаты»).



Предварительный просмотр:

Памятка по написанию сочинения на лингвистическую тему

Ученый-энциклопедист П.А. Флоренский советовал дочери: «Когда читаешь… отдавай себе отчет в построении произведения, в особенностях языка… Надо понимать, как сделано произведение, все в целом и в отдельных элементах, и для чего оно сделано именно так, а не иначе. Тогда ты увидишь, что различные особенности произведения, даже такие, которые сперва могут показаться недостатками, недочетами, капризами автора, на самом деле имеют цель… Иное кажется сперва случайным, но когда вдумаешься, то увидишь его необходимость, увидишь, что иначе было бы хуже».

Абзац

Композиционная часть

Содержание

Требования критериев оценки сочинения

Возможные шаблоны

1

Вступление (Тезис)

Возможно цитирование высказывания. Обязательно привести на теоретическом уровне свое рассуждение, раскрывающее понимание высказывания.

  • Назвать упоминаемые в цитате языковые явления (разделы языкознания) и раскрыть их роль в речи.
  • Следить за соблюдением фактической точности

Автор сказал: «…».

«…», - утверждает известный лингвист (писатель и пр.) …

Действительно, …

2

Основная часть (Доказательства)

Доказать своё понимание высказывания на примере текста. Привести 2 примера наличия языковых явлений, назвать их и указать их конкретную роль в данном тексте.

  • Обязательно 2 примера из данного текста
  • Слова процитировать, на предложения указать
  • Примеры должны соответствовать тезисам, т.е. иллюстрировать названное языковое явление
  • Обязательно указать роль в этом тексте
  • Соблюдать логику в высказывании.
  • Быть точным в употреблении терминов
  • Примеры без тезиса не засчитываются

Для доказательства обратимся к примерам из текста. Во-первых, для создания (раскрытия и т.п. – назначение средства) … автор использует … (назвать средство, например, эпитеты, разговорную лексику, вводные слова и т.п.)

В предложении № автор использует …, которые позволяют ему…

Во-вторых, для того чтобы передать …, автор использует …

3

Заключение (Вывод)

Подвести итог своим рассуждениям.

Вывод должен соответствовать первоначальному тезису и доказательствам.

Можно перефразировать высказывание ученого.

Таким образом, мы убедились в истинности высказывания …

Автор (цитаты), безусловно, был прав в том, что …

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов (высказывание ученого или писателя не учитывается). Обязательно наличие 3 абзацев (деление на 4 допускается). Цитаты заключать в кавычки. Вводные слова желательно использовать и обособлять запятыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

A4. Укажите ошибочное суждение 1. В слове ЗДРАВСТВУЙ согласный звук [ в ] не произносится. 2. В слове ТЫСЯЧ согласный [ ч ’] является мягким. 3. В слове ЧТОБЫ первый согласный звук – [ ш ] . 4. В слове ПОЯВИЛСЯ количество звуков и букв совпадает.

Слайд 2

А5. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне. Заспешил Холодная Деревья О враг

Слайд 3

А6. В каком слове правописание приставки НЕ определяется правилом: «В приставках на З-С перед звонкими согласными пишется - З, а перед глухими согласными - С» 1. Разбудил 2. Сделать 3. Вспомнил 4. Распускала

Слайд 4

А7. В каком слове правописание суффиксов определяется правилом: «В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида пишется –Н – » ? 1. Знание 2. Серебряный 3. Мышиный 4. Серебрёный

Слайд 5

В3. Выпишите грамматическую основу Всю красоту проспишь, соня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для подготовке ЕГЭ по математике

Этот материал позволит проверить знания учащихся для подготовки к ЕГЭ....

методический материал по подготовке к ЕГЭ

Пример написания сочинения-эссе с аргументами "ЗА" и "ПРОТИВ" (в помощь учащимя для подготовеи к ЕГЭ ....

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...